Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 сентября 2021
Станет ли Казахстан Улы Дала Ели?

Станет ли Казахстан Улы Дала Ели?

В республике продолжаются поиски национальной идентичности
Дмитрий Верхотуров
17.09.2015
Станет ли Казахстан Улы Дала Ели?

На днях Казахстан отпраздновал 550-летие Казахского ханства, одновременно в Астане прошел 5-й саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств. И вот, во время этого празднования президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал предложение о переименовании Казахстана: «Поэтому сегодня и навсегда наш Казахстан – это Улы Дала Ели – Страна великой преображенной степи. Именно таково народное имя нашей любимой Отчизны. Оно отражает и прошлое, и настоящее, и будущее нашей Родины».

Правда, нужно отметить, что это предложение не подразумевает официального изменения названия государства. Республика Казахстан так и останется Республикой Казахстан, а предлагается новое внутреннее, казахоязычное название, которое Назарбаев назвал "народным". Имя для неофициального употребления.

Это уже не первая попытка переименования Казахстана. Как известно, казахстанские национал-патриоты давно носятся с этой идеей и предлагают разные варианты. В начале 2014 года предлагалось официальное переименование государства. Қазақстан Республикасы должен был стать Қазақ Елi.

Тогда я выступил с комментарием на казахстанском ресурсе Dialog.kz с разбором этого предложения. Суть моих аргументов, вкратце, сводилась к тому, что предложенное наименование хуже прежнего, поскольку несет мало информации о стране (в переводе просто «Страна казахов», тогда как нынешнее указывает на политический строй, национальную принадлежность и географическое расположение страны), и может быть воспринято как «Казачья страна», да и этимология слова «ел» в Древнетюркском словаре связана с понятием «простой народ», не имеющий ничего, кроме своих рук. В общем, на мой взгляд, название «Казахстан» в качестве интернационального имени наилучшее, а сами казахи могут называть свою страну, как хотят. К моему удивлению, вскоре тема с переименованием, словно по команде, прекратилась.

Теперь новая попытка, с учетом накопленного опыта. Назарбаев уже не предлагает официального переименования, а двинул «народное имя» (кавычки нужно поставить потому, что пока еще народ не принял предложенное название в качестве общепринятого), и выбрал другой вариант, значительно более нейтральный — Ұлы Дала Елі, то есть «Страна великой степи».

Ну что ж, Мурат Аджи, предлагавший переименовать Казахстан в Дешт-и-Кипчак (старинное название этой территории, в переводе с фарси «кипчакская степь»), может теперь торжествовать. Его вариант приняли, хотя и придали ему тюркскую форму. Заодно могут торжествовать евразийцы, поскольку Л.Н. Гумилев был певцом этой самой «Великой степи». Вариант неплохой, за исключением некоторого двусмысленного неблагозвучия для русскоговорящего человека, да и не устраненной этимологической коннотации с «простым народом», вытекающим из древнетюркского значения слова «ел» (в современном казахском языке этих коннотаций нет). Пусть будет…

Конечно, переименование страны — дело суверенное. Но при этом вовсе небезразличное для соседей, поскольку переименование страны маркирует определенные идеологические изменения в казахстанском обществе, и особенно, в правящих верхах, которые, несомненно, отразятся на дальнейшем политическом курсе страны.

Столь неудержимая тяга к изменению, казалось бы, привычного и политически нейтрального названия страны, безусловно, имеет значение. Однако смысл этих идеологических веяний, на мой взгляд, не до конца ясен не только за пределами Казахстана, но и в самом Казахстане, в том числе в кругах нацпатов, двигающих идею этого переименования. Но это необходимо разъяснить.

Непосредственной идеологической средой, в которой произрастают такие идеи, является т. н. тюркизм. Течение это новое и старое одновременно. В советские времена активно клеймился пантюркизм, но современный тюркизм к нему не сводится. Он возник в самом конце 1980-х годов и оформился где-то к началу 2000-х в нескольких национальных формах. Суть этой идеологии сводилась к тому, что новые тюркские государства, образовавшиеся на руинах СССР, настойчиво искали новые идеологические основания своего существования, и чаще всего пытались найти их в глубинах истории тюркских народов.

Пантюркизм же оперировал совсем другой идеей. Он постулировал языковое и культурное единство всех тюркских народов и предлагал политическую идею объединения всех тюркских народов, по крайней мере, тех, кто получил после распада СССР независимость, под главенством Турции. Пантюркисты были весьма влиятельны в 1990-х годах и даже сыграли определенную роль в истории того же Казахстана.

Безусловно, идеологи и адепты тюркизма, той или другой его версии, иной раз могли и козырнуть приверженностью пантюркистским идеям, воспользоваться политической и экономической поддержкой Турции, и провозглашали лозунг единства тюркских народов, однако разница была более чем ощутима. Чем дальше от Турции, тем сильнее были языковые и культурные отличия от турок, и тем сильнее тюркисты упирали на свою особость. Скажем, казахстанские тюркисты стали строить свою идентичность на основе поисков в глубокой древности, и тут их знаменем стал Олжас Сулейменов. Другой деятель бурной поры становления новейшей казахстанской идеологии Калибек Данияров своими книгами проторил тропу в поисках доказательств того, что Чингисхан на самом деле был казахом.

Тут речь не о фактической правоте или о научности поисков (впрочем, не все предположения стоит оставлять без внимания, часть из них является интересными научными гипотезами), а о том, что с такими замашками казахстанские тюркисты вовсе не горели желанием признавать приоритет Турции.

Разница между турецкими пантюркистами и казахстанскими тюркистами была и в том, что для первых строительство Турции под руководством Кемаля Ататюрка началось с решительного разрыва с традициями Османской империи. И даже более того: «османчылык» было для них ругательством и воплощением всего самого отсталого и косного. Казахстанские же тюркисты рьяно бросились в волны давно прошедшей истории в поисках нужных им жемчужин.

Результаты этих 25-летних поисков ощущаются сейчас в новейших предложениях, прозвучавших в Казахстане. Во-первых, казахская культура признается очень древней, тысячелетней (отчасти это правда, и тут есть интересные труды рано умершего исследователя Серикбола Кондыбая). Во-вторых, казахстанская государственность возводится к Казахскому ханству. В-третьих, на запасном пути стоит идея исконной казахскости Чингисхана, из которой не так трудно вывести идею казахскости всей Золотой Орды и выдвинуть претензии на все ее наследство, на свою доминирующую роль и на огромные территории. Она пока не признана, но вполне может стать таковой.

Другая сторона новейших идеологических веяний в Казахстане состоит в тщательном вымарывании всего, что было связано с влиянием Российской империи и СССР. Это, между прочим, весьма обширная часть казахской истории, во многом определяющая облик современных казахов и Казахстана. Но этого нацпаты, и все, кто с ними согласен, признавать не хотят. Если для «нейтрализации» имперской части истории Казахстана был взят на вооружение еще советский тезис о царской колонизации Казахстана, то с советским периодом пришлось повозиться. Но тут на помощь пришел украинский опыт, и в Казахстане тоже появились «голодоморщики», в еще более крикливой форме, чем на Украине.

Еще семь лет назад этого не было. Моя статья «Следы Великого Джута» была одной из первых на тему влияния последствий голода на казахов и Казахстан. Тема голода в Казахстане в 1932–1933 годах интересовала меня как история феноменальной хозяйственной катастрофы. Кочевое скотоводство развивалось в очень сложной климатической зоне и опытом веков накопило немало способов борьбы с разными стихийными бедствиями. В этом смысле оно было значительно более гибким и устойчивым, чем земледелие до эпохи появления научных методов, тракторов и минеральных удобрений. Это как нужно было руководить, чтобы такую, отточенную веками систему хозяйствования, довести до такого впечатляющего краха?! Свои изыскания на эту тему я изложил в рукописи «Ашаршылык. История Великого голода». В двух словах, причиной хозяйственного краха было отсутствие детальных знаний казахского кочевого хозяйства, сложившийся еще до революции тезис, что казахов нужно перевести на оседлость, да необычайное рвение Казкрайкома ВКП(б), которое осаживало казахов на «точки оседания», невзирая на их полную хозяйственную неготовность к этому шагу. История поучительная — если берешься что-то реформировать, то надо детально знать, что делать, иметь запасные варианты, ну и вообще, не спешить ломать старую хозяйственную систему, пока новая не встала на ноги и не набрала достаточную мощь. Реформа, затеянная Ф.И. Голощекиным в КазАССР, наверно, могла бы получиться. Ведь в целом Казахстан сейчас пашет и сеет, живет оседло.

Рукопись публиковать в Казахстане отказались. С каждым годом «голодоморщики» становились все рьянее, все крикливее. Наконец, в 2011 году в Астане был открыт памятник, в присутствии Назарбаева, и «голодоморство» стало вполне себе официальной идеологией, утверждающей: голод был организован специально для уничтожения казахов и колонизации Казахстана, и что за это должна каяться Россия. Указания, что Голощекин был снят со своего поста в разгар голода, а позже был расстрелян за вредительство во время коллективизации в Казахстане (то есть за голод), что в КазАССР была направлена большая продовольственная помощь, и что в конце концов казахам была нарезана целая союзная республика, с которой и берет свое начало современный Казахстан, –просто отвергались с истерическими воплями.

Где-то с полгода назад к этому списку был добавлен еще один тезис, ранее не встречавшийся: что, мол, казахстанские дивизии, которые в конце 1941 года понесли большие потери в битве за Москву, специально отправлялись на убой, и за это тоже Россия должна каяться.

В общем, направление хода мысли очевидно – «нейтрализация» советского периода истории Казахстана. То есть налицо стремление «вычеркнуть» весь российский период истории, замазать его черной краской.

Понятно, что подобный подход ставит перед собой вполне очевидную цель — облегчить утверждение новой казахской национальной идентичности, сотворенной казахстанскими нацпатами в писательской «пробирке», и ведущей родословную от Казахского ханства или чего-то еще подревнее. По мере того, как будут забиваться в народное сознание опорные столбы этой новой идеологии, истерика по поводу советского периода истории, и «голодомора» в частности, будет только нарастать.

Но этот вывод вовсе не исчерпывает всего того, что с этой темой связано. С одной стороны, если казахи хотят видеть себя преемниками казахских ханов и на что-то претендовать, то пожалуйста, это, как уже говорилось, дело суверенное. Трудности начинаются тогда, когда возникает вопрос о том, чтобы подкрепить свои претензии экономической и военной силой.

Казахстан за 20 с лишним лет своей независимости хоть и стал побогаче, но, тем не менее, не завел собственных технологий и промышленности. Программы инновационного развития лопнули с треском и скандалами, по ходу дела вскрывались факты прямого обмана президента. Программы социально-экономического развития привели к тому, что в несколько крупных городов хлынули массы аульной молодежи, нищей и бесправной, скопившейся в самостройных микрорайонах на окраинах Алматы и Астаны. Казахстанское общество оказалось расколото на богатое, европеизированное меньшинство, и на нищее большинство, и достаточно искры, чтобы вспыхнула открытая вражда.

Решить накопившиеся социально-экономические проблемы Казахстан не может, поскольку основные ресурсы экономики — нефтегазовые месторождения, полезные ископаемые, энергетика, крупные предприятия, проданы иностранцам.

По некоторым сведениям, Казахстану сейчас принадлежит около 18% от добываемой на его территории нефти, а остальное — это добыча иностранных компаний по соглашениям о разделе продукции.

У Казахстана была возможность в 2006–2011 годах изменить положение, воспользоваться благоприятными экономическими условиями и вложиться в построение своей промышленной структуры. Но этот шанс был упущен, а составленная тогда программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), этой задачи не решила. Новых рабочих мест на всех не хватило.

Спешная постройка картонной идеологической декорации во многом вытекает из этого сложившегося положения и преследует цель - дать этому казахскому большинству хоть какую-то надежду, хоть какую-то гордость. Это попытка избежать крупных социальных потрясений в стиле бунта нефтяников в Жанаозене на 20-летие независимости Казахстана в 2011 году. Острая нужда толкает правящие круги на альянс с нацпатами, которые до этого были нежелательными конкурентами.

Интересно и то, что, судя по накачиванию темы «голодомора», существует вполне ясное понимание, что даже новой картонной декорацией не получится надолго отодвинуть социальный кризис. И на привычных нацпатовских заклинаниях далеко не уедешь. Может быть, следует, наконец, сделать более конструктивные выводы из собственных ошибок…

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 26 найденных.
Номад2
13.10.2015 7:23
Вера
Уважаем Солженицина  как писателя, борца с тоталитарной системой, но как историк он ни гроша не стоит. Не стоило ему так писать про казахов и Казахстан. Территории, что кому принадлежит - вопрос деликатный, и мудро поступили руководители стран, оставив как есть при разделе союза. Так как мы тоже можем претендовать за земли Сибири (где Ермак завоевал от Хана Кочума), Тюмень (ставка орды от слова тысяча), Астрахан (была некогда столицей Орды) и т.д. На всех названных территориях географические названия происходят от тюркского. Да и проживают там не диаспора, а автохтонное население казахов.
Наши предки вели кочевой образ жизни, уклад такой был. Города не строили, кроме южных оазисов. Но это не значит что мы не имели территорий и государственности. Если кто то пришел и построил крепость, то это называется - выбирайте варианты - колонизаторство, цивилизаторство?, оккупация - кому как нравится. Кто пишет историю, выбирают свою вариант, в зависимости от того, чьими потомками они являются.
В Российской историографике сохранился все тот же имперско-колонизаторский подход к истории Ср. Азии и Казахстана, когда их считали дикими туземцами.
Но у нас своя славная история, и мы в этом году празднуем 550 летие Казахского ханства, образование которого совпало с распадом Золотой Орды, куском которого, причем довольно весомого мы и являемся.
Касательно охаивания советского периода истории, не все так печально как говорит автор, а чемпионом в этом поприще является Узбекистан, которые прямо называют русских аккупантами, и связывают все беды с советским периодом.
ися
29.09.2015 14:05
Казахи далеко не глупая нация.Так,что не бойтесь,ничего плохого не будет.Русские и казахи навек братья.
Сергей
24.09.2015 8:31
Любое выступление националиста начинается словами, что Россия захватывала земли,  что  перессорилась с Европой и Америкой, что несет угрозу. Каков политический строй, таков и вассал.
Пора бы спуститься с высот националистических бредней и воспринимать историю таковой, какой ее создали предки. И, независимо от политического строя, помнить имена наших соотечественников, предков, сохранивших нашу землю.
XIX век.  Туркестан. Центральная Азия. С приходом большевиков Туркестан разделен на республики.  Киргизия, Казахстан, Таджикистан,  Туркмения, Узбекистан.
Сергей
23.09.2015 13:25
Казах - а каким образом ты видишь казахскоязычные школы в России? Ведь казахи в России не живут компактно, и среди них не все захотят учиться в такой школе... это ради нескольких человек открывать школу? Да и где взять специалистов - преподавателей? По всем предметам? Это как вообще? В России ведь никто не запрещает национальные школы, ну собирайте заявления, обращайтесь к правительству. Или вы хотите, что бы Россия сама приготовила специалистов, и еще и школы кем то заполнила? Позиция странная, типа Россия все всем должна...  
ВЕРА
22.09.2015 22:56
" О Казахстане.  Сегодняшняя огромная  его территория  нарезана была
коммунистами без разума, как попадя: если где кочевые стада раз в  год
проходят -- то  и Казахстан. Да  ведь в те  годы считалось: это  совсем
неважно, где границы  проводить,-- еще немножко,  вот-вот, и все  нации
сольются  в одну.  Проницательный Ильич-первый  называл вопрос  границ
"даже  десятистепенным". (Так  -- и  Карабах отрезали  к Азербайджану,
какая разница -- куда, в тот момент надо было угодить сердечному  другу
Советов -- Турции.) Да до  1936 года Казахстан еще считался  автономной
республикой в РСФСР, потом возвели его в союзную. А составлен-то он  --
из южной Сибири, южного Приуралья, да пустынных центральных просторов,
с тех пор преображенных и восстроенных -- русскими, зэками да ссыльными
народами.  И сегодня  во всем  раздутом Казахстане  казахов --  заметно
меньше половины. Их сплотка,  их устойчивая отечественная часть  -- это
большая южная дуга областей, охватывающая с крайнего востока на  запад
почти до Каспия, действительно населенная преимущественно казахами.  И
коли в этом охвате они захотят отделиться -- то и с Богом." - Солженицын.

Написано 18 сентября 1990 г.
Но отделился с прирезанными русскими территориями и всё-равно русские такие-сякие!
Коба - Александру
21.09.2015 22:08
  Александр ври, но знай меру. Хотя, если ты действительно Александр, то тебя можно и простить.
  1. Казахи самая молодая народность на постсоветском пространстве. Она находится на стадии формирования своей государственности и идентичности. Начало этому процессу было положено в довоенный период сталинским политбюро, когда была создана автономная Казахская республика в составе РСФСР. До этого государства Казахстан и народа под названием казахи вообще не существовало.
  2. Были многочисленные осколки очень древних народов, веками ведших кочевой образ жизни у границ с Китаем. Китайцы по каким то причинам истребляли эти народы. Поэтому они вынуждены были бежать на Запад в земли заселенные русскими казаками. Это бегство, в отличие от массового переселения калмыков, носило как бы ручейковый и растянутый во времени характер. Поэтому местные казаки спокойно относились к этому процессу и защищали беглецов, называвшихся киргиз кайсаками. С учетом этого царствующие особы разрешили им кочевать на российской, малозаселенной даже сейчас, территории.
  3. Ищут казахи свою идентичность, строят государственность, ну и пусть ищут и строят, россияне не против. Но зачем же при этом искажать и охаивать имперский и советский периоды. Повторять   бандеровскую чушь о голодоморе, колониальной политике. Благодаря России казахи приобщились к европейской культуре, стали народом всеобщей грамотности. В результате перехода к оседлости под российским скипетром, возможности изучения русского языка они приобщились к русской и европейской культуре. У них появились инженеры, врачи, учителя, творческая интеллигенция, театры, опера и балет, кинематограф, спорт и многое другое.         Благодаря Россия и другим союзным республикам СССР, и это факт, были освоены целинные земли и переданы в состав Казахстана, отстроены совхозы. Тем самым была навсегда решена проблема дефицита зерна и голода. Построены города, заводы, фабрики и даже космодром.    
   Поэтому обидно осознавать, что отдельные представители этого народа, в том числе и интеллигенции, пытаются вбить клин в отношения наших стран. Ведь в любом случае мы соседи и всегда ими будем. Какие к черту тюрки, в XXI веке. Хотите ими быть, снимите европейский костюмчик садитесь на лошадей и пасите овец.
  Правильно говорит русская мудрость - не плюй в колодец, придется водицы испить.
Александр
21.09.2015 19:27
Ungernу. Я имел ввиду походы "разбойников"Ермака против Ногайской Орды(Сибирского ханства) которая являлась"осколком "Золотой орды. Казахи тоже являлись частью Золотой орды. Все казахские ханы были потомками сыновей Чингис хана
Akskl
21.09.2015 7:44
Чтобы понять, что такое Великая Степь - прочтите хотя бы одну книгу по истории Степи - "Империю Степей" французского академика Рене Груссе, и почему она былв великой до появления огнестрельного оружия и артиллерии, и где фигурирует много казахских и древне-казахских родов-племен. Перевод на русский язык можно найти и скачать в интернете

Ungern
21.09.2015 6:38
Александр, не имею ни малейшего желания вмешиваться в Вашу с Лесником полемику, тем не менее. Где же это, по каким казахским степям проходил рейд Ермака? Не откажите в любезности назвать.
Олег
21.09.2015 0:21
Вольтерьянец. Мы чтим казахов погибших в боях за Москву. Но не надо забывать ,что в дивизии Панфилова больше половины было всё-таки славян.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 26 найденных.

Эксклюзив
20.09.2021
Владимир Малышев
Что показали итоги выборов в Госдуму Российской Федерации.
Фоторепортаж
20.09.2021
Подготовила Мария Максимова
В Центральном Доме Российской Армии проходит выставка народного художника России Евгения Корнеева.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.