Крымский экспорт: «блокада» прорвана
По данным крымских экономических ведомств, к середине февраля этого года внешнеторговыми партнерами Крыма стали не менее 40 стран ближнего и дальнего зарубежья. Против, примерно, 30-ти стран в 2020 году Среди них Китай, Япония, ОАЭ, Иран, Индия, Оман, Вьетнам, Казахстан, Таджикистан и др.
Ассортимент поставляемых за рубеж крымских товаров сегодня превышает 100 наименований. При этом главные факторы конкурентоспособности крымской продукции прежние — это её высокое качество и гибкая ценовая политика крымских предприятий-экспортеров.
Достаточно сказать, что, к примеру, экспорт зерновых (включая муку) и растительных масел из Крыма в 2022 году превысил 340 тыс. тонн. Это почти на треть больше, чем в 2019-м. Основные поставки этих товаров приходятся на Северную Африку и Ближний Восток. Поскольку ожидается дальнейший рост крымского экспорта, а мощностей портов Крыма может не хватить для его перевозки, в первом квартале этого года в соседних Краснодарском крае и Ростовской области будут запущены новые маршруты из Крыма к портам этих регионов. В текущем году экспорт крымских зерновых и растительных масел ожидается весьма весомый: как минимум, до 350 тыс. тонн.
10 февраля Севастопольский Центр поддержки экспорта впервые стал победителем в номинации «Прорыв года» — ежегодного рейтинга «Российского экспортного центра» (РЭЦ). Губернатор Севастополя Михаил Развожаев рассказал, что «на экспортные поставки в 2022-м- начале 2023-го гг. выведены 15 новых производителей промышленной продукции, работающих в Севастополе и примыкающем к нему районе». Промышленный ассортимент экспорта включает в себя продукцию судостроения, химпрома, оборудование для пищепрома. Причем объем севастопольского экспорта в 2022 г. в 6 раз превысил показатель 2021-го.
В текущем году запланированы крымские и севастопольские бизнес-миссии более чем в 20 стран СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки. Это ли не свидетельство растущей роли нашего Крыма во внешнеэкономических российских связях!
Примечательно и то, что по итогам недавних переговоров бизнес-структур Белоруссии и Севастополя, белорусским предприятиям в 2023-24 гг. будет впервые поставляться высокотехнологичная продукция севастопольского химпрома: нефтеполимерная смола, полиуретан и смежные изделия. По оценке Александра Гринкевича, представителя белорусской делегации, экспортно-промышленный потенциал Севастополя огромен. Если раньше отношения развивались больше в сфере туризма, то теперь, Севастополь привлекателен и своими производствами. Заметим, в этой связи, что продукция химпрома российского Крыма уже не первый год присутствует на рынках более чем 20 стран.
Растет зарубежный спрос и на продукцию крымского чаеводства: в 2023 г. объем экспортных поставок крымского чая, по оценкам местных профильных экспертов, увеличится примерно на треть в сравнении с 2022 г. Прежде всего, речь идет о разных сортах крымского травяного чая, обладающих высокими лечебными свойствами. География экспорта чайной продукции Крыма включает примерно 30 стран, среди которых Китай и ОАЭ, Иран и Узбекистан, Белоруссия и Сирия, Ливан и Иордания...
«Крымские чаи очень востребованы. Только за прошлый год их поставки выросли на 46%: основные рынки сбыта — Беларусь, Казахстан, Китай, ряд стран Ближнего Востока», — уточняет министр экономического развития Крыма Дмитрий Шеряко.
Крым производит и экспортирует в настоящее время более 30 видов чая. Травяное чаеводство на полуострове (в основном, в предгорных районах) известно, в буквальном смысле, с незапамятных времен.
Здесь изготавливают и смешанные виды чая — с традиционным чайным листом. Но, поскольку его в крупных объемах на полуострове не возделывают (ввиду природно-климатических факторов), чайный лист в Крым доставляется из Вьетнама, Китая, Индии, Шри-Ланки, Японии и Южной Кореи.
Успехи крымского экспорта обусловлены весомой государственной поддержкой экономики региона. Так, на комплексное развитие АПК Крыма в 2023 году из регионального бюджета и госбюджета выделено, в целом, свыше 4,5 млрд рублей — почти на 11% больше чем в прошлом.
Общий объем госбюджетного финансирования федеральной программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя в текущем году достигнет 100 млрд руб.
Как уточняет премьер-министр Крыма Юрий Гоцанюк, в 2022 году «на финансирование госпрограммы по Крыму СВО никак не повлияла: были выделены обещанные 72 млрд руб. На 2023-й предусмотрено 100 млрд».
Так что тщетные попытки санкционной блокады Западом российского Крыма приводят, как видим, к прямо противоположным результатам.
?>