Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 декабря 2020
Ереван: придется выбирать…

Ереван: придется выбирать…

Армения между Таможенным союзом и ЕС
Александр Крылов
08.04.2013
Ереван: придется выбирать…

Церемония инаугурации переизбранного на второй срок президента Армении Сержа Саргсяна (на фото) состоится 9 апреля 2013 г. в спортивно-концертном комплексе имени Карена Демирчяна. В этот же день в Ереване пройдет международная конференция. На ней выступит вице-премьер и министр иностранных и европейских дел Республики Словакия Мирослав Лайчак, который будет находиться в Армении в рамках официального визита. Конференцию организуют ереванский Аналитический центр по глобализации и региональному сотрудничеству совместно с посольством Словацкой Республики в Республике Армения.

Мирослав Лайчак выступит перед представителями ведущих НПО, в том числе общественных организаций армянской Платформы Гражданского Форума программы ЕС «Восточное Партнерство», аналитических центров, молодежных организаций, учеными, журналистами, а также дипломатами и представителями международных организаций, аккредитованных в Армении. Предполагается, что в своем выступлении М. Лайчак даст анализ принципиально важных вопросов, касающиеся политики ЕС в отношении Армении, Южного Кавказа и всего постсоветского пространства.

Конференции по тематике, связанной с перспективами европейского цивилизационного выбора, проходят в Армении постоянно,  все более активное участие в них принимают представители стран Восточной Европы, приобретшие собственный опыт членства в Евросоюзе. Мне неоднократно приходилось слушать на таких конференциях выступления польских представителей, в том числе нынешнего посла в Ереване Здислава Рачинского, которые неизменно вызывали большой интерес у аудитории.

З. Рачинский не раз заявлял, что европейская политика Восточного партнерства не является для постсоветских государств способом вступления в ЕС, и что большинство стран-членов ЕС выступают против того, чтобы ВП стало для стран Южного Кавказа подготовительной стадией вступления в ЕС. На конференции в Агверане в октябре 2012 г. (организаторами были германский Фонд Эберта и Центр политических исследований «Concord» под руководством Давида Шахназаряна) он особо подчеркнул, что, по его мнению, обстановка в авторитарных странах на постсоветской территории, включая Украину ухудшается и только Грузия и Молдова являют собой положительный пример развития демократических институтов. Это, по мнению польского посла, давало надежду на дальнейшее развитие Восточного партнерства, причем независимо от того, станет ли для постсоветских государств возможным вступление в ЕС, или их партнерство с ЕС так и останется не более чем партнерством.

На конференции в марте 2013 г. (ее организаторами вновь были Фонд Эберта и Центр политических исследований «Concord») польский посол сделал упор на другое: странам Южного Кавказа пора прекратить искать объяснение для всех своих проблем во влиянии внешних факторов.

В качестве показательного примера он привел Белоруссию (!), которая имеет куда более высокий ВВП и другие экономические показатели, чем все государства Южного Кавказа вместе взятые.

Немецкий дипломат Дитер Боден поддержал эту точку зрения и подчеркнул, что странам Южного Кавказа необходимо отказаться от оправдания собственной пассивности и неуспешности влиянием внешних глобальных факторов на постсоветском пространстве и заняться решением своих проблем собственными силами.

После прошедших в Армении президентских выборов особая роль Польши на Южном Кавказе вновь была наглядно продемонстрирована. С 26 по 28 марта в Варшаве с официальным визитом находился секретарь Совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян, который рассматривается многими армянскими экспертами как вероятный политический наследник С. Саргсяна и будущий претендент на пост президента Армении. А. Багдасарян был принят президентом Польши, он также провел переговоры с главой Сената Б. Борусевичем, сопредседателем армяно-польской межправительственной комиссии Т. Томчикевичем, членами парламентской группы дружбы «Армения - Польша».

Совет национальной безопасности Армении уже много лет тесно сотрудничает с Бюро национальной безопасности Польши, результатом этого партнерства стало углубление двустороннего сотрудничества в оборонной и военно-технической сфере. В ходе последнего визита было подписано соглашение о создании совместного предприятия, участниками которого станут польская компания «Любава» и ОАО «Чаренцаванский станкостроительный завод» Министерства обороны Армении.

Дальнейшему развитию польско-армянского сотрудничества будут посвящены очередные, запланированные на 26-28 апреля 2013 г., переговоры руководства Совета национальной безопасности Армении и Бюро национальной безопасности Польши.

Примечательно, что на посвященных Восточному партнерству и отношениям постсоветских государств с Евросоюзом конференциях практически не ведется дискуссии об имеющихся проблемах в политике ЕС, которые препятствуют более успешному развитию отношений ЕС и Южного Кавказа (невыполненные обещания, признание легитимными выборов вне зависимости от того, как они были проведены, даже в случае массовых подтасовок и т.п.). Максимум, что приходилось слышать от европейских политиков и экспертов: политика ЕС на Южном Кавказе «могла бы быть лучше» или она могла бы быть «более масштабной», но государства Южного Кавказа сами виноваты в этом, так как проводимая ими политика не служит «источником вдохновения» для объединенной Европы.

Еще осенью прошлого года европейская перспектива рассматривалась как реальная только для двух стран Восточного партнерства из шести: Грузии и Молдовы, которые оценивались дипломатами ЕС в качестве «положительного примера развития демократических институтов». После недавних президентских выборов в это число была включена и Армения, что подтверждается не только прозвучавшими на разных конференциях выступлениями дипломатов и чиновников ЕС, но и последними заявлениями руководителей Евросоюза.

К примеру, эта позиция была озвучена Еврокомиссаром по расширению и европейской политике соседства Ш. Фюле. В заявлении от 20 марта 2013 г. он констатировал, что в Еврокомиссии положительно оценивают состояние демократических реформ в Молдове, Грузии и Армении. «Молдова, Грузия и Армения продолжают демократические реформы, а также провели выборы, которые в целом соответствовали международным стандартам. Азербайджану необходимо соблюдать свои обязательства по демократизации».

Еще недавно весьма критическое отношение ЕС к Армении изменилось. Но вряд ли прошедшие президентские выборы, отмеченные многими скандалами и обвинениями в адрес властей в подтасовке результатов голосования, были для Брюсселя настолько впечатляющим торжеством армянской демократии, что это привело к радикальному изменению прежней позиции. Скорее дело в другом: в настоящее время ЕС и США считают для себя важным не допустить развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Делается это путем осуществления комплекса мер: демонстрации реальности для Армении «европейской перспективы», обещаниями финансовой помощи, информационно-пропагандистской кампанией по дискредитации «авторитарной, коррумпированной» России, в поддержку «европейского выбора» и т.п. При этом представители ЕС не скрывают, что обещаемые Армении выгоды от партнерства с ЕС будут получены лишь в том случае, если она будет следовать «верным демократическим курсом». Очевидно, что только тогда будет сохранено и благожелательное отношение ЕС и США к переизбранному президенту С. Саргсяну.

Верный с точки зрения ЕС и США курс Армении подразумевает ее отказ от вступления в ТС и ЕАС.

Судя по последним, подчеркнуто благожелательным по отношению к Армении заявлениям из Брюсселя, в течение последних месяцев взаимопонимание в данном вопросе с переизбранным президентом было достигнуто. Поэтому весьма вероятно, что С. Саргсян при своих контактах с российским руководством продолжит демонстрировать свою заинтересованность во всемерном развитии отношений с Россией, но предпочтет вывести проекты ТС и ЕАС за рамки двусторонних отношений. Именно этой цели служит выдвинутая им идея «особого статуса» для Армении в ТС и декларируемое стремление придерживаться политики «и-и», а не «или - или».

Заявления о том, что переизбранный президент не намерен слишком далеко заходить в своих интеграционных процессах с Брюсселем, выглядят довольно странно. При наличии политической воли у Армении есть все возможности вступить в ТС и ЕАС. Но даже при всем желании у нее нет никакой возможности вступить и даже в какой-либо форме достичь реального сближения с переживающим кризис Евросоюзом. Поэтому в реальности «и-и» переизбранного президента С. Саргсяна означает лишь его принципиальный отказ от возможности полноценного для Армении участия в ТС и ЕАС.

Для России предоставление Армении «особого статуса» в ТС крайне невыгодно: того же потребуют другие постсоветские государства, что приведет к недееспособности ТС.

Для России куда выгоднее не расширять число «неполноценных», но спонсируемых ею членов ТС и ЕАС, а сосредоточиться на всемерном развитии связей с Белоруссией и Казахстаном по принципу: «Лучше меньше – да лучше».

Вступление в ТС и ЕАС не должно выглядеть как вынужденное и нежеланное, потенциальные члены должны сами его добиваться и происходить такое вступление должно не по «облегченному» варианту, а на сходных с Евросоюзом условиях, выгодных с точки зрения России, Белоруссии и Казахстана. Это вполне возможно, если в ближайшие годы на фоне кризиса Евросоюза проекты ТС и ЕАС продемонстрируют высокую степень успешности и выгоду для своих членов.

Находящиеся в сложном положении США и ЕС не готовы взять на себя роль гарантов безопасности Армении и пока не предпринимают усилий по ее выходу из ОДКБ и по ликвидации российского военного присутствия в этой стране. Однако не исключено, что в отдаленной перспективе в случае более благоприятной для США и ЕС ситуации подобные усилия под лозунгом «европейского выбора» будут предприняты.

У России есть куда более важные цели и задачи, чем «выкручивание рук» постсоветским государствам и их насильственное заталкивание в «новый СССР». Если европейский выбор тех или иных постсоветских государств будет радикальным, Россия без особых для себя проблем может выстраивать с ними отношения, как с другими совершенно независимыми государствами типа Бангладеш или Панамы. В этом случае речь будет идти не о «выкручивании рук молодым демократиям», а о последствиях сознательного выбора постсоветских государств в пользу радикального «европейского выбора» путем максимального дистанцирования от «авторитарной России». Этот выбор Россия не обязана оплачивать и ответственность за все последствия, в том числе за финансовые, будут нести сами независимые государства, а не Москва или другие внешние силы.

Показательно, что в отличие от прошлых лет, на последних конференциях, посвященных перспективам европейского выбора постсоветских государств, основное внимание уделяется не критике «империалистических планов Кремля».

Представители России и ЕС все чаще повторяют своим коллегам с Южного Кавказа одну хорошо известную истину: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Предлагаемые пути спасения могут быть противоположными или в той или иной мере совпадать.

Но будущая судьба Армении и других государств Южного Кавказа в первую очередь зависит не от чьих-то обещаний и советов, а от того, насколько верным окажется сделанный ими самими исторический выбор. Ведь помимо гимнов, красных дорожек, почетных караулов и прочих приятных для политических лидеров разных стран вещей, государственная независимость предполагает еще и ответственность перед своими странами и народами за принимаемые решения.

Александр Крылов - ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор исторических наук 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 25 найденных.
Александр Мясникян
16.06.2013 22:18
Алексу
Абсолютно согласен,очень смешно. Но точно также смешно как смешно ваше тщательно скрываемое раболепие перед Европой, скрытое в констатации вашего комментария. Цените свою высокую культуру и гордитесь собственной великой цивилизацией,и пусть ненависть ваша к Европе не рождается только лишь от зависти к ней. Ненависть и зависть вообще разрушительные чувства. Точно так же как и высокомерие, кстати. На нем многие обламывались, англосаксы последний яркий пример. Не повторяйте ошибок англосаксов причем одновременно завидуя последним....  
Алекс
11.06.2013 17:56
Армения в ЕС - извините, но это просто смешно.
Александр Мясникян
15.04.2013 20:34
Уважаемой Радмиле,
Те бедствия, которые выпали на наши головы за последние 20 лет неспроста. Если мы сделаем правильные выводы из этих огненных искушений (не без нашей соборной же вины свалившейся на наши головы)мы имеем шанс стать мудрее и построить соответственно этой приобретенной мудрости прекрасное и сильное государство, где все мы- бывшие народы СССР вместе с великим русским народом смогут динамически достойным для человека образом  развиваться дальше пока продолжается человеческая история.Если же нет, то у нас не будет будущего. Как бы горько это не звучало.  
Радмила
15.04.2013 14:59
Александр Мясникян
эти команды высших эшелонов власти представлены лицемерами и двуликими янусами,

Александр, подобные люди уже были в конце 80-х. Очень сожалею, что мы разъединены. Неспроста.
И пока двуликие не лопнут от жадности или сами народы не выкинут их, не видать нам объединения. А жаль.
Александр Мясникян
14.04.2013 17:58
Уважаемой Радмиле
Азар барев Радмила джан!
Да, к сожалению какое-то повсеместное затмение в умах народов наступило в плане приверженности к таким понятиям как патриотизм, государственное мышление, забота о вверенном деле и стремление его выполнять честно и самоотверженно (неважно улицу подмести или государством управлять)Рассуждая о судьбах наших некогда братских республик приходишь к выводу, что в каждой из них необходимо привести в порядок кадровую составляющую и прежде всего в высшей управленческой сфере: поганой метлой первые лица наших государств должны гнать проворовавшихся, одиозных лиц из высших эшелонов власти и местных органов самоуправления, ставить на их места кристально честных профессионально подготовленных специалистов с горячими сердцами патриотов своей страны. Когда в наших братских странах будет создана команда таких людей (в каждой из них) на которых смогут опираться президенты только тогда мы сможем вместе в кратчайшие сроки построить наш союз,потому что в каждой из стран у руля будут кристально честные люди искренно желающие процветания своему Отечеству. А разве могут люди исповедующие одни и те же ценности жить порознь? Нет, такие люди тянутся друг к другу, такие системы будут взаимно притягательными.Посмотрите почему сейчас никак не получается создание ТС и Евразийского союза ? Потому что команды не те, эти команды высших эшелонов власти представлены лицемерами и двуликими янусами, это мглы и временщики которым плевать на судьбы государства им важен собственный карман.Вот они и тормозят всеми правдами и неправдами процесс.  Чем хуже у нас в наших народных хозяйствах дела тем лучше им-легче наворовывать неправедные миллионы.Вы думаете президенты все решают? Президенты могут быть честными и действительно замечательными людьми, такими как Путин, например, или Саргсян. Но они одни без отлично подобранной команды ничего не смогут сделать. А кто их окружает? Не знаю как в России, а в Армении достаточно посмотреть на физиономии многих представителей нашего истеблишмента и сразу станет ясен смысл русской народной поговорки: "Бог шельму метит". Самый главный враг государства и причина неисчислимых бедствий народов эта проказа и проклятие государства -коррумпированный и побежденный язвой сребролюбия чиновничий и спаянный с ней класс зажравшихся богатеев/олигархов. Когда их много они представляют из себя коварную силу используя все методы от прямой дезинформации главы государства о реальном положении дел, до подхалимажа, богатых подношений и пр. лишь бы глава государства не пытался изменять имеющуюся систему устоявшихся правил игры приносящих несметные богатства каким то 20-30 семьям но обрекающие целый народ на ужасное беспросветное существование. Прежде всего это кадры и наши лидеры должны набраться смелости и сделать ставку на народ, на выведение из все еще здоровых его недр прежде всего патриотов и профессионалов высшей пробы. Так поступили когда то Александр Невский обратившийся к простым новгородцам,  Дмитрий Пожарский не почуравшийся опереться на Минина, так поступил когда то Иосиф Сталин сказав русским людям "Братья и сестры, к вам обращаюсь я"- так нужно поступить и нынешним вождям, потому как над нашей Родиной, нашими братскими народами нависла более ужасная опасность чем та когда была десятки, сотни, тысячи лет назад. Тогда была угроза внешняя, но внутренне мы были сильны, тогда враг шел на нас из-за заграницы, то бишь из вовне, а сейчас враг уже проник в наше государственное устройство он среди нас и разваливает наши страны изнутри,презирая сами понятия патриотизма,процветания Отечества,духовной и традиционной уникальности нашей восточной системы основанной на  соборной справедливости и  будучи уже нашими соотечественниками, говоря на нашем языке, но от этого не переставая быть такими же злейшими врагами наших народов как когда то были внешние...а может даже и более опасными может нанести нам заключительный удар в наше сердце от которого мы уже никогда не оправимся, но потеряв государственность станем сырьевым придатком иных цивилизационных систем,а народы наши попадут в размытое управляемое извне рабство либеральной системы рвущейся к мировому господству.Но обновив себя изнутри, очистившись, создав мощный кулак сильных, современных, профессионально подкованных  управленцев самого высшего звена в сердцах которых билось бы одно могучее и горячее желание возрождения собственной Отчизны и духовности,эта новая команда опираясь на благодарный народ в короткий промежуток времени смогла бы совершить экономическое возрождение. Но все это может быть возможно только лишь вместе-русским, белорусам, украинцам, казахам, таджикам, жителям Кыргызстана, армянам-только вместе очистившись на местах и об'единившись вместе можно будет нам всем выжить и создать мощное образование с которым бы считались в этом неверном и лукавом мире.        
татьяна мельниченко
14.04.2013 15:58
Вот и Армения встала перед извечным вопросом"быть или не быть" Но самое главное ,что его решает ,как всегда ,не население ,а кланы.Колличество армян в России и Украине не поддается исчислению.Такое ощущение .что вся Армения выехала в эти республики.А Что .им уже предлоили вступить в евросоюз? Очередная ииллюзия власти и навешивание лапшы на уши .И весь сыр -бор в том .чтбы как и Украине ,не дать сблизиться  Россией.
Харьковчанин
14.04.2013 12:36
Уважаемый Ирху, вначале анекдот. Турки возмущенно спросили армян: Почему на вашем гербе изображена гора Арарат, она же не принадлежит вам. Армяне ответили: А что, луна принадлежит Турции? почему вы ее отобразили на своем флаге? Эти слова приписывают и Сталину. Ну а если всерьез. Первые упоминания о Армении относятся к концу второго и началу первого тысячелетия до н.э. Территория Армении раскинулась на побережье Средиземного, Черного   и Каспийского морей. Это было объединение племен и народностей заселяющих эти земли. Завоеватели турки сельджуки  появились в Средиземноморье в середине 16столетия, и на землях поверженной Византии создали Османскую Империю, куда вошли и земли Армении. Для справки, около половины византийских императоров были этнические армяне. Все империи распадаются рано или поздно, что и случилось с Османской, но в составе турецкого государства остались земли принадлежащие Армении. В ходе исторических событий (первая мировая война,войны на Балканах,  революция, гражданская война, интервенция), мирных договоренностей 2/3 армянских территорий остались в Турции, в том числе и гора Арарат, к статьи там Большой и Малый Арарат. Почему Руководители Советской России, в частности Ленин в последствии не приняли мер для возврата этих земель. После младотурков, устроивших резню армян, к власти пришел Мустафа Кемаль, или как его называли Ататюрк (отец туроков), прогрессивный по тем временам правитель. Он начал вести дружественные с Россией политику, Ленин надеялся что рано или поздно в Турции будет построен социализм и она вольется в наше государство.  Ну а Армению продолжали урезать. Нагорный Карабах, на 95% заселенный армянами отдали Азербайджану, Нахичивань не имеющий границы с Азербайджаном также отвергли от Армении. многие земли населенные армянами отдали Грузии. Такова была воля руководителей страны. Почему я заинтересовался историей, особенно территориальной принадлежности тем или иным государствам. Родился и живу  Украине, учился в России, продолжительное время жил в Азербайджане, и сегодня когда украинские националисты предъявляют территориальные претензии к России, и армяно азербайджанская война заставила меня в общих чертах ознакомится с историей этого вопроса. Вывод однозначный, межнациональная рознь выгодна местным властителям и разрушительна для народов.
Радмила
13.04.2013 14:34
Страны нет, есть страны карлики.  Народы должны понять, что надо жить вместе, если хотим  выжить. Новоявленные карлуши  исповедуют старый коммунистический постулат, что любая доярка или свинарка в состоянии управлять государством,  а   комбайнеру  из сельской местности сам Бог велел править. Вот и развалили свинарки, доярки и комбайнеры великую страну. Князья появились и считают себя заботливыми. Но забота о народе проявляется счетами только в их пользу.
Или возгласами об империалистических планах Кремля.  
Радмила
13.04.2013 13:38
Баревцес, Александр Мясникян!
Очень рада, что в Армении есть такие. как Вы. Здравомыслящие и понимающие, к чему может привести "отход" Армении-Хаястана от России.
Вы трезво рассуждаете. Очень жаль, что бывшие коммуняки стали олигархами. Все примеры происходящего вышли из одного сундука. И заказчик один. Известен.
Жаль народ.
Недавно узнаю, что моя бывшая одноклассница в России с семьей. Родины она так и не получила. Был Азербайджан, откуда не только армяне смогли вырваться оттуда живыми. Уехала в Армению. Но и на Родине ее никто не ждал.
Алекса читать, себе дороже. По его комментам видно, чем хуже всем бывшим, тем лучше им, местечковым.

Только вместе мы сможем развиваться.
Ирху
12.04.2013 13:22
Харьковчанину.
Не лишне будет напомнить, что гора Арарат, изображенная на гербе Армении, находится в Турции. Когда и как она оказалась в османской империи не знаю. Но геноцид армянского населения был!!!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 25 найденных.

Эксклюзив
01.12.2020
Елена Бондарева
Поэзия русской Сербии. К 100-летию Русского исхода.
Фоторепортаж
03.12.2020
Подготовила Мария Максимова
В Эрмитаже проходит выставка изделий фирмы Карла Фаберже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».