И по морю, и по суше…
Терпят крах «надежды» Киева и его западных кураторов на экономическую изоляцию Крыма от остальной территории России и от международной торговли. К концу с.г. число постоянных торговых партнеров Крымского региона, по данным экономических ведомств, увеличилось за 2023 год более чем на треть (!). Теперь это свыше 50-ти стран ближнего и дальнего зарубежья.
Крымский экспорт увеличился рекордно: примерно на 30% за январь-середину ноября. Более того: впервые, с октября, российский сжиженный газ экспортируется из крымского порта Керчь.
И это всё на фоне СВО, киевских диверсий и в целом военно-политической напряженности в Черноморском бассейне! Тем не менее экономика Крыма, судя по ее экспортным достижениям, успешно развивается. Этому способствуют высокое качество разнообразной крымской продукции, гибкая ценовая политика крымских производителей-экспортеров, увеличение в последние годы мощностей многих крымских портов, особенно Керченского.
Да и географически порты Крыма более привлекательны для стран-партнеров и судоходных компаний. Ибо международные маршруты до этих портов короче, чем к другим черноморских портам РФ (Новороссийск, Кавказ, Туапсе). Что же касается российского сжиженного газа (СГ), здесь тоже сказываются преимущества у Керчи. Дело в том, что спрос на российский СГ растет во все большем числе стран. Особенно в балканских, странах Восточного Средиземноморья, северо-восточной Африки. Соответственно, экспорт СГ в южном направлении более выгоден и России, и странам-импортерам именно с Керченского терминала ввиду его расположения.
Развитие крымской экономики и ее экспортных возможностей, в том числе местной портовой сети, предусмотрено долгосрочной государственной программой социально-экономического развития Крыма.
В ходе своей недавней рабочей поездки в Симферополь вице-премьер РФ Марат Хуснуллин отметил, что «несмотря на все сложности и попытки транспортной блокады, эта программа выполняется по всем показателям. В соответствии с ней, к настоящему времени в регионе реализуется 170 проектов».
Все эти факторы предопределяют дальнейший рост спроса на крымские товары во многих странах. Даже, несмотря на риски так называемых вторичных санкций, применяемых Западом в отношении стран или компаний, сотрудничающих с российским Крымом.
При этом, как отмечает министр финансов Крыма Ирина Кивико, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан «сохраняют лидирующие позиции в перечне основных торговых партнеров Крыма». В то же время, быстрыми темпами растет торговля региона с рядом стран Ближнего Востока, Северной Африки, с Турцией, Китаем, Индией». По словам министра, развиваются торговые связи и, например, с Кубой, Никарагуа, Мавританией. Уже только этот перечень показывает значимость российского Крыма в мировой экономике.
Наибольшим спросом в зарубежье, по данным Минфина и Минэкономразвития Крыма, пользуются зерновые, продукция виноделия, мясо говядины и свинины, продукты птицеводства, фрукты и овощи, мёд, рыбные консервы. А также изделия легпрома, медикаменты.
Причем наибольшими темпами растет экспорт готовой продукции – в частности, пшеничной и кукурузной муки, консервов, фруктовых и мясных, верхней одежды. Предприятия южно- и восточнокрымского регионов в 2023 году увеличили в целом почти наполовину экспорт этого ассортимента.
Растет спрос, особенно в дальнем зарубежье, на крымские медикаменты, вырабатываемые из местного природного сырья – недра региона содержат крупные запасы лечебных грязей и брома, йода и калия, соды и лечебных видов соли. В основном – на востоке и западе Крыма: то есть в бассейне озера Сиващ, в районах Керчи и Евпатории. К середине 2020-х гг. уровень освоенности этих ресурсов, согласно госпрограмме развития Крыма, превысит 80% – против 60% на рубеже 2010-х/2020-х гг.
Примечательно, что с 2021 г. Крым поставляет халяльную мясную продукцию примерно в 20 исламских стран (это мясо птицы, говядины, баранины, молочные изделия, зерновая и рыбная мука, соки). Ее наиболее крупные объемы направляются в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Сирию, Иран, Ирак, Турцию, Оман. Эти поставки растут и расширяется их ассортимент. По данным Минсельхоза Крыма (2023 г.), в сфере халяльной продукции местные аграрии готовы ежегодно поставлять на арабские рынки не менее 300 тонн мясной продукции, 15 тыс. тонн зерновых и зернобобовых, до 8 тыс. тонн яблочного сока. Всего в Крыму уже свыше 70 предприятий, выпускающих халяльное продовольствие, – против 50-ти во второй половине 2010-х.
Характерный в этой связи пример. Глава одной из аграрных компаний ОАЭ Мохаммад-эт-Дин, заключив в 2021-м первый контракт на поставки крымского халяля, в 2022-23 гг. заключил вместе с партнерами из ОАЭ новые контракты с крымскими поставщиками. Отметив, что качество этих товаров «отменно высокое, потому что в Крыму отлажена система контроля качества на всех стадиях изготовления халяльной продукции: от выработки сырья, его полуфабрикатов – до изготовления и поставок готового продукта». Весьма важно, по мнению предпринимателя, и то, что крымские предприятия-изготовители – «в отличие от многих иностранных – не взвинчивают цены на свои халяльные продукты для стран-партнеров, если там растет спрос на эти продукты».
Что касается географии экономических связей Крыма с зарубежьем, она тоже расширяется. К примеру, даже далекая восточноафриканская Уганда в июле с.г. подписала долгосрочное соглашение об экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Севастополем.
Речь идет о сотрудничестве с угандийским Энтеббе – второй столицей Уганды, ее крупным промышленным центром. Как отметил Фабрис Брэд Рулинда, мэр Энтеббе, «нас интересует опыт Севастополя и всего Крыма в промысле и переработке водных биоресурсов, в создании и ремонте судов для речного судоходства (Уганда занимает одно из первых мест в Африке по протяженности речных транспортных путей, в том числе, соединяющих её с соседними странами. – Прим. ред.). Этот опыт будем перенимать с помощью партнеров из Севастополя». Подготовка кадров для разных отраслей, медицина, переработка вторсырья, по словам угандийского мэра, «тоже среди приоритетных сфер сотрудничества». К середине 2020-х планируется подписать долгосрочное соглашение о торговле и сотрудничестве Уганды с Республикой Крым.
Отметим также, что крымские предприятия в 2023-м участвовали в международных выставках-ярмарках в ОАЭ, Белоруссии, Казахстане, Армении, Узбекистане, КНР и Вьетнаме. В первом полугодии 2024 г. они также примут участие в аналогичных форумах в Катаре, КНР и ОАЭ. Что ещё раз подтверждает абсурдность попыток блокады Крыма со стороны Запада и киевских властей. Вопреки этим попыткам, Крым становится важнейшим форпостом во внешнеэкономических связях России.