Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 апреля 2024
«Круговорот» хлопка на рынке

«Круговорот» хлопка на рынке

Реэкспортный бизнес губителен для экономики России
Алексей Балиев
04.09.2020
«Круговорот» хлопка на рынке

В связи с распадом СССР текстильный комплекс России оказался вынужденным закупать хлопковое сырье исключительно за инвалюту. В том числе, из бывших «братских» республик Центральной Азии и Азербайджана. Но при сохраняющейся зависимости РФ от импорта более чем на 90%, российский торговый бизнес немалую часть этого сырья вот уже который год перепоставляет более чем в 40 стран.

Сырье это реэкспортируется, в основном, в страны дальнего зарубежья. Хлопок ежегодно дорожает, а потому хлопкореэкспортный бизнес становится достаточно прибыльным. Хотя дефицит этого сырья на текстильных предприятиях самой России после 1991 года экспертами оценивается как минимум в 30-35%. Что, разумеется, снижает и без того невысокую загрузку российских текстильных мощностей.

Общая доля Центральной Азии и Азербайджана в импорте РФ хлопка по-прежнему весома, превышает 60%. Однако эти поставки сокращаются ввиду, во-первых, нехватки инвалютных ресурсов у компаниий/предприятий-импортеров. А во-вторых — все эти страны-поставщики, согласно решениям их правительств, сокращают экспорт сырья, взамен наращивая производство и поставки готовой текстильной продукции.

Скажем, власти Узбекистана — крупнейшего поставщика хлопкового сырья — еще в 2016-м объявили о планах прекратить экспорт хлопка-сырца не позже 2022 года. Это, по мнению президента Союзлегпрома А. Разбродина, «способно нарушить издавна отлаженные взаимосвязи в этой отрасли между РФ и Узбекистаном, что, в свою очередь, может отразиться в целом на двусторонних отношениях. В том числе, рискует повлечь за собой ответные ограничения Москвы на импорт других узбекистанских товаров».

Правда, внутри- и внешнеэкономические реалии вынуждают Узбекистан и другие «хлопковые» страны экс-СССР повременить с реализацией подобных решений. Тем не менее экспорт сырца все же сокращается в рамках местных программ по индустриализации текстильной и смежных отраслей.

Ввозится в РФ хлопок-сырец за инвалюту также из многих стран дальнего зарубежья — таковых не менее 25-ти (как и в советский период).

Но в любом случае, ввиду невысокого платежеспособного спроса в РФ на многие виды продукции легпрома, особенно высококачественной и потому дорогостоящей, инвалютные закупки хлопка, да еще дорожающего, окупаются в единичных случаях. Потому и возникает соблазн частично перепродавать это сырье, в основном, по мировым ценам.

Причем перепродаваемое из РФ хлопкосырье используется для производства готовой продукции, предназначенной, в том числе, и для российских потребителей. Естественно, что такой «круговорот» хлопка приводит к преобладанию на внутрироссийском рынке продукции зарубежного легпрома.

Динамика вывоза из РФ импортируемого хлопкового сырья за последние годы такова: в 2015 и 2016 гг. — соответственно 49 и 44 млн долл., в 2017 г. — 63 млн, в 2018-м — 54 млн., только в первом полугодии 2020 г. — 29 млн долл. То есть, налицо рост поставок.

А кто же получатели? За первое полугодие 2020 г. таковых не менее 40 стран. Притом 27 — это страны дальнего зарубежья. Так, во втором квартале с.г. максимальный показатель в этом сегменте — по Белоруссии: поставлено на 7,6 млн долл. Здесь, правда, преобладают поставки по совместным кооперационным проектам (двусторонним и в рамках ЕАЭС).

Но, к примеру, на Украину во втором квартале с.г. было поставлено из РФ хлопкосырья более чем на 1,7 млн долл., в страны Балтии — более чем на 600 тыс. долл., в западноевропейские страны Евросоюза — не менее чем на 400 тыс. долл. Среди получателей этой «российской» продукции с начала 2010-х, например, Босния и Герцеговина, Венгрия, Молдова, Монголия, ОАЭ, Сербия, Чехия. Среднегодовые экспортные поставки из РФ — от 15 до 25 тыс. тонн.

В то же время на Нижнем Поволжье, в Ставрополье, Дагестане, в Крыму (а также в участвующей в ЕАЭС Армении) с начала 2010-х реализуются или дорабатываются проекты по восстановлению и развитию хлопководства, директивно прерванного в тех регионах (в основном, усилиями среднеазиатского хлопкового «лобби») на рубеже 50-60-х гг. Ряд текстильных комбинатов, например Камышинский, один из крупнейших в Поволжье, перерабатывает нижневолжский сырец.

Но, по самым оптимистичным оценкам, хлопковый спрос российского легпрома за счет южнороссийского сырца может быть обеспечен, самое большее, на 15%. Так что государству целесообразно было бы как-то «умерить» аппетиты реэкспортного бизнеса.

Ситуацию, по мнению многих профильных экспертов, способна изменить межгосударственная интеграционная программа в рамках ЕАЭС по комплексному развитию хлопководства и хлопкопереработки в ЕАЭС-регионе.

И что же? По данным Евразийской экономической комиссии (2019 г.), «...обладая благоприятными климатическими условиями и с учетом благоприятной мировой конъюнктуры, Казахстан и Кыргызстан могут существенно нарастить производство хлопчатника и продукции его переработки, расширить объёмы экспортных поставок и взаимной торговли государств-членов ЕАЭС на этом рынке». Тем не менее пока что «по итогам состоявшегося обсуждения вопроса на заседании экспертов государств-членов Союза, принято решение о нецелесообразности подготовки в настоящее время проекта рекомендации Коллегии Комиссии по развитию сотрудничества в хлопководстве»...


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..