Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Банкиры богатеют, инфляция растет…

Банкиры богатеют, инфляция растет…

Кредитные организации в этом году получат рекордную прибыль – 2,5 трлн рублей
Юрий Алексеев
24.11.2021
Банкиры богатеют, инфляция растет…

За счет инфляции и увеличения ключевой ставки объем активов 100 крупнейших банковских групп уже превысил ВВП страны. Банковский сектор в нашей стране побивает рекорд за рекордом и становится наиболее успешно развивающейся отраслью.

Строго выполняя указания Центробанка, кредитно-финансовые организации из года в год спокойно наращивают прибыли. И этому можно было бы только порадоваться, если бы собранные ими деньги не утекали за рубеж, а шли на развитие экономики. Но наши банкиры неохотно кредитуют отечественного производителя, пугая бизнес неподъемными кредитами. Высокая ставка по ним не останавливает лишь тех, кто привык получать сиюминутную выгоду – в торговле, на валютных биржах, – действуя по нехитрой схеме: купил дешевле – продал дороже.

Весь парадокс в том, что большая часть нашего банковского сектора находится под контролем государства. Не только Росимущество и Фонд национального благосостояния (ФНБ), но и весь банковский сектор отданы под присмотр Минфина, который мог бы, наверное, подсказать, куда лучше вкладывать свалившиеся на головы богатых деньги. Но вместо этого им предлагают (ни в коем случае не обязывают!), приобретать государственные облигации под выгодный процент.

Облигации федерального займа со временем вырастают в цене, их можно обналичить по ставке, значительно превышающей инфляцию. Либералы говорят, что ничего страшного в этом нет: потерянные проценты государство со временем может отыграть на биржах, на разнице курса валют, а реальный сектор экономики подождет.

Депутаты Госдумы не раз обращали внимание на то, что все выплаченные народом начисления по кредитам на триллионы рублей превышают проценты по вкладам. Многие россияне открывают счета в банках не потому, что у них завелись лишние деньги, а чтобы им на карту перечисляли пенсию или зарплату. С 2014-го года доходы абсолютного большинства заемщиков падают, им нечего откладывать на «черный день».

На фоне обнищания граждан, безработицы, роста цен и рекордных просрочек по кредитам финансовый сектор пухнет от денег, оставляя позади себя другие отрасли экономики.

Если деньги, скопившиеся в банках, разделить на всех, то в среднем на каждого россиянина придется по 230 тыс. рублей. Но если учесть, что 63% всех вкладов держат 1,5% граждан, а на 94% россиян приходится всего 9% накопительных счетов, то выходит, что на счетах у большинства клиентов деньги долго не задерживаются. Перечисленные на карту пенсии и зарплаты быстро обналичиваются и уходят на текущие расходы. Делать деньги, наживаясь на процентах, у нас могут только богатые. Им хорошо помогает в этом либеральная линия кредитно-денежной политики Центробанка.

Выступая в Госдуме, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина сравнила антикризисные меры, направленные на поддержку экономики с зашкаливающим пульсом у бегуна, за этим следует потеря темпов роста – одышка, а потом сердечный приступ – экономический кризис. Такое сравнение устроило далеко не всех депутатов. Набиуллиной стали возражать: если в начале года еще можно было объяснить рост цен на продукты питания внутренними факторами, то, по мере роста инфляции во всем мире, стало очевидно, что ноги растут с Запада.

После того, как там включили печатный станок и вбрасывают в мировую экономику триллионы долларов и миллиарды евро, покупательная способность денег во всем мире падает.

В самих США инфляция перевалила за 6%, поставив рекорд за последние 30 лет.Но финансовые власти США продолжают печатать деньги.

Ничего удивительного в этом нет. Наш Центробанк и американская Федеральная резервная система (ФРС) действуют в рамках законодательства своих стран. В Законе о Банке России не прописана его ответственность за уровень инфляции, экономический рост и занятость в экономике. Главной задачей Центробанка остается только стабильность рубля. ФРС же по американским законам должна так управлять денежно-кредитной политикой, чтобы обеспечить рост экономики, максимальную занятость населения, стабильные цены и умеренные процентные ставки по кредитам.

Наш Центробанк, поднимая ключевую ставку, ограничивая количество денег в обращении, действует изжившими себя примитивными монетаристкими методами. Это приводит к усилению оттока капитала. Только в третьем квартале 2021 года из России было выведено 33,9 млрд долларов.

Курсовая разница позволяет спекулянтам прилично зарабатывать на рублевых ОФЗ. Ко всему прочему Центробанк вместе с Минфином еще и скупает валюту ударными темпами. Только в ноябре этого года на скупку валюты и золота будет потрачено 518 млрд рублей (каждый день почти по 26 млрд!). А ведь это деньги, извлеченные из экономики, которая и так недофинансирована.

Банку России никто не указ. Он независим от государственных обязательств и не подчинен ни одному госоргану. А вот Народный Банк Китая имеет двойной статус, как центральный банк страны и подразделение Госсовета КНР.

Поэтому он в полной мере зависим от решений, принятых Центральным народным правительством, высшим органом исполнительной власти – Госсоветом КНР: когда высшая власть провозглашает экономический рост, и Банк Китая в полной мере участвует в решении этой задачи.

Кризис 2014-2017 годов в очередной раз показал, что банков у нас в стране расплодилось слишком много. С 2000 года Центральный Банк России занимается зачисткой банковского сектора. За это время лицензий лишились почти 3000 кредитных организаций. По данным за 2020 год, в России осталось около 600 банков (не считая расплодившихся повсюду микрофинансовых организаций). И все равно – это очень много.

Сокращение банковского сектора аналитики напрямую связывают с усилением государственного регулирования. Сделав прозрачным финансовый рынок, государство сможет контролировать макроэкономические показатели, а, главное, инвестиции в реальный сектор.

Как ни странно, но даже банки с государственным участием почти полностью самоустранились от кредитования производственных инвестиций, доля которых в их активах упала до 5%. В компании с биржевыми спекулянтами они вкладывают государственные деньги в финансирование валютных спекуляций, тем самым играя против рубля, подрывая макроэкономическую стабильность. Полученную прибыль стараются вложить в то, что приносит скорую прибыль, например, в лизинг зарубежной техники, тем самым поддерживая иностранных конкурентов.

И вот уже на государственном уровне принимается решение о финансировании наиболее значимых национальных проектов напрямую из государственных фондов, отказавшись от услуг банковской сферы. В самых верхах речь заходит о том, что и страховые организации в системе обязательного медицинского страхования, аффилированные с банками, являются лишним звеном.

Правительство вознамерилось преобразовать Фонд национального благосостояния (ФНБ) в Фонд развития. Но тратить все собранные в национальной кубышке средства на строительство бюджетного жилья, дорог, инженерные коммуникации и другие неотложные нужды запрещает закон. Правительство может взять лишь часть денег, которых недостаточно для ускоренного развития.

Государственники и монетаристы продолжают спорить что лучше: напечатать побольше денег и снизить ключевую процентную ставку, сделать кредиты доступными любой домохозяйке и под спрос подстраивать производство или, приостановив экономику, снизить инфляцию и ждать прихода инвесторов? Но есть и третий путь – введение в обращение цифрового рубля. Если такую валюту выпускать строго под определенную цель со специальным кодом и с особыми условиями выдачи кредита, то рубль никак не будет зависеть от доллара, не уйдет на фондовый рынок, не будет потрачен на закупку импорта, не разгонит инфляцию.

Под такие деньги не нужны кредитные организации с тысячами отделений, армии контролеров (проверки целевого расходования средств отпадут сами собой). Каждый цифровой рубль будет прозрачен и виден государству. Электронные деньги будут работать по специально заданным программам.

Председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина совсем недавно выступала противником таких экспериментов, но когда на Западе задумались о введении цифрового евро, вдруг полностью поддержала идею цифрового рубля. Ведь его хождение поможет решить проблему с инфляцией. Да и ограниченную эмиссию гораздо эффективнее проводить не в обычных рублях с плавающим курсом, а в цифровых с заложенными в них ограничениями.

Твердая валюта обеспечит устойчивые цены. С введением цифрового рубля банкам грозит переформатирование. Они не смогут наживаться на процентах и комиссионных. Не исключено, что за банками как в Китае сохранят право выдавать потребительские кредиты цифровыми рублями. Но об этом речи пока не идет.

Разработкой своей цифровой валюты активно занимаются многие страны, в том числе Евросоюз и Китай. Народный банк КНР еще в 2020 году начал тестировать мобильное приложение для ее хранения и обмена. А недавно китайский кредитный регулятор разрешил иностранным туристам расплачиваться цифровым юанем, не открывая счет в местном банке.

Банк России в июне 2021 года сформировал первую пилотную группу по тестированию цифрового рубля. Необходимые приготовления регулятор планирует завершить в декабре 2021 года и весь 2022 год проводить тестирование платформы цифрового рубля.

На заседании комитета Госдумы по финансовому рынку Эльвира Набиуллина заявила, что никто никому цифровой рубль навязывать не собирается. Его внедрение будет зависеть от выбора граждан. Когда они поймут, что иметь дело с цифровой валютой удобней и выгодней, чем с обычными рублями, то переход на электронные деньги осуществится быстро и легко.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..