Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 декабря 2020
Как вернуться на Родину

Как вернуться на Родину

Годится ли для России казахстанский опыт репатриации соотечественников?
Александр Шустов
25.02.2014
Как вернуться на Родину

Фактический провал госпрограммы по переселению соотечественников, число участников которой оказалось в разы меньше планируемого, заставляет взглянуть на опыт других государств. Тем более, что задача по переселению соотечественников остается. В. Путин на декабрьской пресс-конференции по этому поводу заявил, что «…если уж кого и вернуть в Россию, то это русских. А также людей, которые хотели бы жить в России, быть частью русской культуры…». В СНГ самым успешным опытом репатриации сегодня обладает Казахстан, сумевший переселить на родину сотни тысяч зарубежных казахов.

Россия: дефицит соотечественников

По данным Федеральной миграционной службы за все время действия программы, которая начала работать в 2007 г., от ее потенциальных участников было принято 141,3 тыс. анкет на 311,6 тыс. человек. Из них в Россию на 1 октября 2013 г. переселилось 146,7 тыс. чел. Однако в 2013 г. количество переселенцев составило всего 21,3 тыс. - немногим более половины от уровня предыдущего года. Напомним, что 2012 г. в Россию по программе переселения прибыло 62,9 тыс. чел. — половина всех соотечественников, приехавших на родину за время действия программы. Особенно провальными выглядят итоги третьего квартала 2013 г., когда количество переселенцев составило всего 6,1 тыс. чел.

Не исключено, что снижение числа соотечественников вызвано переходом от старой к новой версии программы переселения, принятой в 2012 г. По некоторым сведениям, многие регионы в ожидании начала действия новой программы практически прекратили прием переселенцев. Однако, планы по переселению не выполнялись и ранее. Так, в 2006 г. директор ФМС К. Ромодановский заявил, что в ближайшие три года Россия готова принять 300 тысяч соотечественников.

В 2007–2012 гг. планировалось переселить в РФ 700 тыс. чел., на деле же приехали всего 125 тыс. – в пять с лишним раз меньше, чем планировалось.

Показателем невысокой эффективности программы является и то, что большинство соотечественников до сих пор переселяются в Россию самостоятельно, без помощи государства. Так, из Казахстана, откуда в третьем квартале 2013 г. прибыла треть всех переселенцев, за январь-сентябрь по программе в РФ прибыло около 7,3 тыс. чел. При этом за январь-октябрь в Россию из Казахстана по данным Росстата приехали 43,1 тыс., а чистый миграционный приток (с учётом уехавших обратно в Казахстан) составил 33,3 тыс. чел. То есть, благодаря программе в РФ прибыло всего около 1/5 соотечественников, остальные же предпочли переселяться самостоятельно. Такая же ситуация складывается и с другими странами СНГ. С Украины в Россию за 10 месяцев переехали 45,1 тыс. чел. (чистый приток — 30,4 тыс.), а в рамках госпрограммы — менее 1 тыс. чел., из Узбекистана, соответственно, 96,8 (54,8) тыс. и около 4,5 тыс.

Как это делалось в Казахстане

Разработать политику репатриации зарубежных казахов Казахстана вынудили условия, в которых он оказался после распада СССР - огромная территория, самая низкая в СНГ плотность населения (около 6 чел. на кв. км) и невысокая численность самих казахов, которых накануне распада СССР в республике было меньше, чем восточных славян. К тому же Казахстан располагал многочисленной зарубежной диаспорой. По разным оценкам за пределами республики в 1990-е гг. проживали 4-5 млн. казахов. Самыми крупными были казахские диаспоры в Китае (около 1,3 млн.), Узбекистане (870 тыс.), России (660 тыс.) и Монголии (157 тыс.). Помимо этого этнические казахи проживали в Туркмении, Киргизии, Таджикистане, Афганистане, Турции, Иране, Пакистане и других странах Востока.

В 1992 г. был принят закон «Об иммиграции», предоставивший казахам, переселявшимся в республику в связи с «преследованиями, притеснениями, ограничениями прав и свобод, обоснованными опасениями подвергнуться им», а также «желанию вернуться на историческую родину», статус беженцев, а тем, кто покинул территорию Казахстана в ходе массовых репрессий, преследований, военнопленным и их потомкам – беженцев-репатриантов. В декабре 1997 г. был принят новый закон «О миграции населения», в соответствии с которым репатриантом (оралманом) считалось «лицо коренной национальности, изгнанное за пределы исторической родины… в силу массовых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной коллективизации, иных антигуманных действий, добровольно переселяющееся в Республику Казахстан с целью постоянного проживания, а также его потомки».

Оралманы имели право на широкий набор льгот, включая бесплатное перемещение через границу, проезд к месту жительства, провоз имущества, содействие в трудоустройстве, повышении квалификации и изучении государственного языка, получение образования, медицинской помощи, пенсий и пособий, выделение земельных участков, средств для приобретения жилья и долгосрочных ссуд. На практике, однако, получить можно было далеко не все из них, что было связано как с отсутствием у переселенцев необходимого образования и квалификации, незнанием русского языка, так и коррупцией на местах.

Численность репатриантов регулировалась с помощью ежегодных квот, утверждаемых президентом Казахстана по представлению правительства. На протяжении 1990-х гг. их размер имел тенденцию к сокращению. Если в 1993 г. квотой предусматривалось переселение 10 тыс. семей оралманов, то в 1999-2000 гг. – только 500 семей. При этом сами квоты в условиях недостаточного финансирования часто выполнялись на 1/2 – 2/3. Большинство казахов переселялось на территорию республики вне квот, что было особенно характерно для мигрантов из России и других стран СНГ. В 2000-е гг. размер квот резко увеличился, сначала – до 600 семей (2001 г.), затем – до 2655 (2002 г.), 5000 (2003 г.), 10 000 (2004 г.) и 15 000 (2005-2008 гг.). В 2009 г. распоряжением президента ежегодная квота на репатриацию была увеличена до 20 000 человек, а в декабре 2011 г. размер ежегодной квоты на 2011-2014 гг. установлен в размере 10 000 семей.

Всего с 1991 по октябрь 2011 г. в Казахстан вернулись 221,3 тысячи казахских семей общей численностью около 860 тысяч человек.

Напомним, что России при гораздо более высокой численности зарубежной русской и больших финансовых возможностях русскоязычной диаспоры за пять лет действия программы репатриации удалось переселить всего 125 тыс. чел. Большинство оралманов прибыли в Казахстан из Узбекистана (60,5%), Китая (12%), Монголии (10,4%), Туркмении (8%) и России (5,3%). В программе переселения участвовали также казахи из Таджикистана, Ирана, Турции, Афганистана и Пакистана. 3/4 оралманов являлись выходцами из стран СНГ, хотя самая крупная из зарубежных казахских диаспор проживает в КНР. Более интенсивная эмиграция казахов наблюдалась в странах со сложной экологической (Каракалпакия), экономической (Монголия) или военно-политической (Таджикистан начала 1990-х гг.) ситуацией, тогда как из Китая и России их отток был не столь интенсивным.

В апреле 2012 г. репатриация оралманов была полностью приостановлена до особого распоряжения правительства. В комментарии миграционной полиции МВД Казахстана отмечалось, что квота на 2011 г. была использована не полностью (всего на 36,5% - 7304 семьи численностью 28 974 чел.). В реальности оралманы, испытывая трудности с жильем, поиском работы, социальной и языковой адаптацией, стали нестабильной социальной средой, превратившись в головную боль для властей.

Именно с оралманами связаны самые крупные в современной истории Казахстана массовые беспорядки, которые произошли два года назад в Жанаозене. Проблемы там назревали давно. В октябре 2011 г. зять президента Н.А. Назарбаева Тимур Кулибаев, возглавлявший тогда крупнейший государственный холдинг «Самрук-Казына», на встрече, посвященной забастовке нефтяников в Мангистау, заявил, что «сейчас в Жанаозен оралманы из Туркменистана и Узбекистана переезжают целыми селениями. В своих странах они были, будем говорить, на вторых ролях». При этом «у бастующих есть свои неформальные лидеры, которые вместе приехали из Каракалпакии». Так что меры по ограничению миграции в Жанаозен, социальная инфраструктура которого не справляется с наплывом переселенцев, давно назрели. В декабре 2011 г. в Жанаозене произошли крупнейшие с 1986 г. массовые беспорядки, которые переросли в столкновения бастующих нефтяников с полицией и привели к гибели 15 человек.

Нередко проблемы с поддержанием правопорядка возникали и в других местах проживания оралманов. Поэтому решение властей о приостановке репатриации выглядит вполне логичным.

Тем более, что демографический кризис 1990-х гг. в Казахстане преодолен, и население может расти за счет его естественного прироста.

Общие итоги репатриации зарубежных казахов выглядят впечатляющими. К 2011 г. количество оралманов составило 5,2% населения, зафиксированного в Казахстане переписью 1989 г., и 13,2% численности самого титульного этноса. Поскольку темпы естественного прироста казахов остаются одними из самых низких среди титульных народов Центральной Азии, демографические результаты репатриации следует признать значительными.

Для того, чтобы переселить на родину такой же процент русских, приживавших в РСФСР накануне распада СССР, России пришлось бы обеспечить иммиграцию 15 млн. чел. – едва ли не всей зарубежной русской диаспоры.

Однако, "качественный" состав оралманов оставлял желать лучшего. Если покидавшее Казахстан «европейское» население отличалось высоким уровнем образования и профессиональной квалификации, то многие иммигранты из-за пределов СНГ вообще не умели читать и писать. Весомую часть эмигрантов составляли промышленные рабочие и специалисты, а репатрианты нередко отказывались работать в индустриальном секторе. Заметных изменений в этническом составе преимущественно русских по населению северных и северо-восточных областей не произошло, так как оралманы плохо адаптировались к условиям жизни в городской русскоязычной среде.

Россия: новая программа

В сентябре 2012 г. была принята новая программа переселения соотечественников, ставшая, в отличие от предыдущей, бессрочной. Соотечественники теперь могут выбирать место жительства, не ориентируясь только на существующие вакансии. Территорией вселения стал весь участвующий в программе регион, а не его отдельные районы, как ранее. Вместо прежних трёх новая программа делит субъекты РФ на две категории — обычные и приоритетные. К территориям приоритетного заселения отнесены только регионы Дальнего Востока. Тем, кто переселяется в эти регионы, значительно увеличены суммы подъёмных — 240 тыс. руб. главе семьи и по 120 тыс. на каждого из его членов. Переселяющиеся в другие субъекты РФ получат всего 20 тыс. на главу семьи и по 10 тыс. на всех остальных. К членам семьи теперь относятся не только жена (муж) и дети, но и родители обоих супругов, их родные сёстры и братья с детьми, бабушки, дедушки и внуки. В соответствии с новыми планами в Россию должны ежегодно переселяться по 300 тыс. человек, а финансирование будет увеличено втрое — с 1 до 3 млрд руб.

Однако, увеличение финансирования еще не означает, что удастся достичь поставленных целей. По значимости проблем, которые имеют первоочередное значение для переселенцев, на первом место стоят жилье и работа. Простым увеличением финансирования их не решить. Какие-то шансы купить свое жилье получат лишь те, кто по новой версии программы поедет на Дальний Восток, да и то, вероятнее всего, приобрести его можно будет лишь в сельской местности или небольших населенных пунктах. Но шансы найти хорошую работы на Дальнем Востоке гораздо ниже, чем в других регионах России. Не случайно большинство переселенцев предпочитают Центральный, Северо-Западный или Сибирский федеральные округа где существует довольно развитый рынок труда, социальная и инженерная инфраструктура, а Дальний Восток по популярности находится на последнем месте. Решить ключевые проблемы можно лишь с помощью комплексного освоения территории, когда параллельно с реализацией крупных технико-экономических проектов стоится жилье и вся необходимая сопутствующая инфраструктура. Тем самым одновременно будут решаться и экономические, и демографические задачи, а государство сможет направить имеющиеся ресурсы на решение целого комплекса проблем.

Возвращаясь к опыту Казахстана, стоит отметить, что Россия может оценить в нем как позитивные, так и негативные моменты.

Количеству переселившихся в Казахстан представителей титульного этноса, особенно на фоне невысокой численности самих казахов, можно только позавидовать. Однако состав репатриантов, как показывает казахстанский опыт, необходимо жестко контролировать.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.
Гульмира
19.09.2014 17:05
Прожив в Москве многие десятилетия, вынуждена уехать, так как это-уже не город моей молодости. Это - город   киргизов, таджиков,узбеков,бандитов разной национальностей и т.д., приехавших отовсюду, только не из моего родного Казахстана. Эти дурно пахнущие, немытые, необразованные люди заполонили все улицы.... И я не хочу, чтобы в один не прекрасный день гнев недовольных этими приезжими коснулся моих детей. А жаль. В Москве казахам было хорошо. И никто меня не трогал и не трогает. Сугубо добровольное решение.
опасность
21.04.2014 18:03
Ювеналка отберет детей у переселенцев  по любому поводу. Очевидно, что  мигранты будут нуждаться, будут весьма стеснены в средстваx, спасаясь от бандеровского режима, бросив все имущество...Поэтому есть реальный риск потерять детей, или после принудительной украинизации или тупым изъятием российскими ювенальными службами  по доносу доброxотов стукачей.
Куда не кинь везде клин.
факт
21.04.2014 17:15
Моя тетка  СЕМЬ лет обивала пороги, чтобы получить гражданство после бегства от киргизской резни. России русские не нужны ,куда милей миллионы будущиx  майдаунов из азии...именно поэтому по гос.программе въезжает только пару сотен
Виктор
03.03.2014 23:04
Галина.Согласен полностью. Знаю русских приехавших из Казахстана,но нахлебавшись мытарств от росс.чиновников,вновь вернулись назад.Они увидели,что русские не нужны России.И ещё. Я тоже бывший переселенец. Не в обиду русским России скажу,что качество русских из Ср.Азии и Казахстана выше чем у русских-россиян. Нет такого повального пьянства,более трудолюбивы. На окраинах империи вседа генофонд был лучше. В Казахстане же принимают казахских переселенцев как родных.Предоставляют жильё или ссуды на него. Вот ,что значит национальная власть.Парме. Русским переезжающим в РФ гражданство нужно давать автоматически.Но кто в РФ говорит об этом?
Аксклу
03.03.2014 14:24
Вот оттого, что узбеки, таджики, киргизы и иже с ними "миллионами" переселяются в Роосию русские уже и не хотят возвращаться на историческую родину..шило, как говорится, на мыло менять?...
Ольга
03.03.2014 7:29
Аксклу
На бОльшие усилия у русских просто нет достаточных средств(желательно  в зелёных фантиках)...
Акскл
02.03.2014 6:31
Как же так? Таджики, узбеки, кыргызы, многие даже без знания русского языка, чуть ли не миллионами переселяются, находят работу, получают российские паспорта, а русские из республик - никак не могут, видите ли. Прямо какие-то непреодолимые трудности у них. Может надо просто больше усилий прилагать?
Леонид
28.02.2014 20:44
Хочу вернуться  на родину из Украины в Россию. Что предпринять....
Ольга
28.02.2014 13:55
Парме
Често говоря, не поняла Ваше высказывани е о нерешённых проблемах коренных жителей России ..Я имела ввиду то,что таким, как я , не нужно что либо предоставлять, не вешать какие-либо налоговые или льготные проблемы на коренное население России. Облегчить получение российского гражданства - вот о чём я написала... В своё врмя мы в течение года катались в Ташкент по поводу российского гражданства...Во времена президентства Медведева им было обещано тем, кто не принимал гражданства какого-либо государства, облегченное получение российского гражданства. На тот момент мой муж имел советский паспорт...Мы поверили....Нас гнобили ГОД - то тут в документах буковка не читается, то там слово не совсем понятно..Да что говорить...Наша семья непьющая, крепкая, у всех высшее образование, хорошие профессии, можем работать руками и головой :) , но, такие как мы, оказывается, России не нужны...Кстати,за тот период, пока мы тратили время на "пробивание"нами, русскими, российского гражданства, знакомый узбек там же, в Ташкенте, получил российский паспорт без проблем, равно как и пара киргизов...(на тот момент была этническая напряённость между киргизами и узбеками).Узбеки и киргизы для России оказались важнее и нужнее, чем мы....
Парма
27.02.2014 11:39
Ольге.
Вот так просто? А о государственной безопасности вам что известно в этой связи? Ведь так называемый демографический и социальный  "импорт проблем" - не пустое слово.
Потом, когда в самой стране проблемы коренного населения не решаются никак, то ждать того, что приезжим будет что-то "предоставлено" не стоит. А это значит - недовольство. Так в каких масштабах вы предлагаете нам недовольных людей к себе принять? Чтобы майдан был в тысячи или в миллионы раз больше, чем на Украине? )
Не все так просто. Комментарий Александра верен. Надо начинать с другого. Но нынешняя власть, как бы это помягче сказать, работает на развал государства... Так что не исключаю, что могут давать паспорта и всем подряд. Эти могут. Я уже ничему не удивлюсь.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.

Эксклюзив
01.12.2020
Елена Бондарева
Поэзия русской Сербии. К 100-летию Русского исхода.
Фоторепортаж
03.12.2020
Подготовила Мария Максимова
В Эрмитаже проходит выставка изделий фирмы Карла Фаберже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».