Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 августа 2019
Опасные гастроли

Опасные гастроли

Как ансамбль имени А.В. Александрова страны Балтии перепугал
Владимир Веретенников
21.12.2015
Опасные гастроли

Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова пользуется заслуженной известностью во всем мире. По сути, это давно уже большой и почитаемый культурный бренд – как Большой театр, Эрмитаж и Третьяковская галерея. 5 сентября начался грандиозный гастрольный вояж ансамбля по десяткам европейских городов.

«Тур будет посвящен 70-летию Великой Победы, и наша основная цель – напомнить общественности о роли Красной армии в освобождении народов Европы от фашизма. Что планируем исполнять? «Катюшу», «Смуглянку», «Вечерний звон», «Калинку», «Соловьев», государственные гимны принимающих стран и их народные песни. А еще – хор из оперы Верди «Набукко», арию Калафа из «Турандот» Пуччини, романсы», – рассказывала пресс-секретарь коллектива Валентина Максимова.

Решено было провести концерты в столицах европейских государств, освобожденных СССР от немецко-фашистских захватчиков. В частности, артисты наметили посетить города Германии, Чехии, Австрии, Польши, намеревался ансамбль завернуть и в Прибалтику. Но когда гастрольные планы были обнародованы, в Литве, Латвии и Эстонии «бдительные патриоты» тут же принялись «стучать куда надо» – не допустите, мол, идеологической диверсии, не дайте «кремлевским соловьям» петь у нас свои песни!

Правда, тут прибалты оказались не одиноки: в соседней Польше, в которой турне из тринадцати выступлений началось в конце ноября, провластные активисты угрожали сорвать выступления «александровцев». К счастью, до серьезных инцидентов не дошло.

Более того: на варшавском стадионе «Торвар», где состоялся концерт ансамбля, зрители заняли более четырёх тысяч мест и щедро награждали артистов аплодисментами. С особой благодарностью было встречено исполнение польских песен, а «Красные маки на Монте Кассино» с первых же аккордов весь зал слушал стоя.

Не то в Прибалтике. Сначала концерт «александровцев», намеченный на 6 декабря, отменили в литовском Висагинасе. Директор местного культурного центра Дануте Моркунене сказала: «Идеологическая нагрузка этого ансамбля стала главной причиной того, что концерт не будет позволено провести. Факт, что в нашем государстве совсем иначе воспринимают русских солдат. К тому же этот ансамбль – наследие советских времен». Особенное возмущение литовского официоза вызывалет факт, что «александровцы» в прошлом году исполнили песню «Вежливые люди».

Потом в «бой» с артистами вступила «тяжелая артиллерия» в лице министра культуры Литвы Шарунаса Бирутиса. Непреклонным тоном сей государственный деятель заявил, что «раскалывающей общество политике Москвы не место в Балтии».

Бирутис призвал и другие самоуправления и их культурные учреждения последовать примеру Висагинаса.

Спич министра не остался незамеченным в Общественной палате Российской Федерации, ранее направившей в адрес министра обращение «с настоятельной просьбой аннулировать противоправное решение об отмене концерта Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова в Висагинасе». Ответ оказался однозначен… Тогда Общественная палата заявила, что обратится «к еврокомиссару по образованию, культуре, молодежи и спорту Тибору Наврачичу с просьбой взять на контроль вопрос об отмене концерта в Висагинском культурном центре, как случай грубого ограничения свободы выражения, творчества и права на доступ к культурным ценностям».

С протестом выступило и российское посольство в Вильнюсе – вряд ли там всерьез надеялись поправить дело, но хоть душу отвести… Дипломаты отметили, что высокопрофессиональный творческий коллектив, чьи выступления с успехом проходили по всему миру, включая штаб-квартиру НАТО и резиденцию Папы Римского, собирался сделать подарок, прежде всего, ветеранам Великой Отечественной войны, а также всем почитателям творчества «александровцев», проживающим в Литве.

…От Вильнюса эстафета перешла к Риге. Ансамбль «изобличил» глава Полиции безопасности Латвии Нормунд Межвиетс, заявивший в телеэфире, что Российская Федерация все больше внимания уделяет работе с соотечественниками из сопредельных стран.

Назначенный на 8 декабря в Риге концерт «александровцев» он упомянул в качестве примера действия коварной «московской пропаганды».

Местное Министерство иностранных дел запросило у «компетентных органов» информацию об ансамбле, а глава МИДа Эдгар Ринкевич предупредил, что концерт «александровцев» в Латвии «может носить провокационный и недопустимый характер». Это связано с тем, что, по словам министра, «идеологическая концепция ансамбля вкупе с активной пропагандой мощи российской армии неадекватна в контексте истории стран Балтии и событий на Украине – аннексии Крыма и ситуации на востоке страны».

В свою очередь, президент Латвии Раймонд Вейонис заявил, что концерт лучше было бы отменить... У президента законно поинтересовались: если уж государство так дорожит «сплоченностью общества», то почему действует настолько однобоко? Ведь как раз этой же осенью в Риге прошла провокационная выставка «Люди Майдана», организованная международным авантюристом Сергеем Мельниковым и вызвавшая негодование русскоязычных рижан – в итоге они просто разгромили непотребную экспозицию. Было даже организовано интернет-сообщество «Бандеровцы – вон из Латвии!». Немудрено: ведь гражданин США Мельников (Мельникофф) допускал в адрес русскоязычного населения Латвии оскорбительные высказывания и призывал депортировать его в Сибирь в вагонах для скота. А вот высшие чиновники Латвии сочли обязанностью посетить скандальную выставку «в знак солидарности с украинским народом, подвергающимся российской агрессии».

Рекомендации Вейониса не остались не услышанными: Министерство обороны запретило коллективу въезд в страну.

Ситуацию прокомментировал латвийский оппозиционный политик Мирослав Митрофанов: «Нам непросто понять злобное отношение части европейской публики к русской культуре, как таковой. Это отношение можно назвать «культурным расизмом».

По словам политика, «элита Европы готова видеть в русских исключительно экономические субъекты, людей, которые работают, кому нужно платить пенсии или пособия. Однако она совершенно не готова воспринимать нас на территории ЕС, как носителей русской культуры, которую часть европейцев в принципе отторгает».

Итак, оставалась Эстония. И – о чудо! – официальный представитель МВД Эстонии Тоомас Викс заявил в телеэфире, что Таллин не собирается следовать примеру Латвии и Литвы. «Эстония достаточно сильна, чтобы не воевать с песнями – это часть свободы слова. Свобода слова действует и в отношении людей, которые считают Эстонию своей родиной, и в отношении их мнения о выступлении хора российской армии в военной форме, и об его репертуаре.

Так что же, эстонцы оказались умней латышей и литовцев? Увы, славить демократизм таллинского правительства было преждевременным. В местном посольстве РФ сообщили: «Согласно имеющейся у нас информации, выступлению упомянутого коллектива в столице Эстонской Республики 10 декабря состояться не суждено. Причиной тому – запрет эстонских властей на проведение концерта «по соображениям безопасности», а также ввиду «возможных провокаций в отношении участников ансамбля».

Такая вот история…

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

ирина
22.12.2015 9:57
"Союзник" Трумэн после войны запретил выступление в самой демократической США "александровцев" в форме. (Сталин послал ансамбль Моисеева). Так что ничего нового. А вот почему концерты-поминки по Немцову отменяли в прибалтике да ещё по телефонам пугали бизнесменов, просто загадка
var
22.12.2015 8:45
Не расскажет ли уважаемая Мария кто эти мастера «грамотной и высококультурной критики», знают ли они правильный (изначальный) смысл термина «культура» и учитывают ли в своих сочинениях математику?
Лесник
21.12.2015 20:44
       Вполне обоснованные опасения.
      Хорошо исполненная русская песня вполне может разрушить шовинистические режимы.
Мария
21.12.2015 18:10
Ой как знакомо! У нас так же концерты в память Немцова отменяли, и безопасностью прикрывались и просто учреждениям и бизнесменам звонили. Грустно, конечно, что народ в Риге, Таллине не услышит классный ансамбль, но может и нам надо задуматься над "свободой слова". На "Эхо-Москвы" легко кивать как на разрешённый голос оппозиции, они перестали давно быть профессионалами и слушать их тошно, а вот с  теми кто позволяет себе достаточно грамотную и высококультурную критику или несколько иной культурный код, у нас поступают также как с "александровцами" в Прибалтике! Давайте думать о своей стране! Тогда и прибалтов властных будет во что мордой ткнуть!

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».