Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Водосвятие в Шопино

Водосвятие в Шопино

Заметки писателя о прошедшем празднике
Станислав Минаков
28.01.2016
Водосвятие в Шопино

Село Шопино расположено северней Белгорода, — если ехать из города, чуть на восток от автомагистрали, которая прежде звалась «Москва–Симферополь» (хорошо бы дождаться возвращения названия!). Здешний Покровский храм, эффектно подсвеченный прожекторами, показывается за час до полуночи в окне заснеженного авто словно град небесный, парящий в темном небе и не затмеваемый даже метелью...

Сразу запеваются в памяти стихи Гумилёва «Храм Твой, Господи, в небесах, но земля — тоже Твой приют…». Церковь видится тем выше, чем глубже мы спускались в долинку к Шопино. Спутник, пригласивший меня в эту поездку, рассказывает, что стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы на меловой горе, в военных картах обозначенной как «высота 225,9 метра», чуть на отшибе от села, которое уходит в низину, поближе к деревьям, к кринице. Главную улицу, прежде по-сельски традиционно безымянную, здесь теперь называют Криничной.

Машину мы оставляем в центре села, у поворота к кринице. В сероватой мгле виден заснеженный холм, мы срезаем путь и поднимаемся к храму через боковую калитку в красивой литой ограде, по запорошенной лестнице. У входа в храм висит желтоватая металлическая табличка: «В 1943 г. на этих высотах проходила главная полоса обороны 6-й Гвардейской Армии генерала Чистякова И.М. Здесь мужественно и стойко сражались бойцы 1243-го полка подполковника Фролова В.М. 375-й стрелковой дивизии полковника Говоруненко Н.Д.» Это та самая дивизия, что потом получит за боевые достижения героическое наименование «Харьковско-Бухарестской».

Храм внешне вполне значителен по размерам, а изнутри — лаконичен и уютен. Здесь уже идёт служба, молятся три-четыре десятка человек, причем, на удивление, преимущественно молодые мужчины. Меня, кстати, тоже сюда привезли тридцатилетние…

От вида стоящей в центре, над праздничной иконой, ёлочной арки, украшенной восьмиконечной серебристой звездой и светящейся преимущественно синими, но и зелеными и красными огоньками гирлянды, на душе становится по-детски радостно. В правом углу, у иконостаса — подсвечен маленький вертеп, а окна в храме — не очень большие, витиевато зарешеченные снаружи, мерцают множественными синими огоньками. За большим Распятием и красивой Богородичной иконой «Нечаянная радость» стоит очень симпатичная, какая-то компактная, но и не совсем уж маленькая, с любовью и особенным вкусом украшенная ёлочка.

Над ёлкой, на выступе воздуховода, видны следы от пуль и осколков, сохранённые во время восстановления храма-воина — для памяти.

А память — такова: 6 июля 1943 г., на второй день Курской битвы, которая началась именно здесь, к нашим рубежам у Шопино прорвались четыре десятка немецких танков. На колокольне находился наблюдательный пункт командира батареи 932-го артполка старшего лейтенанта М.Ф. Тульчинского, который вызвал на себя огонь артдивизионов под командованием капитанов Н.М. Новогородцева и В.Я. Мальшакова. Тульчинский погиб, но танки были уничтожены, враг на тот момент остановлен.

Кстати, тут, на 650-м километре трассы Москва–Симферополь, в 1973-м был установлен памятный знак — композиция «Клятва» (скульптор Д.Ф. Горин, архитектор-художник А.И. Гребенюк). 375-я стрелковая дивизия занимала оборонительные позиции по обе стороны шоссе. Следы противотанкового рва на склонах видны и сегодня. А тогда фашистам не удалось с ходу прорвать передний край нашей обороны, чтобы рвануться на Обоянь…

В том июле, во время артналетов и воздушных бомбардировок, церковь сильно пострадала.

Впоследствии было две безуспешных попытки снести разрушенный храм. Его и подорвать пытались, и меловую добычу вести с целью подкопа фундамента. Остановили рытье в метрах двух от алтарной стены, и она не упала (!). Это было в 1950-х, а потом и в 1980-м, храм хотели снести из-за Московской Олимпиады, поскольку вид полуразрушенной церкви «портил панораму», она просматривалась с большой автомагистрали, по которой потом пронесли олимпийский огонь...

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Шопино был восстановлен в новейшее время и освящён архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном 5 августа 1999 г., в день празднования освобождения Белгорода — города Первого салюта, как и Орёл.

Теперь храм-воин справедливо считают «памятным христианским центром Белгородского военно-исторического Мемориального комплекса “Огненная дуга — Белгородское направление”, символизирующим скорбь русского народа по 30,5 тысячам бойцов, покоящимся в 208-ми братских могилах от Зоринских Дворов до Новой Таволжанки».

* * *
… В праздничную ночь служат все три здешних иеромонаха, в бело-серебристых одеяниях и черных клобуках. После недавнего разделения Белгородской митрополии на три епархии храм считается архиерейским подворьем Губкинской и Грайворонской епархии, которую окормляет архиепископ Софроний.

Главенствует на сегодняшней службе настоятель храма отец Ефрем (Павел Марковский) — симпатичный, с аккуратной рыжей бородкой, а исповедующихся чуть позже примет, поближе к алтарю, отец Мефодий, с огромной седой бородищей; он прибыл с Луганщины, воюющей с киевской хунтой.

Помогают отцам два мальчишки, облачённые в празднично-церковные красно-золотистые одежды. Поет маленький женский хор.

…Благодаря краеведу Юрию Шмелеву, который поработал с архивами Белгорода, Курска, Москвы и Санкт-Петербурга, знаем, что только личный фонд Шереметевых сохранил дела о Покровской церкви. В контору графа, как сообщает Ю. Шмелев, в начале 1802 г. «обратились жители Шопино с прошением построить на месте деревянной каменную церковь, так как село находилось в вотчине графа. Прошение не осталось без внимания, однако только к октябрю 1807 г. архитектором Петром Масловым был разработан проект со сметной стоимостью работ и материалов на сумму 6971 р. 50 к., который был утверждён епископом Феоктистом. Но и тогда строительство не началось: распоряжением Священного Синода все деньги у церкви с. Шопино были изъяты и отправлены в Курский приказ общественного призрения. Возведение церкви началось только в 1815 г. — в честь разгрома войск Наполеона. К 1817 г. церковь “в стиле позднего классицизма” была выстроена». Известно также, что граф занял общине 4000 р. под строительство храма. Остальное собрали здешние жители и белгородцы.

То есть этот храм Божий связывает для нас и вечности две Великих Отечественных войны и святую народную память о них. А место здесь — действительно благодатное.

В 1822 г. за 1000 р. в храме был установлен новый иконостас. Тоже интересная деталь: в 1881 г. для перестилки полов было отпущено 10 дубовых деревьев из заказной Шопинской рощи.

Увы, дореволюционных фото Покровской церкви пока не обнаружено. А вот фото 1943 г., сделанное немцем, должно быть, перед Курской битвой, найдено было.

* * *

Великое водосвятие начинается примерно в половине второго. Отец Ефрем вдруг раз-другой-третий плюхает святой водой с кропила на одного из мальчишек и в сердцах восклицает: «Арсений! Ты что же это освящённую воду снова принес святить!». Быстро идет набирать в чашу стоящую в синих пластиковых бочках воду, сокрушаясь: «Вот какое в праздник искушение!».

Народ набирает святую воду в пластиковые емкости. Толкотни, на которую нередко жалуются в городах, здесь нет.

Ближе к двум часам ночи входит в храм архиепископ Софроний, прибывший в сопровождении нескольких отцев, приветливо поздравляет всех с праздником.

Надеваем верхнюю одежду. Вперед подают Распятие и четыре хоругви. С песнопениями выдвигаемся Крестным ходом в ночной снегопад.

Дорога от ворот храма до главной трассы расчищена бульдозером, который работу так и не прекращает.

Фонари ближе к центру села стоят как будто чаще и сияют, вроде, ярче. Оставленные у обочин автомобили уже изрядно занесены снегом, а дальше, по дороге к кринице, кто-то меж дерев включает мощные фары замершего внедорожника, и мы идём навстречу свету и снегу. В Крещенскую ночь народ местами выходит из дворов встретить Крестный ход, идущая от криницы молодежь устремляется с нами, запечатлевает процессию на мобильники и планшеты, а то и на фотоаппараты с мощными объективами, пыхают вспышки, озаряя сугробы и заснеженные деревья.

Мы подходим к источнику.

* * *

Шопинский «святой источник Криница» известен не только в ближней округе. Источник, как гласят описания, «представляет собой группу родников, бьющих у подножия склона мелового холма, где и образовалось небольшое озерцо, воды которого питают малую реку Липовый Донец. У источника построены часовня и купальня, желающие могут окунаться круглогодично, особенно многолюдно здесь на Крещение. Температура воды родников постоянна и колеблется от 6° до 8°С, поэтому искупаться в такой воде решаются далеко не все. Вода в озерце чиста и прозрачна, дно видно на довольно большой глубине, днём оно подсвечивает, как говорят, необыкновенной голубизной, но сейчас этого не видать, разве что в виде отдельных сполохов в лучах праздничных прожекторов.

В архивном «Списке населенных мест …» записано: «Cлободка Шопино при р. Липовом Донце располагалось по левую сторону Курско-Харьковского шоссе и входила в состав волости 1-го стана Белгородского уезда Курской губернии». Владельцем слободки Шопино был в 1861 г. граф Д.Н. Шереметев.

Краеведы рассказывают: крестьяне графа часто купались в водах источника и отмечали благотворное влияние на здоровье, а потом и сам Шереметев с семьей последовал примеру своих крепостных. Что и прославило криницу на всю губернию — как целительную.

Справочники гласят: «Во времена советской власти воды источника использовали для мелиорации и скота, но в начале нового тысячелетия благотворителями здесь был построен комплекс сооружений, часовня в 2005 г., произведено углубление до 3 метров и очистка канала в 2000 г. Воды источника и часовня были освящены».

Кстати, в этом прекрасном месте уже несколько раз проводился фестиваль исторической реконструкции «Белый город», в котором до киевского государственного переворота 2014-го года участвовали десятки клубов реконструкции России и Украины (до 200 человек), демонстрировавших особенности быта, амуниции, одежды и элементов культуры русичей, воинов Золотой Орды, европейцев давних эпох.

* * *

В красивой деревянной часовенке у криницы владыка Софроний совершает Крещенский молебен, освящает воду в незамерзающих родниках, собранных в широкий ручей, живописно обрамлённый высокими деревами.

Владыка и священство уходят, купания происходят без них.

Сходни к купели покрыты ковриком. Раздевалки расположены в крепком двухэтажном деревянном доме. Народ разделяется, заполняет комнаты, откуда начинает тянуться, в очередь, к воде. Кто-то, трижды погружаясь, крякает безсловесно, кто-то криком кричит, кто-то имеет мужество сделать несколько ныряний и гребков вдоль по ручью, кто-то крестится и повторяет при омовении положенные слова, а кто и запевает праздничный тропарь, входя в водицу по ступеням. Две девушки выбегают из воды сияя, их парни и не думают разоблачаться, стоят в надвинутых на уши шапках, втянув головы в воротники, и своему третьему дружку, подрагивающему, в одних плавках, так и не решившемуся окунуться, кричат с «пристани»: «Олежа, ну, ты слаба-а-к ваще!». Всем весело.

И ведь хорошо бы, чтоб до каждой православной души дошли слова одного из современных архиереев нашей Церкви: «Мы должны приходить к Богу с покаянием, а не только с большой бутылкой, чтобы набрать в неё святой воды.

Вода нам не поможет, если мы не будем каяться в своих грехах. В духовной жизни существует такой закон: чтобы жить с Богом, нужно отказаться от греха. Об этом проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча. Об этом — сегодняшний праздник.<

Мы всегда ошибочно думаем, что самое главное — это вода. А самое главное — то, о чём рассказал Иоанн Креститель, о чём мы сегодня слышали в Евангелии».

А ручейки — бьют и бьют за раздевалкой, ближе к спуску с высокого берега. Меж ними закреплена иконка, и народ набирает в баклаги целебную воду.

Иду с вышедшими из купели своими молодыми спутниками — Павлом, Романом и Николаем — назад, в центр села, к автомобилю, где мы пьём из большого термоса черный чай, заваренный с имбирем и лимоном. У всех праздничное настроение, особо рады сыновья Николая — восьмилетний Костя и пятилетний Мишка, которые рвались с папой в эту ночную праздничную поездку, а их мама, ждущая третьего ребёночка, осталась в этот раз дома.

В городе, куда мы въезжаем в четыре часа утра, на главной магистрали, улице Б. Хмельницкого, напротив аэропорта видим необычную, впечатляющую картину: шесть огромных снегоочистителей, выстроившись друг за другом ступеньками, сгребают снежную кашу с трассы практически целиком. Кому следует быть на трудовом и охранительном посту в эту ночь, те на местах. Кому праздник или сон, а кому — рабочая смена. Моим спутникам, а точней, возницам, утром тоже нужно на работу.

От здания духовной семинарии, которую окончил о. Ефрем, от заснеженного памятника нашему земляку, святителю Макарию Булгакову, коему в этом году будем отмечать двухсотлетие (а Покровскому храму в Шопино такой же юбилей — в году следующем!), мне ещё минут десять идти до своего дома.

По большим сугробам, по тропинкам на заметённых тротуарах. Сквозь светящийся заснеженный Белый город.


Фото автора, Илги Гондаревой, Владимира Лиханского

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.