Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 октября 2019
Мулла Омар: конец легенды

Мулла Омар: конец легенды

Многие в мире считали его главой всего афганского «Талибана»
Икрам Сабиров
03.08.2015
Мулла Омар: конец легенды

Представители движения «Талибан» подтвердили смерть своего лидера – муллы Мохаммеда Омара Ахунда. Его преемник Ахтар Мохаммед Мансур в своем видеообращении призвал талибов еще теснее сплотиться под «черным знаменем джихада» и продолжить войну «до создания в стране исламского государства».

Некрологи легендарных личностей, имена которых гремели в журналистских репортажах и разведывательных сводках в начале нынешнего века, на минувшей неделе следовали один за другим. Джалалуддин Хаккани, глава загадочной и настолько законспирированной террористической группировки, что возникали серьезные сомнения в достоверности ее существования... Мачеха Усамы бен Ладена, его сестра и ее муж, погибшие в авиакатастрофе в британском аэропорту Блэкбуш... И, разумеется, известие о смерти муллы Омара, которого с подачи журналистов многие в мире всерьез считали главой всего афганского «Талибана».

Легенды всегда уходят с трудом, стараясь даже в смерти зацепиться за общественное сознание – новой легендой или загадочными обстоятельствами, которые впоследствии станут куском хлеба для конспирологов. Да не черствым, а с икрой и маслицем – тут уже все зависит от их разворотливости и пробивных способностей. Именно так и с информацией о смерти муллы Омара.

Источники нескольких разведок заявляют, что скончался он еще год назад от туберкулеза. Нет, возражают представители «Махаз федаи», одной из многочисленных отколовшихся от «Талибана» фракций, явно недовольные избранием лидером движения муллы Мансура, не скончался, а был отравлен, и не год назад, а два. Виновник убийства, как уже догадался читатель – сам мулла Мансур и еще один человек из руководства, Гюль Ага. Которые доставленные мулле Омару лекарства от туберкулеза злодейски подменили на яд, специально привезенный из Дубая.

Версий об этой смерти появится еще немало.

«Талибан» несколько лет был в центре головокружительной интриги, тугого политического узла, в котором сплетались интересы пакистанской, иранской и индийской разведок, нефтяного лобби США и правящего дома саудитов, международных наркокартелей и неправительственных исламских фондов.

Многие, ох как многие «концы» из досье «Талибана» тянутся в сегодняшний день, и долго еще будут всплывать в самых неожиданных местах. Другое дело, что мулла Омар никакого отношения к этому, по большому счету, не имел.

Он всегда был больше легендой, чем реальным политиком, больше мифом, чем действительным главой «Талибана», больше продуктом интриги других, чем самостоятельным игроком. На определенном этапе, достаточно коротком, такая фигура была нужна и Афганистану, и остальному миру. Но около десяти лет назад, когда все изменилось, когда и сам «Талибан» стал совершенно другим, потребность в ней отпала, достаточно стало символа. А сегодня, как выяснилось, даже и в качестве символа он больше не нужен ни противникам, ни соратникам по борьбе.

Как могло случиться, что бедный и безродный деревенский мулла, не имевший законченного религиозного образования, стал, пусть и на короткое время, главой государства? Пусть даже и такого, как Афганистан, да еще и провозгласил себя главой правоверных? И почему он так быстро сошел с арены?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно представлять, чем была страна к моменту блицкрига «Талибана», в чем была его сила, и кто был заинтересован в его успехе. Только так, поскольку рассматривать судьбу муллы Омара в отрыве от эпохи – совершенно бесполезное занятие, нет в ней ничего, заслуживающего рассмотрения.

В конце восьмидесятых годов западные средства массовой информации убеждали мир, что советская оккупация – основная причина всех бед для страны. Закончится она – и на афганскую землю придут мир и невиданное изобилие, а три миллиона беженцев вернутся в покинутые ими дома и сразу займутся мирным и созидательным трудом. Все оказалось совсем не так. Гражданская война вспыхнула с новой силой, все воевали против всех. Новые сотни тысяч афганцев, спасаясь от смерти и голода, уходили в Иран и Пакистан. Огромный арсенал оружия - и оставленный советскими войсками, и поступивший из США, Китая, Саудовской Аравии, Египта и Турции - питал эскалацию конфликта. Производство и транзит наркотиков стало единственным источником финансирования враждующих группировок, потому как экономика Афганистана как явление попросту перестала существовать.

Но Запад это уже больше не интересовало, он был занят «перевариванием» экономических и геополитических трофеев, доставшихся ему после победы в «холодной войне». Только вот гораздо важнее для региона было то, что пропал интерес не только к Афганистану, но и к Пакистану. Как вспоминал один американский политик, «пакистанские военные обвинили нас в предательстве и в том, что мы оставили их беззащитными перед индийцами. К тому же мы потеряли все возможности работать с Пакистаном в Афганистане, даже если бы мы этого и захотели». Вопрос стоял о выживании правящих в Исламабаде элит. И там решили взять ситуацию в свои руки, создать инструмент, позволявший бы им установить контроль над соседней страной, а значит – повысить собственную цену на мировой арене.

Из всех многочисленных группировок межведомственная разведка Пакистана остановила свой выбор на зародившемся к началу девяностых движении «Талибан».

Большую часть членов его составляли обучавшиеся в медресе, действовавших в лагерях афганских беженцев, финансировавшихся Саудовской Аравией и пользовавшихся покровительством первых лиц из пакистанской военной элиты.

Среди покровителей талибов были такие фигуры, как генерал Мирза Аслам Бег, начальник штаба вооруженных сил Пакистана в 1988–1991 годах, директор межведомственной разведки в 1987-1989 генерал Хамид Гюль и огромное количество действующих офицеров пакистанских силовых структур. Словом, административный и военный ресурс «Талибана» к началу блицкрига на порядок превосходил то, что могли противопоставить ему противники, те же Раббани или Ахмад Шах Масуд.

Кроме того, в боевых действиях на стороне «Талибана» принимали участие подразделения пограничного корпуса Пакистана, большинство солдат и офицеров в котором были пуштунами. «Подразделения пограничного корпуса используются для оперативного управления, подготовки бойцов и, если это необходимо, в бою», – говорится в одном из донесений американской разведки. Там же отмечается, что «подразделения регулярной армии Пакистана для поддержки талибов не используются, так как их основу составляют пенджабцы, менталитет которых в корне отличается от менталитета пуштунов и других афганских племен».

Но и этого для победы не хватило, если бы не широкая поддержка афганского населения и грамотнейшая военно-административная политика талибов.

Ожесточенно грызущиеся между собой группировки моджахедов мало того, что погрузили страну в хаос гражданской войны, так и сами погрязли в криминале и вседозволенности. Поэтому талибы шли в наступление, позиционируя себя как очистительную силу, суровых воинов-аскетов, для которых личное не имеет значения. А смысл жизни заключается в том, чтобы вернуть на путь истинный заблудших, исправить падающую под откос социальную и политическую систему страны и восстановить исламскую справедливость времен первых праведных халифов.

На этот имидж работал даже внешний вид лидеров «Талибана». Пакистанский журналист Ахмед Рашид вспоминал, что «руководство движения могло бы хвастаться тем, что является самым искалеченным в мире правительством, те, кто с ним встречался, не знал, как реагировать – плакать или смеяться». Мулла Омар лишился глаза в 1989 году, когда рядом с ним взорвалась ракета. Нуриддин Тураби, ставший министром юстиции, и министр иностранных дел Мухаммед Гаус тоже потеряли по глазу. Абдул Маджид, будущий мэр Кабула, лишился ноги и двух пальцев. Мулла Дадулла Ланг, командующий военными формированиями «Талибана», потерял ноги в боях с советскими войсками.

Но талибам это шло только в плюс. К тому же, они выбрали и настойчиво реализовывали безупречную со всех сторон тактику. Они находили подход к лидерам военизированных группировок и вождям племен, а также к простым людям, и пытались сотрудничать с ними, четко излагая свои цели. Когда же им не удавалось склонить кого-либо из местных к партнерству, его ликвидировали и находили более сговорчивого. Когда им нужно было сосредоточиться на захвате городов, то для контроля над сельской местностью они договаривались с действующими местными полевыми командирами. Опять же – убивая отказывавшихся и назначая на их место лояльных.

Уставшие от войны афганцы приветствовали «Талибан» как новую силу, борющуюся за добродетель и единство, и видели в нем столь необходимый символ мира и стабильности.

Скажем, 28 сентября 1996 года «Радио Кабул» объявило: «Воры будут подвергаться ампутации рук и ног, неверные супруги будут забиваться камнями, те, кто употребляет алкогольные напитки, будут подвергаться порке». Талибы запретили почти все виды развлечений, включая телевидение, видеомагнитофоны, карты, запускание воздушных змеев и занятия спортом, создали жестокую религиозную полицию с практически неограниченными полномочиями. Но, как отмечалось в одном из донесений канадской разведки тех лет, «жители контролируемых талибами областей согласились с такой жесткой политикой как с ценой, которую надо платить за мир и социальную стабильность».

Это был пик могущества «Талибана» и пик политической карьеры муллы Омара. Вот только был ли он реальным главой государства, созданного талибами?

Нигде в источниках не найти подтверждения тому, что он принимал какие-либо серьезные решения в военной, политической или экономической областях. Важнейшие переговоры с саудитами, пакистанцами и американцами от его имени вели другие люди. Указы и распоряжения также провозглашались от его имени, но нет свидетельств того, что он принимал участие в их подготовке.

Его сторонники объясняли тогда эту ситуацию коллегиальным принципом руководства. Но более вероятно другое: не обладающий необходимым кругозором и харизмой, косноязычный и экзальтированный мулла уже тогда был для соратников не более чем символом. Им нужна была легенда, знамя, его экстатические видения, периодически посещавшие муллу и тут же в подробностях разносившиеся по всей стране, а не участие Омара в повседневном управлении.

После вторжения американских войск ситуация с «лидерством» только усугубилась.

Единство «Талибана» испытания войной с превосходящим по силе противником не выдержало.

После 2001 года перед членами движения встала дилемма: или сидеть в горах Вазиристана и трястись от жужжания пролетающих над ними беспилотников, или же встраиваться в создаваемую международной коалицией систему.

С одной стороны - прозябание и угроза физического уничтожения. С другой – вольная и сытая жизнь полевых командиров, доходы от наркоторговли, право на личное ополчение и кусок территории, с которой можно кормиться самому и кормить стоящий за тобою клан.

Движение начало раскалываться и дробиться, никакого единого «Талибана» вот уже свыше десяти лет не существует и в помине. Более того, «Новый Талибан», сформировавшийся за эти годы, прекрасно себя чувствует в условиях симбиоза с международной экономической помощью. То есть в условиях «откатов» и «распилов», в которых равно замешаны и администрация Хамида Карзая, до недавнего времени занимавшего пост президента, и международные компании, и собственно талибы.

Кроме того, сегодня «Новый Талибан» отказался от максимализма периода своего становления с его восприятием любых элементов западного образа жизни как порождения шайтана. Нынешние талибы, распробовав «общество потребления», нашли в нем приятные моменты и отказались от буквального следования требованиям ваххабитских проповедников из медресе в пакистанских лагерях беженцев восьмидесятых, где они начинали.

А что же мулла Омар, чем занимался все эти годы? Как и раньше, нет никаких свидетельств его участия в повседневном руководстве боевыми действиями и стратегическом планировании. Заявления, выпускающиеся от его имени, по стилю и манере изложения значительно отличаются и от того, что под его именем выпускалось в конце девяностых годов, и даже друг от друга.

«Омар – отшельник и грубый человек, он предпочитает общаться с небольшой группой доверенных лиц, а не с большими собраниями», - утверждало все эти годы его окружение. Но одновременно с этим регулярно возникали слухи о том, что по состоянию здоровья он отошел от дел. А еще в начале «нулевых годов» источники, близкие к иранской и пакистанской разведкам, практически одновременно сообщили, что на заседании Кветтской шуры рассматривалось предложение о его отрешении даже от формального руководства. Встретившее, впрочем, резкие возражения со стороны «полевых командиров», заявивших о «политической нецелесообразности отказа от знамени нашей борьбы».

«Талибан» за эти годы превратился в набор группировок, связанных между собой только названием. Идеологически мотивировано меньшинство из них, большинство сражается за «место под солнцем», за контроль над территорией, из которой можно извлекать прибыль, за долю в финансовых потоках. И, как точно подметил выдающийся российский исследователь Афганистана Александр Князев, «если мулла Омар что-то и возглавлял, то одну из группировок «Старого Талибана», «Кветтскую шуру» (получившую свое название от города Кветта в пакистанском Белуджистане, где и сидят ее лидеры - И.С.). Эта группировка традиционно контролируется - при участии межведомственной разведки Пакистана - спецслужбами и различными фондами Саудовской Аравии, и ее позиции в Афганистане сейчас абсолютно не доминирующие».

Повлияет ли информация о смерти муллы Омара на идущие переговоры о вхождении нынешних талибов во власть? Никакого значения для этого процесса его наличие или отсутствие не имеет. Собственно, и сам этот вопрос принципиально уже решен каждой из договаривающихся афганских сторон и теми иностранными силами, которые за ними стоят.

Сейчас идет ожесточенный торг за доли власти, территории, доходы. И воинственные заявления преемника Омара, муллы Мохаммеда Мансура – лишь элемент торга, не более. То, что талибы войдут в правительство – секрет разве что для особо «проницательных» комментаторов.

И это будет уже новая ситуация, в которой нет места старым мифам, одним из которых и был всю свою жизнь мулла Омар. Поэтому известие о его смерти уже ни на что серьезно не влияет. С легендами, исчерпавшими свою полезность, расстаются без всякой жалости.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александр Мясникян
06.08.2015 10:49
Северин, дорогой, ненависти нет, есть боль за великую страну и горестное сожаление, что в ней творится. Есть боль и сопереживание за родного СЕВЕРНОГО брата, который будучи прекрасным во всех остальных отношениях человеком, никак не может понять, что только в возрождении ЧЕСТНОГО и НРАВСТВЕННОГО отношения к государству, своему рабочему месту,труду, делу, ближнему залог выживания и возрождения России.Это прежде всего касается российских чиновников обличенных властью, а также и простого народа. Но властей  ПРЕЖДЕ ВСЕГО. Цены на нефть и газ и вся эта рожденная эк.санкциями суета московских жирных властных котов привыкших к шальным сумасшедшим деньгам за счет выкачивания недр России совершенно не определяют того, жить России (в глобальном смысле слова) или не жить. В Сингапуре и Японии было 0,0% природных ископаемых, но там было единение нации вокруг идеи построить мощные, социально ориентированные  государства. Но самое важное: там во главу угла был поставлен принцип НЕ ВОРУЙ! выполнение, которого брало корни в традиционной духовности китайского и японского народов. Плюс государство жестко и честно предупредило население: вот красная линия очерченная такого то числа и вы все предупреждены-все будет честно и вы получите благоденствие, но если кто-то (от императора/премьера до простого ассенизатора) перейдет эту черту, то пойдет под пулеметы. На кону выживание государства. Эффект не заставил себя ждать. Как и работа пулеметов.
Русские обладают православной нравственной традицией, православной христианской духовностью, которая неизмеримо выше всех восточных конфессий, ибо непосредственно обеспечивает контакт человека с Бессмертным Всемогущим Творцом вселенной непосредственно. А если Бог решает быть вместе с той или иной страной, то кто, какой безумец посмеет противостать этой стране? Как в такой стране могут быть неурядицы, смятения, разруха и развал? Но Бог устанавливает порядок в стране через ее сыновей и дочерей, точнее, через их сердца приведенные в порядок. Приведение сердца в порядок есть ориентация его на законы скромности, нравственности, доброты, трудолюбия, смирения, гармоничного сосуществования с Творцом, природой созданной Им и собратьями-людьми. Если в сердцах этих качеств нет, то Бог просто НЕ МОЖЕТ сообщить  Свои величайшие блага проистекающие от Богообщения отдельному индивидууму, а затем, если вся нация богобоязненна и всему государству в целом. Ибо Бог Свят и удаляется от зла.
Если ты обуреваем страстями эгоизма, а значит ты хам, вор, сребролюбец, тонкий лжец, скрытый гордец и негодяй  и таких как ты в государстве много, (более того, сидящих на ключевых постах и в управлении страной) значит ничего хорошего в таком государстве не будет, значит годы жизни такого государства стремительно сокращаются. Ибо у Бога нет лицеприятия и заслугами великих предков мы никак не оправдаемся.....Вот где кроется великая опасность для России- в недрах ее глубинного нравственного выбора который Россия(по крайней мере ее верховный и на местах управленческий корпус) все медлит совершить в нужном направлении и который можно сделать мгновенно!, и также мгновенно уйти от угрозы духовной смерти самому, а значит и смерти государства, смерти, которая, поверьте, обязательно последует в случае презрения нацией и ее правительством нравственных законов. Судьба Российской Империи и СССР являются трагичными наглядными историческими пособиями, подтверждающими истинность подобного утверждения.
Россия сейчас на очень важном перепутье, сейчас должно последовать нравственное исцеление России, сейчас должна быть создана плеяда кристально честных управленцев которые зададут вектор дальнейшего развития России и которые очертят те красные линии, за которые ни в коем случае не должны будут заступать ни чиновники (Прежде всего!) ни народ. И, к сожалению, нужно будет ужесточить законодательство для чиновников залезающих в карман государства, высокопоставленного ворья и агентов влияния всех мастей. Иначе, смерть России и ее растаскивание на фрагменты последуют незамедлительно...Не обольщайтесь мощными российской армией и флотом, РВСН-все это было и в Советском Союзе. Но он обрушился и армия узнала об измене и чудовищном перерождении за ее спиной последней....Делайте выводы из истории, она не прощает забвения ее уроков.    
Severin
06.08.2015 2:13
Спасибо за справедливую критику.Чувствуется,что  Вы писали без ненависти,но от всего сердца.Спасибо.    
Александр Мясникян
05.08.2015 10:18
Северин, а когда МЫ, бытовые и вельможные хамы не помнящие родства, воры и дегенераты в эшелонах власти, жестокосердный и равнодушный плебс вспомним о своей собственной  духовности, которая ничуть не уступает (говорю мягко) идеологиям праведных халифов, конфуцианству, буддизму и прочая и т.п.? Да, афганцы может быть и патриотически ориентированный народ, но почему мы, дети РИ,экс-ссср, "демократической" России никак не можем поумнеть за последние 400 лет и именно эта духовно-нравственная тупость нас жестко же и лихорадит, лихорадит на грани последовательного развала нашей собственной страны, развала вообще всех, каких бы то ни было основ. Не отсюда ли, что капля за каплей мы иссушали в себе ориентацию на нашу восточную православную духовность все наши жестокие беды? В последнее время превратили все в говорильню на правильные темы и псевдо-патриотический балаган, а практически воз и почти и ныне там. Только дураков во власти и ворья прибавилось.Есть в Армении 102 база ВС РФ, так вот оказывается служба тыла Южного Военного округа РФ дислоцированного в Ростове-на- Дону, которому эта база тактически подчинена прославилась невиданным воровством (вместе с местными "помощниками"-несунами), да в таких размерах, что бедные русские солдаты базы в Гюмри вынуждены были сбегать из частей и побираться среди местного населения, прося пищу и курево.... А ходят солдаты в таком рванье и дырявых сапогах ботинках, что уму не постижимо. Почему? Обмундирование тоже толкается налево.....Вот каким может быть нравственный облик высокопоставленного офицера ВС РФ совершающего подобное деяние? Характеристика ему одна: вор и негодяй, который в 1000 раз страшнее любого внешнего врага и который в 1000 больше дискредитирует образ России за рубежом. Вот и пошел наверное голодный и озлобленный неуставняком и несправедливостью Пермяков в поисках пищи на охоту в Гюмри....

А теперь афганцами восхищаемся....Причем РУССКИЙ человек пылко восхищается:  "...погиб один стойкиий боец,на смену придут другие.Пятого праведного халифа-Омара ибн Абд Аль -Азиза отравили шербетом,султана Бейбарса (мир им обоим!)...", восхищается так, что сам Мухаммед Омар Ахунд наверное растроганно поцеловал бы такого  русского в лоб....А потом удивляемся почему русских девчонок из МГУ отлавливают на границе при попытке перейти на сторону комбатантов ИГИЛа.....
Эх, любим мы презирая свое (которое даже не удосужились изучить!) духовное сокровище раболепствовать перед иной духовностью иных народов. Если из афганских лидеров кем то и можно было бы восхищаться, так это наверное Ахмад Шахом Масудом, не более того.
А восхищаться лидером сознательно заваливающим героином Россию в надежде искоренения белой смертью всех "неверных" в высшей степени удивительно. Удивительно было бы в случае русского человека....      
Severin
04.08.2015 16:38
Погиб один стойкиий боец,на смену придут другие.Пятого праведного халифа-Омара ибнАбд Аль -Азиза отравили шербетом,султана Бейбарса (мир им обоим!)отравили кумысом.А ведь был победителем монголов(они уже к тому времени взяли Багдад),крестоносцев и (ливанских ) ассасинов.Суть дела это не меняет.Нам ,русским,следует помнить,что афганцы-очень патриотический народ ."Цель моей жизни-услужить моему народу"-сказал маленький афганец на чистом русском языке.Пока в стране есть такие дети-недостатка в "муллах омарах" не будет !

Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
16.10.2019
Подготовила Мария Максимова
По всей стране проходит фестиваль «Наука 0 +».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».