Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 ноября 2020
Прощай, «Фиат»!

Прощай, «Фиат»!

Италия теряет свой символ автомобилестроения
Ирина Баранчеева, Рим
11.02.2014
Прощай, «Фиат»!

«Фиат» стал владельцем американского «Крайслера». Новый автомобильный колосс «Fiat Chrysler Automobiles» (FCA) будет иметь штаб-квартиру в Амстердаме, платить налоги в Великобритании и котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Несмотря на то, что большинство фабрик на итальянской территории продолжат свою работу, многие эксперты уверены в том, что отныне Италия теряет свой символ автомобилестроения, становясь лишь поставщиком рабочей силы.

В последнее десятилетие «Фиат», основанный в 1899 году группой туринских предпринимателей, переживал не лучшие времена, которые еще более ухудшились с наступлением экономического кризиса.

В 2011 году управляющий компании, итало-канадский менеджер Серджио Маркионне ужесточил условия труда в обмен на инвестицию в 1 миллиард евро, чтобы дать новый толчок производству. Но эти меры не помогли из-за ситуации на финансовых рынках, складывавшейся весьма неблагоприятно для Италии. 2013 год был особенно тяжелым для «Фиата», продажи которого упали на 24%. Многие рабочие на итальянских фабриках остались не у дел и получали государственные пособия. В общем, «Фиат» стоил государству гораздо больше, чем давал прибыли.

Нынешнюю покупку американского «Крайслера», находившегося на грани банкротства, Серджио Маркионне преподносит как свою большую победу, но пока многие профсоюзные и даже государственные лидеры весьма осторожны в своих оценках.

Ясно одно – новый «FCA» будет платить в Италии меньше налогов. Лондон – как место основной их оплаты – выбран тоже не случайно: английская столица предлагает более низкий процент с налога на дивиденды, что очень привлекательно как для самого Серджио Маркионне, так и для семьи Аньелли-Элканн, которая владеет «Фиатом».

Некоторые журналисты уже высказали предположение, что вероятно в ближайшем будущем Маркионне постарается вывезти в Америку всех ценных специалистов, отвечающих за научные разработки и дизайн продукции, чтобы платить в Италии как можно меньше налогов. Сейчас все его силы сконцентрированы на том, чтобы запустить в производство новую модель знаменитой марки «Alfa Romeo», которую с помощью «Крайслера» он намерен распространить на рынках США, Канады и Латинской Америки.

Тем не менее первые шаги новой итало-американской компании не вызвали особого энтузиазма на финансовых рынках: ее акции пошли вниз. На последнем автомобильном салоне в Детройте, где «Крайслер» представил свою новую модель 200, специалисты без труда узнали в ней слегка измененную «Alfa Romeo Giulietta», которую выпускал «Фиат», и кое-кто даже пошутил, что компания, на сей раз, явно сэкономила на гонорарах хорошим дизайнерам.

Возвращаясь к фабрикам «Фиата» на итальянской территории, можно констатировать, что их положение весьма непрочно, а перспективы не до конца ясны. В ближайшие три года туринские отделения в Мирафьори и Грульяско будут выпускать автомобили спортивного и бизнес-класса «Maserati», в Мелфи в регионе Базиликата – модели 500Х и маленькие «Jeep», в Помильяно д’Арко под Неаполем – «Panda», а отделение в Кассино в регионе Лацио – новую модель «Alfa Romeo». Но, как заметил в одном из интервью Серджио Маркионне, успех дела не в последнюю очередь зависит от состояния финансовых рынков, а следовательно, он не может дать никаких гарантий.

За рамками этого плана осталась и бывшая фабрика «Фиата» в сицилийском городке Термини-Имерезе, недалеко от Палермо, закрытая в 2011 году. В конце января ее рабочие провели демонстрации и даже отправили своих представителей в Рим для переговоров с чиновниками Министерства экономического развития, но пока не добились никаких конкретных результатов и рискуют пополнить собой ряды многочисленных итальянских безработных.

Опубликованные недавно Банком Италии данные указывают на то, что за время кризиса разрыв между богатыми и бедными в стране еще больше увеличился.

Сейчас 10% наиболее богатых семей владеют 46,6% от общего богатства страны (тогда как в 2010 году этот процент составлял 45,7). Тем не менее итальянское правительство продолжает настаивать на том, что для оживления производства необходимо снизить стоимость труда, то есть попросту меньше платить рабочим, тогда как стоимость жизни постоянно повышается.

Профсоюзы добиваются от руководства «Фиата» повысить зарплату сотрудникам на 90 евро, которые они потеряли в результате инфляции, но пока безуспешно. Другая известная компания – шведская «Электролюкс», выпускающая домашнюю технику – объявила о снижении зарплаты рабочим на итальянских фабриках, стараясь приблизить ее к зарплате их польских коллег.

Угроза закрытия производств в Италии и перевода их в страны Восточной Европы или Латинской Америки в последние годы нависла над многими предприятиями. Три года назад к этой уловке прибег и Серджио Маркионне, пригрозив в случае отказа рабочих от новых условий трудового кодекса закрыть фабрики «Фиата» и перевести производство в Сербию или Польшу. И можно сказать, что риск того, что это произойдет на самом деле, только увеличился после слияния двух автомобильных компаний.

Нельзя не заметить, что подобная индустриальная политика ведет в никуда. Сама история доказала, что прогресс возможен лишь при более передовых и свободных условиях труда. Предприятия, «Фиат» и добивались коммерческого успеха, снижая стоимость продукции не благодаря урезанию зарплат рабочим, а благодаря новым технологиям, которые и привели к знаменитому «экономическому буму» 60-х годов прошлого века.

С другой стороны, итальянское правительство не сделало абсолютно ничего, чтобы налоговая политика страны стала более привлекательной для инвесторов и были созданы благоприятные условия для научных исследований и разработок, которые помогли бы усовершенствовать производство.

Будет ли новый автомобильный колосс «FCA» иметь тот же успех, который в прошлом имел «Фиат» - вопрос, но уже нет сомнений в том, что нынешняя политика его руководства намерена способствовать еще большему расслоению между работающими и работодателями, что может вылиться в конце концов в социальные волнения. Возможно, Серджио Маркионне и менеджерам других компаний стоило бы почитать «Сказку о попе и о работнике его Балде» Александра Сергеевича Пушкина с ее простой, но вполне понятной истиной: «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
23.11.2020
Святослав Князев
Киевский режим становится всё более людоедским.
Фоторепортаж
24.11.2020
Подготовила Мария Максимова
К 175-летию со дня рождения императора Александра III.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».