Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 августа 2019
Пантюркизм наоборот

Пантюркизм наоборот

Почему Анкара требует от Казахстана закрыть в стране турецкие лицеи
Александр Шустов
15.08.2016
Пантюркизм наоборот

Июльская попытка государственного переворота в Турции, предпринятая, как утверждает официальная Анкара, сторонниками известного мусульманского писателя и проповедника Фетхуллаха Гюлена, обернулась весьма неожиданными последствиями для среднеазиатских государств. Турция обратилась к ним с больше похожей на требование просьбой закрыть действующие на их территории турецкие лицеи, которые до недавнего времени являлись главным инструментом ее «мягкой силы» в регионе.

Турецкие лицеи в Средней Азии сегодня продолжают действовать только в Казахстане и Киргизии. В двух других тюркоязычных странах региона – Узбекистане и Туркмении - турецкие лицеи к настоящему времени уже закрыты. В Таджикистане их решено преобразовать в школы для одаренных детей. И лишь в Казахстане и Киргизии, которые, к слову, являются союзниками России по ОДКБ и ЕАЭС, турецкие лицеи продолжают успешно функционировать.

В конце июля посол Турции в Казахстане Невзат Уянык прозрачно намекнул на то, что действующие в стране казахско-турецкие лицеи Анкаре не нравятся, и лучше их было бы закрыть. «Официально при поддержке государства, при поддержке правительства Турции учебное заведение, которое было официально открыто и официально поддержано правительством нашей страны, это международный Казахстанско-Турецкий университет имени Яссави, который осуществляет свою деятельность в Туркестане, в Южно-Казахстанской области, - заявил он, - Остальные учебные заведения, которые работают на территории РК и используют название «казахско-турецкие школы» или «казахско-турецкие лицеи», не имеют никакого отношения к государственным органам нашей страны». Отметив, что регулирование их деятельности полностью относится к компетенции министерства образования Казахстана, посол, тем не менее, заявил, что после предпринятой гюленистами попытки госпереворота Турция ожидает от всех дружественных стран поддержки, и закрытие лицеев будет полностью соответствовать интересам самого Казахстана.

Обращение Турции к Киргизии вообще прозвучало как ультиматум. Об этом, а также о реакции Бишкека «Столетие» уже писало.

С Казахстаном, который активно помогал Турции помириться с Россией после конфликта из-за сбитого турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24, говорить в таком тоне нельзя, поэтому диалог Анкары и Астаны по поводу турецких лицеев получился гораздо более сдержанным.

Закрывать их министерство образования Казахстана отказалось, заявив, что никаких изменений в деятельность турецких школ вносить не планируется. «Эти учебные заведения (всего в Казахстане 27 государственных казахско-турецких лицеев), как работали, так и будут работать, - говорится в официальном заявлении ведомства, - ученикам и родителям опасаться, что им придется искать новые школы, не придется». По утверждению министерства, никакого отношения к Турции эти учебные заведения вообще не имеют, а свою деятельность осуществляют на основе казахстанских и международных образовательных стандартов. «Казахско-турецкие лицеи имеют свое место в сфере отечественного образования, и не стоит связывать их деятельность в контексте с политической ситуацией других стран, - отметили в министерстве, - Никто извне не имеет права оказывать давление на них - это школы Казахстана и граждане Казахстана».

Для того, чтобы понять, почему расставаться с турецкими лицеями Астана не хочет, стоит обратиться к недавней истории. Турецкие учебные заведения в странах СНГ появились вскоре после распада СССР, быстро превратившись в основной инструмент «мягкой силы», с помощью которого Анкара продвигала свое влияние в регионе. В январе 1992 г. с целью координации сотрудничества с тюркскими странами СНГ в структуре турецкого МИДа было создано Агентство тюркского сотрудничества и развития (TIKA). В январе следующего года Турция приступила к финансированию двух пятилетних совместных программ по образованию и культуре. Вскоре во всех государствах Средней Азии, которая с 1993 г. стала официально именоваться Центральной, была создана сеть анатолийских лицеев – средних учебных заведений с углубленным изучением турецкого, английского языков и точных наук. Только что получившие независимость среднеазиатские республики всячески хотели снизить свою зависимость от бывшей «метрополии» в лице России, и появление турецких лицеев рассматривали как создание альтернативы прежней советской системе образования.

Одной из первых сеть турецких лицеев была развернута в Туркмении, которая из-за своего изоляционистского внешнеполитического курса довольно быстро начала сворачивать у себя русскоязычное образование. Поскольку же заменить его в короткие сроки был нечем, Турция со своими лицеями оказалась как нельзя кстати. Благодаря сотрудничеству с ней в Туркменистане было создано полтора десятка туркмено-турецких общеобразовательных школ, турецкая начальная школа, образовательный центр «Башкент», а также Международный туркмено-турецкий университет с отделениями во всех областных центрах.

Наиболее обширная сеть турецких учебных заведений в первые годы после распада СССР была развернута в самой густонаселенной республике региона – Узбекистане. В 1990-е гг. на его территории было открыто 65 турецких образовательных учреждений – больше, чем во всех остальных республиках вместе взятых. Но Узбекистан оказался и первой страной, которая от них полностью отказалась. Причем произошло это еще до конфликта между Ф. Гюленом и Р. Эрдоганом, после которого Анкара начала кампанию по закрытию «гюленовских» школ во всем мире.

Отношение Узбекистана к данным учебным заведениям изменилось после того, как Турция приняла главного узбекского оппозиционера, лидера демократической партии «Эрк» Мухаммада Солиха.

После серии взрывов в Ташкенте, в организации которых обвинили М. Солиха, все турецкие школы в 1999 г. были закрыты. В 2008 г., Узбекистан аннулировал все соглашения с Турцией в области образования. В 2013 г. узбекские власти арестовали пятерых выпускников турецких лицеев, обвинив их в том, что они являлись участниками запрещенной религиозной группы «Нурджулар». Сами журналисты это отрицали, но получили, тем не менее, от 6,5 до 8 лет заключения.

По сравнению с Узбекистаном турецкие лицеи в Казахстане были не столь многочисленны. Тем не менее, по их количеству республика в полтора раза превосходила Туркменистан и Киргизию. Для координации деятельности турецких школ в 1997 г. был учрежден международный общественный фонд «KATEV». Под его управлением сегодня находятся 27 казахско-турецких лицеев, университет и колледж имени Сулеймана Демиреля, Жамбылский экономический колледж, начальная школа «Шахлан», международная школа «НурОрда». Педагогический коллектив насчитывает 1216 учителей, 92 из которых являются гражданами Турции. Кроме того, в республике действует Международный тюркско-казахский университет имени Ходжи Ахмада Ясеви, который отношения к гюленистам не имеет и действует под эгидой правительства Турции. Несмотря на негативное отношение Анкары, деятельность турецких школ и управляющего ими фонда «KATEV» оценивается казахстанскими властями крайне положительно, и никаких нареканий с их стороны не вызывает.

«Международный общественный фонд «KATEV», курирующий деятельность КТЛ (казахско-турецких лицеев – прим. автора), был создан на основе двустороннего соглашения в сфере образования между Казахстаном и Турцией при поддержке президентов Нурсултана Назарбаева и Тургута Озала, - отметили в министерстве образования Казахстана с связи с заявлением турецкого посла о необходимости закрытия лицеев, - За все годы своей работы КТЛ продемонстрировали высокую успеваемость учащихся и являются одними из флагманов среди учебных заведений страны». В доказательство ведомство приводит статистику достижений турецких школ. За последние три года их учащиеся сумели завоевать 5327 медалей, в том числе 986 на международных олимпиадах в Бразилии, США, России, Южной Корее, Китае, Румынии, Канаде, Греции, Грузии, Германии, Японии. Доказательством высокого уровня образования, которое дают турецкие лицеи, в ведомстве считают и тот факт, что все они по итогам проводившегося в этом году Единого национального тестирования (аналог российского ЕГЭ) вошли в число 100 лучших школ республики.

Однако причины, по которым казахстанские власти заинтересованы в продолжении деятельности лицеев, заключаются отнюдь не только в высоком уровне образования.

Преподавание в турецких школах ведется на казахском языке, что полностью укладывается в рамки проводимой в независимом Казахстане культурно-образовательной и языковой политики. Еще более важным является то, что собственная казахская школа столь же высоким уровнем образования пока похвастаться не может.

По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в 2009 г. Казахстан по уровню образования, которое дают средние школы, занимал 58-е место из 65. Как показали результаты исследования, около 55% учащихся средних школ не приобретают основные знания по всем трем исследуемым дисциплинам (чтение, математика, естествознание). Почти 59% учеников в возрасте 15 лет не читают на уровне анализа и понимания текста, то есть, являются функционально неграмотными. Большинство учеников не используют минимальный объем знаний в математике и естествознании.

Но самым неприятным для Казахстана является вывод о том, что русскоязычные школы республики дают гораздо более высокий уровень образования, чем казахскоязычные. Разница между знаниями, которые получают ученики русских и казахских школ, по данным PISA, в 2009 г. составляла 88 баллов, что соответствует двум годам обучения. В 2012 г. эта разница сократилась до полутора лет. Причем более высокий уровень знаний в русских школах демонстрируют как русские, так и казахи, для которых казахский язык является родным. Если русскоязычные ученики опережают своих сверстников, обучающихся на казахском языке, по чтению на 80 баллов, то учащиеся, для которых родным является казахский язык – на 50 баллов. Как следствие, постепенное сокращение русскоязычных школ, которое проводят казахстанские власти, ведет к снижению общего уровня образования, и переломить эту тенденцию в обозримом будущем будет проблематично. А отказаться от перевода образования на казахский язык мешает активно продвигаемая националистами идеология строительства казахского национального государства.

Казахско-турецкие лицеи на этом фоне являются едва ли не спасательным кругом, позволяющим хотя бы частично компенсировать недостатки национальной системы образования. В ожесточенных спорах по поводу перехода на казахскоязычное обучение они являются весомым аргументом, позволяющим его сторонниками доказывать, что на казахском языке тоже можно получить хорошее образование.

Поскольку же в лицеях учатся отнюдь не все, а лишь одаренные ученики, они являются для казахстанских властей одним из инструментов воспроизводства национальной элиты, позволяющим снизить зависимость от России в культурно-образовательной сфере.

Учитывая, что в этом году лицеи окончили 1634 выпускника, темпы воспроизводства этой элиты выглядят довольно высокими. При этом результаты деятельности турецких лицеев скажутся отнюдь не сразу, а спустя 15-20 лет, когда их выпускники успеют продвинуться по службе и занять руководящие посты в центральных органах власти, крупных государственных и частных корпорациях, вузах и средствах массовой информации, формирующих общественное мнение.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 26 найденных.
DK
30.08.2016 10:59

Всему народу в России хочется напомнить слова князя Горчакова (который вытащил Россию из кризиса после очередных авантюрных войн в 19 веке): "Россия не злится, а сосредотачивается..." Так вот прекратите злиться, а сосредотачивайтесь уже, развивайтесь и гните свою линию технологическим, экономическим и промышленным превосходством...не надо из-за своих экономических неудач, выливать свою скопившуюся злобу и агрессию на соседние дружественные государства (при чем в котором живет около 25% населения русскоязычных и если они до сих про живут в Казахстане, значит живется то нормально, не думали об этом? Ведь из всех других уже давно повыехали).
Про байки о том, что бросили квартиру и убежали и тп. скажу одно: не верю. Так как не было такого, да конечно за бесценок продавали квартиры и выезжали в 90-е годы много народа, но это был процесс по всему экс-СССР, по нормальной цене просто невозможно было продать жилье, так как у народа банально не было денег.
И вообще статья была об образовании в нынешней ЦА...
ТТС - Сашке
22.08.2016 5:27
Судя по твоей писанине ты такой же александр, как я султан, факты приводишь, ха-ха, а чего ж помалкиваешь, что среди абитуриентов казахстанских ВУЗов практически нет славян, особенно на бюджетных отделениях, по Болашаку их нет вообще, и русские ребята, слава Богу, могут учиться в России, у кого есть возможность, а если ее нет, тогда как?! И это при том, что вся система образования в кз была создана Россией и русскими.
В Комсомолке, вчерашний выпуск, прочти статью о том кто кого кормил в ссср, в цифрах, там и про "процветающий" казахстан есть, как он сидел на российской дотации. Вообще чего говорить, все равно "как веревочке не виться, а конец будет", каждый получит и получает уже свое, о чем и говорится в статье Комсомолки, она отлично перекликается с этой статьей!
Александр
21.08.2016 16:51
Что Вы знаете о Казахстане!? Казахстан открытая страна. Тысячи совместных предприятий с США,ЕС,Россией,Китаем и мн. др. Сотни молодых людей поступают в университеты Англии,США,. Оплачивает учебу государство,по окончанию им предоставляется работа в госучреждения и частных компаниях.Конечно крепки связи и с РФ. Вот только она создает и проблемы,зпкрывая транзит товаров из Турции и ЕС .,что не раз вызывало не понимание. Поступает учится молодежь и в ВУЗы Омска,ПетербургаНовосибирска. Благо эти города посылают приёмные комиисси по месту жительства абитуриентов.А сколько иностранных волонтеров работают в лучших университетах .!?  Так что не переживайте! У Казахстана прекрасное будующее. Когда будетеоспаривать мои утверждения пприводит факты,а то только"сам дурак"
Ставр
20.08.2016 6:52
васька, султан, сашка, похоже вы один недоучка-скоморох, либо скоморохи, сидящие в одной аппаратной за компами. Султан, на счет русских, по поводу твоей писанины "не идти у них на поводу и пр.", просто посмотри на укропию, грузию и Сирию, и помни, что казахстан без  хорошего отношения к нему со стороны России,  ее помощи и поддержки! Его даже узбеки затопчут, а ведь они тоже хотят быть первыми в ЦА!
Абориген
20.08.2016 1:19
Теперь вместо "Васи" "Александра" создали, который поддерживает казахизацию. Найти бы такого Александра в Казахстане, крайне любопытный видимо тип, добровольно отказывающийся от родного языка.
Александр
19.08.2016 18:14
Поддержу Султана! Он прав!
Абориген
19.08.2016 17:17
Число русских студентов в РФ сейчас уменьшается по объективным причинам - из-за демографического кризиса 90-х гг., когда рождаемость резко упала. И через 10 лет, по мере взросления населения, их количество вновь начнет расти. К тому же число мест в вузах сейчас сокращается, так как такого большого количества специалистов с высшим образованием не надо. Прием на обучение иностранных студентов - целенаправленная стратегия, поэтому их число и растет.
Насчет того, что в СССР все было для русских смотри материал "Столетия" - http://www.stoletie.ru/vzglyad/sssr_strannaja_imperija_918.htm
Султан
19.08.2016 9:42
   Уважаемые !  Я хочу сказать уже в самой  России во многих  высших учебных  заведениях число русских  студентов уменьшается а на их места приходит другие и уже в обществе нарастает тревога по этому поводу
На это  чем вы ответите ? а  может быть казахи в очередной раз виноваты ?  
  
   То что казахский  язык  развивается в Казахстане так этому надо  радоваться а не плакать не правда ли ?
Ведь в любой стране  все хотят  ,чтобы  развивалось успешно своя страна  и экономика и наука и т п  Так что ничего плохого я не вижу
Но мои оппоненты скажут ,  что коренная нация развивается в ущерб другим народам  но ведь в этом вины казахского народа  нет
Раньше была российская империя и все  строилось для них , то есть для русского народа а др  народы оставались на задворках
Еще в советское время  и там тоже все прикрывалось  дружбой народов и все  работали только на Москву и все для русского народа то есть в ущерб себе и своим  интересам
Во всех республиках  все полезные  ископаемые вывозилось неизвестно куда а на местах оставались   почти  ничего
  В общем то  Москва  жировала  за счет  богатых  республик   а также кормило за наш счет все братские страны  социализма Еще  содержало мировое  коммунистическое движение по всему миру   Конечно  экономика СССР в конце концов  не смогла все это переварить и содержать
   Я хочу сказать  вот во всех статьях  касающие про Казахстан  сразу поднимают  шум про русских и сразу русские ,русские ,русские и т п  
  Ведь эти русские в самой  России никому не нужны и сами русские уехавшие   многие возвращаются обратно
   в  Казахстан К ним  русским  сами русские в  России  относятся как  злая мачеха и таких примеров очень много
  Я считаю местные власти Казахстана не будут ходить на поводу у русскоязычных и будут проводить свою линию и свою политику построения страны
Если ходить без конца на поводу у русских так они в конце концов  захотят многое чего и вплоть до изъятия земель  Ведь у каждого русского  это в крови и в генах крепко сидит  Прикрываясь  русскими интересами в конце концов захватить или  присвоить чужие земли
   Как говорить ВОТ ГДЕ СОБАКА  ЗАРЫТО
  Уважаемые  русские  уже пришло пора менять  шовинизм ,проимперское мышление  на другие взгляды и мнения
   Я вас понимаю ну не может человек отрезать половину своей плоти а надо по капле выдавливать и менять взгляды на  жизнь и к окружающим
  Вот Германия и Японию переболели  фашизмом и они поняли ,что захватив чужие земли ничего не выйдет а надо  захватывать весь мир только своим развитыми технологиями ,наукой,товарами,услугами   и т п  

123
19.08.2016 0:31
Вере, жаль только двух студенток казашек, которых зарезали скинхеды только за то что они говорили на казахском по мобольнику. А такда, нет никакого притеснения по национальному принципу в Петербурге.
Когда то казахский акын написал: Ленинградцы-дети мои
Ленинградцы гордость моя.......
Абориген
18.08.2016 17:51
Понятно, что Вася по службе отвечать должен, но звучит не убедительно. Нет аргументов-то против этнократии, так она в Казахстане - реальность. Когда фактов, которыми крыть надо, нет, предлагает закрыть тему. Правильно, чего ее обсуждать-то, когда правда выглядит крайне неприятно.  
Отображены комментарии с 1 по 10 из 26 найденных.

Эксклюзив
14.08.2019
Валерий Панов
Почему Россия проигрывает Западу информационную войну?
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».