Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
12 июля 2020
Урок Астаны для Киева

Урок Астаны для Киева

Ученые обсудили казахстанский опыт выстраивания межнациональных отношений
Алексей Подымов
08.12.2014
Урок Астаны для Киева

Киевские власти уверены, что кризис, который они сами же и создали, можно решить только силой. Но кризис нарастает… Соседям Украины впору задуматься, как предотвратить подобное на своей земле.

Казалось бы, локальным мероприятием можно назвать состоявшуюся в Институте востоковедения Российской академии наук дискуссию на тему «Модели межэтнического и межрелигиозного согласия: российский и казахстанский опыт». Пресса этого «круглого стола», собравшего ученых и экспертов из России и Казахстана, почти не заметила, крупные политики предпочли проигнорировать. Вроде бы сугубо академическая дискуссия. Но ведь именно из академической среды, как правило, выходят те самые идеи, которые затем «овладевают массами».

Не зря же обсуждение «национальной» тематики инициировал академический Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья вместе с посольством Казахстана в Москве. И Астане, и России сегодня приходится учитывать опыт киевского «майдана».

Сейчас многим кажется, что развал постсоветского пространства – это отнюдь не несбыточная мечта некоторых западных политиков. Но даже на нынешнем трагическом фоне политическая и экономическая интеграция может не только продолжаться, но и расширяться. Жить в мире, развивать взаимовыгодные связи может только тот, кто сохраняет в государстве межэтническое и межрелигиозное согласие. Это звучало рефреном едва ли не всех выступлений ученых.

Для двух наших государств – я уж и не говорю про Белоруссию - интеграция это не лозунг, а насущная, порой даже жестокая необходимость.

Запад категорически против, но к интеграционным структурам – ЕАЭС и Таможенному союзу - уже присоединяются Армения и Киргизия. Союзное государство, по крайней мере, на бытовом уровне, давно стало для россиян и белорусов единой страной.

Казахстанские участники с места отмели расхожие прогнозы своих радикальных оппозиционеров о неких претензиях России на казахстанский север. Якобы по примеру Крыма. Тут же был отвергнут и пресловутый тезис об «аннексии». Куда больше внимания привлек скрупулезный анализ мер, принимаемых в Казахстане ради достижения стабильности в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Очень к месту оказался, дежурный, на первый взгляд, отсыл к посланию президента Нурсултана Назарбаева «Путь в будущее», где он призвал многонациональное казахстанское общество к укреплению единства народа страны. По словам главы Казахстана, именно единство народа - это основа для преодоления кризисных явлений и достижения поставленных задач.

За «круглым столом» тут же вспомнили и шокирующую статистику, которую не раз уже приводил Н. Назарбаев. В соответствии с ней Украина, которая в СССР по экономическому потенциалу уступала только России, а в первые годы после распада Союза опережала другие республики в темпах роста, теперь отстала от Казахстана по объему ВВП уже на 25 процентов. Наверное, стоило бы специалистам поглубже разобраться, какую политику способна продиктовать подобная экономическая динамика.

Казахстан, получив независимость, пошел по пути бесконфликтного и созидательного развития. О чем в своем докладе напомнил заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. И это, пожалуй, главное отличие республики от других стран СНГ. Впрочем, полностью избежать национальных проблем не удалось практически никому, и Казахстану тоже. Достаточно вспомнить массовый исход славянского населения из страны в девяностые годы. Характерно, что ответом государства тогда сразу стал выбор более адекватной модели национальной политики.

Неудивительно, что участники дискуссии на редкость единодушно позитивно оценили опыт функционирования института Ассамблеи народа Казахстана. Он действует уже 18 лет, и по-своему уникален для многонационального, но не федеративного, а унитарного государства, такого, как Казахстан. Вопреки опасениям относительно создания очередной малоэффективной бюрократической структуры, ассамблея реально работает, играет важную роль в реализации межнациональной политики в стране.

Научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Андрей Арешев отметил особую слабость казахстанской оппозиции именно в национальном вопросе.

Причем это заметно с учетом крепких позиций президента Н. Назарбаева и полной лояльности русского населения как лично к нему, так и к казахстанскому государству в целом. Однако эксперт признал: полностью игнорировать деятельность оппозиции было бы серьезной ошибкой. При этом он выделил в ней три группы, особенно активных в разыгрывании национальной и религиозной карты. Это, во-первых, немногочисленные, но громко заявляющие о себе прозападники, многие из которых регулярно выезжали в Киев на «майдан». Во-вторых, откровенные националисты, призывающие к созданию моноэтнического государства по образцу некоторых арабских тираний. И наконец, в-третьих - ультрарадикальные исламисты, которые в своей идеологии сближаются с группировкой «Исламское государство».

Из конкретных имен казахстанских оппозиционеров прозвучали только Рустам Кадыржанов и Сергей Дуванов. Это люди, которые ничего конкретного в противовес государственной национальной политике так и не предложили. По сути, все их тезисы сводятся к откровенной жажде пересадить на казахстанскую почву не просто ростки, а целиком все «древо западной демократии».

Из обсуждения стало ясно главное: ни народ, ни власти Казахстана отнюдь не жаждут такого рода рискованных экспериментов.

Стоит ли удивляться, что и полумиллионная украинская диаспора в Казахстане - кстати, абсолютно лояльная власти - избежала соблазна «отметиться» по поводу всех последних событий на родине.

Даже попытка немногочисленной группы сторонников «майдана» протестовать из-за Крыма не вылилась ни во что конкретное. Кстати: по данным социологических опросов, война Киева против Донбасса привела к тому, что среди граждан Казахстана сейчас даже больше тех, кто плохо относится к Украине, чем тех, кто в полной мере поддерживает Россию – 68 процентов против 61.

Если уж зашла речь о статистике, сошлюсь на выступление еще одного из участников обсуждения. Отстранившись от персоналий, Андрей Чеботарев, возглавляющий Центр актуальных исследований «Альтернатива», не отличающийся особой лояльностью к действующей власти Астаны, напомнил: подавляющее большинство жителей республики, 92 процента, в той или иной степени склонно отождествлять себя с казахстанским государством. Среди казахов это 96,6 процента, среди русских - 87,2, представителей других национальностей - 81,8 процента. По мнению А. Чеботарева, казахстанская модель межэтнического и межрелигиозного согласия работает, хотя и не без осложнений. Абсолютно верной оказалась ставка на трехъязычие в языковой политике, на учет интересов различных национальных и социальных групп и на приоритет экономических реформ над политикой.

Социальная модернизация не противоречит гибкой национальной политике – вполне логичный, казалось бы, вывод, который был сделан по итогам дискуссии. Но и он опять же должен быть наконец-то услышан нынешними руководителями «незалежной».

А тенденции евразийской интеграции уже не только и не столько опираются на старый союзный фундамент, они сейчас получили новые мощные стимулы и в политической, и в деловой, и в культурной сфере. В этом плане очень показательны приведенные А. Грозиным свидетельства того, что Запад обманывает сам себя, когда всеми силами пытается принизить роль и значение интеграционных процессов на евразийском пространстве. Неспроста идут информационные атаки в адрес постсоветской интеграции в западных средствах массовой информации, и неслучайно они четко совпадают по времени с вполне конкретными решениями в рамках ЕАЭС и ТС.

Как заметил один из российских ученых, большинство конфликтов возникает на почве бытовых и социальных споров, которые затем принимают «этническую» окраску. Эксперт Международной тюркской академии Тимур Козырев, в свою очередь, подчеркнул, что особенностями казахстанской модели межэтнической и межконфессиональной толерантности являются традиции совместного проживания различных этнических групп. Для большинства из них характерно категорическое неприятие идей этнического или религиозного превосходства.

В Казахстане удалось не разрушить, а сохранить и развить культуру неконфликтного публичного поведения.

Есть затертое выражение: «Дискуссия была полезной». Для Москвы и Астаны – да. Ученые обменялись конкретными рекомендациями на будущее, сделали выводы. Власти Киева, понятно, вопросы межэтнического и межрелигиозного согласия сегодня волнуют меньше всего. Президент Петр Порошенко только что доставил украинской армии танки, БТРы и вертолеты. «Майданные политики» намерены решать все вопросы оружием разных калибров.

Алексей Подымов - шеф-редактор информационного агентства «Финансовый контроль - Новости»

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Ник К
16.12.2014 20:50
К этим двум образованиям (Украине и Казахстану) нельзя подходить с одинаковыми мерками. Результат взаимодействия с ними может быть одинаков, но подход должен быть разным.
Флоренция
10.12.2014 12:57
Ну, конечно, принадлежит Казахстану, и всё остальное... И "все нормально себя чувствуют", как при Брежневе, почти. Оно и понятно - стратегический партнёр...
var
10.12.2014 9:03
Дочери офицеров из купленных аборигенов мечтают на собственной шкурке испытать… особенности западнистской модели колонизации?
В резервации захотелось?
12
09.12.2014 20:17
Вот мне интересно, когда нибудь закончатся эти территориальные претензий к Казахстану? Никакой это не русский регион, а испокон веков земля кочевников казахов. Оренбург когда-то был столицей тогда еще Киргизской АССР.Русский регион нужно искать южнее Москвы, так как она находиться на земле финно-угров. И не было никакого массового увольнения русских, точнее были увольнения в связи закрытием промышленных гигантов, как и во всем бывшем СССР, но не по национальному признаку. Доказательством тому служат до сих пор проживающие и нормально себя чувствующие около 6 миллионов русскоязычных граждан Казахстана.
И вообще-то автору нужно изменить заглавие статьи. Это пример и для России пригодился бы, если судить по многим комментариям здесь.
ферапонт
09.12.2014 13:43
Ну, уж , чуть ли не массовые увольнения русских, особенно на Севере Казахстана (где русские пока остаются основой там населения...); притеснения Семиреченских, Илийских, Уральских казаков и их потомков... _ РФ на всё это не реагирует, т.к. Казахстан - "стратегический партнёр"... Хотя в том же Столетии (и не только) были материалы по этой теме. Русское население - де-факто почти изгои в Казахстане, особенно на его Севере, который, став "столичным", казахст. власти стремятся "казахизировать". Кстати, Северный Казахстан (переданный из России в начале-середине 20-х гг.) - самый крупный Русский регион в экс-СССР за пределами России (РСФСР). Какое-то время даже Оренбург, часть горно-алтайской республики и Курган были в Казахстане... Объективнее, точнее надо подавать эти темы и, тем более, форумы-камуфляжи...

Эксклюзив
07.07.2020
Николай Савченко
Новые факты о «памятнике неизвестному фашисту» в Россоши.
Фоторепортаж
10.07.2020
Елена Безбородова
Прогулка в окрестностях знаменитой усадьбы.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».