Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

20 октября 2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Киевский режим довел ситуацию до конфликта с ЕС.
19.10

Президентские выборы могут дестабилизировать обстановку в республике.
12.10

В Польше установился один из самых странных правых режимов в мире.
09.10

Как в Китае создают общество всеобщего достатка.
05.10

Любопытная некоммерческая организация была создана недавно в США.
05.10

Военный арсенал взлетел на воздух в день рождения Петра Порошенко…
03.10

Иерархи обвиняют власти страны в борьбе с Православной церковью и традициями народа.
19.09

Что ждет «мальчишек и девчонок, а также их родителей» в новом учебном году.
12.09

Как дорогой американский газ становится лучше, чем дешевый российский.
01.09

В чем причина стремительного падения популярности Эммануэля Макрона.
30.08

Конфликт между Анкарой и ведущими странами ЕС набирает обороты.
29.08

Власти республики всё туже затягивают налоговую удавку.
22.08

Как безграмотность американцев оборачивается угрозой миру.
15.08

Добровольцы с Украины в «грузино-абхазском конфликте».
15.08

В Латвии сочиняют зловещие сценарии российской агрессии.
14.08


Зарубежье

Социализм плюс конфуцианство

Как в Китае создают общество всеобщего достатка
Виктор Пироженко
05.10.2017
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Социализм плюс конфуцианство

На 18 октября запланировано открытие XIX съезда Компартии Китая (КПК), и китайское общество активно готовится к самому главному внутриполитическому событию. Уже сейчас по всей стране на уровне провинций, городов и предприятий проводятся своеобразные выставки экономических и научно-технических достижений за время, прошедшее с XVIII съезда КПК в 2012 году.

Всё это время в КНР продолжался мощный экономический рост, страна вышла на передовые позиции в научно-техническом прогрессе, а на некоторых направлениях – в число его лидеров. ВВП КНР к началу 2017 года составлял $11,3 трлн. За шесть лет (с 2010 по 2016 гг.) он более чем в два раза превысил размер ВВП Японии, которая занимает по этому показателю третье место в мире.

Технологический прогресс в КНР по таким направлениям, как искусственный интеллект и распознавание изображений вышел на мировой уровень, а в технологии мобильных платежей и в интернет-торговле Китай стал лидером. 20 сентября журнал Forbes (США) признал, что именно технологический прогресс Китая решающим образом влияет на развитие цифровой экономики в мире, а китайские стартапы считаются лидирующими и создающими новую научно-техническую эпоху. Как итог – сейчас уже китайские бизнес-модели копируются и переносятся на Запад.

Однако экономические успехи Китая стали лишь следствием более фундаментальных и точно просчитанных реформ – политико-идеологических. В результате их реализации в КНР создана особая модель государственно-политического устройства, которая официально называется «социализм с китайской спецификой».

Суть китайской модели в том, что страна перешла от плановой экономики и системы административно-командного государственного управления к специфической китайской версии государственного капитализма с управляемой рыночной экономикой, сохранив однопартийную политическую систему советского типа.

Такая общественно-политическая модель совмещает многообразие форм собственности и экономическую конкуренцию с монополией Компартии Китая на государственную власть и официальным запретом конкуренции политической (и всякой оппозиции власти КПК). В рамках этой модели партийно-государственное руководство КНР в целом пока успешно контролирует действие рыночных факторов в обществе, подчиняя их непрерывному росту экономики; формирует систему стимулов для научно-технических и технологических инноваций.

Идеологически «китайский социализм» опирается на пять источников: марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теорию Дэн Сяопина, идею тройного представительства (была выдвинута Цзян Цзэминем) и научную концепцию развития (авторство предыдущего председателя КНР Ху Цзиньтао). В реальности речь идёт об оптимальных способах построения эффективной и при этом незападной модели общественно-политического устройства. «Социализм с китайской спецификой» стал успешным ответом на вызов экономического и научно-технологического отставания страны, которое сложилось на момент смерти китайского лидера Мао Цзэдуна в 1976 году.

При этом, основные «социалистические» установки КПК выводятся – как правило, неявно – из соответствующих традиционных течений китайской философии: конфуцианства, буддизма, даосизма и проч.

Они, так или иначе, опираются на конфуцианскую идею отказа от крайностей при решении проблем развития, предполагают учёт противоположных точек зрения и ставят в качестве основополагающей ценности чувство национального достоинства.

Соединение конфуцианства и социализма позволяет населению быстрее принять «социалистические» установки Компартии Китая, сделать их более понятными. В итоге, теоретические установки «социализма» становятся частью современной китайской национальной культуры и идентичности. А идеология и риторика «строительства социализма с китайской спецификой» является не более чем удобным идеологическим обрамлением социально-экономической модернизации Китая.

Уважение к Мао и его положительный образ при таком подходе являются инструментами идеологического воспитания населения, причём не столько в духе социализма, сколько в духе уважения к его курсу на построение «великого Китая». В этих условиях историческая истина о деятельности Мао вынесена «за скобки» научных исторических исследований. В деятельности Мао 70 процентов верных решений и 30 процентов ошибок – вот официальная и общепринятая формула оценки его деятельности.

Руководство КНР здесь, как и в иных вопросах, предельно рационально и прагматично: излишнее копание в историческом наследии Мао, возможно, приблизит к истинному пониманию мотивов его поступков, но внесёт раскол в общество и отвлечёт население от реальной созидательной работы «здесь и сейчас» на благо «великого Китая». Такой подход в китайской действительности работает, что невольно провоцирует сравнение с нашим отношением к собственным выдающимся и неоднозначным историческим фигурам.

Конечно, отдельные элементы китайских реформ или их комбинации уже встречались в XX веке в мировой истории в странах этого же региона (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур). Однако ближе всего китайские реформы находятся к советскому НЭПу. И это принципиальный момент с точки зрения использования собственного российского исторического опыта для реформирования страны.

СССР в 20-е годы прошлого века вынужден был после окончания Гражданской войны отказаться от распределительной экономики «военного коммунизма» и внедрить НЭП: высвободить частную инициативу и вернуть рыночные институты, соединив их с монополией РКП(б) на политическую власть.

В 1920-е СССР впервые в истории попытался – и, в силу объективных причин, неудачно – создать незападную модель рыночной экономики для модернизации страны. КНР спустя почти 50 лет (в конце 1970-х гг.) воспроизвела и более успешно развила в реформах принципы НЭПа.

В итоге в КНР создана успешная незападная политико-экономическая модель, неотъемлемой составляющей которой является государственное регулирование рынка и постепенное (не шоковое!) распространение рыночных механизмов в экономике. При этом, в Китае понимают, что такая модель стала возможной в результате отказа Компартии Китая от некритичного копирования западного политико-экономического устройства.

Накануне XIX съезда КПК в повестке реформ в Китае – реформа корпоративного управления на госпредприятиях с перспективой приватизации некоторых из них, создание цифровой и ресурсосберегающей экономики, переход обрабатывающих отраслей промышленности на полную автоматизацию и роботизацию, подтягивание доходов сельского населения до уровня городского, а центральных провинций КНР – до уровня развития приморских.

Таким образом, Китай уверенно движется к построению общества всеобщего достатка.

Специально для «Столетия»



Комментарии


Неравнодушный
11.10.2017 17:27

Юрий Афанасьев-Широков
10.10.2017 23:57

Неравнодушному
10.10.2017 7:01
А, вот, если не по "персоналке" ... - то было бы крайне интересно и поучительно послушать Ваше мнение о том, // что у нас творится с системой "правосудия" с помощью "железобетонной корпорации" (судейского сообщества)// (Анатолий Лавритов, 07.10.2017 20:32). Предполагаю, что именно Вам есть, что сказать по этой теме".... Могу согласиться с Анатолием, внеся маленькую поправку.  "Железобетонная корпорация" будет жить столько,сколько ей позволит верховная власть. Если экс- министр Сердюков допустил хищения в руководимом им министерстве обороны был уволен,с дальнейшим назначением руководителем вертолетостроительной компании,  а Васильева отделалась домашним арестом, можно судить о борьбе  верховной власти с коррупцией,и состояния всей правоохранительной системы.Система не работает, а служит власть имущим. Не думаю,что сказанное мною интересно,а уж точно не поучительно. Народ у нас сам  с усами. Учить это Ваша парафия.
С уважением.

Юрий Афанасьев-Широков
10.10.2017 23:57

Неравнодушному
10.10.2017 7:01
... Право, мне искренне жаль, что Вы потратили столько слов и душевных сил на протоколирование и обследование моей скромной персоны! Прямо-таки, сочувствую Вам... А, вот, если не по "персоналке" ... - то было бы крайне интересно и поучительно послушать Ваше мнение о том, // что у нас творится с системой "правосудия" с помощью "железобетонной корпорации" (судейского сообщества)// (Анатолий Лавритов, 07.10.2017 20:32). Предполагаю, что именно Вам есть, что сказать по этой теме...  

Неравнодушный
10.10.2017 7:01

Уважаемый Афанасьев-Широкий, последовал Вашему совету прочел Ваши комментарии. Извините за откровенность, не нашел ничего нового, только пересказ близко к тексту статей из интернета, которые Вы пытаетесь выдать за собственные научные изыскание. В переводе на русский язык это плагиат. Ну и что. Листать интернет тоже труд.Я знал некоторых профессоров,которые считали,что приготовление шпаргалок неплохой способ подготовки к экзаменам, и даже иногда неудачникам учитывал их труд,ставил тройки.Мой совет,продолжайте самообразование, но не учите других. Я иногда делаю лингвистический анализ,что помогает мне определить характер человека человека. Возьмем  Ваш диолог с Лавритовым."Благодарю Вас,уважаемый Юрий, за прекрасное дополнение к статье, после чего Ваш комментарий позволяет причислить Вас к соавторам материала относительно Китайской революции и её последствий!"- так высоко оценивает он Ваш комментарий и благодарит Вас за представленную информацию.  Ваш реакция: "Анатолию Лавритову
07.10.2017 20:32
Благодарю и  Вас за признание моего скромного вклада!..." - скромно,со вкусом,но как высокопарно - вклад! Восклицательный знак говорит о Вашей радости: Ваш труд признан,что бывает редко.Отсюда радость. А многоточие свидетельствует: Вас распирает,Вам есть что сказать,и Вы опять ... близко к тексту цитируете источник из интернета. Желаю Вам,дорогой Юрий успехов в самообразовании. Человек Вы амбициозный Вам нужна аудитория,желательно серая,чтобы блистать на их фоне.P.S. Без цитат,справочного материала не обойтись: они нужны для подтверждения своей аргументации.

Неравнодушный
09.10.2017 18:01

Я всегда с большим уважением относился к китайцам,их культуре,национальной самобытности,особенно меня поразил их экономический рывок,от примитивных плавильных печей, массовой охоты на воробьев,до современных технологий. Но углубившись в суть китайских преобразований понял мудрость слов: Не сотвори себе кумира. О чем я? Начиная реформы Ден Сяопин в первую очередь поставил желание накормить народ,что верно,то есть начать реформу экономики, оставив политическую сферу практически не тронутой, КПК и коммунистическую  идеологию приоритетной. И что вышло? По ВВП Китай вышел на лидирующее место в мире. ВВП на душу населения составляет более 22000 долларов на душу населения. Для сравнения в в России ВВП на душу населения не дотягивает и до 9000 долларов.( Средние зарплаты практически равные,около 700$) Казалось бы браво Китай. Но  меня, как приятно поразило в свое время  экономический рывок китайской экономики, так же резко поразила цифра:в некоторых провинциях пенсия по старости составляет 13 долларов США. Почувствуйте разницу 22000 на душу населения и 13 долларов пенсии по старости. "Неравенство доходов населения в коммунистическом Китае – одно из самых высоких в мире, выявило исследование Пекинского университета. Так, 1% наиболее обеспеченных китайцев контролирует около 33% всего благосостояния страны, а 25% наиболее бедных – лишь 1%." Не буду отвлекать внимание читателя цифрами,только скажу: Капитализм и в Китае -капитализм. Социальное неравенство растет,а это значит присвоение результатов труда  наемного работника растет, а это подтверждает истину,при переходе от социалистической экономики к рыночной (либеральной) эксплуатация наемного труда растет,что ведет к социальному взрыву.У Китая есть резерв времени,но в перспективе,если не принять меры по восстановлению  принципа справедливого распределения национального дохода в среднесрочной перспективе Китай может столкнутся с протестом бедных.  Я понимаю,что коммунистическую идеологию в Китае используют как прикрытие,чтобы сохранить у народа надежду на построение справедливого общества,ради которого он готов терпеть временные трудности. Для меня это было неприятным открытием,скажу честно. И я  вспомнил мудрые слова Ден Сяопина: "Неважно кого цвета кошка,лишь бы она ловила мышей"- и от себя добавил: Важно для кого она их
ловит.

Юрий Афанасьев-Широков
08.10.2017 22:28

Неравнодушному
08.10.2017 11:37
Вы, к глубокому сожалению, изначально ВООБРАЗИЛИ СЕБЕ искажённую точку отсчёта. ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ (в научном её понимании, не в бытовом)  - не означает причастность к лучшему, культурнейшему, образованнейшему или господствующему. Китайцы принадлежат к своей цивилизации, европейцы и северо-американцы - к своей, западной; мы - к русской (к Русскому миру), индейцы Амазонки и папуасы Новой Гвинеи - к своей. И т.д. В Ваше сознание кто-то впустил идею западного цивилизационного превосходства якобы "культурных" европейцев над "некультурными" китайцами или русскими. Это просто достаточно распространённая бытовая ложная фишка, от которой, мне кажется, легко отказаться, если взглянуть на вещи традиционно и основательно.
Разговор о Китае был в том ракурсе, что мы - разные. Но китайцы, в отличие от нас, держаться своих тысячелетних традиций, а мы от них с лёгкостью отказываемся.
Вчитайтесь в содержание моих 2-х предыдущих постов.

Неравнодушный
08.10.2017 11:37

Судебная система КНР формировалась под влиянием Советской,конечно, с максимальным   сохранением богатых собственных традиций. Главное,не сама система,а ее правоприменение, характер,стереотип поведения законопослушных китайцев. Меня удивляют люди,которые владея какой-либо информацией, чуть ли не приватизируют ее, пренебрежительно думая,что остальным она неведома. Еще более удивляют люди, забывшие собственную историю,или сознательно пренебрегающие ее. Да,китайская система правосудия нацелена на примирения сторон, но она строго ограниченна бытовыми спорами, мелкими экономическими правонарушениями,не влияющими на правопорядок в стране. В отдельных случаях Закон (кодексы) прямо запрещают применение примирения. Гуманность хорошо,но безопасность страны, государства, власти на первом плане. Вспомните трагедию на площади Тяньаньмэнья. До этого на этой же площади выступали в годы культурной революции  выступали оппоненты Мао.   Я думаю посетители сайта информированные люди поэтому не останавливаюсь на подробностях, задаю вопрос,  где способность китайцев договариваться?  Добавлю в Китае казнены более 10000 чиновников, запрещено инакомыслие. Не буду описывать структуру китайского правосудия: в век цифровых технологий было бы смешно делать это. Остановлюсь на одном, на институте примирения: В Китае создаются общественные организации по примирению - комитеты примирения. В царской России эту функцию выполняли  мировые суды. В советское время при профкомах существовали комитеты по разрешению трудовых споров,в состав которых входили представители рабочего коллектива и администрации. Правовую консультацию можно было получить в юротделе предприятия, при необходимости. Думаю читатели легко вспомнят женсоветы, спортивные комитеты, народный контроль, парторганизации,где работники предприятия могли получить информацию в защите своих интересов. Кто не помнит домовые, поселковые комитеты, сельсоветы,и даже ЖЭКи, где решались спорные вопросы. А товарищеские суды?  Пишу не потому, что кого-то хочу уличить в необъективности,а потому,что не приемлю деление на цивилизованные нации и нас грешных. Посоветую некоторым гражданам иногда вспомнить слова Г.Шевченко:...Учітесь, читайте, і чужому научайтесь, і свого не цуpайтесь... ( Таpас Шевченко ). Без перевода,чтобы звучание этих слов не ослабло.

ВЕРА
08.10.2017 11:22

То, что благосостояние китайцев растёт, нет никаких сомнений. Средняя зарплата в Китае выше, чем в России. Можно видеть воочию в Питере. Очередь в Эрмитаж состоит полностью из китайцев. Такого раньше никогда не было.Подруга путешествовала на пароме в скандинавию. Большая часть пассажиров были китайцы.

Юрий Афанасьев-Широков
08.10.2017 10:16

Анатолию Лавритову
07.10.2017 20:32
Благодарю и  Вас за признание моего скромного вклада!...
Разумеется, 5-тысячелетнюю китайскую культурную общность не допустимо "осмысливать" в парадигме формационной теории К.Маркса, без аналитических искажений применимой только к европейской (западной) цивилизации (социализм-капитализм-феодализм и пр.). К сожалению, слепые адепты марксизма-ленинизма здесь на сайте тут же впадают в заблуждение, когда пытаются экстраполировать ИХ ОПЫТ на НАШУ (некитайскую, но и незападную) ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
//У Китая — единственной в мире цивилизации, непрерывной от рождения пять тысяч лет назад и до настоящего времени, - есть цивилизаторская идеология. Мы с ней практически не сталкивались, поскольку последние четыреста лет Китай то закрывался от мира, то был слишком слаб в военно-политическом плане. Даже в лучшие времена (при династии Тан) Китай не продвигался на Запад дальше Ферганской долины. Однако народы Азиатско-Тихоокеанского региона и акватории Индийского океана (от Вьетнама и Непала до Занзибара и Индонезии) хорошо знакомы с китайскими цивилизаторами и их тезисом: «Варвар, ведущий себя, как ханец, — ханец; ханец, ведущий себя, как варвар, — варвар».
В отличие от Запада Китай переваривает окрестные народы медленно, но неотвратимо.
Китай  предлагает миру универсалистскую имперскую идеологию. В Китае это традиционная культура хань. Культура Китая более статична, а культура Запада более пластична.
Пять тысяч лет назад хань были одним из множества племен, населявших междуречье Янцзы и Хуанхэ. Сейчас хань — самая многочисленная народность планеты, составляющая 92% населения Китая. При этом ханьцы Маньчжурии похожи на ханьцев Гонконга не больше чем узбеки на прибалтов, но все они ханьцы, связанные одной НЕОРФОЭПИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТЬЮ  и одной культурой.  Китай впитал в себя культуру всех ассимилированных и растворенных в ханьском море народов. Тибетские, монгольские, маньчжурские, уйгурские заимствования, культура племен мяо и яо сегодня настолько определяют облик ханьской культуры, что убери их — и мы не узнаем Китай.// - Ростислав Ищенко.  Русский мир и национальный вопрос. - «Эксперт» №37 (914), 07 сен 2014.
В качестве небольшого уточнения к тексту Р.Ищенко отмечу, что ЕДИНОГО УСТНОГО КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА, понимаемого как звучащая при коммуникативном общении речь, - НЕ СУЩЕСТВУЕТ ДО СЕГО ДНЯ. Пекинское Радио, для сведения, регулярно вещает на 5-7 основных китайских диалектах (языках) весьма не похожих друг на друга (отличие гонконгского от пекинского во много раз большее, чем русского от едино-украинского, к примеру). Тысячелетнее умение традиционных китайцев сочетать несочетаемое и превращать затем в несомненно-китайское - ПОРАЖАЕТ.
Тем, кого интересует китайский менталитет с его явным отличием от, так называемого, "общечеловеческого" (читай: прозападно-потребительского) рекомендую монографию Геннадия Ивановича Сергеева "От дибао до "Жэньминь жибао": путь в 1200 лет" (История средств массовой коммуникации Китая). - Изд-во Ун-та дружбы народов, М., 1989. – 224 с. В книге рассказывается не столько про печать КНР, сколько про своеобразие китайского духа и традиционного мировоззрения.      

Анатолий Лавритов
07.10.2017 20:32

Благодарю Вас,уважаемый Юрий, за прекрасное дополнение к статье, после чего Ваш комментарий позволяет причислить Вас к соавторам материала относительно Китайской революции и её последствий!Для меня же особо интересной показалась расшифровка отношения китайцев вообще к судебным процедурам.За этим усматриваю вековые традиции восточного жития, когда свои мандарины и чиновники колониальной администрации вершили "правосудие", а государственные преобразования не трогали вековые традиции, ломать которые "через колено" было просто неразумно!Ведь то, что у нас творится с системой "правосудия" с помощью "железобетонной корпорации" (судейского сообщества) уму простого обывателя и даже просвещённых правоведов НЕ ПОСТИЖИМО!

Вольтерьянец
07.10.2017 17:57

Китайцы терпеливы, умеют ждать и отличаются муравьиным трудолюбием. У наших этого нет. Вечный экстремизм, перегибы, желание заполучить всё и сразу. Вот и наступаем на одни и те же грабли.

Неравнодушный
07.10.2017 15:06

Не вдаваясь в специфику китайского социализма скажу, китайцы оказались от слепого копирования,более того глубоко изучили марксизм, опыт советского союза, свой опыт,и пошли по пути, я бы назвал,фильтрации. Они хорошо понимали,что в жизни,в политике нет ничего идеального, человеку свойственно ошибаться,а потому  в слепой критике предшественников они узрели опасность дестабилизации, избежали конфликтной ситуации. Понимая,что переходный период опасен проявлением множества идей,  возможно, и попыток захвата власти,они установили жесткий диктат однопартийной системы.  Я пытался было сравнить переходный период китайской экономики и управления с российским (советским) и понял,сравнению нет места,есть противопоставление.В Китае совершенствовали, модернизировали систему, в СССР разрушили. В Китае переходный период длился более 30-ти лет,у нас один день. Пьяные мужики, доложили президенту США о кончине СССР,а народу объявили о торжестве капитализма и всесильной рыночной экономики,сами  не понимая сути содеянного. Не имея разветвленной банковской системы, не понимая того в таком положении рыночная экономика потребует многократного увеличения наличных денег, оставив все союзные республики в рублевой зоне, что вызвало инфляцию,  в десятки тысяч раз обесценив рубль, а тем самым материальные богатства. Словом одни совершенствовали  социализм - Китай,другие разрушали его,и под громкими лозунгами вперед к капитализму, каждый хозяин своей ельцинская клика начала присвоение богатств  судьбы созданного предыдущими поколениями, доведя создателей,а по сути хозяев до нищеты - Россия. Статья злободневная,Россия на развилке путей, что выбрать социализм или капитализм, посмотрим как пойдет обсуждение.

Юрий Афанасьев-Широков
06.10.2017 23:11

Статья В.Пироженко весьма бегло, "с китайской туманностью в определениях", но всё же даёт нам, читателям, представление о том, что есть "социализм (читай: коммунизм, марксизм-ленинизм, советская власть и т.п.) по-китайски". Хотя, конечно же, если бы автор углубил и расширил наше представление О РЕШАЮЩЕМ ВКЛАДЕ КИТАЙСКОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО НАЧАЛА в построение ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ПО-КИТАЙСКИ до наших доморощенных марксистов-ленинцев-догматиков может быть что-нибудь и дошло бы.
Идеи социальной справедливости - есть достояние подавляющей части цивилизаций. Маркс был озабочен построением её модели на западных цивилизационных основах. Ленин "воображал" её в некой двойственности: одновременное движение по пути начертанном Марксом + преображение русской почвы (антагониста Европе)  в западный формат. Сталин учёл этот русский почвеннический антагонизм к прозападным ценностям и внёс в советскую идеологию  определённые неафишируемые коррективы.
В Китайской социалистической революции председатель Мао почувствовал существенное значение КРЕСТЬЯНСКОГО НАЧАЛА во внезападно-цивилизационных революционных процессах, что марксизм определял, как "движущую силу", и заявил это в мао-цзэдун-идеях (или как предельно вежливо называют ныне их китайские коммунисты - в "марксизме-ленинизме с китайской спецификой").
Но председатель Военсовета ЦК КПК просвещенный авторитарист Дэн Сяопин не остановился после смерти великого кормчего в 1976 г. на открытиях маоизма (см. данную статью в абзаце о 5-ти идеологических источниках китайского социализма). 4 последующих после Мао поколения китайских руководителей аккуратно находят и "вплетают" в современную социально-ориентированную национальную китайскую идеологию мудрые и жизнеустойчивые открытия всех предшествующих 3-х тысяч лет китайской философии, культуры и специфическо-китайских почвеннических традиций.  
Одна из таких традиций: постепенность, осмотрительность, осторожность.
Чего, к глубокому сожалению, не знает наша отечественная история.
Русская господствующая в XVIII столетии власть пошла на "шальное" (начиная с Петра I) сближение с Западом, на бесконтрольный впуск в российскую жизнь (в отличие, скажем, от той же конфуцианской Японии  во 2-й пол. XIX в. после, так назыв., "Реставрации Мэйдзи") западных ценностей и ориентиров - "что хорошо для нас, а что проигрышно".  
И после 1917 г. большевикам-ленинцам  всё хотелось совершить "вприпрыжку" (Хотя, - что нельзя отрицать! – к этому понуждала и геополитическая обстановка).  Китай КПК последних 40 лет, в отличие от нас, провозгласил программу достижения ханьцами "всеобщей средней зажиточности" через «необъятные» для человеческого обзора 100 лет. Начало было ими положено в 1978 г. На сегодня осуществлению китайской цивилизационной национал-социальной программы без года 40 лет. В КНР правит 4-ое поколение руководителей-"просвещённых авторитаристов". (Просвещенный авторитаризм - не есть нечто безгрешное и железно-беспроигрышное. Просто это наиболее мобилизующий "инструмент" прямого действия во ВНЕзападных цивилизациях для достижения конечной цели - "социальной справедливости").
Перед их глазами (19 лет к 1978 г.) был яркий пример  результатов деятельности англоязычного сингапурского правителя-китайца-просвещённого авторитариста Ли Куан Ю - творца сингапурского "экономического чуда" и эффективнейшего борца с коррупцией, который фактически, в целом, 52 года возглавлял малое 3-5-миллионное островное государство и при жизни дождался возможности увидеть плоды своих трудов.
... В конечном счёте, думаю, что для автора было бы принципиально важно добиться  здесь  от читательской аудитории понимания, что социальные успехи современного китайского общества гораздо больше повязаны с культурой и традициями 5-тысячелетнего Китая, чем с идеями Маркса и Ленина.
…. Наверняка, многие прочитавшие эту статью и комментарии к ней не знают, что китайцы избегают решать свои ЛЮБЫЕ СПОРЫ ЧЕРЕЗ СУД, считая, что это удел "дикарей" европейцев и американцев. Между собою - тысячелетиями! - у них принято ДОГОВАРИВАТЬСЯ: без равенства, без открытого насилия, без долей, без удушения, - ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ. Чтобы и потерпевшая, и виноватая стороны могли в дальнейшем продуктивно сотрудничать и соседствовать.
И это только один из многих примеров цивилизационных отличий китайцев от нас, грешных!

Анатолий Лавритов
06.10.2017 20:55

Говоря о нынешних успехах Китая в сравнении с Россией, следует иметь в виду различные стартовые возможности.Советская Россия начинала свое государственное строительство новой общественно-экономической формации на обломках Российской Империи в 1917 году и только в 1922 году с созданием СССР что-то начало получаться с ликвидацией последствий Первой мировой и Гражданской войн.Китай фактически пребывал ещё десятилетия в качестве колониального придатка Японии и других империалистических государств и только в 1949 году после Гражданской войны начал построение Народной республики! Советский Союз к этому времени уже был индустриальной державой-победительницей Второй мировой войны.Поэтому его дружеская помощь Китаю выражалась в известной песне "Русский с китайцем братья навек!Сталин и Мао слушают нас!"Советский Союз вынес основную тяжесть "Холодной войны" с капиталистическим миром, а Китай мог спокойно заниматься своими делами при очень бедном и многочисленном населении.Оно должно было работать, кормиться и заботиться не только о стариках при отсутствии пенсионной системы, но и о потомстве.До сих пор Компартии Китая приходится решать массу вопросов выживания в мирре беспощадной конкуренции и различных военных угроз!Советский Союз, а теперь и новая Россия, сумели обеспечить с 1949 года дружбу и сотрудничество с КНР, урегулировать возникавшие разногласия, поэтому и нам не лишним будет кое в чём поучиться у наших восточных друзей!А также помочь в осуществлении Китаем проекта "Шёлковый путь"!

"Смерч"
06.10.2017 7:05

Китайцы, как и японцы, хорошие копировщики, но они учли ошибки руководства Российской и советской империй, а уж потом оттолкнулись от своих философий и пр. Не надо забывать, что Россия, в советское время, оказала Китаю громадную материальную помощь в виде строительства, за свой счет, более 1000 промпредприятий в Китае, подготовке кадров, военно-техническую помощь. Такую помощь никто и никогда не оказывал самой России. России теперь остается учесть те же ошибки руководства Российской и советской империй, горбачевско-ельцинских "перестроек и модернизаций", и начать строить свое, русское социально-ориентированное общество, хорошенько "вытопить жир" из олигархов и иже с ними, заставить богатеев платить большие налоги с прибылей, в благодарность за то, что они живы и на свободе, и живут гораздо лучше всего остального населения, глядишь, и социальное неравенство и напряженность в обществе удастся снизить!

Анатолий Поляков
05.10.2017 19:09

Не будь в Китае "культурной революции", имели бы то, что имеет РФ...

ус
05.10.2017 15:30

мудрые китайцы всегдо одолеют тупых пиндосов

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий *
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

«Пока вы сопротивляетесь, у мира есть надежда»

В немецком обществе явственно обозначились пророссийские настроения.

Некто 1917

Главная выставка года Третьяковки.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества
Другая Европа






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Аналитический портал о Балтийском регионе Научное Общество Кавказоведов
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, кор. 2.
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта