Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 декабря 2017
Тайна Паустовского

Тайна Паустовского

125 лет назад в Москве родился выдающийся русский писатель
Татьяна Корсакова
31.05.2017
Тайна Паустовского

Константин Георгиевич – по сути, мост, соединивший нас с эпохами Золотого и Серебряного веков русской литературы. Он сохранил в своих книгах тот великолепный русский язык, который открыли наши великие классики.

Его творчество, подобно чистой воде горных ручьев, всегда будет не только интересно, но и необходимо людям.

Когда на улице только еще крапает или припускает, или уже идет, или, тем более, льет дождь и это заставляет переждать н е п о г о д ь дома, самое время разыскать среди настольных книг самую любимую и интересную в дождливый день - "Золотую розу" Паустовского. В одном из ее эссе содержатся все, или почти все, характеристики русского дождя: "...есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами - полосные, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни)... Слово "спорый" означает - быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон..."

Эти слова завораживают. Я радуюсь тому, что понимаю их. Но тут взгляд падает на вчерашнюю газету. В ней опубликован анекдот. Жена просит мужа поговорить с сыном, который сидит целыми днями в Интернете или играет в стрелялки: "Объясни ему, - говорит она, - что если он не начнет читать, то вообще разучится говорить, так и будет косноязычно разговаривать". Отец идет к сыну в комнату: "Это... ну короче... ты кончай, а то, блин, ваще... мать дело говорит, а то... сам знаешь... ну ты понял". И тут с горечью приходится признать, что четверть века назад, вслед за неожиданной контрреволюцией (или, если кому больше нравится, капиталистической революцией) 1991 года нашу страну до основания потрясла еще и контрреволюция бескультурья, безъязычия.

 Паустовский не поверил бы, что в России такое возможно.

Довольно трудно представить писателя и человека, который бы после Бунина и параллельно ему во времени так превосходно писал по-русски.

Но тайна творчества Паустовского заключается, конечно, не только и не столько в свободном владении богатствами родного языка. Она, на мой взгляд, - в его поразительной политической чистоплотности. Паустовский писал, разумеется, о современной ему жизни и лишь изредка - о событиях и людях прошлого. Но в его рассказах о современниках не было места ни политическим оценкам, ни ура-патриотизму, ни восхвалению деяний единственной в СССР партии и ее вождей. Бог дал Паустовскому мудрость видеть главное. И этим главным стала для него не природа, как принято думать, а все-таки человек. Но человек не плакатный, не борец, не герой, а обыкновенный, вечный русский человек, который не лез на трибуну, не "толкал речи", не осуждал, не аплодировал, а просто делал свое дело - тихо, скромно, но с достоинством и пользой для других людей. Присутствует ли Советская власть в творениях этого одаренного талантом нежности писателя? Присутствует. Но без какого-либо пафоса, а только в той мере, в какой она изменила жизнь простых людей большой России. Судя по творчеству Паустовского, изменила в лучшую сторону, дав им, простым, свободу, грамотность и культуру.

Рожденный в 1892 году, Константин Георгиевич Паустовский стал свидетелем и в разной степени участником таких грандиозных событий, как Первая мировая война, обе революции 1917 года и Гражданская война.

Причем в самом лучшем человеческом возрасте, когда многое видишь и многое можешь.

Таким же свидетелем и участником был и однокашник Паустовского по знаменитой Первой киевской гимназии Михаил Булгаков, человек годом старше. Обоим невыносимо хотелось осмыслить свои впечатления. Михаилу Афанасьевичу удалось осуществить это желание романом "Белая гвардия" и пьесой "Дни Турбиных" в ближайшее после войн и революций время, а Паустовский писал свою "Повесть о жизни", можно сказать, всю жизнь. Проза Булгакова, врача по профессии, взрослее и жестче - произведение Паустовского, санитара в годы "империалистической" войны, отличается великой жалостью к человеку. Оно и понятно. Врач лечит раненого, избавляя его от страданий, а санитар помогает мучимому болью человеку эти страдания перенести.

Паустовский ненавидел любое насилие и не стоял в стороне, когда становилось плохо конкретному человеку или какому-то уголку русской природы, а бросался на помощь со всей страстью души. Не случайно его сын Вадим Константинович, с которым я имела честь быть знакомой, отмечал в своей статье об отце, что тот называл "умопомрачением" смуты, войны и революции.

В отличие от того же Булгакова, стремившегося к городскому комфорту, чтобы с удовольствием творить в его объятиях, Паустовский по зрелом размышлении стал избегать больших городов, очень много путешествовал, подолгу пропадал в мещерских лесах или в любимом Крыму. И в конце концов поселился в маленьком домике на окраине Тарусы, где в его день рождения полыхает разноцветными цветами уютный сад.

И в наши дни книги Паустовского чудодейственным образом помогают людям справляться с жизненными невзгодами. Плохо вам? Пропишите себе рассказ Паустовского. Если вы настроены на одну с ним волну - полегчает.

Его сосновые боры первозданно чисты, его болота и омуты глубоки и опасны, но все равно составляют неотъемлемую часть существования Земли, этого редчайшего во Вселенной чуда Бога. Люди Паустовского чисты, как сосновые боры, и глубоки, как омуты, но все, как один, добры и честны. Тут есть, конечно, определенное противоречие, и очень хочется назвать Константина Георгиевича кудесником и сказочником слова. Мне доводилось бывать и в его Киеве, и в его Польше, и в его Солотче, и в его Тарусе и всякий раз убеждаться, что города, леса и села - другие, что у писателя был свой собственный взгляд на жизнь - романтический и любящий.

Он умел возвышать жизнь. Превращать ее прозу в поэзию. Именно поэтому его проза не только лечит, но и возвышает человека.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

ort
31.05.2017 14:08
Достойный и талантливый литератор.
Был членом СП СССР. Был редактором в РОСТА(Российское телеграфное агентство, организация политизированная в высшей степени). Работал журналистом в газете "Правда". ЭТО- умалчивать не надо... Принёс немалую пользу обществу и государству.

Награждён Георгиевским Крестом. Орденом Ленина. Два раза- орденом Трудового Красного Знамени.Медалями: За Отвагу. За оборону Одессы.

Был известен. Печатался большими тиражами. И при этом не был членом партии.

С одной стороны  сие- свидетельство его равнодушия к карьере. С другой- пример, опровергающий современный либерально- патриотический штамп об "обязательном членстве в партии".

Имел конечно и "завихрения". Поддержал в 1967 году письмо Солженицына об отмене цензуры в печати. Поддерживал режиссёра Любимова.  Всё это - типично интеллигентские  причуды. Которые в наше время совершенно смешны ....
Судя по воспоминаниям- типичный Дон Кихот- романтик. Три раза женат. Неутомим.
С.М.
31.05.2017 11:46

Эксклюзив
13.12.2017
Валентин Катасонов
Полемические заметки известного экономиста о деятельности Центробанка.
Фоторепортаж
13.12.2017
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее представлен один из самых ожидаемых выставочных проектов года.