Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Сеульские мифы

Сеульские мифы

Трудно отыскать еще одну страну в мире, где к России относились бы столь неоднозначно
Дмитрий Мельников
08.07.2015
Сеульские мифы

В умах жителей Республики Корея уживаются чувство восхищения великой российской культурой, националистический нигилизм и надежда на помощь Москвы в противостоянии с Северной Кореей.

Причина подобной «многовекторности» во многом кроется в особенностях исторического развития Республики Корея. Искру любви жителей к нашей культуре зажгла просвещенная часть общества, познакомившаяся с русской классической литературой еще в позапрошлом столетии. Нынешнее поколение приобщается к творчеству того же Льва Толстого и Федора Достоевского как в период учебы, так и на досуге. Понятно, что больше всего корейцам импонирует мировоззрение автора «Войны и мира»: оно частично напоминает подходы восточного человека к философским вопросам.

При этом, однако, расчетливый ум иногда порождает вопросы, над которыми далеко не каждый из нас привык задумываться. К примеру, чем зарабатывают на жизнь праздношатающиеся герои Достоевского? Для части корейцев это еще один аргумент в пользу того, что в России толком работать не умеют и не хотят – в отличие от Кореи.

Однако знание русской литературы отнюдь не говорит о том, что житель Южной Кореи испытывает большие симпатии к нашей стране. Ведь многие «западники» являются и ненавистниками России, и, в какой-то мере, почитателями ее культуры. Нечто подобное происходит и с обитателями южной части Корейского полуострова. Они знакомы с околонаучными байками о том, что самое большое государство в мире в конце XIX века «оккупировало» исконно корейские земли Южного Приморья. Там, мол, еще в древности существовало сначала государство Когуре, а затем Бохай (Пархэ), которые якобы были «населены предками корейского народа». Тот общепризнанный факт, что Когуре, если и владело непродолжительное время некими землями в Приморье, то не имело ими возможности управлять, а в Бохае предки современных корейцев составляли не самую многочисленную прослойку, – остается за скобками.

Есть и совсем мелкие претензии вроде того, что «Россия прибрала к рукам остров Ноктундо на реке Туманная». При этом как бы забывается, что данный географический объект давно, уже примерно полтора столетия назад, слился с российским берегом.

О несомненной принадлежности этих территорий древней Корее гласят школьные учебники, многочисленные публикации в прессе и научных изданиях. Более того, об этом же расскажет корейским туристическим группам, специально посещающим российский город Уссурийск, экскурсовод в корейском музее. Аргумент звучит так: «Поскольку жители государства Бохай пользовались проложенной под полом жилища системой отопления, точно такой же, как и в Корее, значит, они были корейцами».

Жаль, но наши дальневосточные власти не замечают, как в их регионе культивируется идеологическая основа для выдвижения территориальных претензий.

Очень большую роль в формировании корейской системы образования играют США вкупе с проходившей за океаном обучение местной элитой, поэтому дело здесь не обходится без наших «западных партнеров».

Есть и другие антироссийские вариации: ни на чем не основанное утверждение, что Россия якобы хотела в начале прошлого века аннексировать Корею. Это поветрие распространено и среди консерваторов, и среди либералов. Например, глава города Инчхон на церемонии передачи флага крейсера «Варяг» в 2010 году безапелляционно заявил, что в 1904–1905 годах в схватке за Корею сошлись две империалистические великие державы, Россия и Япония. Российский переводчик, как сообщили наши источники, все смягчил: ведь неизвестно, как отреагировали бы первые лица российского государства на эти слова.

Но проблема не исчезла: до недавних пор корейская молодежь забавлялась бросанием монет в перевернутую бескозырку на памятнике крейсеру «Варяг». Увы, добавлю: в КНДР примерно так же оценивают Русско-японскую войну…

Южанам ничего не известно об освобождении Кореи от японских оккупантов советскими войсками: Сеул предлагает воздавать почести лишь американским военнослужащим. Более того, часто раздаются утверждения о том, что советские войска на севере Корейского полуострова якобы занимались грабежом населения. И уж самым активным образом в Южной Корее уверяют, что войну 1950–1953 годов развязал Ким Ир Сен по указке Москвы. Откровенно игнорируются факты подготовки вторжения на Север марионеточным режимом Ли Сын Мана, многие южнокорейцы готовы убеждать собеседника в том, что если бы Сеул победил, то мир сегодня был бы куда прочнее.

Эту точку зрения южнокорейцам прививают методами так называемой «антикоммунистической пропаганды» уже с начальной школы.

Ну, и медвежью услугу в формировании негативного имиджа России сыграли события девяностых годов: именно тогда в Республике Корея осела часть дальневосточных преступных группировок.

Нужно сказать, что этому потворствовали и сами власти страны. На их же совести – молчаливая поддержка российских браконьеров, скидывавших по дешевке рыбу в южнокорейских портах. Сказалась и экономическая разруха в наших дальневосточных регионах, ставших для корейцев территориями, где можно за гроши получить необходимое сырье. Все это работало против авторитета России.

И все же попытки совсем уж очернить нашу страну полным успехом не увенчались. Причина? Положение дел в самой Республике Корея. У нас любят показывать по телевидению роскошные сеульские гипермаркеты, сообщать о технических новинках, поступивших в продажу. Но мало кто говорит о том, что почти половина семей в стране не имеет собственного жилья по причине его огромной дороговизны. К тому же, по оценкам авторитетных экспертов, ниже уровня бедности живет примерно 25–30 процентов граждан Южной Кореи. Так что гордиться особо нечем – кроме красивых витрин магазинов.

Ну, а теперь – об отношении к Соединенным Штатам. Пожалуй, главный раздражитель для граждан Республики Корея – отвязное поведение американских военных. Сейчас власти приняли меры с тем, чтобы не допускать возникновения инцидентов с участием «джи-ай»; если же они происходят, то пресса их замалчивает. Однако в полицейских сводках в районах расположения американских военных полно имен «защитников демократии».

К тому же здравомыслящие жители Южной Кореи справедливо считают: американские базы на территории страны – отнюдь не защита, а лишь объект для возможного удара со стороны того же Китая или Северной Кореи, в случае войны. Особенно популярны такие настроения среди молодежи, а также в рабочей среде. «Простые труженики», кстати, симпатизируют нашей стране – потому что именно у нас попытались построить общество всеобщей справедливости.

Есть еще одна причина недовольства американцами: случаи издевательств со стороны «старших братьев» имеют место не только в совместных воинских подразделениях, но и в отделениях знаменитых американских компаний, работающих в Южной Корее. И за эти унижения корейцы отплачивают «белым людям» из России: своим подчиненным, если получают назначение на работу в фирме, действующей в нашей стране. Или же отыгрываются на зависимом от них российском бизнес-партнере.

Опросы общественного мнения, проведенные в Южной Корее несколько лет назад, свидетельствуют: к нашей стране положительно относится примерно половина граждан. Столько же, сколько и к Соединенным Штатам.

Извечный вопрос: что делать? Что необходимо предпринять, чтобы у жителей Южной Кореи сложилась объективная картина о России? Безусловно, надо заниматься пропагандой нашей политики, культуры и искусства. Но главное – вовлекать Сеул в трехстороннее сотрудничество с Северной Кореей. Вот тогда постепенно начнет рушиться миф о России как о спонсоре и покровителе кровожадной Северной Кореи.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..