Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 декабря 2017
Социализм плюс конфуцианство

Социализм плюс конфуцианство

Как в Китае создают общество всеобщего достатка
Виктор Пироженко
05.10.2017
Социализм плюс конфуцианство

На 18 октября запланировано открытие XIX съезда Компартии Китая (КПК), и китайское общество активно готовится к самому главному внутриполитическому событию. Уже сейчас по всей стране на уровне провинций, городов и предприятий проводятся своеобразные выставки экономических и научно-технических достижений за время, прошедшее с XVIII съезда КПК в 2012 году.

Всё это время в КНР продолжался мощный экономический рост, страна вышла на передовые позиции в научно-техническом прогрессе, а на некоторых направлениях – в число его лидеров. ВВП КНР к началу 2017 года составлял $11,3 трлн. За шесть лет (с 2010 по 2016 гг.) он более чем в два раза превысил размер ВВП Японии, которая занимает по этому показателю третье место в мире.

Технологический прогресс в КНР по таким направлениям, как искусственный интеллект и распознавание изображений вышел на мировой уровень, а в технологии мобильных платежей и в интернет-торговле Китай стал лидером. 20 сентября журнал Forbes (США) признал, что именно технологический прогресс Китая решающим образом влияет на развитие цифровой экономики в мире, а китайские стартапы считаются лидирующими и создающими новую научно-техническую эпоху. Как итог – сейчас уже китайские бизнес-модели копируются и переносятся на Запад.

Однако экономические успехи Китая стали лишь следствием более фундаментальных и точно просчитанных реформ – политико-идеологических. В результате их реализации в КНР создана особая модель государственно-политического устройства, которая официально называется «социализм с китайской спецификой».

Суть китайской модели в том, что страна перешла от плановой экономики и системы административно-командного государственного управления к специфической китайской версии государственного капитализма с управляемой рыночной экономикой, сохранив однопартийную политическую систему советского типа.

Такая общественно-политическая модель совмещает многообразие форм собственности и экономическую конкуренцию с монополией Компартии Китая на государственную власть и официальным запретом конкуренции политической (и всякой оппозиции власти КПК). В рамках этой модели партийно-государственное руководство КНР в целом пока успешно контролирует действие рыночных факторов в обществе, подчиняя их непрерывному росту экономики; формирует систему стимулов для научно-технических и технологических инноваций.

Идеологически «китайский социализм» опирается на пять источников: марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теорию Дэн Сяопина, идею тройного представительства (была выдвинута Цзян Цзэминем) и научную концепцию развития (авторство предыдущего председателя КНР Ху Цзиньтао). В реальности речь идёт об оптимальных способах построения эффективной и при этом незападной модели общественно-политического устройства. «Социализм с китайской спецификой» стал успешным ответом на вызов экономического и научно-технологического отставания страны, которое сложилось на момент смерти китайского лидера Мао Цзэдуна в 1976 году.

При этом, основные «социалистические» установки КПК выводятся – как правило, неявно – из соответствующих традиционных течений китайской философии: конфуцианства, буддизма, даосизма и проч.

Они, так или иначе, опираются на конфуцианскую идею отказа от крайностей при решении проблем развития, предполагают учёт противоположных точек зрения и ставят в качестве основополагающей ценности чувство национального достоинства.

Соединение конфуцианства и социализма позволяет населению быстрее принять «социалистические» установки Компартии Китая, сделать их более понятными. В итоге, теоретические установки «социализма» становятся частью современной китайской национальной культуры и идентичности. А идеология и риторика «строительства социализма с китайской спецификой» является не более чем удобным идеологическим обрамлением социально-экономической модернизации Китая.

Уважение к Мао и его положительный образ при таком подходе являются инструментами идеологического воспитания населения, причём не столько в духе социализма, сколько в духе уважения к его курсу на построение «великого Китая». В этих условиях историческая истина о деятельности Мао вынесена «за скобки» научных исторических исследований. В деятельности Мао 70 процентов верных решений и 30 процентов ошибок – вот официальная и общепринятая формула оценки его деятельности.

Руководство КНР здесь, как и в иных вопросах, предельно рационально и прагматично: излишнее копание в историческом наследии Мао, возможно, приблизит к истинному пониманию мотивов его поступков, но внесёт раскол в общество и отвлечёт население от реальной созидательной работы «здесь и сейчас» на благо «великого Китая». Такой подход в китайской действительности работает, что невольно провоцирует сравнение с нашим отношением к собственным выдающимся и неоднозначным историческим фигурам.

Конечно, отдельные элементы китайских реформ или их комбинации уже встречались в XX веке в мировой истории в странах этого же региона (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур). Однако ближе всего китайские реформы находятся к советскому НЭПу. И это принципиальный момент с точки зрения использования собственного российского исторического опыта для реформирования страны.

СССР в 20-е годы прошлого века вынужден был после окончания Гражданской войны отказаться от распределительной экономики «военного коммунизма» и внедрить НЭП: высвободить частную инициативу и вернуть рыночные институты, соединив их с монополией РКП(б) на политическую власть.

В 1920-е СССР впервые в истории попытался – и, в силу объективных причин, неудачно – создать незападную модель рыночной экономики для модернизации страны. КНР спустя почти 50 лет (в конце 1970-х гг.) воспроизвела и более успешно развила в реформах принципы НЭПа.

В итоге в КНР создана успешная незападная политико-экономическая модель, неотъемлемой составляющей которой является государственное регулирование рынка и постепенное (не шоковое!) распространение рыночных механизмов в экономике. При этом, в Китае понимают, что такая модель стала возможной в результате отказа Компартии Китая от некритичного копирования западного политико-экономического устройства.

Накануне XIX съезда КПК в повестке реформ в Китае – реформа корпоративного управления на госпредприятиях с перспективой приватизации некоторых из них, создание цифровой и ресурсосберегающей экономики, переход обрабатывающих отраслей промышленности на полную автоматизацию и роботизацию, подтягивание доходов сельского населения до уровня городского, а центральных провинций КНР – до уровня развития приморских.

Таким образом, Китай уверенно движется к построению общества всеобщего достатка.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 31 найденных.
Юрий Афанасьев-Широков
08.11.2017 4:55
Кобе - 07.11.2017 17:31

Вам, что в лоб, что по лбу, - всё едино!

Коба - Юрий Афанасьев-Широков
07.11.2017 17:31
ЮАШ:"Вы уже в 5-ти постах пытаетесь уличить меня в том, что не говорил БУКВАЛЬНО ни я, ни те фигуры из прошлого, на кого я ссылался?"

Но, это же вы написали-"В Ваше сознание кто-то впустил идею западного цивилизационного превосходства якобы "культурных" европейцев над "некультурными" китайцами или русскими. Это просто достаточно распространённая бытовая ложная фишка, от которой, мне кажется, легко отказаться, если взглянуть на вещи традиционно и основательно".

  Этот "КТО-ТО", он кто? Ну назовите имя этого негодяя.
Юрий Афанасьев-Широков
06.11.2017 15:08
Галине И... - 05.11.2017 22:28
С нами Бог! Это действительно так, и это есть ВЕРА. Но любое РАССУЖДЕНИЕ (в парадигме "С нами Бог!") уязвимо тем, что оно происходит в ФОРМАТЕ РАССУЖДЕНИЯ (т.е. анализа), хотя по сути, при таком подходе,  здесь достаточно одной ВЕРЫ.
Рассуждение, как таковое, призвано ВЫХОДИТЬ ЗА ГРАНИЦЫ САМОЙ ВЕРЫ, при этом аналитически, духовно укрепляя ВЕРУ В ТОРЖЕСТВО ПРАВДЫ БОГОЧЕЛОВЕКА в нас. Т.е. призвано вовсе не исключать опоры на земной, человеческий опыт, а привлекать его.
Когда верующий человек при малейшем спотыкании мысли хватается за базовые основы вероучения, резонен вопрос: для чего такой человек берётся рассуждать, если сам "полёт мысли" для него не желателен и кажется ему сатанинским наваждением-искушением?
"Береженого (т.е. думающего!) Бог бережёт", говорит народная мудрость.
Галина И... - Юрию Афанасьеву-Широкову
05.11.2017 22:28
Кобу не убедить, истина ему не нужна. Ему нужен спор ради спора, причём под девизом «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».

Что касается самой статьи. Познавательно. Возможно, есть рациональное зерно в постепенном переходе к рынку. Только мы-то уже прошли шоковый этап, так о чём рассуждать?

Нам давно внушается мысль, что Россия – это недоделанная Европа. Кто думает только об уровне жизни, с этим легко соглашается. Таков взгляд человека, изгнавшего Бога из своей жизни.  Да, Китай уверенно движется к построению общества всеобщего достатка, они нашли эффективную модель реформирования. Я не экономист, но уверена, нам и этот путь не подходит. Слишком разные задачи у наших стран. У Китая – да, чисто экономическое процветание. И возможно, именно они в перспективе станут нашим главным противником, а не Запад.

В чём наша уникальность и наше преимущество? В том, что с нами Бог. Но только пока мы на Божьем пути. История нашей страны от древних времён до наших дней, все наши успехи и потери подтверждают именно это предназначение России: Москва – третий Рим. Даже если большая часть населения этого не понимает и не принимает, ничего не меняется, так как это не человеком установлено. Поэтому пока наше руководство не найдёт, как воплотить это на деле, любая экономическая модель не получит благословения свыше.
Юрий Афанасьев-Широков
05.11.2017 8:03
Кобе - 04.11.2017 16:56
Где-то даже обескураживает с какой большевистской ЛЁГКОСТЬЮ, по-ленински, Вы соединяете несоединимое, Божий дар - с яичницей, десерт - с чечевичной похлёбкой, превращая любое Ваше "рассуждение" в интеллектуальные помои! Именно Ваши духовные пращуры, закатывая глаза от горячечного бреда, провозглашали всех, кто не согласен с ними, с большевизмом, - "врагами народа". С точки зрения здравого смысла, это есть абракадабра, но Вы и Вам подобные верят в сие умопомрачение как в некую истину. "Верую в бред - ибо он абсурден!"
... В тезисном положении, в которое Вы вцепились как летучая мышь в паутину и пытаетесь меня в чём-то (В ЧЁМ?) уличить, есть две ВПРЯМУЮ НЕСОЕДИНИМЫХ ПОЗИЦИИ:
1) Присутствие, начиная с 16 в., постепенно набиравшей  обороты, русофобии западно-христианской Европы к религиозно-иным православным "схизматикам" Московии. Начало этому было положено также геополитической враждебностью Литвы, Ливонии, Польши - во времена Василия III и Иоанна Грозного,  Швеции - при Петре I, всей присмиревшей Европы после наполеоновских войн, Польши и Европы после 2-х польских восстаний 1830 и 1863-64 гг. и Крымской войны 1853-56 гг. (См. записки австрийца Герберштейна, немца Нейгебауэра, француза де Кюстина и др.). Живые свидетельства не понимавших своеобразие чужой для них жизни иноземцев ими записывались и тиражировались. Разумеется, при отрицании "русской жизни" требовалось найти идеологическое обоснование такого неприятия, т.е. НЕГАТИВ о нас в представлении "правильных" европейцев.

2) Именно этой негативной атаке "хорошо" могли послужить ПРОГРЕССИСТСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ английских и французских философов XVII-XVIII вв. о том, что "европейская цивилизованность" есть венец культурности всего человечества (Воззрение, как показали кон. ХХ - нач. XXI вв., достаточно ошибочное, но вошедшее в массовое сознание XIX - XX вв.). ЧТО, впрочем, ВОВСЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО НАЗВАННЫЕ ФИЛОСОФЫ ВПРЯМУЮ ГОВОРИЛИ НЕЧТО НЕГАТИВНОЕ О РАЗВИТОСТИ РОССИИ (До Вас это доходит, милейший?).

Вы уже в 5-ти постах пытаетесь уличить меня в том, что не говорил БУКВАЛЬНО ни я, ни те фигуры из прошлого, на кого я ссылался? ... От какой "выученности" (из какой земли в псевдоучебных заведениях?) это в Вас происходит? Разберитесь, пожалуйста, со своим "аналитическим" инструментарием.      
Коба - Юрий Афанасьев-Широков
04.11.2017 16:56
Юрий Афанасьев-Широков 08.10.2017 22:28
на Неравнодушному 08.10.2017 11:37
  "В Ваше сознание кто-то впустил идею западного цивилизационного превосходства якобы "культурных" европейцев над "некультурными" китайцами или русскими. Это просто достаточно распространённая бытовая ложная фишка, от которой, мне кажется, легко отказаться, если взглянуть на вещи традиционно и основательно".

  Это вы писали Афанасьев-Широков или кто-то другой Широков- Афанасьев?
Написанное пером, не вырубишь топором. Отсюда и мои антитезисы и просьбы.
Юрий Афанасьев-Широков
04.11.2017 1:19
У меня написано //... в рассмотрении человечества как некой единой цивилизации, в которой Европа+Сев.Америка находятся на передовых в развитии позициях, а всякие Азии и Африки есть отсталая периферия. Такое воззрение пришло от английских и французских философов-прогрессистов XVII-XVIII вв.// ... Где тут указание на Россию?! ... Я бы устыдился лезть ко мне с уточняющими вопросами в надежде, что собеседник запнётся и Вы его укусите... Мелкость в этом видна и не желание К ИСТИНЕ ПРИБЛИЖАТЬСЯ, а по глебо-капустински куражится...
Коба - Юрий Афанасьев-Широков
03.11.2017 6:50
Юрий Афанасьев:"... Т.Гоббс, Д.Локк,Д.Юм, Вольтер, П.Гольбах, Ж.Руссо, Д.Дидро и др. Заранее предупреждаю: искать цитаты этих мыслителей слово-в-слово, с указанием страниц и изданий я не буду, ..."

  Да, перечислить западных философов их учебника любой школьник может. В каких произведениях они хоть, что то писали о России в "чванливых тонах". Не знаете, а пишите. Вот такой вы Юрий.
Юрий Афанасьев-Широков
02.11.2017 14:50
Кобе - 01.11.2017 23:19

... Т.Гоббс, Д.Локк,Д.Юм, Вольтер, П.Гольбах, Ж.Руссо, Д.Дидро и др. Заранее предупреждаю: искать цитаты этих мыслителей слово-в-слово, с указанием страниц и изданий я не буду, любезнейший клон шукшинского Глеба Капустина! (Читайте, пожалуйста, Василия Макаровича! Ситуация с Вами очень похожа).  
Коба - Юрий Афанасьев-Широков
01.11.2017 23:19
Юрий Афанасьев-Широков:"Такое воззрение пришло от английских и французских философов-прогрессистов XVII-XVIII вв."

Если несложно. укажите этих философов.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 31 найденных.

Эксклюзив
13.12.2017
Валентин Катасонов
Полемические заметки известного экономиста о деятельности Центробанка.
Фоторепортаж
13.12.2017
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее представлен один из самых ожидаемых выставочных проектов года.