Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 июня 2024
Каспийский вызов Западу

Каспийский вызов Западу

В развороте России на Восток решающим становится Каспийское направление
Алексей Чичкин
16.11.2023
Каспийский вызов Западу

К концу 2023 года российские порты Каспийского бассейна обеспечили рекордный объем перевозок внешнеторговых и транзитных грузов. За 10 месяцев с.г. этот показатель возрос более чем на 40%. Причем всё большее число стран используют эти порты и примыкающие к ним магистрали для торговых связей с Россией и другими странами Евразийского союза. Тем самым транспортный комплекс Каспийского региона РФ обретает решающую позицию в Восточной внешнеэкономической стратегии России.


Как отмечает вице-премьер России Александр Новак, привлекательность каспийских портов РФ и связанных с ними артерий для зарубежья обусловлена тем, что «доставка грузов из Санкт-Петербурга, скажем, через Каспий и Иран в индийский порт Мумбаи занимает немногим больше 10 суток. В то время как в обход России – через Средиземное море и Суэцкий канал – маршрут занимает не менее 30-ти суток».

По данным правительства Астраханской области и Минтранса РФ, столь высокие показатели грузовой работы каспийских портов стали возможны благодаря увеличению их мощностей за последние четыре года. В приоритете на ближайшее время – ускоренное развитие мощностей и дальнейшее расширение специализации портов региона по разным видам грузов. Речь идет о портах Астрахань, Оля, Солянка (Астраханская область) и Махачкала (Дагестан).

Кроме того, в 2024-27 годах планируется создание новых портов в регионе: это Каспийск (Дагестан) и Лагань (Калмыкия). Внешнеторговые и транзитные грузопотоки там растут ускоренными темпами.

Хотя Запад пугает введением санкций против государств и бизнес-структур, сотрудничающих с Россией, всё большее число стран игнорируют эти риски. По имеющимся данным, к концу текущего года каспийские порты России, как и связанные с ними железные дороги и транскаспийские паромы, регулярно станут использовать более 30 стран.

Это Индия и Пакистан, Иран и Ирак, Таиланд и Вьетнам, Китай и Мьянму, страны Аравийского полуострова, Закавказья, почти все страны Центральной Азии.

порты и основные артерии в Каспийском бассейне.jpgОбусловлено это сравнительно невысокими транзитными расценками в российской части Каспийского бассейна, разветвленной железнодорожной сетью между Прикаспийским и Черноморским регионами/портами РФ, а также внедрением электронного документооборота в таможенной сфере, ускоряющего процедуры. Что, в свою очередь, заметно сокращает простои грузовых поездов на пограничных пунктах и в портах.

По мнению министра дорог и городского развития Ирана Мехрдада Базарбаша, всё более тесное сотрудничество с Россией по развитию транскаспийских маршрутов и их эксплуатационные возможности «способствуют тому, что всё большее число стран Азии используют эти маршруты для торговли не только с Россией».

В качестве примера министр называет коридор от иранских портов на побережье Индийского океана (Бендер-Аббас, Чабехар) – через Иран и Каспийское море – до российских портов в этом бассейне. Причем «это только один из многих вариантов сотрудничества в Каспийском регионе с такой большой страной, как Россия».

Нелишне напомнить, что для развития торговых связей Европы с Ираном и Южной Азией Прикаспийский регион используется, можно сказать, с незапамятных времён. Именно здесь был когда-то центральный участок международного торгового пути «Из варяг – в персы». А с созданием российско-иранской железной дороги в начале XX века каспийские порты России стали главными перевалочными пунктами в торговых связях Южной Азии с Европой.

Этот коридор в советский период бесперебойно работал до конца 1980-х. Армяно-азербайджанский конфликт заблокировал его почти на 20 лет. Но в начале 2000-х Россия, Азербайджан и Иран стали активно развивать транскаспийский маршрут – то есть, географически отдалённый от конфликтных Нагорного Карабаха и примыкающих к нему районов. В результате к концу 2023-го доля российских портов на Каспии и связанного с ними коридора через Иран превысила 60% в торговле РФ с Индией, Пакистаном, Шри Ланкой, Ираком, странами Аравийского полуострова.

Подтверждает значимость каспийских портов РФ и всего транскаспийского маршрута и то, что к нему в текущем году подключились, несмотря на угрозы коллективного Запада ввести санкции против этих стран, порты и судоходные компании Объединенных арабских эмиратов, Саудовской Аравии, Бангладеш, Мьянмы и Шри Ланки.

Тем временем антироссийские санкции оборачиваются бумерангом теперь не только для Евросоюза. Прекращение торговых связей ЕС со странами Южной Азии и, в целом, бассейна Индийского океана через каспийские порты РФ и Ирана привело к тому, что эти связи обходятся теперь по транспортным затратам вдвое дороже.

Ибо приходится использовать сверхдальний маршрут – через Средиземное море и Суэцкий канал. А для Великобритании, Норвегии и Исландии отказ от транзита через РФ-Иран обернулся удорожанием перевозок в «Индийский» бассейн и обратно почти втрое.

Многие западные аналитики всерьез озабочены сложившейся ситуацией. Например, датский экономист Кнууд Ларсен считает, что «замораживание» транзита в Азию через черноморские и каспийские порты России «ущербно для Скандинавии и всего ЕС, но не только из-за затратности пути в обход РФ». А еще и потому, что теперь основной маршрут – через Суэцкий канал и далее Красное море – «буквально напичкан пиратскими флотилиями, что делает этот обходной путь ещё и опасным для международной торговли».

Словом, Каспийский регион России и примыкающие к нему артерии становятся основным комплексным звеном во внешнеэкономических связях не только РФ, но и – многих других стран. Пресловутые же санкции Запада бессильны против этой стратегической тенденции.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Mist
18.11.2023 15:14
"В России все необходимые перемены, происходят только под действием неумолимых обстоятельств, как внутренних, так и внешних, по другому не было никогда".
Когда в "нулевые", РФ буквально "захлёбывалась" от "проклятых" долларов, умные люди долдонили, что транспортные коридоры Запад-Восток и Север-Юг строить необходимо немедленно. А зачем?, отвечали им. И то, что сейчас есть, это очень нагруженные, старые коммуникации, а не коридор.
Матвейчук, Воронеж
17.11.2023 7:22
Любопытные тенденции, спасибо. Тогда - впору строить канал Каспий-Персидский Залив, что планировалось еще при Шахиншахе...

Эксклюзив
10.06.2024
Валерий Мацевич
850 только частных компаний участвуют в выполнении задач ОПК России
Фоторепортаж
10.06.2024
Подготовила Мария Максимова
На Арбате после масштабной реставрации открылась мемориальная квартира поэта


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.