Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 апреля 2024
А без российской нефти – никуда...

А без российской нефти – никуда...

Как Россия продала миллионы баррелей черного золота в обход санкций
Николай Петров
28.02.2023
А без российской нефти – никуда...

По сообщению агентства Bloоmberg, основным поставщиком российской нефти оказались греческие судовладельцы. Власти Греции, которые ко всем санкциям давно послушно присоединились, уже заявили, что сделать с этим ничего не могут, поскольку торговля идёт за пределами территориальных вод.

Операция несложная – российскую нефть и нефтепродукты перекачивают с одних танкеров на другие в нейтральных водах, например, у берегов Греции и Северной Африки.

С начала 2023 года таким способом – с одного танкера на другой – только лишь в греческом заливе Лаконикос перекачали по меньшей мере 23 млн баррелей российской нефти и очищенного топлива, приводит пример Bloomberg. Утверждается, что перегрузка осуществляется с использованием танкеров, принадлежащих так называемому серому танкерному флоту, которые затем перевозят нефть в страны Азии.

Согласно данным главного экономиста Института международных финансов Робина Брукса, греческие танкеры перевозят 63% российской нефти. Брукс написал на своей странице в социальных сетях: «Как Россия генерирует такой большой профицит счета текущих операций? Наши данные о нефтяных танкерах, вывозящих нефть из России, показывают, что это становится возможным благодаря греческим судам. В то время как другие страны все больше вводят санкции против России и сокращают свои мощности».

Старший аналитик Primary Vision Network Марк Россано, сообщивший турецкому агентству Anadolu, что наблюдается увеличение потока нефти из России в Грецию, добавил: «В регионе много "спорных" вод, которые Россия может использовать в качестве прикрытия для передачи грузов с одного судна на другое. Мы видим, что большая часть сырой нефти идет затем через Суэцкий канал в Азию, главным образом, в Индию и Китай».

По словам эксперта, Россия хочет поставить на рынок как можно больше нефти, при этом суточный экспорт страны в настоящее время находится на уровне 3,7 миллиона баррелей. Многие судоходные компании базируются в Греции, и в состоянии готовности находится большое количество судов.

Неопределенность относительно исключительной экономической зоны создает достаточное прикрытие для обеспечения передачи продукции с одного судна на другое. Эти суда также могут иметь контракты с Индией и Китаем. Поэтому греческие корабли занимаются перевозкой продукции и закрывают глаза на содержание или первоначальное местонахождение этой продукции.

Индии и Китаю нужно сырье, а Европе – дизельное топливо. Европа, не имея альтернативы в краткосрочной перспективе, позволяет и будет позволять российской сырой нефти идти в Азию, а затем будет приобретать большое количество дизельного топлива у этих стран, пояснил Россано.

«Танкеры, принадлежащие западным собственникам, побили рекорд по морским перевозкам из России (…). Привлечённые высокой стоимостью фрахта, судовладельцы увеличили объём перевозок российской нефти на мировой рынок, что помогло Москве создать финансовую подушку, в которой она так нуждалась», – сказал испанской газете El País исследователь Института международных финансов Джонатан Пингл.

По данным Института стратегических исследований черноморского побережья Украины, в июне прошлого года в российские порты за нефтью прибывали танкеры румынских, немецких, датских, итальянских и испанских фирм. Но больше всех отличились греки.

Если до спецоперации греческие танкеры перевозили 35% российской нефти, то после её начала объём увеличился почти до 55%.

«Нефтяные сделки российских энергетических транснациональных корпораций "Роснефть" и "Лукойл" продолжают совершенно беспрепятственно оформляться через европейские порты», – свидетельствует обозреватель немецкой Die Welt Даниэль Ветцель. По его словам, Россия обходит санкции с помощью Греции, которая владеет крупнейшим танкерным флотом в мире. Данная страна в отличие от других расширяет бизнес с русскими. Кроме того, растёт число отправлений в Индию, Китай и Южную Корею. Ветцель указывает на то, что Греция втрое увеличила долю в транспортировке российской нефти по сравнению с 2021 годом.

В то же время нынешние власти Греции, как известно, сегодня проводят сугубо проамериканский курс. Недавно Афины заключили с Вашингтоном новое соглашение о сотрудничестве в области обороны, и предоставили США возможность открыть на территории страны свои новые военные базы. Порт Александруполис на севере Греции, например, уже превратился в одну из основных перевалочных баз для транспортировки американского оружия в Европу, в том числе и на Украину. Греческое правительство само поставляет оружие киевскому режиму, но отказалось передать Киеву ракетные комплексы С-300, заявив, что они необходимы самим грекам для защиты от Турции.

Однако греческие судовладельцы, которые владеют одним из самых крупных торговых флотов в мире и крупнейшим танкерным флотом, по сути, теневая власть в стране. Они располагают огромными финансовыми ресурсами и оказывают большое влияние на экономику Греции, поскольку в сфере судоходства заняты десятки тысяч греков.

Другой важный фактор, благодаря которому власти Афин никак не могут на них повлиять, состоит в том, что большинство греческих судов, в том числе и танкеров, плавают под флагами других государств, а штаб-квартиры многих греческих судоходных компаний находятся за границей, где и живут многие «короли» греческого торгового флота.

Они с давних времен имеют тесные связи с Россией. Еще во времена Российской империи именно греки возили из Одессы русское зерно и другие товары в Европу, на чем несметно разбогатели. А во времена османского ига греческие торговцы, чтобы защититься от турок даже использовали на своих судах российский Андреевский флаг, которого смертельно боялись османы. Во времена СССР тесные связи с нашей страной установил легендарный греческий судовладелец Аристотель Онассис. В этом ему всячески пыталось помешать ЦРУ. Сын Онассиса Александрос погиб в загадочной авиакатастрофе, в чем магнат открыто обвинял американцев.

Однако не только греки торгуют сейчас российской нефтью, невзирая на санкции. «За год, прошедший после начала российской специальной военной операции на Украине, – пишет авторитетное британское издание Economist, – многие западные компании отказались от торговли, отгрузки и страхования российской нефти. Теперь вместо них продавать её помогают загадочные новички, которые базируются уже не в Женеве, а в Гонконге и Дубае».

С тех пор, как Евросоюз впервые заговорил о возможности введения санкций логистического характера, рынок подержанных танкеров начал стремительно расти. По данным судового брокера SSY, в прошлом году из рук в руки перешли почти 200 судов для перевозки сырой нефти, что примерно на 55% больше, чем в 2021 году.

Большинство из них были танкерами типа «Афрамакс» и «Суэцмакс»: эти суда, максимальная вместимость которых составляет один миллион баррелей, достаточно небольшие, чтобы заходить в российские порты.

Флот, который Россия может использовать, чтобы обходить ценовой потолок, насчитывает 360 с лишним судов, что эквивалентно 16% мирового фонда нефтяных танкеров, свидетельствует Economist. Даже если все западные суда разом откажутся перевозить российскую сырую нефть, этого теневого флота хватит, чтобы поддерживать объемы экспорта российской нефти на нынешнем уровне, считает эксперт Рейд Лансон из аналитической компании Kpler.

Мало того, выясняется, что не работает и потолок цен на российскую нефть, введенный Западом. Так, на днях появилась информация о том, что исследователи из Института международных финансов, Колумбийского и Калифорнийского университетов пришли к выводу, что Россия продавала нефть выше предельной цены в 60 долларов за баррель как минимум четыре недели после его введения странами Евросоюза и G7.

Об этом сообщил тот же Bloomberg со ссылкой на данные исследования. По информации авторов этого исследования, баррель российской нефти в тот период в среднем стоил около 74 долларов, что на четверть превышает установленный Западом максимум.

Многим странам остро нужна нефть и нефтепродукты, и без сырья из России на мировых рынках сегодня никак не обойтись, а потому никакие санкции, как оказывается на деле, тут пока что фактически не работают.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.