Дефолт отменяется
Санкции против России провалились. Как сообщают зарубежные СМИ, участники саммита пришли к выводу, что «многие вопросы требуют тщательного экспертного анализа». Сам Ж. Боррель, глава европейской дипломатии, признал, что «новые санкции против РФ вызывают возражения не только у Венгрии».
Британская газета The Guradian опубликовала статью, в которой утверждается, что ужесточение антироссийских санкций, объявленное на саммите «Большой семёрки», можно расценивать как «знак провала». «Несмотря на разговоры о быстрой победе, никакого нокаута в экономической войне не случилось», – пишет журналист Ларри Эллиотт. По его мнению, ни заморозка активов, ни введение ограничений против предпринимателей, ни поиск альтернативных источников энергии, ни лишение Москвы доступа к важным компонентам не изменили курс Кремля. Зато негативное влияние санкций распространяется не только на Россию, но и на сами страны их вводящие.
Западные аналитики теряются в догадках, почему из-за санкций экономика России не рухнула. Ведь в 2022 году у неё не было никаких возможностей, а главное – средств для стабилизации? Изучив зарубежные прогнозы, Центробанк России тоже выдал пессимистичный сценарий развития событий, хотя он и получился немного позитивнее того, что нам напророчили.
Однако после введения самых жёстких санкций обрушения всей российской экономики, наподобие коллапса 1994-1998 годов не произошло. На Западе это назвали чудом, феномен которого не могут объяснить даже самые яркие светила экономической мысли.
«Если бы экономика России была такой маленькой и невпечатляющей, как показывает статистика, как бы она смогла выдержать введенные против нее санкции? Почему заявление президента Джо Байдена о том, что "российская экономика сократится вдвое", не оправдалось? Разве министр финансов Франции Бруно Ле Мэр не рассказывал, что целью Запада было "вызвать крах российской экономики" и поставить Москву на колени? Как стране с экономикой, предположительно, размером с Италию, удаётся оказывать такое глобальное влияние, что министр финансов США Джанет Йеллен недавно заявила, что западные санкции сами по себе ставят под угрозу гегемонию доллара США?» – такие неудобные вопросы задаёт известный французский экономист Жак Сапир в статье «Можем ли мы перестать сравнивать экономику России с экономикой Италии?», опубликованной в американском консервативном журнале National Interest. Сапир признаёт, что за последние пятьдесят лет в западных экономиках всё больше доминируют сектора услуг, которые, внося свой вклад в расчеты ВВП, теряют свое значение во время конфликтов и кризисов. В таких ситуациях важно производство физических товаров, и по этому показателю экономика России не только сильнее немецкой, но и более чем в два раза надежнее французской. «Доминирующее положение России в мировой торговле энергоносителями и сырьевыми товарами… предоставляет ей существенные рычаги влияния на рынки и экономику, делая её менее восприимчивой к санкциям и менее легко поддающейся давлению Запада», – отмечает Сапир. В подтверждение своих слов он приводит Люксембург – одну из самых зажиточных и высокоразвитых стран Европы, крупный международный финансовый и туристический центр. Эта страна живёт за счёт услуг. Но стоит разразиться кризису, и мощь её экономики рухнет: о каком туризме может идти речь, когда нужны хлеб, топливо и свет.
Но самое необычное заключалось не в том, что, зная об этих преимуществах нашей страны, аналитики Центробанка, готовившие прогнозный доклад от 2022 года, недалеко ушли от предсказаний западных экспертов, предвещавших катастрофу.
Год назад миру казалось, что российская экономика обречена на дефолт, и ничего другого эксперты предвидеть не смогли. Они были уверены, что задавленная санкциями Россия не сможет выбраться из колеи, которую для неё в девяностых проложили экономисты-рыночники.
Наши недоброжелатели рассчитывали на то, что независимый от правительства Центробанк не будет менять свою политику, основанную на западных подходах и правилах, и продолжит, как и раньше, полагаясь на могущество доллара, выполнять рекомендации международных организаций, чтобы сохранить положительный имидж и не разочаровать последних инвесторов. Не случайно же незадолго до объявления «адских санкций» ЦБ согласился выполнить требования МВФ по повышению НДС и пенсионного возраста. Закладывая сценарий социально-экономического развития на 2022 год, Банк России по-прежнему опирался на ориентиры, рекомендованные зарубежными финансовыми структурами: сокращение ВВП – от 8 до 10% (у МВФ – на 8,5%, у Всемирного банка – на 11,2%). А прогноз ЦБ по инфляции (от 18 до 23%) почти один в один совпадает с прогнозом рейтингового агентства «S&P Global Market Intelligence», выданным для нашей страны в апреле 2022 года. Складывается впечатление, что наш кредитно-денежный регулятор в то время больше доверял анализу крупнейших западных финансовых структур и на их основе пытался выстроить свои представления о будущем экономики.
Наши недруги, ориентируясь, в том числе и на официальные прогнозы Центробанка РФ, уже готовились прийти в разорённую страну со своими прозападными ценностями и установить здесь свои порядки. Бывший премьер Великобритании Борис Джонсон обратился на русском языке к народу России по поводу того, чтобы мы дружно пошли и свергли Путина. Иноагенты Каспаров и Ходорковский распространили статью под заголовком «Не бойтесь кончины Путина. Победа для Украины, демократия для России», в которой рассказывали, что они готовы вернуться в Россию для строительства «новой демократии» после того, как страны Запада быстренько уничтожат экономику России.
Но всё пошло не так, как нафантазировали себе англосаксы и сбежавшие на Запад «демократы». Российскую экономику не удалось ослабить, изолировать и разрушить. А прогнозы Центробанка, подкреплённые аналитикой западных рейтинговых структур, лишь окончательно запутали наших противников.
Никто не предполагал, что в критической ситуации у Эльвиры Набиуллиной, признанной в 2015 году журналом Euromoney лучшим руководителем Центробанка в мире, хватит мужества вместе с правительством РФ действовать вопреки либеральным догмам и советам МВФ. При принятии решений в критической ситуации возобладал не рыночный, как рассчитывали на Западе, а здравый государственный подход.
Наш Центробанк критикуют теперь не только в России, но и на Западе. Аналитики зарубежных рейтинговых агентств указывают на то, что ключевая ставка ЦБ (7,5%) гораздо выше той, что предлагают ведущие западные банки. При этом они ничего не говорят о том, что взять кредит можно под 1 – 3%, если проект имеет для страны приоритетное или стратегическое значение. Бизнес, задействованный в специальных экономических зонах, занятый импортозамещением, развитием технополисов, внедрением перспективных высоко технологичных производств также имеет льготы по кредитам и налогам. А те, кто ничего не производят – перекупщики, консультанты, работники сферы услуг – спокойно берут кредиты под 10 –15% и не бедствуют. Теперь на Западе такие послабления считают вмешательством государства в экономику, грозят бойкотировать рубль, а Россию лишить статуса страны с рыночной экономикой
Но даже ярые противники российской власти признают, что гибкие нестандартные решения позволили предотвратить экономический коллапс. Российский ВВП по итогам 2022 года не упал, а даже вырос более чем на 22% (теперь на душу населения приходится более $15,44 тысяч). А в девятнадцати европейских странах, и это признаёт ЕС, уровень ВВП на душу населения снизился.
Теперь по апрельскому прогнозу МВФ, экономика России в условиях огромного санкционного давления вырастет в 2023 году на 0,7%, а в некоторых развитых странах (Великобритании, Германии, Швеции), которым, казалось бы, созданы все условия наибольшего благоприятствования, упадёт.
Вполне вероятно, что и этот прогноз будет пересмотрен, и ближе к концу года мы увидим опережающие цифры роста нашей экономики.
Светила экономической мысли ищут фактор роста, который не учли в своих прогнозах ни наш ЦБ, ни МВФ. Практически все авторитетные аналитики ещё недавно были абсолютно уверены, что ни одна страна в мире не способна выдержать столь массовые рестрикции, обрушенные на одну страну за столь короткий промежуток времени. Даже у тех, кто их принимал, начались проблемы в экономике, а Россия выстояла. Те же рейтинговые агентства, которые напророчили гибель российской экономике, теперь вынуждены признать, что в США сегодня самая большая инфляция за сорок лет, а в ЕС, изо всех сил пытающейся сохранить лицо, она достигла невиданных высот за всё время его существования. В США один за другим банкротятся банки, Калифорния первой объявила дефолт по долгам в размере 18,6 миллиарда долларов, переложив их на плечи работодателей. А ведь экономика одной только Калифорнии, как утверждают либералы, больше, чем весь доход бюджета РФ.
Усиливая санкции, Евросоюз стремительно теряет влияние не только на российскую, но и на мировую экономику. Если раньше наши недруги рассчитывали прибрать к рукам золотовалютные резервы России, то теперь они сами считают убытки и остановленные предприятия. Нечто подобное наша страна пережила в девяностых годах, когда выбирали западный путь развития. Теперь настал черёд Европы испытать на себе бумеранг разрушений, который к ней же и возвращается.
Представители прежнего финансового блока в России, на которые опирались западные элиты, теряют своё влияние. На смену им приходят новые люди, которые не рассказывают байки про всемогущий рынок и чудеса иностранных инвестиций, а думают в первую очередь о том, как свою страну вывести из-под западной зависимости.
Не разрывая отношений с МВФ, в котором наша страна всё ещё числится кредитором, и с ВТО, правительство РФ старается проводить независимую экономическую политику, вызывая раздражение западных элит. Под заявления еврокомиссаров о том, что они не могут найти «замороженные» золотовалютные резервы России, мы уже сумели вернуть на Родину три триллиона рублей. Сумма в пересчёте на доллары хоть и относительно небольшая, но сам факт «разморозки» капиталов в условиях санкций воспринимается как пощёчина Западу.
Ответить на санкции и арест имущества наших собственников за рубежом Минфин предложил замещающими облигациями, которые и обеспечивают восстановление прав российских инвесторов.
В условиях колоссального давления правительству РФ, Минфину и Центробанку удалось не только обеспечить российские интересы, но и в кратчайшие сроки переформатировать экономическую модель, избавив её от устаревших и неработающих принципов.
После того, как российские власти начали проводить принудительную конвертацию депозитарных расписок, появилась уверенность, что теперь Россия будет более осторожной при заключении экономических сделок с западным миром. О курсе на суверенность говорят новая стратегия, в которой вместо чужой выгоды преобладают интересы своей страны, и обновлённая внешнеполитическая концепция. Несмотря на возмущение лидеров иностранных государств, спровоцировавших конфликт, начат процесс принудительного перевода зарубежных активов под российскую юрисдикцию.
Надёжным инструментом для этого как раз и выбраны замещающие облигации. Бизнес недружественных государств, арестовавших активы наших собственников, увидел в этом ущемление своих прав и грозился создать большие проблемы нашей экономике, но потом смирился с предложенными условиями, чтобы не остаться ни с чем.
Сопротивление собственников компаний, покинувших нашу страну, удаётся преодолеть благодаря новым законам и указам Президента. Вместе с правительством и Минфином главный денежно-кредитный регулятор страны – Центробанк – включился в переформатирование устаревших и неработающих экономических принципов, навязанных глобалистами.
Чтобы окончательно избавиться от влияния транснациональных корпораций предстоит ещё очень много сделать. Но начало новых подходов к международному экономическому сотрудничеству в условиях санкций положено. И отступать от них, судя по всему, власть не намерена.
?>