Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 декабря 2024
Если ничего не покупать, то цены нормальные…

Если ничего не покупать, то цены нормальные…

Этой осенью рубль стал самой недооцененной валютой среди стран G-20
Юрий Алексеев
12.10.2023
Если ничего не покупать, то цены нормальные…

Аналитики РИА Новости определили курс на основе рейтинга стран «Большой двадцатки» по стоимости комбо-обеда – большого бутерброда (бургера), картошки фри и стакана газировки. Оказалось, что такой перекус в России самый дешевый, а самый дорогой – в Германии. Авторы исследования высчитали, что курс рубля по паритету покупательной способности (ППС) в нашей стране оказался почти втрое ниже реального курса на бирже. За доллар следовало бы давать 32,07 рубля, и уж никак не 98 и не 100. От агрессивной долларовой политики США страдает не только Россия, но и Индия, Китай Турция, Бразилия, Мексика, Япония и Корея (их валюты тоже сильно недооценены).


Заметим, что «бургерный» критерий для расчетов ППС придумали аналитики журнала The Economist. Но как только британскому правительству такие оценки перестали нравиться, исследование быстро свернули. Но саму методику, основанную на паритете покупательной способности, никто не отменял.

Разумеется, пересчёт валюты на бюргеры несовершенен. Доходы государства формируются не от продажи бургеров, а за счет анализа фактора международной конъюнктуры в действие вступают другие факторы при оценке экономической ситуации.

Согласно экономической теории, оценка покупательной способности более совершенна, нежели общеэкономические расчеты.

Недооценённость российской национальной валюты аналитики связывают с довольно низкой востребованностью рубля на международном рынке, низким уровнем заработной платы, недоинвестированностью нашей экономики, геополитическими и другими внешними рисками, которые тоже определяют стоимость любой национальной валюты.

То, что рубль сильно недооценен, признают и западные аналитики, так как в его курсообразовании заложены сейчас все внешние риски и санкции на экспорт российской нефти (потолок цен). Если бы не они, то курс доллара, вероятно, был бы в районе 70 – 75 рублей. Однако быстрого разворота в сторону укрепления рубля ждать не стоит. Никто не укрепит нацвалюту до 33 рублей за доллар – это банально невыгодно бюджету, считает экономист Алексей Кричевский. Слишком много расходов, по его мнению, завязано на поступления от экспорта. А российский экспорт формируется преимущественно за счёт капиталоемких отраслей.

Относительная стабильность нашей национальной валюты пошатнулась год назад, когда ЦБ разрешил отдельным категориям наших граждан выводить по одному миллиону долларов в месяц. Только по этой статье у нас ежемесячно выводится от 500-700 миллионов долларов. Прибавьте к этому выплаты по внешнему долгу. Только с января по июнь этого года были погашены внешние долги перед нерезидентами из недружественных государств на 24 млрд долларов.

Президент говорит о необходимости «четко понимать причины» ослабления рубля и «своевременно, не откладывая, принимать соответствующие решения». Поначалу меры, принятые Центробанком и правительством РФ для стабилизации курса рубля, на время притормозили ослабление национальной валюты, но если летом превышение отметки в 100 рублей за доллар воспринималось как нечто вызывающее, то теперь скачки доллара к трёхзначной отметке воспринимаются уже не так остро. И хотя министр финансов Антон Силуанов не раз заверял, что даже в случае резкого ухудшения дел в экономике ничего страшного не произойдёт – именно для этого был создан ФНБ: «Вне зависимости от того, какой будет прогноз, государство выполнит все обязательства, которые на себя взяло». Но слабый рубль начинает всё больше раздражать население и отечественного производителя. Казалось бы, на заявлениях властей о том, что в международных расчётах доля российской валюты растёт в геометрической прогрессии, курс доллара должен был просесть, но этого не произошло, что явилось полной неожиданностью.

Причину проседания российской валюты обычно связывают с тем, что для защиты рубля в копилке ЦБ слишком мало долларов и евро, которыми раньше при плавающем курсе гасили аппетиты спекулянтов. Но в последнее время аналитики строят свои предположения на том, что, мол, слабый рубль не так и плох.

Он многих устраивает: экспортёрам помогает на разнице курса сделать хороший бизнес, чиновникам даёт возможность легче свести концы с концами при формировании бюджета. Хотя, казалось бы, заложенный в проект бюджета дефицит в 1,6 трлн рублей вполне преодолим за счёт роста нефтегазовых доходов, но зачем рисковать, когда можно решить проблему за счёт разницы курса?

Минфин признаёт, что падение курса рубля напрямую связано с ухудшением внешнеторгового баланса. Но почему же, ещё летом, когда «зеленый американец» начал укрепляться, не принимались своевременные меры по спасению национальной валюты и власть спохватилась только тогда, когда стоимость одного доллара приблизилась к отметке ста рублей? Аналитики находят этому одно объяснение: ослабление рубля послужило спасательным кругом для казны: надо было срочно увеличивать расходы на оборонку, импортозамещение, логистику, наращивать помощь новым регионам. В условиях санкций и боевых действий возникало немало непредвиденных трат и правительство в ручном режиме находило деньги на то, чтобы срочно залатать финансовые дыры.

В то же время в Минфине признают, что манипуляции с курсами валют дают лишь временную передышку и в будущем не спасут экономику. Придётся доплачивать малоимущим, помогать производству и строительной отрасли, придумывать новые приманки для инвесторов, чтобы не сорвать мегапроекты и компенсировать рост цен. Потребуются дополнительные расходы, вырастет долговое бремя.

В сентябре власти понадеялись на удачный налоговый период и вызванный этим рост спроса на национальную валюту. В Центробанке рассчитывали, что народ бросится менять доллары на рубли, но случилось ровно наоборот. В надежде на худшее россияне начали скупать иностранную валюту по крайне невыгодному курсу. Руководителям ЦБ это дало повод заявить, что рублей в обороте слишком много и это играет против курса национальной валюты. На самом же деле такие заявления говорят, что контроль за рублёвой денежной массой, судя по всему, был утрачен. За границу хлынули не только доллары, но и рубли, которые через посредников удаётся менять на доллары и евро.

Утечка капиталов принимает неконтролируемый характер. По данным ЦБ россияне уже скопили на зарубежных счетах 7 триллионов рублей. Но Центробанк это, похоже, не волнует, как и то, что доллар пляшет на уровне 98-100 рублей.

На Московском финансовом форуме Эльвира Набиуллина заявила, что ничего страшного не происходит, просто у нас случилась «разовая перестройка» валютного курса. 

Казалось бы, при падении национальной валюты и оттоке капитала из страны нужны жесткие меры, чтобы вернуть курс на своё место и остановить утечку денег из страны. Но Минфин и Центробанк никак не могут договориться даже о том, сколько же валютной выручки выкупать у экспортёров. Пока денежные ведомства ведут теоретические дискуссии о том, как насолить доллару, воротилы бизнеса зарабатывают на рублёвой вакханалии триллионы.

Академик РАН Сергей Глазьев считает, что вывоз капитала должен обязательно согласовываться с государством. Такой порядок существует, например, в Китае, Индии, США. Без разрешения правительства вывезти крупную сумму из страны не получится. У нас же до сих пор, как выразился Глазьев, «действует оголтелая, вульгарная либеральщина, точнее либертарианство, когда вообще ничего контролировать не надо». В первую очередь это выгодно банкирам, у которых много денег, потому они и выступают против всяких ограничений на вывоз валюты.

Открытость финансового счёта, или свобода движения капитала, навязанная нам Международным валютным фондом, привлекает международных спекулянтов. А уж у них денег хватит на то, чтобы обвалить любой курс национальной валюты. ЦЭМИ РАН предупреждает, что в таких условиях невозможно одновременно управлять и инфляцией и валютным курсом. Если ввести контроль над движением капитала, то появляется возможность регулировать и валютный курс, и инфляцию, а значит стабилизировать и то, и другое. Депутат Госдумы экономист Оксана Дмитриева призывает вообще отказаться от навязанных нам валютных правил, которые теперь и так не действуют. Зачем же мы продолжаем сохранять плавающий курс рубля, таргетируем инфляцию, а обязательную продажу экспортной валютной выручки не возвращаем? 

Центробанку с трудом удаётся отбивать курс доллара, который в некоторые дни зашкаливал за 100 рублей. Обесценивание национальной валюты ставит руководство главного регулятора в неудобное положение.

Какие бы меры не принимались, включая повышение ключевой ставки, ограничение числа игроков на бирже, кардинального улучшения на валютном рынке не происходит.

Как заключают эксперты, через несколько месяцев, когда товары, закупленные по летним ценам, разберут, инфляционные ожидания возьмут своё: сначала подорожает импорт и всё, что с ним связано, затем подстраиваться под «доллар по сто» начнут отечественные производители.

Пока повышение цен ещё не столь критично, но когда доллар начнёт торговаться по 110 рублей и выше, все мы окажемся у опасной черты. Да уже и сегодня курс доллара называют запредельным. Запас прочности национальной валюты закончился ещё летом, когда курс рванул к 90 рублей за доллар. С тех пор в России начался разгон товарной инфляции, хотя, как заметил Антон Силуанов, «если в магазине ничего не покупать, то цены нормальные». При желании договориться с торговыми партнёрами всегда можно. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, например, предлагает уйти от американской валюты в международных расчётах с помощью бартера, обмениваться товарами в пересчёте на национальные валюты или учитывая их физический вес напрямую.

Банковские вклады россиян надёжно защищены. Можно открыть рублевые вклады (сейчас банки по ним предлагают хороший процент), инвестиционные счета или приобрести облигации (пока не подорожали). Ещё можно купить золото и другие драгметаллы на бирже, войти в программу долгосрочных сбережений (её открывают в 2024 году), которая позволит сохранить и преумножить средства с софинансированием государства. Инвесторам также предлагают привлекательные продукты с защитой капитала, подешевевшие акции российских компаний. Но всё это про тех, у кого есть деньги, а тем, кто живёт от зарплаты до зарплаты, придётся довольствоваться тем, что имеют.

Власть просит народ немного потерпеть: скоро всё успокоится, сработает административный ресурс, и цены устаканятся. Но, как показывает практика, цены у нас не стремятся вести себя прилично. Даже в прошлом году, когда доллар опустился до 50 рублей, многие товары так и не подешевели. Потолок цен, скорее всего, сохранится и в этот раз, если рублю дадут задышать свободно.

Важно, чтобы «валютный нервоз» поскорее прошёл и установился справедливый баланс цен и зарплат. Но о стабильности курса сегодня говорить не приходится. А значит, скорее всего, придётся, как и прежде, полагаться на волю рынка.

Депутаты Госдумы в эти дни активно обсуждают кандидатов в совет директоров Центробанка, от решений которого и будет зависеть дальнейшая ситуация с ключевой ставкой в стране, а также с курсом рубля и уровнем инфляции. В кулуарах проговаривают о том, что, наконец, в совете появятся люди, которые не побоятся поспорить с самой Набиуллиной. Но дело не в дискуссиях, которых и так в либеральной научной среде хоть отбавляй. В любом случае, чтобы остановить инфляцию и укрепить рубль, нужны жесткие меры, о которых сегодня почему-то не принято говорить, как и о роли спекулянтов, обваливающих рубль.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
12.12.2024
Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени отмечена Н.А. Нарочницкая
К Дню Победы (1941-1945)
13.12.2024
Дмитрий Фёдоров
Великая Отечественная глазами американского военкора со старинной русской фамилией
Фоторепортаж
11.12.2024
Подготовила Мария Максимова
В нашей стране появился Музей Героизма




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.