Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 августа 2019
«Мицубиси» взялась за старое

«Мицубиси» взялась за старое

Япония стремится вернуть себе утраченные позиции сильного военного игрока в регионе
Дмитрий Верхотуров
13.11.2015
  «Мицубиси» взялась за старое

11 ноября 2015 года в аэропорту Комаки, в Нагое состоялся первый полет первого японского пассажирского самолета MRJ (Mitsubishi Regional Jet), созданного корпорацией Mitsubishi Heavy Industries («Мицубиси Хэви Индастриз»). Долгая разработка самолета, проводившаяся с начала 2000-х годов, достигла финальной стадии.

Новому самолету предстоят летные испытания, сертификация, после чего он встанет на линию. Компания Mitsubishi Aircraft Corporation – разработчик и производитель этого самолета, уже имеет внушительный портфель заказов на 223 борта, в том числе 170 заказов из США.

Это событие историческое, причем, можно сказать, вдвойне. Во-первых, это вызов могуществу крупнейших производителей гражданских самолетов Boeing и Airbus, в первую очередь, конечно, американскому производителю. С учетом того, что аналогичные региональные самолеты появились в России (SSJ-100) и в Китае (ARJ21), лидерам рынка придется выдерживать теперь более жесткую конкуренцию, и не факт, что тот же Boeing ее сможет выдержать. Были уже случаи, когда рушились крупные авиастроительные корпорации, не выдержавшие напора, например, McDonnell Douglas, которая вела свою историю с 1920 года, но в 1997-м была ликвидирована слиянием с Boeing.

Во-вторых, и это гораздо более важно, Mitsubishi снова берется за старое и возвращается в сферу авиастроения. До конца Второй мировой войны эта корпорация (или, точнее, дзайбацу) была лидирующим в Японии производителем самолетов и авиадвигателей. На ее заводах производился, например, такой шедевр, как истребитель Mitsibishi A6M, получивший неофициальное прозвище Рэй-сэн ("ноль-истребитель", т.к. был выпущен в 2600 году, по японскому летоисчислению) или Zero, в английской версии. Это был один из самых знаменитых истребителей Второй мировой.

Поражение в войне вытеснило корпорацию из авиапроизводства. Американцы постарались разбомбить авиационные и моторостроительные заводы, а после капитуляции разделили дзайбацу на 44 независимых компании и запретили производить военную технику, в том числе самолеты. Демилитаризация, впрочем, американцами была проведена поверхностно: реорганизацией вертикально интегрированной корпорации дзайбацу в финансово-промышленную группу кэйрецу, в которой формально независимые компании сохранили свои прежние связи. Реорганизованная корпорация Mitsubishi направила свою активность в тяжелую промышленность, в металлургию, судостроение и особенно в автомобилестроение, став одной из лидирующих в мире фирм по выпуску автомобилей, чья продукция не особо нуждается в рекламе.

Несомненно, возможности всей этой кэйрецу таковы, что, если ее руководство задастся целью, то оно сможет построить самолет целиком собственного производства, до последней заклепки.

В состав Mitsubishi входят заводы по производству алюминия, стальных сплавов, различные машиностроительные предприятия, производство электроники и многое другое. У нее есть все возможности в обозримой перспективе освоить серийное производство самолетов и захватить значительную часть рынка, в особенности, если самолеты будут качественными, надежными, и будут дешевле, чем аналоги у конкурентов. С применением роботов на производстве узлов и сборке, это также представляется достижимым.

Но дело тут не только в выходе на новый рынок. Mitsubishi также ведет военные разработки, что, в общем, неудивительно для корпорации с известным военным прошлым. Еще в 2004 году в Японии было принято решение о создании собственного истребителя пятого поколения, разработкой и изготовлением которого занялась как раз одна из главных "кирпичиков" корпорации – Mitsubishi Heavy Industries. Проект пока имеет только кодовое название ATD-X (Advanced Technology Demonstrator X). Когда США в 2007 году отказались продавать Японии новейшие самолеты F-22, это резко подстегнуло работы над собственным самолетом, и в 2012 году началась сборка полномасштабной модели для наземных и летных испытаний. Возможно, что сейчас этот образец уже способен подняться в воздух. Двигатели пока иностранные, но предполагается использовать японские (производства IHI Corp.), авионика уже делается Mitsubishi, в значительной степени самостоятельно.

Развитие выпуска пассажирского самолета также содействует усилению японского потенциала в военной авиастроительной отрасли. Во-первых, это позволяет развить собственное производство реактивных двигателей, отчасти поддержанное спросом со стороны гражданского авиастроения. Во-вторых, любой гражданский пассажирский самолет довольно легко превращается в военный, например в военно-транспортный, в "летающий госпиталь", в самолет дальнего радиолокационного обнаружения и так далее.

К тому же Япония шаг за шагом отходит от ограничений в военной сфере, которые были на нее наложены после Второй мировой войны. Уже создано Министерство обороны, и принято решение о возможности применения японских войск за пределами самой Японии. Да и такое развитие самолетостроения вполне наглядно демонстрирует, что в японском руководстве есть идеи и планы по превращению Японии в весьма крупную военную силу в регионе, а может быть, и на всем Тихом океане. Конечно же, для любой военной операции, для любой военной экспансии нужна авиация, как наземного, так и морского базирования. Японское военное командование, изучавшее ход войны на Тихом океане, прекрасно представляет себе значение хорошо развитой военной авиации, особенно палубной.

Поэтому в Японии, тихо и аккуратно, чтобы не обеспокоить США, пока еще являющихся ее главным военным союзником, идет развитие военных технологий и военно-промышленного потенциала, с использованием тех возможностей, которые открываются при производстве продукции двойного назначения.

Похоже, что в Северо-Восточной Азии постепенно завязывается очень непростой узел в отношениях сразу нескольких достаточно крупных экономически и хорошо вооруженных держав. Это как минимум Китай, Япония, Южная Корея, КНДР. Возможно, что в выяснении отношений могут принять участие и другие страны, например США, Тайвань, Вьетнам – тем более что спорных вопросов и неразрешенных конфликтов в этом регионе достаточно.

И разумеется, все это будет самым непосредственным образом влиять на дальневосточную политику России.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

var
13.11.2015 13:38
Ну… Прежде чем петь панегирики Зеро, было бы нелишним ознакомиться с оценкой японскими специалистами далеко не самой совершенной модели Лавочкина.

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».