Экономический расчёт
На очередном съезде РСПП с участием президента РФ обсуждались главные задачи, стоящие перед экономикой: повышение производительности труда, развитие цифровых платформ, моделей управления, сквозная модернизация промышленных мощностей на основе широкой автоматизации. А тесное взаимодействие государства и бизнеса должно ускорить их решение.
Россия, как заявил на съезде РСПП президент Владимир Путин, начинает развиваться по новой модели экономического роста, для этого у страны «есть все возможности, включая солидные государственные ресурсы и потенциал отечественного бизнеса». Речь идёт о широком фронтальном развитии экономики и социальной сферы, создании фактически новых отраслей и направлений в промышленности, сфере услуг. России в ближайшие годы, по словам главы государства, предстоит увеличить объёмы промышленного производства на десятки процентов, хотя сделано уже немало.
Не только у нас, но и на Западе признают, что последние два года стали прорывными для российской экономики. Но то, что она при беспрецедентном санкционном давлении может набрать такой небывалый темп развития, до 2024 года никто и представить себе не мог.
Об успехах красноречивей всего говорит индекс деловой активности PMI (Purchasing Managers Index) или, как его называют, индекс менеджера по закупкам, который обычно и участвует в опросах для формирования разного рода рейтингов – показатель, который в отличие от привычного ВВП позволяет лучше оценить реальное положение вещей в экономике. Значение PMI выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, а всё, что ниже – на её снижение. Этот индекс является ориентиром для оценки динамики ВВП, курсов валют и позволяет строить более точные прогнозы по росту фондового рынка.
У обрабатывающих российских отраслей, по результатам исследований медиахолдинга S&P Global, этот показатель резко прыгнул с 54,7 пунктов в феврале до 55,7 в марте. Такого не наблюдалось с августа 2006 года. Выходит, российская экономика преодолела все ухабы и уверенно движется вперёд. Такие темпы развития больше характерны для Индии, у которой ВВП по ППС (покупательной способности) на душу населения за 2022 год составил всего $7096, а по номиналу вообще $2085. Но для нашего ВВП по ППС, перевалившего за $20 тыс., такой рост кажется невероятным. Ведь, чем выше ВВП на душу населения, тем сложнее показывать активный рост. Но у России это получилось, и наша страна уже обогнала Китай по темпам роста промышленности и уверенно держит планку (при разнице в ВВП на душу населения почти в два раза).
Страхи, связанные с перегревом экономики, никто не отменял, но насколько они оправданны, станет ясно со временем. А пока можно с уверенностью сказать, что, несмотря на беспрецедентные вызовы, позитивные тенденции в экономике России укрепляются.
На новом этапе развития буквально повсеместно, как сказал президент, должны появляться новые предприятия, в том числе высокотехнологичные по критически важным направлениям. Это значит, что перестройка экономики дойдёт до самых отдалённых населённых пунктов. Вместе с тем необходимо повышение производительности труда во всех отраслях экономики и социальной сферы.
Нерешённых проблем у предпринимателей немало, несмотря на все усилия по дебюрократизации. Совместная работа по созданию благоприятного делового климата в стране будет продолжена. РСПП уже внёс свой вклад в упрощение административных процедур и в улучшение законодательства.
Государство обещает и впредь помогать бизнесу развиваться. Так, в частности, будет увеличено финансирование промышленной ипотеки, 300 миллиардов рублей пойдёт на докапитализацию Фонда развития промышленности.
Главное – создание предсказуемых условий для бизнеса в России. Речь идёт о расширении планирования государственных финансов до шести лет. Бизнес теперь заранее может определиться с портфелем заказов, предложить свой товар на сайте госзакупок. Такой подход позволит властям и деловому сообществу лучше управлять крупными инвестиционными проектами.
Шестилетний план инвестиций можно считать продолжением программы долгосрочных преобразований, впервые озвученной Владимиром Путиным на форуме «Россия-2012». Вместе с программой были предложены важные инициативы по дебюрократизации экономики. Сроки подключения к электросетям сократят почти в четыре раза, бухгалтер будет тратить в три раза меньше времени на заполнение бумаг, грузовая фура сможет пересекать таможню в семь раз быстрее, на получение разрешения на строительство объекта понадобится в пять раз меньше времени и в три раза меньше бумаг. Многое из этого уже воплощено в жизнь и повысило инвестиционную активность.
Президент назвал гибкость и инвестиции в разработки ключевыми факторами успеха, похвалил бизнес, который осознаёт свою социальную ответственность: не просто открывает новые производственные мощности, но и строит инфраструктуру, дома, социальные объекты для работников. В то же время, по мнению Владимира Путина, бизнесу не нужно перегружать свой баланс содержанием социальных учреждений, а государство должно обеспечивать их финансирование напрямую из бюджета.
Больше всего на съезде «героев отечественного предпринимательства» волновал вопрос деприватизации собственности, полученной за бесценок в прошлом столетии. Путин вновь повторил, что пересмотра итогов приватизации в стране не будет и обратился к правоохранителям, заявив, что здесь недопустимы «формальные поводы и зацепки».
Если актив был приватизирован лишь с согласия с региональными властями, без участия федерального центра, то, как разъяснил президент, «правительство само не проявило должного внимания» и вину за это нельзя перекладывать на предпринимателя, купившего акции.
Почему же тогда Генпрокуратура инициировала ряд дел о незаконности приватизированных в 1990-е годы предприятий, в казну вернули компании самого разного профиля – от станкостроительного производства до акций «Соликамского магниевого завода»? Силовые ведомства посчитали, что документы о самом факте приватизации были оформлены не должным образом, и, значит, акционеры не могут быть «добросовестными приобретателями». По поводу судебных дел по отчуждению собственности президент сказал, что «речь идёт не о пересмотре приватизации, а о случаях, когда действия или бездействие собственников предприятий, имущественных комплексов наносят прямой ущерб безопасности страны и национальным интересам». К другим участникам так называемых залоговых аукционов девяностых претензий не возникает, они по-прежнему в строю и из РСПП их никто не гонит.
Президент объявил новый этап дебюрократизации бизнеса через «регуляторную гильотину», подчеркнув, что российская правовая система должна быть понятной и защищать интересы бизнеса и потребителей. Для этого придётся обновить законодательную базу. Глава государства пообещал сделать российскую юрисдикцию глобально конкурентоспособной и выразил поддержку российским компаниям, работающим с инфраструктурой за рубежом. Компании с зарубежной инфраструктурой должны получать государственную поддержку, чтобы чувствовать себя уверенно.
Речь шла и о модернизации фискальной системы для более справедливой налоговой нагрузки, чтобы она распределялась справедливее, а бизнес, который развивается, инвестирует, в том числе в инфраструктурные, социальные, кадровые проекты, получал дополнительные стимулы.
Что же касается ключевой ставки, которую ЦБ в очередной раз оставил на том же уровне (16%), то придёт время – и она будет снижена «в соответствии с текущими экономическими тенденциями», что приведёт к уменьшению стоимости промышленных кредитов. Но пока вызывает беспокойство состояние ипотечного рынка, сохраняется и необходимость поддержания высокой ключевой ставки.
Участники съезда отмечали рекордно низкий уровень безработицы в стране, в том числе среди молодёжи (менее 3%). Страна успешно справляется с вызовами, достигая положительных результатов в сфере занятости. Однако в ближайшие годы Россия будет испытывать дефицит кадров и квалификаций, и его, безусловно, нельзя покрыть механически – за счёт той же трудовой миграции, ввоза низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа. Как подчеркнул Путин, «это проблему не решит, нам нужны другие подходы».
Об остроте проблемы кадрового голода свидетельствуют и данные ежегодного опроса РСПП, который регулярно проводится с 2008 года. Сегодня она достигла максимальных размеров. Выход из ситуации, по мнению главы РСПП Александра Шохина, можно найти, применяя инструменты прогнозирования спроса на кадры, путём развития инструментов Национальной системы квалификаций, привлечения на рынок труда незанятых групп населения, увеличения календарного фонда рабочего времени. Основной упор нужно сделать на увеличение производительности труда. Один из подходов – роботизация производства. Это не только «умные» станки с ЧПУ. К 2030 году по числу промышленных роботов, например, Россия может войти в число двадцати пяти ведущих стран мира, а объём внутренних затрат на НИОКРы должен быть не менее чем 2% ВВП. Причём движущей силой здесь призваны стать вложения частного бизнеса. Их объём предприниматели готовы увеличить как минимум вдвое.
Вице-премьер Татьяна Голикова назвала проблему дефицита кадров абсолютным вызовом для страны. От качества занятости, наличия квалифицированных специалистов, эффективности механизмов трудоустройства ни много ни мало зависит решение задач по импортозамещению и технологическому суверенитету. Изменения на рынке труда должны быть заметны уже в этом году: почти 138 тысяч выпускников организаций среднего профессионального образования выйдут весной и летом на рынок труда. Ожидается, как сообщила Голикова, уровень трудоустройства этих выпускников составит 85%. А в ближайшие годы, рынок труда в России должен увеличиться на 2,4 млн человек, причем около миллиона из них придут в высокотехнологичные отрасли. Новую систему управления кадровым обеспечением экономики заложит национальный проект «Кадры», стартующий с 1 января 2025 года.
В начале нулевых РСПП нередко называли «профсоюзом олигархов». Вот и в этот раз накануне съезда было подписано новое соглашение между бизнесом, правительством и профсоюзами. Цель соглашения – не только добиться улучшения ситуации с кадрами, но и встроить бизнес в новую модель экономического развития.
Диалог с бизнесом будет строиться на новых принципах: «офшорный олигархат» должно заменить национально-ориентированное предпринимательство, при котором бизнес не выводил бы деньги в оффшоры, а вкладывал в экономику.
Предпосылки для этого уже созданы: деофшоризация экономики идёт полным ходом. Вложения в основной капитал в 2023 году выросли на 9,8%. Высокая ключевая ставка не может остановить инвестиции (темпы вложений и деловую активность на удивление нашим недругам только растут).
О том, что Союз промышленников и предпринимателей готов и впредь работать на благо страны по реализации всех поставленных главой государства задач, говорит Резолюция съезда «100 шагов к экономическому лидерству». Словом, РСПП по-прежнему остаётся влиятельной структурой, объединяющей крупный бизнес, на которую может опереться власть.
P.S. И совершенно прав президент, говоря о том, что база экономики это промышленность. Автоматизация, системы управления, это только надстройка. Было бы чем управлять, а как и чем управлять найдется.