Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Как китайская икра становится русской

Как китайская икра становится русской

Росрыболовство и Росстат отчитались о рекордном росте производства черной икры
Игорь Алексеев
08.12.2019
Как китайская икра становится русской

Итак, Росрыболовство вкупе с Росстатом на днях отчитались о рекордном росте производства черной икры: за январь-октябрь с.г. оно выросло до 40 тонн – почти на треть больше, чем за тот же период 2018 года. Но многие профильные эксперты оспаривают столь бравурную отчетность: по их данным, речь идет об импортной, притом дешевой икре сомнительного качества, что пакуется в тару с классической, то есть астраханской маркировкой. И сбывается по тем же «сверхзапредельным» ценам: минимум 30 тыс. руб. за килограмм...

Напомним, что с 2005 года, когда в России был запрещен промышленный вылов осетра и севрюги (вылов белуги запрещен с 2000 года), отечественные осетровые и черная икра могут легально производиться только в аквакультурных, то есть рыборазводных хозяйствах.

За 1991–2004 гг. численность этих рыб в РФ сократилась, по официальным данным, почти в 40 раз, в том числе в Каспийско-нижневолжском бассейне – основном «осетровом» регионе страны – более чем в 20 раз. Это произошло ввиду ликвидации государственной монополии в этой отрасли, масштабного браконьерства, загрязнения водной среды и т.д.

В Росрыболовстве уверяют, что упомянутый рост легального производства самого дорогостоящего рыбного продукта достигнут аквакультурными хозяйствами. Но по данным некоторых экспертов, «начинка» столь рекордного производства обусловлена, прежде всего, тем, что в середине 1990-х – начале 2010-х осетровая молодь и невызревшая икра в крупных объемах направлялись по заниженным ценам в Китай, и даже в Южную Америку. Там местные производители провели «масштабную работу по адаптации поставляемого из РФ сырья к своим природным условиям и по его переработке, и вскоре стали главными поставщиками черной икры».

В итоге исконно русский продукт в отечественной торговой сети стал, в преобладающем своём большинстве, либо браконьерским, либо импортным. Но в обоих случаях – низкокачественным. Зато, повторим, с астрономическими расценками.

Реальное же производство осетровой икры в российских хозяйствах, по мнению президента Союза осетроводов РФ Алексанра Новикова, не может столь быстро увеличиваться – хотя бы по природно-биологическим причинам. Так что значительный рост производства «вполне мог произойти из-за “перефасовщиков”.

Недобросовестные производители осетровой аквакультуры и переработчики, по данным главы профильного Союза, завозят «в основном из Китая и Уругвая черную икру в большой таре – объемом 1,8 кг. А затем на своих предприятиях фасуют ее в маленькие баночки».

В результате такая икра, «нередко низкого качества, приобретает статус отечественного продукта в электронных ветеринарных сертификатах, что обязательны в стране для готовой рыбной продукции с 1 июля 2019 года».
Да, за последние годы российских ферм, выращивающих осетровых, стало больше, отмечает А. Новиков. Но речь идет в основном о небольших фермах, специализирующихся на производстве мяса осетровых рыб в объемах 3–5 тонн в год. Причем «на таких фермах нет цехов для изготовления икры, да еще в крупных объемах».

Заметим, кстати, что по последним данным таможенной статистики РФ, за январь 2018 г. – сентябрь 2019 г. в Россию поступило почти 18 тонн осетровой икры! В том числе из КНР и Уругвая, соответственно, 10 тонн и почти 3 тонны. И эти цифры в совокупности сходятся с объявленными темпами роста производства данного продукта за январь-октябрь текущего года...

А в Россельхознадзоре впрямую указывают на то, что в производственной статистике фактически значится перемаркированный импортный товар. По данным Алексея Алексеенко, помощника главы Россельхознадзора, российские фирмы «прикрывают», например, китайскую икру своими сертификатами из-за очевидной, притом максимальной выгоды.

Нынешняя цена китайского продукта – лишь 8–10 долларов за килограмм (уругвайская – не более 15 долл./кг), но «когда ее ввозят сюда и продают как отечественную, цена уже другая: 30–34 тыс. рублей. Но вы не увидите на ценниках, что это икра китайская. А те, кто помнят вкус настоящей, разницу почувствуют…

Словом, исконно русский продукт не только «недосягаем» по своим расценкам для соотечественников. Но, скорее всего, еще и подменяется импортом...

 

Специально для "Столетия"


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..