Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 мая 2021
«Белкомур»: у семи нянек дитя без глазу?

«Белкомур»: у семи нянек дитя без глазу?

Комплексное развитие Русского Севера затягивается
Игорь Леонидов
30.04.2021
 «Белкомур»: у семи нянек дитя без глазу?

Социально-экономическое развитие обширного североевропейского региона России тормозится вот уже которое десятилетие. Проект магистрали Белое море-Коми-Северный Урал: Архангельск-Сыктывкар-Соликамск в 1250 км, разработанный еще в начале 1910-х и уточненный в 1970-х, а затем в начале 2010-х — так и остается на бумаге. На днях информпортал Архангельской области «Бизнес-класс» подтвердил, что «...воз и ныне там: магистраль по-прежнему остаётся в бумажной версии».

Уточним: строительству подлежат до 60% протяженности артерии, остальные участки (около 500 км) — это действующие линии, большинство из которых давно требуют реконструкции. Но соответствующие работы и сегодня не проводятся. Зато с избытком — всевозможных соглашений между властями примыкающих субъектов Федерации, правительственных распоряжений, деклараций компаний-участниц проекта. С обещаниями, что реализация столь значимого проекта начнется со дня на день...

А ведь почти на всей территории Европейского Севера России (ЕСР) «Белкомур» позволил бы, во-первых, более чем на треть увеличить совокупное промышленное и сельхозпроизводство. Причем с освоением прилегающих к артерии крупных запасов марганца, титана, бокситов (алюминиевого сырья), драгоценных металлов, цветных металлов, графита, редкоземельных элементов. Во-вторых — создать свыше 40 тыс. новых, притом стабильных рабочих мест в североевропейском регионе РФ. В-третьих — увеличить минимум вдвое объем именно промышленного (а не сырьевого) экспорта ЕСР. В-четвертых — обеспечить ежегодно от 80 до 120 млн долл. транзитных доходов между Северной Европой и центрально-/восточноазиатскими странами, поскольку «Белкомур» обеспечил бы кратчайший маршрут между Северной Европой, с одной стороны, и Центральной и Восточной Азией — с другой.

Финансирование строительства магистрали (примерно 160 млрд руб.) было частично предусмотрено из госбюджета — не более 35% в рамках государственного софинансирования. То есть, его основная часть поручена российскому бизнесу. Который, похоже, не спешит вкладываться в проекты, не гарантирующие быстрой и, одновременно, максимальной прибыли в отличие от экспортно-сырьевых проектов. Государственное же софинансирование проекта фактически отменено.

Так и мыкается проект между всевозможными документами, вроде бы гарантирующими его реализацию. Правительство РФ распоряжением от 21 декабря 2019 г. ( № 3120-р) внесло его в план развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года. «...Предстоит провести комплексный анализ проекта, наполнить его новым содержанием и подтвердить неоспоримую целесообразность его реализации», — отмечено в этом распоряжении. Официальной конкретики по выполнению этого предписания пока нет.

Но еще в 2008 году проект был включен в «Транспортную стратегию РФ до 2030 года» и в «Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года». Стало быть, упомянутым правительственным распоряжением целесообразность проекта, включенного в эти «стратегии», фактически оспаривается? Во всяком случае, уже в 2009-м проект исключили из софинансирования со стороны Инвестиционного фонда России.

Затем началась череда декларативных намерений и переговоров. А именно: по данным порталов «Эхо Севера» (Архангельск) и «БН-Коми» (Сыктывкар), с 2009 года искали инвестора для участия в этом проекте. В числе компаний-инвесторов назывались АО «СУЭК», ПАО «Уралкалий», АО «Еврохим», АО «Соликамскбумпром» и другие предприятия. Но, похоже, безрезультатно. Так как позже интерес к проекту проявляли ВЭБ, Банк развития Китая, министерство железных дорог КНР, Китайская гражданская инженерно-строительная корпорации в России, Центр экономического и инвестиционного сотрудничества России и Китая.

Но, видно, «интересом» дело и ограничилось. Ибо, как сообщают упомянутые порталы, теперь уже в 2013 году «дочка» железнодорожного перевозчика Deutsche Bahn «подтвердила свое участие в строительстве железнодорожной магистрали».

Однако проект и поныне не реализуется.

Между тем в 2015 году межрегиональная компания «Белкомур» (РФ) и Poly Technologies, Inc (КНР) подписали соглашение о строительстве «Белкомура», предусматривающее софинансирование со стороны государства. Но уже в 2016-м министерство транспорта РФ заявило, что в период до 2020 года не видит бюджетных источников для финансирования реализации проекта.

А в 2017 году представители РЖД сказали, что считают целесообразным начать реализацию проекта только после 2025 года. Но точные сроки создания артерии снова не обозначили. Вот и получается, в буквальном смысле, что у семи нянек — дитя без глазу.

И, как следствие, сроки ввода в действие артерии с начала 2000-х переносились не менее пяти раз.

По-прежнему стратегический проект, нацеленный на комплексную индустриализацию Российского Севера и повышение конкурентоспособности российских транзитных артерий, остается не реализованным.

Будем надеяться, что хотя бы после 2025 года, как заявлено, все же удастся его осуществить. Да и государство не останется в стороне, скажет, наконец, своё решительное слово в столь экономически и геополитически важном деле?


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Игорь
03.05.2021 11:03
Если нет программ развития примыкающих регионов - такие артерии никогда не окупятся. Потому и "остановлены" программы по БАМУ, Транссибу, не строится БЕЛКОМУР. Зато экспортные газопроводы (как и, напр., зерно-экспортные порты) - в почёте: они не касаются газификации "транзитных" регионов РФ...
Кареев
02.05.2021 19:41
Если бы государство хотело, оно бы давно построило эту дорогу. Но ведь НЕТ конкретных планов развития примыкающих регионов. Значит, и это государству не с руки...
Северин
01.05.2021 17:07
Если бы БЕЛКОМУР поставлял нефть или газ на Запад - построили бы очень быстро...
Николос
01.05.2021 14:06
Это не первая публикация за последние годы
aries
30.04.2021 21:28
спящие не спят ...саботируют работу

Эксклюзив
27.04.2021
Алексей Чичкин
Наследие выдающегося ученого-экономиста остается невостребованным.
Фоторепортаж
27.04.2021
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реконструкции снова открыт знаменитый Лионский зал Екатерининского дворца.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.