Цены под прицелом
Под занавес года Россию «наградили» очередным санкционным пакетом, пригрозив тем, кто торгует с нами нефтью, адскими тарифами. В новый год мировая экономика входит в расстроенном состоянии, и никто не может сказать, что выкинет Дональд Трамп в очередной раз, и как его «хотелки» отразятся на долларе и евро.
Учитывая эти и другие вызовы, Банк России всё же решил продолжить линию на постепенное смягчение денежно-кредитной политики. Понемногу снижая ключевую ставку до 16%, регулятор оставляет за собой право в любой момент отыграть назад, если инфляция выйдёт за рамки, отведённые ей в прогнозах Центробанка. Если для приведения инфляции к 4% потребуется дольше удерживать ставку на высоком уровне или даже ужесточать политику, то Банк России пойдёт на это. А значит, ожидание быстрого и заметного удешевления кредитов может не оправдаться. Эпоха «дорогих денег» и, как следствие, относительно крепкого рубля при неблагоприятных условиях может продлиться дольше, чем рассчитывает бизнес.
Эльвира Набиуллина предупредила: российская экономика всё ещё стоит на пороге ускорения инфляции, несмотря на то, что в этом году темпы роста цен в России замедлились до пятилетнего минимума – ниже 6%, что существенно ниже прогноза ЦБ (6,5–7%). Повышение НДС, например, может существенно повлиять на цены в ближайшие месяцы, и Центробанк ожидает некоторый всплеск роста цен в январе за счёт временных факторов, но при этом «устойчивая инфляция продолжит снижаться».
Свой вклад в декабрьское торможение инфляции внесли снижение цен на бензин и плодоовощную продукцию (после всплеска в 2024 году). Однако предстоящие изменения в налоговой и тарифной политике не оставляют экономике шансов на стабильность.
Иными словами, признаки оздоровления, которые ставит себе в заслугу Центробанк, ещё не доминируют, а риски инфляционной воронки всё ещё слишком высоки.
По данным опросов Центробанка, доля предприятий, испытывающих дефицит кадров, становится всё меньше. И это уже хорошо. Обнадёживает и то, что в новом году компании не планируют так быстро как раньше разгонять зарплаты сотрудникам. И хотя безработица остаётся на историческом минимуме, рост зарплат всё ещё продолжает опережать производительность труда.
Перед обсуждением ключевой ставки правление Центробанка оказалось в непростой ситуации: статистические данные свидетельствуют, что рост цен замедляется, а вот инфляционные ожидания населения зашкаливают. Инфляцию снижают довольно жёсткая кредитно-денежная политика, более сдержанный спрос и «общее выравнивание экономических процессов». Эти изменения всегда сначала проявляются в цифрах, и только потом доходят до россиян в их повседневной жизни. Инфляционные ожидания у населения формируются не по методичкам Росстата, а по ощущениям и настроениям людей и отражают, по представлениям специалистов аналитической службы Центробанка, «уровень восприятия и инерции мышления, а не текущую экономическую динамику».
Проще говоря, люди смотрят на полки магазинов, на декабрьские акции, маскирующие рост цен, и, вспоминая собственный опыт прошлых лет, забыв про скидки, которые им предлагают торговые сети, ждут повышения цен, которого может и не быть. В конце года этот эффект усиливается, поэтому ожидания нередко растут даже на фоне реального замедления инфляции, которое фиксирует Росстат. Для Банка России, с особым вниманием отслеживающего инфляционные ожидания, в этот раз статистка показалась более убедительным аргументом – и ставку снова понизили на полпроцента.
Говоря об успехах в борьбе с инфляцией, как важном итоге уходящего года, Эльвира Набиуллина, проявляет осторожность. Слишком резкое смягчение денежно-кредитной политики накануне повышение НДС (с января 2026 года) и индексации тарифов на жилищно-коммунальные и другие регулируемые услуги, по её мнению, нецелесообразно.
Если резко отпустить проценты по кредитам, то это может в наших условиях ещё больше разогнать инфляционные ожидания, люди начнут скупать всё подряд, а продавцы накручивать цены под ажиотажный спрос. Искусственное ослабление рубля ЦБ не приветствует, потому что это привело бы к резкому подорожанию импорта.
Мягкое снижение ставки, как полагают аналитики, окажет умеренное позитивное влияние на экономику. Курс рубля немного ослабнет, но не обвалится так сильно, как доллар. Начнут постепенно снижаться ставки по кредитам и вкладам, давая возможность экономике плавно адаптироваться к новым условиям. Банки начнут постепенно снижать проценты по вкладам, хотя депозиты всё равно будут давать ощутимый доход при инфляции около 6%. Кредиты для населения и бизнеса начнут постепенно дешеветь, хотя и ставка по ним всё ещё останется высокой, и одно декабрьское решение ЦБ кардинально ситуацию не изменит. Со всем этим пока придётся смириться.
Как сказал Президент на Прямой линии по итогам уходящего года, замедление роста ВВП до одного процента является «платой за сохранение качества экономики и макроэкономических показателей». Многие экономисты склоняются к тому, что рост ради роста никому не нужен. «Для людей главное качественный рост – увеличение вложений в человеческий капитал, в образование, здравоохранение, в науку», – полагает научный руководитель Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Главная задача экономики – полноценное развитие. И нет ничего страшного в том, что она притормозила. Лучше уйти в «ноль», как говорит экономическая теория, чтобы не разгонять инфляцию, перевооружить производство и затем обеспечить подъём ускоренными темпами, который и придёт на смену спада.
Ситуацию в российской экономике можно назвать «мягкой посадкой», за которой, как утверждает председатель Центробанка, последует сбалансированный рост.
По оценкам ЦБ, экономика выйдет из состояния перегрева уже в первом полугодии 2026 года (рост производства уже начал ускоряться в IV квартале уходящего года, особенно в добывающей и обрабатывающей промышленности.
«Я точно могу сказать, что мы прошли значительную часть пути, но вторая часть дистанции всегда тяжелее – это знает хорошо любой марафонец», – образно описала текущий момент Эльвира Набиуллина.
В своих обновлённых прогнозах на 2026 год Банк России проявляет осторожный оптимизм. Объём инвестиций останется вблизи исторически максимальных значений (только за январь–сентябрь этого года инвестиции в основной капитал уже превысили 26 трлн рублей и в реальном выражении соответствуют уровню прошлого года). Укрепление рубля будет сдерживать инфляционное влияние. Отмена налоговых льгот по банковским картам может повлиять на платежный рынок, но банковская система останется вполне устойчивой несмотря незначительный рост проблемных кредитов, в частности «плохих» корпоративных. Темпы роста потребительской активности будут всё ещё по-прежнему высоки, особенно в услугах, общепите и продажах непродовольственных товаров.
Исходя из сложившихся представлений, Эльвира Набиуллина заключила: снижения ставки «в режиме автопилота» в новом году точно не будет. А в качестве своего основного пожелания к Деду Морозу назвала ценовую стабильность: «Хотелось бы, чтобы наши граждане, наш бизнес почувствовали преимущества низкой инфляции».
В новом, 2026 году России, стреноженной более 30 тысячами санкций, возможно, придётся столкнуться с новыми вызовами. Но, как заметил на форуме «Россия зовет!» министр финансов Антон Силуанов, у российской экономики есть основания для перехода к более устойчивому росту.
Власти, по его словам, делают всё для того, чтобы экономика через какое-то время могла «гнать на велосипеде».
«В следующем году уже есть основания для того, чтобы экономика у нас двигалась не за счёт каких-то «накачиваний», в том числе бюджета и денежно-кредитной политики, а уже устойчиво за счёт роста инвестиций. Создаём все условия для того, чтобы экономика росла», – пояснил Силуанов.
Уверенности в том, что мы далеки от обвалов и дефолтов, придаёт сбалансированный бюджет, за который в этот раз проголосовали даже представители оппозиционных партий Госдумы. Состояние государственных финансов, по оценке Президента, позволяет в полном объёме обеспечивать расходы на оборону и безопасность и при этом задавать более высокую динамику по ключевым направлениям развития в рамках новых национальных проектов.
Денег в казне хватает, чтобы с участием бизнеса вывести на новый качественный уровень отечественную экономику и технологическую сферу, укрепить системы здравоохранения и образования, решить системные вопросы по инфраструктуре и благоустройству наших городов и посёлков, повысить качество жизни российских граждан.
Экономический рост должен быть, как сказал Президент на предновогоднем заседании правительства, «всеобъемлющим» и затронуть все регионы страны, а не только отдельные крупные центры». В новом году правительству придётся вплотную заняться обновлением структуры экономики с опорой на внутренний спрос и национальный бизнес, стимулированием роста потребления товаров российского производства, созданием современных и высокооплачиваемых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях и на производствах с высокой добавленной стоимостью. От того, как пойдут дела в экономике, зависит переход к новому качеству жизни регионов, который может начаться уже в новом году.
Фото Комсомольская правда


