Многообещающий визит
Президент Белоруссии Александр Лукашенко анонсировал свой визит в Китай, поражающий длительностью. Это стало ещё одним доказательством особого статуса крепнущих белорусско-китайских отношений. За последнее время государства достигли впечатляющего скачка во взаимном товарообороте, который вырос почти вдвое.
Белорусская экономика наращивает свои поставки на практически безграничный китайский рынок. Таким образом, Китай уже сейчас обеспечивает работой огромное количество белорусов. Минск не намерен останавливаться на достигнутом, и собирается расширять масштабы сотрудничества.
С 28 февраля по 2 марта президент Белоруссии находится с визитом в Китае. «Данный визит станет продолжением многолетнего курса на выстраивание отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с Китайской Народной Республикой», – заявили в администрации Лукашенко. В Пекин он поехал для того, чтобы встретиться с председателем КНР Си Цзиньпином, с высшими должностными лицами, руководством ведущих китайских корпораций и подписать большой пакет документов по развитию отношений в ключевых сферах.
В центре внимания – вопросы развития торгово-экономического, инвестиционного и гуманитарного сотрудничества, реализация совместных масштабных проектов, взаимодействие в политической сфере, реагирование на наиболее острые вызовы в современной международной обстановке.
В прошлый раз Лукашенко и Си Цзиньпин встречались в сентябре 2022 года на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде. Тогда они приняли совместную декларацию о выводе отношений на новый уровень – всепогодного и всестороннего стратегического партнерства. Нынешний же визит президента Белоруссии в Китай поражает своей длительностью. Ведь подобного рода визиты в подавляющих случаях однодневные, а если речь идёт о гигантских расстояниях с множеством часовых поясов – а сейчас именно такой случай – двухдневные. Но президент Белоруссии летит на четыре дня – что свидетельствует о том гигантском объеме работы, что он наметил проделать в Китае. Но это и не удивляет, если учесть тот уровень экономического взаимодействия, которого достигли Белоруссия и Китай.
Обратимся к фактам. 17 февраля в Пекине прошёл белорусско-китайский инвестиционный форум. Представленные там цифры говорят сами за себя: в 2022 году уровень инвестиций, поступивших в Белоруссию из КНР, вырос в 1,8 раза. «За прошлый год наш товарооборот достиг рекордных 5,8 млрд долларов. Экспорт белорусских товаров в Китай практически удвоился и составил 1,6 млрд долларов. Число аккредитованных отечественных предприятий и нацеленных на активную работу на китайском рынке подошло к отметке в две сотни. По итогам 2022 года в реализацию проектов в Беларуси китайские инвесторы вложили свыше 100 млн долларов. С участием компаний КНР воплощено в жизнь более сорока проектов. Реализация еще двадцати перспективных проектов в настоящее время отрабатывается», – поведала в ходе форума заместитель министра экономики Белоруссии Алеся Абраменко.
Причём, как отмечает другой замминистра экономики Дмитрий Ярошевич, на достигнутом белорусы останавливаться не собираются. «По экспорту в Китай у нас планы амбициозные. Планируем вырасти в этом году на 15%. Китай, в принципе, безграничный рынок, туда можно расти бесконечно. Вопрос лишь грамотно это все туда завести, преподнести», – отмечает Ярошевич. И добавляет, что Китай остается важным стратегическим партнером Белоруссии и в плане инвестиций. «Мы планируем с ними около двадцати инвестиционных проектов. Конечно, точка притяжения для китайских инвесторов – индустриальный парк "Великий камень". Мы уже приближаемся к отметке в 1 млрд долларов», – сообщил Ярошевич.
Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» – особая экономическая зона со специальным правовым режимом, расположенная в 25 км от Минска. Приоритетные для парка направления – машиностроение, электроника и телекоммуникации, биотехнологии, фармацевтика, новые материалы, логистика, электронная коммерция, хранение и обработка больших объемов данных.
В парке постоянно регистрируются все новые резиденты, сейчас их более ста. Только в 2022-м в «Великом камне» появились девятнадцать новых резидентов. Один из последних – ООО «Бел-Норд Логистикс», учредителем которого является китайская логистическая компания, входящая в число крупнейших в регионе Внутренняя Монголия. «Великий камень» ей понадобился в качестве складской базы для автоперевозки товаров по маршруту Китай-Европа.
Уже в этом году «Великий камень» зарегистрировал семь новых резидентов. «Льготы, преференции и комфортные условия для ведения бизнеса, предоставляемые отечественным законодательством, в 2022 году привлекли в "Великий камень" девятнадцать новых резидентов, а в 2023 году – уже семь. Общее же их количество – сто семь резидентов с планируемым объемом инвестиций в 1,3 млрд долларов», – рассказали в белорусском Минэкономики. Там проинформировали, что предприятия, зарегистрированные в «Великом камне», хорошо сработали по итогам 2022 года – в полтора раза вырос объем производства, в 1,3 раза – экспорт, в 1,9 раза – выручка от реализации продукции, в 2,4 раза – чистая прибыль. Наконец, налоги, сборы и платежи, уплаченные в бюджет и внебюджетные фонды, увеличились в 2,2 раза.
Начальник управления инфраструктуры развития Минэкономики Ольга Бондарь сообщила, что в этом году работа по дальнейшему совершенствованию специального правового режима парка с акцентом на реализацию новых высокотехнологичных проектов (в том числе в области традиционной и инновационной китайской медицины) будет продолжена. «Перспективные проекты также планируется реализовать в логистике, электронной коммерции, тонкой химии, биотехнологиях, приборостроении, НИОКР, в других сферах. Например, буквально вчера новым резидентом парка стало ООО "Бел-Норд Логистикс". Компания планирует реализовывать проект в сфере международной электронной коммерции и организации автоперевозок по маршруту Китай – Европа. Эта инициатива также поможет в решении важнейшей стратегической задачи – расширении присутствия белорусской продукции на китайском рынке», – подчеркнула Бондарь, добавив, что «Великий камень» ждёт новых резидентов.
Ещё одна новость – по итогам 2022 года сумма сделок, совершённых китайскими компаниями на торгах Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ), возросла на 14% и составила около 53 млн долларов. Выросло и число участников из Китая – с 67 до 113, два из которых имеют статус биржевых брокеров. В прошлом году через биржевую площадку в Китай из Белоруссии поставлялись пиломатериалы, рапсовое масло, сухое молоко, искусственная кожа и синтетические волокна. В свою очередь белорусские предприятия приобретали на БУТБ изделия из черных металлов китайского производства и соевый шрот.
Положительная динамика объемов белорусско-китайской биржевой торговли была достигнута благодаря активной работе по привлечению на биржевые торги резидентов КНР, а также за счет создания благоприятных условий для представителей китайского бизнеса.
Белорусская универсальная товарная биржа уточняет, что в прошлом году была упрощена процедура аккредитации, предоставлена возможность расчетов по сделкам в китайских юанях, организована консультационная поддержка на китайском языке. «Кроме того, в течение 2022 года регулярно проводились специальные экспортные торговые сессии, ориентированные на рынок КНР, что позволило китайским импортерам покупать белорусскую пилопродукцию с доставкой в удобные для них пункты на территории Китая. Следующая спецсессия запланирована на 1 марта 2023 года», – рассказали в пресс-службе БУТБ.
В России заслуженным успехом пользуется продукция белорусского пищепрома – магазины белорусских продуктов можно найти в РФ практически повсеместно. В настоящее же время белорусские пищевики завоёвывают и Китай.
«Сейчас большое внимание уделяем рынку Китая, в частности, по экспорту колбасных изделий, ветчины, птицы, говядины. Планируем и дальше вести с ними переговоры по расширению ассортимента», – подчёркивает министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Игорь Брыло. Глава госконцерна «Белгоспищепром», в своё время немало постаравшегося для того, чтобы получить доступ к рынку КНР, Олег Жидков рассказывает, что два флагманских предприятия кондитерской отрасли СОАО «Коммунарка» и СП ОАО «Спартак» уже имеют представителей на территории Китая. Это свидетельствует о растущем спросе на белорусскую продукцию – как у китайского потребителя, так и у китайского бизнеса.
Что достойно подражания – белорусские пищевики не только везут в Китай свои продукты, но и готовы производить специальные изделия, предназначенные строго под вкусы именно китайского потребителя и никого больше.
«Большая часть Китая – это европоориентированное население с собственной культурой, многовековыми традициями и оригинальными вкусовыми предпочтениями. Поэтому перед нами, как производителями, стоит задача не только произвести качественный белорусский продукт, соответствующий государственному стандарту пищевой безопасности КНР, но и адаптировать его под вкусовые предпочтения жителей Китая», – рассуждает Олег Жидков.
По его словам, концерн ведёт очень большую работу для того, чтобы максимально точно подстроиться под вкусы китайцев. «Для изучения спроса и большего понимания китайского потребителя мы до пандемийного 2020 года принимали участие во всех китайских международных выставках. В 2022 году наша продукция была представлена на пятой Китайской международной выставке импорта в Шанхае. В рамках презентаций мы обязательно устраиваем дегустацию продукции, чтобы потенциальные потребители оценили вкус и качество наших товаров. Что касается вкусовых предпочтений, то наши технологи всегда проводят анализ целевой аудитории и изучают предпочтения потенциальных покупателей. Прежде чем выйти на новый рынок, придумываем, что можно разработать уникальное. Добавить перца в апельсиновый джем или, например, конфеты с пониженным содержанием сахара произвести – наши предприятия готовы к любым экспериментам», – рассказывает глава «Белгоспищепрома».
Одним из главных примеров успешного сотрудничества является действующий в окрестностях Минска завод по сборке легковых машин Geely, заработавший десять лет назад. Это огромное, успешно развивающееся предприятие.
Правда, прошлый год с его геополитическими встрясками оказался для завода непростым. Предприятию даже пришлось с 16 марта до 1 апреля 2022 г. приостановить свою работу – причиной стало нарушение логистических цепочек. Впрочем, в представительстве Geely пообещали, что «производство будет возобновлено по мере поступления необходимых для сборки автомобилей комплектующих» – и выполнили свое обещание.
Сейчас предприятие вновь заработало в нормальном режиме. «Мы за 2022 год произвели 24 833 автомобиля. Это меньше, чем в 2021 году, когда было выпущено 30 000 авто. Все это влияние перенастроек, которые в течение года нужно было проводить. Мы с этими задачами в полной мере справились только в четвертом квартале», – рассказал на пресс-конференции в феврале 2023 года гендиректор СЗАО «БелДжи» Геннадий Свидерский. Теперь завод вновь намерен выходить на рост объёмов производства. Можно сказать, что предприятие «БелДжи» символизирует и белорусско-китайское экономическое сотрудничество в целом – объёмное, амбициозное, устремлённое в будущее.
?>