Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024

Сон разума

Заметки о национализме в Белоруссии
Алексей Полозов
08.04.2013
Сон разума

Наблюдая за тем, что происходит на Украине, можно провести некоторые параллели и с ситуацией в Белоруссии. Та же самая атмосфера ненависти вкупе со «сном разума», который рождает чудовищ» (по названию классической работы Ф. Гойи) тех, кто мог бы это всё остановить, постепенно прорастает в самых разных местах и даёт свои плоды. Мало кто осмеливается об этом говорить, но белорусская молодёжь куда менее настроена на интеграцию с Россией, нежели среднее либо старшее поколение. Исподволь, как бы незаметно, происходят медленные сдвиги в массовом сознании. И они всё более ощутимы.

Некоторое время назад на Украине произошло, казалось бы, малозначимое событие. Некий 31-летний Святослав Литинский, преподаватель кафедры программирования Львовского национального университета, приобрёл в магазине стиральную машину. Доставив её домой, Литинский был страшно разгневан тем, что надписи на машине оказались на русском языке, а не на украинском. Ненависть ко всему русскому оказалась такой сильной, что он не поленился подать иск на фирму-производителя «Самсунг» за моральный ущерб. Конечно, в какой-то степени такой поступок объясняется общественной деятельностью господина Литинского, так как он является членом общества защиты прав потребителей «И так поймут». Но поиск нужной стиральной машины давно стал для него навязчивой идеей – он ещё пять лет назад, по его же признанию, искал машину с украинскими надписями, но безрезультатно. И вот, как говорится, терпение лопнуло. Свой поступок Литинский объяснил в том числе и тем, что если он будет заходить в ванную и видеть машину с русскими надписями, у него будет постоянно портиться настроение. Иначе говоря, господин преподаватель давно уже живёт с неким изменённым сознанием, когда любое проявление русскости – речь, надписи, просто само упоминание о России «портит ему настроение». Нужно было годы существовать в атмосфере ненависти с тем, чтобы возненавидеть даже надписи на русском языке...

Но эта атмосфера ненависти не рождается сама по себе – её искусно создают. Многие, впав в «сон разума», догадываясь, что ни к чему хорошему это не может привести, уходят в сторону, надеясь, что всё само собой «рассосётся и стабилизируется»...

В 2013 году исполнилось 150 лет с момента начала мятежа польской шляхты. Белорусская националистическая оппозиция использует данный повод, чтобы провести целую серию мероприятий, направленных как против А.Г. Лукашенко, так и против российско-белорусской интеграции в целом. В эти процессы оказываются активно вовлечёнными и различные государственные структуры. Особенную активность в этом направлении проявляет министерство культуры.

Символом польского мятежа 1863 года белорусские националисты считают Винцента Калиновского, а главным объектом для критики – русского генерал-губернатора М.Н. Муравьёва, который непосредственно занимался умиротворением Виленского края. Винцент Калиновский был поднят на щит сразу после революции, так как подошёл на роль «белорусского национального героя», боровшегося с царизмом. Окончательная героизации и мифологизации Калиновского была осуществлена известным (и, пожалуй, самым популярным в Белоруссии) писателем Владимиром Короткевичем в романе «Колосья под серпом твоим» (1968 год). В романе перед читателями вместо реального польского шляхтича В. Калиновского, не особенно разборчивого в вопросах морального выбора, появился некий белорусский «Овод», пламенный революционер Кастусь Калиновский. Он был представлен едва ли не фигурой уровня Гарибальди и якобы заложил основы для будущего формирования белорусского государства.

Короткевич не раз возвращался к фигуре Винцента Калиновского, в том числе и в другом своём романе – «Нельзя забыть» (1962 год – журнал «Пламя», 1982 год – отдельная книга).

На основе этого романа витебским театром имени Якуба Коласа поставлен спектакль «Леониды не возвращаются на землю», что конечно же в связи со 150-летием восстания польской шляхты является не случайным событием, а продуманным ходом и самого театра, и министерства культуры, к которому он относится.

Сюжет как романа, так и спектакля предусматривает развитие сразу двух линий – событий, происходивших в 1863 году, и того, что было 100 лет спустя уже в СССР, в Москве, в Литературном институте. В СССР разворачивается история любви студента Андрея Гринкевича и преподавателя Ирины Горевой. Вполне себе романтичная история, достойная экранизации. Но куда интереснее вторая сюжетная линия – о событиях 1863 года. Оказывается, бабушка Гринкевича была женой мятежного инсургента, а дедушка Горевой Юрий Горев – капитаном российской армии, с этими самыми инсургентами воевавшим.

Короткевич идёт в написании сюжета на откровенный исторический подлог и придумывает историю, изображающую русского генерал-губернатора Муравьёва в крайне неприглядном виде. Бабушка Гринкевича, пытаясь спасти от казни мужа-инсургента, добивается аудиенции у Муравьёва, и тот в итоге от имени российского императора заменяет решение о казни вердиктом о пожизненной каторге. Женщина с надеждой отправляется спасать мужа, уверенная в том, что его спасение у неё в кармане, но генерал оказывается крайне подлым и лживым человеком и за два часа до принятия им решения об отмене смертной казни посылает курьера, который должен… поторопить палачей. На одном из кордонов женщину задерживают русские в лице капитана Пора-Леоновича, чтобы она заведомо не успела к месту казни. Однако капитан Горев оказывает ей содействие. Женщина опаздывает всего на десять минут, и её мужа вешают прямо у неё на глазах. Узнав обо всех обстоятельствах этого, Горев убивает на дуэли Пора-Леоновича. Разумеется, сведения об общем прошлом родных лишь укрепляют непростую любовь замужней И. Горевой и студента А. Гринкевича в советское время.

В общем-то, не лишённые привлекательности из-за сюжетной линии роман и пьеса испорчены только этим, абсолютно высосанным из пальца и не имевшим никакой реальной подоплёки поступком М.Н. Муравьёва. Вероятно, таким образом Короткевич решил усилить негативное отношение к генералу и несколько «подправить» историю, как это он уже делал в романе «Колосья под серпом твоим», когда писал о В. Калиновском. Иначе говоря, Муравьёв вот так, одним росчерком пера, обвинён в том, чего он никогда не совершал. Но ведь многие из зрителей, в том числе молодёжь, данную выдумку Короткевича принимают за чистую монету и считают, что это подлинный исторический факт.

Сам Короткевич, вероятно, понимал, что поступает не слишком хорошо, придумывая «преступления» Муравьёва в угоду так называемой «революционной целесообразности», потому что написал в начале своего романа: «Все имена и события в этом романе – выдуманные. Всякое сходство с реально существующими людьми является случайным». Но об этом никто не говорит ни при начале спектакля, ни при обсуждении его сюжета. Владимир Короткевич – ведущий белорусский писатель ХХ века, его романы «Дикая охота короля Стаха» и «Чёрный замок Ольшанский» переведены на множество языков, но я не могу понять и принять такую вольную трактовку истории, как в романе «Нельзя забыть». Хотя бы уже потому, что это рождает мифы, на которых строится русофобия и ненависть.

Не на основании ли такого «взгляда» на историю возникают потом и настольные игры – такие, как игра «Повстанцы». В феврале данная игра была широко анонсирована в оппозиционных белорусских СМИ под красноречивым заголовком «Калиновский вешает Муравьева. Вышла настольная игра “Повстанцы”».

Как известно, малая ложь часто порождает большую. Если уж сам Короткевич позволял себе вольно трактовать историю, то современные последователи «культа Калиновского» и вовсе перестали чего бы то ни было стесняться. На сайте гражданской компании «Будем вместе!» в материале от 25 февраля 2013 года о новой настольной игре сообщается буквально следующее: «В игре можно погрузиться в атмосферу 1863 года и стать знаменитой исторической личностью - Калиновским, Врублевским или Муравьевым. Или простым белорусом, который тоже может повлиять на ход восстания. Игра построена прежде всего на общении между людьми, обсуждении и высказывании своей позиции. Обманывать, врать, мастерски путать присутствующих и безжалостно убивать противника - право каждого участника (выделено мною. – А.П.). Игра-модель восстания 1863 года сделана полностью на белорусском языке, участие могут принимать от 6 до 20 человек». Собственно, в этих невольно выскочивших словах и отражено то право, о котором говорят авторы игры. Пока это всего лишь игра, но вскоре на её основе могут начать делать то, что провозглашают главными ценностями.

Не случайно и то, что автор игры – Антон Янковский, является преподавателем режиссуры обрядов и праздников, а его помощница Анастасия Лукошкова – дизайнером, то есть имеют непосредственное отношение (как и театр им. Я. Колоса) к структурам министерства культуры Белоруссии.

Презентации игры «Повстанцы» в Минске и Гродно проходили при непосредственной поддержке художественной галереи «Льдина» («Крыга»), магазина «Логвинов» (известного своей любовью к белорусской латинице), а также общественной компании «Будем белорусами».

Магазин «Логвинов» отметился и другой инициативой – именно в нём, а также на стендах Fly Cards бесплатно раздаются наклейки для белорусской клавиатуры (в том числе и на белорусской латинице).

Если что-то делается бесплатно, значит кем-то финансируется и кому-то очень нужно. Это всё также получило информационную поддержку компании «Будем белорусами».

Данная компания, стартовавшая ещё 1 октября 2008 года, является мощной координирующей программой и одновременно организацией, построенной по сетевому признаку, с активным использованием интернет-ресурсов и привлечением целой группы общественных и даже государственных организаций. Её официальным координатором является Объединение белорусов мира, в котором значительную роль играют представители эмиграции, в том числе уехавшие из Белоруссии в годы Великой Отечественной войны и уже хотя бы в силу этого обстоятельства не питающие особо тёплых чувств к советскому прошлому Белоруссии, равно как и к российско-белорусской интеграции, которая представляется им одной из главных угроз для белорусской независимости. В мероприятиях данной компании принимают участие десятки тысяч человек в самых разных городах, в том числе в небольших райцентрах и даже деревнях. Используются такие формы, как литературные встречи, выставки, концерты, музыкальные фестивали. Евроориентированность всех этих мероприятий очевидна даже в их названиях. Так, были изданы музыкальные сборники: «Budzma the best folk», «Budzma the best rock». В качестве партнёров программы выступают Белорусская ассоциация журналистов, Европейское радио для Белоруссии, журнал «Новая Европа», Офис за демократическую Белоруссию (расположен в Брюсселе), оппозиционный интернет-портал «Партизан», Союз белорусских писателей, Товарищество белорусского языка. При этом в орбиту компании был даже втянут сильнейший баскетбольный белорусский клуб «БК Цмоки-Минск», хотя обычно спортивные коллективы сторонятся связей с оппозицией. И это далеко не полный перечень участников компании, значительное количество которых напрямую связано с зарубежными структурами и ими финансируется. Фактически на территории Белоруссии действует мощная сеть оппозиционных сил и структур, использующая сейчас в свою пользу юбилей восстания 1863 года. И официальные власти явно уступают им в активности и проигрывают почти по всем направлениям. Всё это может привести (и постепенно приводит) к размыванию интеграционного потенциала белорусского общества, к укреплению позиций тех, кто называет Россию колонизатором и захватчиком и ратует за вхождение Белоруссии в Евросоюз.

Пророссийские силы в Белоруссии не имеют ни того финансирования, которое получает националистическая оппозиция, ни её информационных и организационных возможностей, опирающихся на совокупную мощь Евросоюза.

К сожалению, проводимые по линии Союзного государства официальными белорусскими властями мероприятия не могут компенсировать эту активность противников российско-белорусского сближения.

На фото: офорт «Сон разума рождает чудовищ» Ф. Гойи 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.