Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 апреля 2021
«Устами младенцев»…

«Устами младенцев»…

Содержание образования: стоит ли прислушаться к мнению школьников?
Владимир Семенихин
31.03.2021
  «Устами младенцев»…

Институт прогрессивного образования опубликовал результаты исследования, где указано, какие учебные предметы, по мнению школьников, не нужны. В немилость у подростков попали: технология, астрономия, основы религиозной культуры, ОБЖ, краеведение, рисование и музыка. В то же время школьники хотят учиться танцам и финансовой грамотности. Стоит ли прислушаться к мнению школьников?

Содержание образования всегда и во все времена менялось – в связи с научными открытиями, с появлением новых технологий и т.п. Видоизменять программы, добавлять новые предметы, стремясь уложиться в те же учебные сроки, при всём желании – невозможно. Поэтому руководители от образования вынуждены выбирать самое необходимое. Тем более в наше время, когда объём знаний стремительно растёт. Отбор учебных предметов происходит по принципу: учить тому, что пригодится для практической жизни. Без астрономии прожить можно, а вот без знания грамоты и счёта – никак нельзя.

О предмете ОБЖ. С малых лет родители и так учат детей оберегать свою жизнь. Правилам безопасного поведения учат и в детском саду. Из школьной программы предмет, действительно, можно и убрать. Вместо него подростки хотят научиться танцевать. А почему бы и нет? Уроки ритмики соединяют в себе и музыкальное образование, и физическое развитие. Неслучайно в программе обучения детей российских императоров и дворян всегда были танцы. Нынешние школьники страдают от гиподинамии. Ритмика восполнит недостаток движения.

Небольшая часть высказалась против рисования. С этим, конечно, трудно согласиться. Педагоги знают, что рисование – самый важный предмет в раннем возрасте. Для детей – это не только творчество, средство выражения своего восприятия мира в объёме и цвете. Работа карандашом и кисточкой готовит руки к более точным и мелким движениям, что важно при написании букв и цифр. В начальной школе уроки труда и рисования – больше других способствуют развитию воображения, знакомят с основами геометрии и доставляют детям огромную радость.

На втором месте по ненужности у школьников Технология. Неудивительно. Предмет теоретический, без практической основы.

Раньше, до середины девяностых прошлого века, был предмет Трудовое обучение. Девочки изучали швейные машинки и шитьё, инструменты и технику для кулинарии, приготовление различных блюд, уход за домом. Мальчики учились работать ручными инструментами и на станках, изучали свойства материалов и основы техники.

После перестройки и развала промышленности содержать школьные мастерские, швейные и кулинарные кабинеты без помощи шефов школам стало сложно. Чтобы хоть как-то спасти трудовое обучение Академия педагогических наук и придумала Технологию. Надеялись на лучшие времена, когда можно будет всё вернуть на свои места.

Дети и подростки любили уроки труда, потому что получали на них жизненно важные знания и умения. Они охотно учились делать полезные вещи. Девочки восьмых и девятых классов уже могли сшить себе платье и прийти в нём на школьный Ситцевый бал, который проводился по традиции 8 марта. Некоторые их творения, по конструкции и стилю, были шедеврами!

Мальчишки делали для школы совки для уборки мусора, черенки для лопат, щёток, штакетники для забора, петли для стендов, даже инструменты, которыми работали в мастерских. Вот их неполный перечень: чертилки, керны, зубила, молотки, рубанки, тяпки и многое другое. Знания и умения, полученные на уроках труда, были хорошей базой для освоения разных рабочих профессий. Главное – подростки получали необходимое трудовое воспитание, приобщались к технике, учились чертёжному делу. Они практически и психологически были готовы к физической работе.

Пришло время вернуть трудовое обучение в школу. Учителей подготовить для ведения уроков труда. Наладить производство инструментов и станков. Через три-четыре года, глядишь, предмет начнёт возрождаться. Это особенно важно сейчас, когда увлечение компьютерными играми у ребят стало почти болезнью.

Стране всегда нужны квалифицированные специалисты. А трудовое обучение будет воспитывать «эту привычку к труду благородную», о важности которой писал Н.А. Некрасов.

Многие ребята предлагают включить в школьную программу изучение финансов и основ бизнеса. И это тоже правильно. Десятиклассников статус школьников уже тяготит. Они хотят скорее получить статус студентов. И почему бы не пойти навстречу их взрослому желанию?

Старшие классы можно сделать колледжами по профилям: гуманитарным и техническим, физико-математическим, химико-биологическим, с обязательным изучением специальности. Вот там и ввести курс по финансам и основам бизнеса. И, что особенно важно, в колледжах все должны изучить профессию – необходимое условие для самостоятельности.

Образованию детей полезно поучиться у российских императоров. Программа обучения их детей включала три направления: физическое развитие, общеобразовательное и специальное. Лучший пример – образование Александра II.

Его, как и всех наследников, обучали по особой программе. Николай I попросил составить её поэта Василия Жуковского. Жуковский, в свою очередь, отправился в Швейцарию, познакомиться с педагогическими идеями педагога Песталоцци. После серьёзной проработки, предложил свою программу из трёх ступеней. Написал перечень книг, которые должен прочитать наследник. Главный упор сделал на историю. К обучению наукам, фехтованию, верховой езде и танцам привлекли лучших педагогов и учёных. Все они отмечали усердие ученика.

В 16 лет, по достижении совершеннолетия, наследник был настолько подготовлен, что его уже допустили к заседаниям в Госсовете и Совете министров. В 18 лет Александр начал путешествия. Первое он совершил на Урал и в Сибирь. Николай Павлович написал сыну инструкцию к поездке. В каждом городе Александр должен был посещать заводы, учебные заведения, госпитали, дома призрения и тюрьмы. Развлечения ограничивались. Александр встречался с каторжанами-декабристами. Вернувшись, просил отца ослабить их режим. Затем последовало путешествие в Европу. Путешествия расширили кругозор наследника.

Дальнейшее образование Александра вели государственные деятели. Финансам будущего императора обучал министр финансов Евгений Канкрин, военной стратегии – генерал Генрих Жомини, с деятельностью Генерального штаба знакомил полковник Мердер, государственному законодательству обучал автор многих законов – Михаил Сперанский. В напутствие будущему императору Жуковский написал: «Уважай закон, если законом пренебрегает царь, он не будет храним и народом».

…После отречения Николая II от царствования, Россией правили люди, увы, не имевшие государственного образования. Результаты правления СССР и РФ партийными функционерами, не обученных мыслить по-государственному, привели к разрушению великой страны. И это ещё раз доказывает, как важно образование общее и профессиональное.


Владимир Петрович Семенихин – педагог с 1959 года, работал учителем в школе, был инспектором школ Москвы, затем старшим преподавателем МПГУ.  

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Тузик
03.04.2021 22:40
А кстати ( комментарием А-1 навеяло), обратите внимание, какой наезд в последнее время пошёл на наши былины и сказки. Сначала "осовременили" богатырей, причём Алешеньку Поповича выставили вообще полуидиотиком, двум другим повезло чуть больше, зато князюшке досталось по полной программе. Россия оказалась не только родиной слонов, но и говорящих коней ( копия осла из "Шрэка"), и верблюдов. Дальше - больше. Если богатыри худо-бедно все же некую добродетель отстаивали, то в " Последнем богатыре" добро и зло перемешались и поменялись местами, тут уж ни от чести, ни от взаимовыручки богатырской ничего не осталось. Плюс обязательное сопровождение аглицким музоном. Ну, и вишенкой на торте, Горбунок, от которого Ершов в гробу не один раз перевернулся. Воспитание национальной идентичности, однако!
А-1
02.04.2021 7:48
Когда страну оккупируют, ее население прежде всего отрывают от его прошлого, или выставляют его в негодном свете, на население льют потоки грязи, смешивая отупляющей и отмораживающей мозги "культурой" (зачем тут астрономия с цоем нужна). Рабам нужно зрелище и хавло. Человек без прошлого, без памяти, служащий деньгам вот что нужно. Развивать сферу обслуги, прислуги. Максимально обезличить и отупить людей, отморозить сознание. Тут нужны не трагедии, а смех. Не героизм, а бандитизм. Мы к вам заехали на час. Людей нужно расчеловечить и овеществить. Толерантность это смирение со злом в своем сознании, адвокатура так называемая. Коренное население изничтожить и максимально заместить. Семья это конечно зло самое главное. В конечном итоге духовно убитый народ, переставший бороться за себя, ждет вырождение и смерть.
Кстати в советские времена так или иначе утверждалась скорее дворянская культура, с литературой, честью, верностью родине и т.д. Если сейчас реально это утверждать тот оно вступить в противоречия с экономическими системами работающими ныне. Даже если гонять сказку пушкина о старухе с корытом это может подорвать всю кредитно-банковскую сферу с потребительским сознанием. Это крайне "плохое" произведение для современного общества, по сути может быть признано экстремистским.
Тузик
01.04.2021 21:56
"…После отречения Николая II от царствования, Россией правили люди, увы, не имевшие государственного образования. Результаты правления СССР и РФ партийными функционерами, не обученных мыслить по-государственному, привели к разрушению великой страны. И это ещё раз доказывает, как важно образование общее и профессиональное." Прелестно, прелестно! То есть это не в результате деятельности "профессионально обученного" Николая 2-го рухнула РИ, а снова большевики-недоучки все развалили ( все же, сначала построив? Кто СССР создавал?). Кстати, о подготовке этого наследника престола автор скромно умолчал, ограничившись временами Жуковского и Жомини ( уж этот Жомини!).
Феона
01.04.2021 17:35
"Трудовое воспитание " уже реализуется на Западе, где бесплатно учат детей из простых семей, в основном профессиям для сферы обслуживания. Гарварды и прочие лишние знания -только за деньги, не только для своих, но и иностранных состоятельных граждан. Знания опасны для большинства, потому что чем образованнее человек, тем труднее им манипулировать.......
москвичка
01.04.2021 10:43
Очень важный предмет основы религиозной культуры. Нельзя понять русскую историю, язык, литературу, искусство без знания основ православия. Вопрос в том, кто и как это будет преподавать. Уверена, что нежелание школьников изучать этот предмет связан с неудовлетворительным преподаванием его людьми, которые и сами не в теме.
"Смерч"
01.04.2021 10:13
Вернуть уроки труда, оставить религиоведение, углубить изучение русской истории и культуры, не перегружать, как в советское время, школьников математикой, физикой, химией, биологией, лучше открыть спецклассы, для желающих углубленно изучать эти предметы.
Elena
01.04.2021 9:44

Что бы не писать много- согласна с тем, что написал Антон.
Anton
31.03.2021 17:07
//Старшие классы можно сделать колледжами по профилям// - это копирование американской системы (начальная школа->средняя школа->колледж->ВУЗ), где бесплатные только первые две ступени, а обязательная только первая. Очень либеральная модель. И такая система реализована сегодня на Украине. В результате там в большинстве школ старших классов просто нет. А там где есть - там большой конкурс за места и, как следствие, коррупция. Нужно ли нам такое? А спец. классы с углубленным изучением отдельных предметов у нас давно существуют.
//Образованию детей полезно поучиться у российских императоров// - воспитание ВИП-персон никакого отношения к массовому образованию не имеет. Обычным людям не нужно фехтование и верховая езда (желающих этому учат в спортсекциях). А ВИПов не готовят к физической работе (да и к любой другой работе в нашем понимании). Лучшие умы страны преподавали цесаревичам, но задавать вопросы по предмету своим ученикам им было запрещено. Вот что мне это напоминает (http://data27.i.gallery.ru/albums/gallery/246687-279ce-92691953-m750x740-u1e00d.jpg). Никто не проверял их знания. Цесаревичи не сдавали экзаменов и зачетов, не писали контрольных работ, не делали курсовых и дипломных работ. Сегодня такой человек получит не диплом ВО, а только справку о том, что он прослушал курс лекций. Знания требуют обязательного подтверждения.
//…После отречения Николая II от царствования, Россией правили люди, увы, не имевшие государственного образования// - вот к чему этот абзац? Нельзя не пнуть "совок"? Ведь автор в этой статье хвалит советское трудовое образование. А создали его именно "люди, увы, не имевшие государственного образования". Хотя тот же Ленин и царскую гимназию окончил и царский ВУЗ, хоть и экстерном, т.е. он экзамены сдавал и знания свои подтвердил. Были там и другие люди с ВО, многие учились в ВУЗах, в т.ч. иностранных, но не закончили их по понятным причинам. Результат их правления - великая страна СССР, а развалили все другие люди.
ус
31.03.2021 15:50
не повторяйте ошибок 90-х,когда ученики диктовали что и как учить.Потеряете страну.Похоже кто то решил ударить Россию под дых и лоббирует примитивов.Будьте бдительны,не клюйте на мякину

Эксклюзив
16.04.2021
Артем Леонов
Российско-иранский канал может обеспечить евроазиатские перевозки кратчайшим путем.
Фоторепортаж
20.04.2021
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее представлена выставка императорских одежды и принадлежностей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.