Экономика меняет темп

Всемирный банк в очередной раз оставил за Россией четвёртое место в мировом рейтинге ВВП по паритету покупательной способности (ППС), то есть с учётом уровня цен в той или иной стране. В итоге в 2024-м ВВП по ППС вырос с 6,45 до 6,92 триллиона долларов. С данной оценкой согласился и МВФ.
России удалось обойти Японию, занимающую пятое место в списке стран, нарастивших ВВП по итогам прошлого года. Разница между экономиками двух стран теперь составляет $514 млрд (годом ранее она равнялась $264 млрд). Лидерами рейтинга, как и раньше, остаются Китай, опередивший всех с большим отрывом — $38,2 триллиона. За ним идут США — 29,2 триллиона и Индия — $16,2 триллиона. В первой десятке также Германия, Бразилия, Индонезия, Франция и Великобритания.
Международные организации отдают должное усилиям бизнеса и правительства в противостоянии беспрецедентному санкционному давлению, отмечая при этом способность российской экономики адаптироваться к внешним шокам.
Аналитики ВБ и МВФ отмечают три ключевых направления, позволяющих держаться на плаву. Это успешная переориентация торговых потоков в Азию, хоть и с дисконтом, что обеспечило критически важный приток валюты. Поддержка оборонно-промышленного комплекса (ОПК) как локомотива для обрабатывающей промышленности, металлургии, химии, строительства и смежных секторов. Господдержка, стимулирующая внутренний спрос, который, в свою очередь, благодаря инфраструктурным проектам и льготной ипотеке подстегнул строительную отрасль.
Хорошую динамику ВВП обычно связывают со значительным расширением потребления домашних хозяйств и инвестиционной активности, что стало возможным благодаря мощному бюджетному импульсу (увеличению военных расходов, финансированию импортозамещения), кредитованию, максимальному за 16 лет росту зарплат на дефицитном рынке труда.
По данным Росстата, наибольший вклад в отечественный ВВП за прошлый год внесли обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, финансовая и страховая деятельность, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение, информация и связь. Немного подпортили картину сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и операции с недвижимостью.
Однако новые оценки Росстата о динамике ВВП РФ во втором квартале в годовом выражении озадачили экономистов. Одни из них утверждают, что экономика России уже вошла в состояние технической рецессии, потому что ВВП снижается два квартала подряд (если считать квартал к кварталу с учётом сезонности и календарности). Другие полагают, что если посмотреть на статистические данные с другой стороны, то можно заметить, что «квартальная сезонно сглаженная динамика вновь перешла к росту», а значит, техническая рецессия не подтвердилась. Негативная динамика ВВП в первом полугодии вылезла вследствие «аномального и необъяснимого скачка ВВП в четвёртом квартале 2024 года».
Экономисты Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН ключевые риски экономической политики во втором полугодии 2025 года связывают с поиском баланса между наращиванием госдолга (и ростом стоимости его обслуживания), девальвацией рубля (проинфляционным фактором) и бюджетной консолидацией.
Экономический рост в настоящее время может быть связан «с реализацией отложенного спроса обеспеченных групп населения, оживлением кредитования при дальнейшем снижении ключевой ставки и использованием возможностей для международного сотрудничества при неухудшении внешних условий.
Однако помешать благоприятному развитию событий могут существенные риски, связанные «с возможным сокращением экспорта нефти и нефтепродуктов в результате введения вторичных санкций со стороны США в отношении потребителей российских углеводородов.
После встречи лидеров двух государств на Аляске вопрос о вторичных санкциях, по всей видимости, откладывается на неопределённый срок. На стремление сторон к снижению напряженности и к дальнейшему диалогу соответствующим образом реагирует бизнес. В условиях глобальных санкций и политической турбулентности можно ждать краткосрочного укрепления рубля и повышения интереса к российским активам инвесторов, ищущих более предсказуемые и стабильные рынки.
Перспективы смягчения санкционного давления создают благоприятную атмосферу для притока капитала в инфраструктурные проекты, энергетическую и технологическую сферы, что, в свою очередь, может стимулировать внутренний рост и укрепить внутренний рынок. Теперь всё зависит от того, как на деле удастся реализовать последующие шаги на пути к миру и насколько укрепится доверие США к России. Нерешительность или обострение конфликта могут обернуться усилением инфляционных ожиданий, снижением деловой активности и вызвать дальнейший отток капитала.
Если санкции будут ослаблены, то компании получат доступ к более дешёвому финансированию и технологиям, что повысит занятость, уровень доходов и потребительскую активность. В противном случае влияние хороших новостей ограничится лишь валютными колебаниями, влияющими на цены импортных товаров и уровень жизни населения.
В зависимости от итогов переговоров по Украине и их содержания аналитики выделяют три сценария: в наиболее оптимистичном — снижение геополитической напряженности и рост доверия к России создадут благоприятную среду для инвестиций, поддержат курс рубля и ускорят экономический рост. В нейтральном сценарии реакции рынка будут краткосрочными и в основном риторическими, с быстрым возвратом к текущим трендам. Продолжение конфронтации или нерешительность сторон приведёт к ослаблению рубля, росту инфляции и ухудшению благосостояния населения. Это и есть наихудший сценарий, которого власти стремятся избежать. Для обеспечения устойчивости российской экономики потребуются внутренние меры по укреплению финансовой системы и созданию условий для долгосрочных инвестиций.
Главную проблему аналитики видят в том, что текущая модель роста имеет ограниченный потенциал. Военные расходы перегревают экономику, вызывая дефицит кадров в гражданских отраслях и инфляционное давление.
Торговый баланс ухудшается: профицит за первое полугодие сократился на 18,4%, а экспорт упал на 6,3% из-за снижения цен на энергоносители. Эксперты опасаются, что из-за структурных проблем — зависимости от сырьевого экспорта, технологического отставания и дефицита квалифицированных кадров — Россия в этом году может потерять позиции и опуститься на пятое место, уступив Японии.
Без решения структурных проблем, преодоления сырьевой зависимости, инвестиций в человеческий капитал и гражданские технологии, диверсификации удержать позитивную динамику в долгосрочной перспективе крайне сложно.
Такие опасения разделяют и в Минэкономразвития РФ. Так, в частности, министр экономического развития Максим Решетников ещё в июне заявлял, что российская экономика находится на грани рецессии, но этого можно избежать, если власти не наделают ошибок, в том числе в денежно-кредитной политике.
Как известно, Банк России в июне впервые почти за три года снизил ключевую ставку — до 20% годовых (с рекордных 21%). В июле её опустили до 18%. Но одного этого для оживления деловой активности недостаточно.
Президент поручил правительству к 1 октября утвердить всеобъемлющий план структурных изменений в российской экономике. Он должен предусматривать изменение структуры занятости и потребления, повышение качестве инвестклимата и уровня технологического развития, трансформацию структуры и «формирование нового качества» внешней торговли. А ключевыми показателями на ближайшее время и перспективу остаются снижение уровня бедности, рост доходов и преодоление неравенства.
Аналитики рекомендуют отнестись к замедлению экономики без лишних эмоций: отслеживать показатели инфляции и изменения в международной торговле и своевременно реагировать на возможные вызовы.
В ближайшие месяцы ситуация на рынке может измениться под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. В целом же, несмотря на замедление, российская экономика сохраняет потенциал для восстановления и дальнейшего развития. Власти и бизнес продолжают искать пути для адаптации к новым условиям и укреплению позиций на мировом рынке.
Несмотря на ожидаемое снижение темпов роста с 4,3% до 1,5–3% в базовом сценарии Центробанка, Россия и в этом году останется четвёртой экономикой в мире по ППС. Сохранить позиции в условиях жёстких санкций помогут государственные инвестиции и заказы, крупные федеральные проекты в области строительства, транспорта, добычи и переработки сырья.
Свою лепту в рост ВВП внесут агропромышленный комплекс и внутренний туризм, отрасли с высокой добавленной стоимостью, включая сектор услуг и консалтинга, программного обеспечения и защиты информации.
Какие бы планы не принимались, а в ближайшее время российская экономика будет развиваться с опорой на ОПК, однако его потенциал как драйвера роста исчерпывается. Проблему усугубляет дефицит квалифицированных специалистов и технологическое отставание в гражданских отраслях, зависимость бюджета от цен на нефть, а ограниченный доступ к технологиям, рынкам и инвестициям повышают издержки. Инвестиции сдерживают инфляция и дороговизна кредитов. Дополнительное давление на рубль повышает инфляционные риски и ведёт к удорожанию импорта.
Из-за этих и других угроз деловой активности МВФ снизил прогноз роста ВВП России на 2025 год до 0,9%. В докладе «Перспективы развития мировой экономики» фонд делает вывод, что все свои ресурсы и мощности Россия исчерпала в 2024 году и на сокращение разрыва между спросом и предложением пока рассчитывать не приходится. Отсюда следует вывод, что риски растут, экономика быстро замедляется.
Собственно, никакой Америки для нас МВФ не открыл. О снижении роста ВВП и охлаждении экономики в этом году не раз говорили на совещаниях и Президент, и правительственные чиновники. По данным Минэкономразвития, в мае рост ВВП замедлился до 1,2%. А по первому кварталу 2025 года темпы роста ВВП, по данным Центробанка, упали более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 4,3% до 1,4%). Во втором квартале 2025 года также зафиксировано снижение темпов экономического роста. По последним данным, прирост ВВП составил 1,8%, что заметно ниже результатов первого квартала, когда этот показатель достигал 2,4%.
Руководители Банка России и не скрывают, что одной из главных причин снижения деловой активности является жёсткая денежно-кредитная политика, которую он проводит, чтобы обуздать инфляцию и направить экономику на путь сбалансированного роста.
Сторонники жёсткой кредитно-денежной политики утверждают, что экономика имеет инерционный характер. Мчащийся поезд нельзя остановить в один момент, вот и с экономикой происходит то же самое. А по сему надо рассчитывать на символический рост эв 2025 году и готовиться отразить реальные риски рецессии в 2026 году.
И всё же, несмотря на давление санкций и жёсткую кредитно-денежную политику Центробанка, Министерство экономического развития РФ по итогам года ожидает рост ВВП на уровне 2,5%.
Уверенности придаёт признание очередного суверенного кредитного рейтинга нашей страны уже от четвёртого китайского рейтингового агентства Dagong International.
Международная оценка подтверждает стабильность нашей экономики, свидетельствует о высокой способности России к погашению внешнего долга, низком риске дефолта и относительной устойчивости к неблагоприятным условиям.
Новые кредитные рейтинги, присвоенные России китайскими агентствами, станут альтернативой западным оценкам и увеличат интерес азиатских инвесторов к российской экономике. Россия получит возможность привлекать дополнительные ресурсы и инвестиции компаний из Азии и Ближнего Востока. Появятся ресурсы для развития, которые помогут преодолевать препятствия и трудности экономики, создаваемые нашими недоброжелателями.
Изображение https://plan.fas.gov.ru/materials/news/?page=70