Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 сентября 2021
Государство и экономика

Государство и экономика

Эксперты обсуждают новшества, изложенные в Послании президента Федеральному Собранию
Виктор Пироженко
28.04.2021
Государство и экономика

Послание президента России В.В. Путина к Федеральному Собранию подтвердило очень важную и, безусловно, положительную тенденцию во внутренней политике – продолжение курса на усиление роли государства в управлении российской экономикой, что свидетельствует об укреплении государственно-капиталистического уклада в России.

Госкапитализм как модель управления рыночной экономикой предполагает, что государство не только определяет цели экономического развития страны, его общую стратегию и создаёт благоприятные условия для частного капитала (эти функции в том или ином виде присутствуют и в модели либерального монетаризма), но и само является главным рыночным субъектом. Действуя на рынке, как самая большая и сильная корпорация, государство сочетанием рыночных и административных методов создаёт наилучшую рыночную конъюнктуру для роста экономики всей страны как единого хозяйственного комплекса.

При госкапитализме совсем не обязательно, чтобы все экономические проекты и субъекты рынка были окупаемы и прибыльны. Главное, чтобы прибыльной была экономика всей страны в целом. Это положение часто иллюстрируют примером завода – отдельный его цех не может, да и не должен быть самоокупаемым; самоокупаемым должен быть весь завод.

Экономика государства при госкапитализме – это огромный завод, где отдельные частные и государственные компании и проекты – «цеха», работающие на прибыль всей страны.

Отсюда следуют важнейшие особенности государственного участия в экономике при госкапитализме – государство посредством госбанков и госкомпаний владеет обширной собственностью, соответственно в финансовом секторе и стратегических отраслях реальной экономики, активно влияет на рыночное ценообразование с точки зрения интересов всей экономики, а не отдельных её субъектов, берёт на себя непосредственное (из госбюджета или с помощью иных государственных финансовых инструментов) финансирование важнейших общегосударственных проектов и отраслей, использует деньги в первую очередь как средство обращения товаров и услуг. В этом отличие госкапитализма от либерального монетаризма, в котором деньги рассматриваются как товар.

Эти особенности делают госкапитализм более конкурентоспособным по сравнению с евроатлантическим либеральным монетаризмом (рыночным фундаментализмом), по крайней мере, для России и других незападных держав. Об этом убедительно свидетельствует наш собственный успешный опыт, поскольку Россия первая разработала и применила модель госкапитализма в виде НЭПа в 1920-е гг.., а также опыт большинства успешных стран Юго-Восточной Азии, в частности, КНР.

Некоторые важнейшие инструменты госкапитализма в России, например госкомпании реального сектора экономики и «институты развития», призванные исправлять издержки рынка, были созданы и действовали ранее. Но лишь в правительстве Мишустина-Белоусова они заработали результативно потому, что применяются в комплексе с иными инструментами госкапитализма.

Президентское обращение указывает на принципиальное повышение роли государственного финансирования экономики России и регионов из госбюджета и иных создаваемых государством источников. Президент подтвердил, что «сейчас за счёт возможностей бюджета и наших резервов мы можем нарастить вложение в поддержку инвестиций в инфраструктуру, а также предоставить регионам новые инструменты развития».

Здесь два новшества. Во-первых, в контексте сказанного был предложен «принципиально новый», как оценил его В. Путин, «инструмент развития» – инфраструктурный бюджетный кредит. Это государственно-капиталистический по своей природе механизм целевого финансирования проектов в реальном секторе экономики.

И, во-вторых, взят курс на «повышение самодостаточности региональных экономик», причём, что важно, за счёт усиления роли государственного бюджета. Коммерческая задолженность субъекта Федерации (если она превышает 25% его собственных доходов) будет замещена бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года. Также будет продлён до 2029 г. срок погашения ранее выданных бюджетных кредитов, связанных с противодействием эпидемии.

Помощь из федерального бюджета стабильна и гарантирована, в отличие от частных вложений и поэтому ускорит экономический рост в регионах. В итоге, появятся новые рабочие места, повысятся зарплаты и, следовательно, отчисления в региональные бюджеты.

Для соблюдения целевого назначения эти кредиты «будут предоставляться под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне». Важно предотвратить попадание этих денег на финансовый рынок или в потребительский сектор во избежание роста инфляции.

Почему инфраструктурный бюджетный кредит, как инструмент финансирования реального сектора экономики, так принципиально важен?

Во-первых, для такого финансирования выбрана, прежде всего, общероссийская и региональная дорожно-транспортная инфраструктура и строительство, которые имеют особое значение для быстрого выхода из кризиса и роста остальной экономики. За счёт инфраструктурных кредитов будет финансироваться обновление ЖКХ, а также общественный транспорт, комплексное развитие территорий и туристическая индустрия. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры уже закреплено в ряде конкретных проектов общефедерального уровня, но их финансирование до сих пор было недостаточным, учитывая необходимость быстрого ввода в эксплуатацию. Новый инструмент финансирования, скорее всего, ускорит эту работу.

Во-вторых, такой подход позволяет не ставить на первое место окупаемость и прибыль, как это было бы в случае либерально-монетаристского подхода. Почти все инфраструктурные проекты – а именно они определены как объекты вложения федеральных инфраструктурных кредитов – долгоокупаемые, и частный капитал, для которого важна прежде всего прибыль, вкладывается в такие проекты неохотно. Поэтому многие критически важные проекты российской экономики строятся медленно; трудно найти деньги, этап поиска инвесторов и финансирования растягивается на годы.

В-третьих, в России критическая нехватка «длинных» денег – долгосрочных дешёвых кредитов, что оборачивается просто бедой для роста реального сектора экономики.

Даже госбанки (во всяком случае, считающиеся таковыми банки с преобладанием госучастия) неохотно выполняют работу по финансированию реального сектора экономики, что удивительно, поскольку такое финансирование должно быть их прямой и главной обязанностью. Эта ситуация влечёт отдельный вопрос – о создании настоящих государственных банков, главной целью которых было бы финансирование реального сектора «длинными» и недорогими кредитами, а не участие в финансовых спекуляциях.

Названный президентом «инструмент развития» в виде инфраструктурных кредитов, как и ранее созданные аналогичные институты, решает эту проблему. Инфраструктурные кредиты на развитие долгоокупаемых, но необходимых для развития всей российской экономики инфраструктурных и прочих объектов будут выдаваться по ставке не более 3% годовых и сроком погашения 15 лет. В Обращении сказано, что «до конца 2023 года планируется выделить такие инфраструктурные кредиты на общую сумму не менее 0,5 триллиона рублей, 500 миллиардов». Это фактически бесплатные деньги, столь необходимые именно для капиталовложений в основные фонды и в долгоокупаемую промышленную и дорожно-транспортную инфраструктуру.

В качестве примера такого финансирования Путин назвал Северный широтный ход (СШХ) – очень значимый проект железной дороги длиной 707 км, которая пройдёт по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево и соединит Северную и Свердловскую железные дороги. СШХ даст возможность вывозить грузы с новых месторождений в северных районах полуострова Ямал, в частности, газовый конденсат, ускорит перевозки контейнерных грузов и создаст благоприятные условия для освоения богатейших ресурсов Арктики. Стоимость проекта предварительно оценивается более чем в 200 млрд руб. Объём перевозок по СШХ составит порядка 24 млн т. грузов в год.

Также этот вид целевого кредитования, видимо, будет использован для финансирования расширения пропускной способности БАМа и Транссиба, которые с трудом справляются с растущим объёмом грузов, особенно к морским портам Ванино и Советская Гавань (Совгавань).

Нехватка мощностей этих путей сообщения сдерживает развитие крупных предприятий ДФО в рамках курса на индустриализацию региона. Второй этап программы развития восточного полигона РЖД позволит к 2030 году увеличить провозную способность железнодорожной магистрали с нынешних 43,3 до 126 млн тонн в год, то есть в 2,9 раза.

Запланировано расширение железнодорожных подходов к российским южным курортам на черноморском побережье Кавказа и Крыма.

Масштабное инфраструктурное строительство подталкивает рост производства в строительной отрасли. Президент подтвердил цель – ежегодно вводить порядка 120 миллионов квадратных метров жилья. Здесь также повышается роль федерального бюджета, за счёт которого, как сказано в Обращении, институт развития «ДОМ.РФ» сможет выдавать займы застройщикам по минимальной ставке в 3-4% годовых. Пилотными проектами для отработки такой модели станет строительство жилых кварталов в Туле, Тюмени, Сахалинской области, в Кузбассе.

Государство гарантирует долгосрочное и ритмичное финансирование жилищного строительства, в отличие от привлечения ресурсов с финансового рынка через размещение облигаций. Это весьма ненадёжный источник, зависящий от множества меняющихся условий, который становится вспомогательным источником финансирования.

Поддержана президентом давнишняя идея первого вице-премьера Андрея Рэмовича Белоусова по распечатке ФНБ. Средства Фонда пойдут на финансирование объектов дорожно-транспортной инфраструктуры.

По сути своей деятельности, «ДОМ.РФ» и иные государственные «институты развития» стали фактически играть ту роль, которую в госкапитализме играют госбанки. Возможно, что в новых условиях повышения роли госфинансов в финансировании экономики именно они и станут полноценными государственными банками. «Институты развития», как следует из Обращения, отныне будут источником долгосрочного и дешёвого долгового финансирования, которого критически не хватало России для ускоренного экономического роста.

Здесь поучителен опыт КНР. Идя как раз по такому пути, КНР построила современную и успешную государственно-капиталистическую модель экономики. Особенность Китая в том, что там при построении госкапитализма шли прямым путём, без ухода в либеральный монетаризм.

Так, финансовый сектор в КНР всегда находился в собственности государства (лишь сейчас в него осторожно допускаются под контролем государства частные и иностранные структуры) в виде четвёрки крупнейших общекитайских госбанков, специализированных соответственно на финансировании промышленно-экспортной, строительной, сельскохозяйственной деятельности и на работе с физлицами.

Кроме этого, были сотни, если не тысячи местных (городских, сельских, провинциальных) банков, которые обеспечивали долговое финансирование местного экономического развития. Поэтому роль российских «институтов развития» в КНР с самого начала играли госбанки. В результате в КНР был обеспечен мощный 40-летний экономический рост.

Ещё один важный шаг по укреплению госкапиталистического уклада – напоминание частному капиталу о необходимости вкладывать деньги в российскую экономику, а не выводить в виде дивидендов за границу. Некоторые меры уже приняты. Сейчас вывод доходов в виде дивидендов на зарубежные счета обкладывается 15% налогом. И, как сказал президент, если капитал не будет активно вкладывать в экономику «будем принимать решение по донастройке налогового законодательства».

В целом, государство Российское всё лучше и решительнее берёт на себя управление экономикой и рынком.

Будем надеяться, что новые и правильные меры, изложенные президентом РФ Путиным, свою роль в российской экономике выполнят.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

пугающие голоса в ветвях ветлы
30.04.2021 16:27
Главная новость радующая обывателей "УРА! Зарубежные аудиторы покидают РФ!", показывает горькую правду об образовании текущих поколений, когда на вопрос "О ЧЕМ это?" начинают пересказывать сюжет, а не выделять вложенную мысль..
Так какая мысль главная в этой истории: "иностранные аудиторы покидают РФ", или " А как вообще получилось, что они тут оказались и только сейчас наступило очередное "прозрение" о роде их деятельности" - прямо как с иностранными советниками Чубайса, "помогавшими" писать конституцию и вести приватизацию в РФ?
И для ПАТРИОТОВ РОССИИ которые СПРАШИВАЮТ:
"Куда смотрели наши неизменные герои с "горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками"?"
Тем, кто знает не по наслышке каких неимоверных трудов стоит в нашей госбюрократии что-то глобальное протащить в учреждение Государственное, будет совершенно понятно утверждение приписываемое Сталину " У каждого события есть свои фамилия, имя и отчество...", так "КТО"?
Хмурый
30.04.2021 3:33
Рост госкапитализма? Зюганов о необходимости этого говорил уже не день и не два назад. В той же Германии государство имеет 70% в экономике страны. Результаты всем известны.
ПАТРИОТЫ РОССИИ СПРАШИВАЮТ
29.04.2021 7:41
Пиар или борьба с западными спецслужбами?
Опубликовано: Вчера, 12:41

https://via-midgard.com/news/video/piar-ili-borba-s-zapadnymi-specsluzhbami.htm

19 апреля правительство Российской Федерации было принято постановление №662, согласно которому Россия закрывает свой рынок аудита для иностранных корпораций. Многие восприняли этот шаг как восстановление нашей экономической независимости. Действительно ли это так?

MI-6 - ШПИОНАЖ ВОКРУГ РОССИИ-2
29.04.2021 7:33
Иностранные аудиторы покинут Россию - 3
Опубликовано: Сегодня, 04:32

https://via-midgard.com/news/article/inostrannye-auditory-pokinut-rossiyu.htm

Притом, кажется, в Кремле начинают понимать, что воевать с нами будут не ракетами и бомбами, а олигархами и министрами. Воевать до последнего русского, продвигая меры по ухудшению состояния экономики через "своих". Вот только если начали понимать, то почему меры такие ограниченные? По принципу шаг вперед, два назад. Вот и буквально сразу за изгнанием американского консалтинга попечительский совет РАНХиГС, обвиняемый в подрывной деятельности против России, при участии иностранцев, во главе с руководителем Администрации президента Антоном Вайно одобрил программу развития президентской академии до 2030 года, разработанную командой гайдаровца Владимира Мау.

"Стратегия Академии выстроена вокруг реализации национальных целей развития, обозначая роль РАНХиГС в их достижении — быть главным HR-центром государства, занимающимся подготовкой профессиональных кадров на всех уровнях государственного управления", - сообщают нам СМИ.

На самом деле это вообще ни разу не здоровая ситуация, когда решения нашим чиновникам и глава корпораций приносят аналитики на основе данных аудиторов страны, которая официально вписала Россию в число врагов. И сопли про "руку рынка" здесь нужно забыть – эта рука быстро исчезает, когда США нужно продвинуть свои "национальные интересы". Тогда и фирмы строители "Северного потока" быстро отказываются работать и аудиторы с аналитиками берут под козырек ЦРУ.

И в чем тогда суть "импортозамщения", если вместо американцев мы будем готовить их агентов? Можно, конечно, убирать их постепенно, в ответ на шаги Запада. Вот только протянет ли старичок Байден на этом свете еще столько лет, сколько нужно «нашим» чиновникам на национализацию?
MI-6 - ШПИОНАЖ ПО ВСЕЙ РОССИИ
29.04.2021 7:23
Об этом в 2018-м рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов и гендиректор «Клуба проектного процесса» Дмитрий Любомудров. Просто прочитайте список министерств, банков и корпорацийкоторые выдавали все данные о нас американцам.

"Большая часть нашей элиты, прежде всего, экономическую элиту и тех, кто принимает государственные экономические решения, — это элита компрадорская.
И суть их настроений такова: это временные трудности с США, сейчас все успокоятся, как-нибудь замиримся, пересидим, подождем. И политика не меняется — ни внутренняя, ни экономическая, ни в области культурной сферы, ни в области информации. Мы имеем то, что имеем… В официальных релизах сообщается: при участии иностранных консультантов. Дальше — больше. Доклад аудиторов Счетной палаты. Откровенный, для объективности скажу, еще во время руководства палатой Татьяной Алексеевной Голиковой, документ — это даже не реплика главы Счетной палаты о том, что министерства и ведомства правительства не способны готовить решения и через посредников обращаются к иностранным консалтинговым фирмам, считай, лоббистам, чтобы подготовить проект решения… Центральный банк — аудитор "Прайс Вотерхауз Куперс". Министерство финансов РФ — зарубежная компания KPMG. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства — "Де Лойд", "Прайс Вотерхауз Куперс" опять и KPMG. Министерство транспорта — "Прайс Вотерхауз Куперс". Министерство экономического развития — "Де Лойд", KPMG. Росимущество — "Прайс Вотерхауз Куперс". Министерство образования — "Прайс Вотерхауз Куперс". ФАС — "Де Лойд". Росфиннадзор — "Де Лойд". Министерство спорта РФ — KPMG, "Прайс Вотерхауз Куперс". Министерство природных ресурсов — "Эрнс энд Янг". Министерство связи и коммуникаций РФ — "Эрнст энд Янг". "Сбербанк" — "Эрнст энд Янг", ВТБ 24 — "Эрнст энд Янг", "Внешэкономбанк" — "Эрнст энд Янг", "Россельхозбанк" — "Эрнст энд Янг", "Газпромбанк" — KPMG. О
Икономически шпиони в Русия
29.04.2021 7:17
БРАВО тов. Путину !
И чего ждали до сих пор, братцы ?

Иностранные аудиторы покинут Россию
Сегодня, 04:32

https://via-midgard.com/news/article/inostrannye-auditory-pokinut-rossiyu.htm

Правительство РФ постановлением №622 «Об ограничениях на предоставление информации и документации аудиторской организации, индивидуальному аудитору» с 29 апреля решило ограничить доступ аудиторским организациям, находящимся под контролем иностранного юридического лица либо «входящим в одну группу лиц с иностранными компаниями» к информации отечественных компаний.
Для тех, кто не в курсе, – это настоящая победа. «Катюша» писала про контроль наших чиновников через аудит еще в 2018 г.
Практически все сферы нашей экономической жизни контролируются американскими аналитиками и аудиторами, которые спокойно и на законных основаниях проверяли правительство, банки, корпорации, а информацию о проверках добросовестно сливали своим спецслужбам в соответствии с "национальными интересами" США.
Получалось, что в Вашингтоне и ЦРУ лучше, чем в кабинете у Медведева знали, где у нас проблемы и кто проворовался. А значит, знали больные точки и вероятных агентов.
В любых крупных проектах в России, необходимо заключение иностранной компании, иностранного рейтингового агентства", — сообщил зампред комитета Госдумы.
Вот так, по телевизору наши министры – патриоты, как один. Возмущаются вмешательством США. А на деле все – министерства, ЦБ, корпорации, все контролировались через аудиторские фирмы.
По сути, мы жили (и живем) в тихой оккупации.

К этому,можно добавить еще правительство Москвы и Сбербанк, которые тесно взаимодействуют с McKinsey (вплоть до того что этот фонд, который считают связанным с британской разведкой МИ6, готовил кадры для органов власти и корпораций) и мн. др. Теперь, после нынешнего постановления Правительства, Грефу с Собяниным придется создавать “прокладки” для продолжения этого сотрудничества –если ФСБ наконец не получит команду дать им по рукам.

Василь
28.04.2021 22:24
Категорически поддерживаю комментарий "пугающих голосов". Совсем не понятна цель многих "проектов"? и верить госкапиталистам нельзя.
Дмитрий Ушенин (Берлин)
28.04.2021 17:04
Спасибо!
пугающие голоса в ветвях ветлы
28.04.2021 16:29
1. Опыт реальной экономики показывает, что влиять и управлять можно только на то и тем, что ты производишь сам или хранишь у себя на склад.
Из этого логично вытекает полная импотенция и несуразица в попытках "государства" контролировать цены на ГСМы, на зерно, на крупы, на все то, что государство НЕ производит и НЕ сохраняет на своих складах (выкупив у производителей хотя бы). Попытки занять жесткую позицию и провести диктат приводят к неизбежному - ДЕФИЦИТУ, и в конечном итоге опять росту цен....
2. Инфраструктурные проекты... все отлично не взирая на то, что трудятся на таких стройках привезенные из дальних краев подневольные и качество сдаваемого год от года "восхищает". А не объясните ли, отчего сдаваемые с помпой платные дороги пустеют, в то время как объезды забиты под завязку? О ПЛАТОНе вообще говорят, что не его хозяева платят Государству, а Государство приплачивает им.
3. Ну вот состоялось это масштабное, инфраструктурное... которое по изначальным согласованным проектным расчетам стоило миллион, а к завершению стало стоить 10 ( как в РФ повелось) - покажите пожалуйста - ГДЕ произошел взрыв роста в реальной промышленности в итоге на примере такого вот проекта? Может я не то читаю, не там смотрю - ГДЕ? Или "рост" это рост цен на материалы, обогативший проживающих в Лондонграде "патриотов"- производителей?
4. Я не верю Госкапитализму в РФ, я не верю в благие намерения госчиновников РФ - они имеют странную особенность быстро забывать, чьи интересы они изначально обязаны соблюдать, но быстро вживаются в роль феодала в полученном кормовом уделе, и как утверждают злые языки :" Если чиновник еще не идет по делу взяточничества и присвоения, то это не его заслуга, а плохая работа следственных органов". Хотя дело Сердюкова-Васильевой, Дода и Улюкаева нам показало и еще более забавную реалию, но это другая история.
5. Что бы правила работали, это должны быть ПРАВИЛА - четко прописанные и с ответственностью за неисполнение, а не сплошные исключения.

Эксклюзив
20.09.2021
Владимир Малышев
Что показали итоги выборов в Госдуму Российской Федерации.
Фоторепортаж
20.09.2021
Подготовила Мария Максимова
В Центральном Доме Российской Армии проходит выставка народного художника России Евгения Корнеева.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.