Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Сергей Михеев: «Порок, как сетевая стратегия, требует распространения»

Сергей Михеев: «Порок, как сетевая стратегия, требует распространения»

Известный публицист размышляет о духовном состоянии нашего общества
19.02.2014
Сергей Михеев: «Порок, как сетевая стратегия, требует распространения»

– Сергей Александрович, всякий раз, когда в Россию привозят православные святыни, телевизионные и газетные обозреватели вспоминают такие слова, как «духовность» и «нравственность» - комментируя желание сограждан отстоять огромную очередь, чтобы поклониться реликвиям. Наступает «после», и эти слова исчезают из нашего лексикона... Почему? Есть два варианта ответа. Первый: некогда размышлять о духовности и нравственности, надо зарабатывать деньги на жизнь. Второй: мы чувствуем себя неуютно, соизмеряя сегодня свои поступки и помыслы с этими понятиями. Или же есть какая-то другая причина?

- Проблема чересчур сложна, чтобы дать однозначный ответ. И, наверное, не мне такие ответы давать. Но в целом очевидно: мы все, наше общество глубоко больны в духовном плане. Да, попытки выздороветь «пациент» делает, но довольно бессистемные. Картина выглядит так, будто алкоголик пил запоем, потом немного пришел в себя, осознал ужас своего положения и попытался «завязать». В итоге на неделю бросил, затем появился повод выпить – и все по новой...

В действительности мы находимся в аналогичном, и даже более сложном состоянии. Так что удивляться нечему, напомню банальные вещи: более семидесяти лет в нашей стране искоренялась религиозность, причем - жестко и системно. А религиозность во все времена была отправной точкой различных нравственных систем. Вдобавок со времен перестройки начали бороться еще и с традиционной светской нравственностью, причем в конце восьмидесятых, в девяностые годы от нее призвали отказаться как от абсолютной химеры. Потому что нравственность мешает делать деньги, мешает развлекаться, мешает воровать и так далее.

Так что надо признать - мы больны на всю голову, и сразу с двух сторон. Религиозные чувства в согражданах убивала советская власть, традиционную нравственность – свободный либеральный рынок и его идеология. Значит, ждать от нас сегодня каких-то духовных подвигов было бы странно... Однако само по себе то, что мы пытаемся делать хоть что-то в этом направлении – как минимум, интересный феномен. А быть может, и чудо, потому что многие народы уже давно утонули в этой бездуховной и безнравственной грязи. И даже еще хуже – узаконили безнравственность, как новую ценность и даже пример для подражания.

Хотя обобщения делать некорректно, чем дальше, тем отчетливее видно: одна часть нашего общества, как казенно выражаются, пытается работать над собой, другая – абсолютно сознательно отвергает любую духовность и любые проявления нравственности, как мешающие «жить свободно». И – обычное дело… - последние насмехаются над первыми, считая их отсталыми, глуповатыми людьми, не умеющими делать деньги, не умеющими «получать от жизни все». Впрочем, первые, конечно, тоже не подарок и их «работа над собой» идет с переменным успехом.

Если оценивать ситуацию с точки зрения религии, то в данном случае все старо, как мир, ничего нового нет. Порок, как сетевая стратегия, требует распространения. А от своих носителей – оправдания в собственных глазах и внушения всем остальным, что его порок и является нормой. Тот, кто данной «новой норме» не соответствует - человек неадекватный. Обычная задача, которую приписывают всевозможным темным силам: поменять местами нормальное и ненормальное. Что и станет победой сатанизма.

- Истоками духовности Иван Ильин назвал чувство стыда, чувство долга, порывы совести, любовь, потребность в красоте и сострадании. Главными и вечными духовными основами человека он полагал веру и любовь.

У нас же уровень преступности, если и снижается, то все равно остается высоким. Только один штрих - в 2012 году матери оставили более 6 тысяч детей в роддомах в первый день жизни... Можете ли вы сказать, что эти понятия – духовность и нравственность - усилиями российских и зарубежных либералов у нас сегодня практически полностью размыты?

- Размыты они усилиями многих. Сегодня этим занимаются либералы, суть советского проекта кратко формулировалась как «Религия без бога». С маленькой буквы. Странный и страшный проект, но коммунисты все-таки поняли: оставить человека совсем без нравственности и духовности нельзя. Такой человек не будет годен как строительный материал здания нового общества, его нельзя использовать в качестве инструмента реализации планов власти. Осознанно безнравственный человек даже когда что-то делает, в конечном итоге все равно разрушает. Себя, в первую очередь, и ближайшее окружение. Советская власть на каком-то этапе поняла, что без возврата в некоем измененном виде подобия религиозных норм общество просто начнет рассыпаться и будет абсолютно нежизнеспособным. Поэтому и Кодекс строителя коммунизма был в ходу, и некая особая советская модель нравственности, и к семейным ценностям вернулись после революционного угара.

А в последние двадцать лет уже либеральная идеология и российские ультралибералы стали главными борцами с духовностью и нравственностью. Не зря их многие считают «необольшевиками».

Зачатки болезни нашего общества закладывались долгие годы, революция 1917 года тоже стала одним из результатов размывания духовности думающих людей и правящего класса, затем свое дело сделали коммунисты. Сегодня, повторю, наиболее активными борцами с «химерой» нравственности стали люди либеральных, гедонистических, потребительских взглядов.

Цель? Самоубийственна. Происходящий процесс подобен вирусу, либерализм в его нынешнем российском исполнении похож на бактерии и микробы: те, что убивают организм, в котором сами живут. Не знаю, ясна ли цель борьбы с духовностью и нравственностью самим либералам, но задача их более продвинутых партнеров, которые находятся на Западе, очевидна: сделать Россию абсолютно никчемной и ни на что не способной страной. А наших людей превратить в самых примитивных homo sapiens.

Надо понимать: к созидательному труду, даже к самому простому производству способен лишь тот человек, который, по крайней мере, держится хоть за какие-то нравственные и духовные ориентиры. Цепляется, как за спасательный круг. Тянется к чему-то идеальному. Цель же доведенной до своего логического конца теории современного гедонизма – создание человека, полностью погруженного в потребление. Человек, думающий исключительно о вещах приземленных, становится неспособным к творчеству и самому простому позитивному труду, он весь находится во власти собственных пороков, которые его сжирают. Можно сравнить все это с наркозависимостью.

- Год назад «Российская газета» сообщила: по данным опросов, атеистических взглядов придерживаются лишь 7 процентов россиян - это на пять процентных пунктов меньше показателя трехлетней давности. Доля православных, напротив, выросла на 7 процентных пунктов и достигла 79 процентов. Тогда, замечают критики Русской православной церкви, почему же такие заповеди, как «Не убий», «Не укради» и «Не пожелай ничего чужого» не стали, как принято выражаться, нормой жизни в нашей стране?

- Ответить подобного рода критикам несложно: «Потому что вы здесь в России воду мутите, и не даете жить нормально». Либералам следует сказать: «Потому что по сей день в ваших руках находятся средства массовой информации. Потому что вы до сих пор промываете мозги молодому поколению в высших учебных заведениях. Потому что мы постоянно слышим ваши бредни, которые вы возводите в ранг неких пророчеств. Потому что вы задаете тон в культуре. Потому что вы пытаетесь диктовать моду всему обществу». Но это по верхам, конечно.

А более глубокий ответ заключается, повторюсь, все в том же самом: часть общества с трудом пытается выздороветь. Большая часть сограждан называет себя православными. Живут строго по этим идеалам, правда, очень немногие, но ведь дорогу, как известно, осилит идущий. Бессмысленно оценивать духовность и нравственность в форматах многочисленных «ток-шоу», а у нас постоянно предлагается собраться тусовкой и покричать друг на друга. Якобы – для выяснения истины. Та самая ситуация, о которой в Библии сказано: «Не мечите бисер перед свиньями». В том смысле, что таким образом вы истины не познаете. Необходим взгляд более глубокий.

Христос пришел не к здоровым, а к больным. В этом смысле – к нам, тем, кто пытается выздороветь. Кто-то активнее, кто-то не очень усердно, кто-то искренне, кто-то не очень. Но это не диагноз нашему обществу, а диагноз всему миру, который, в соответствии с христианской эсхатологией, идет к концу. При этом мне кажется невероятно удивительным то, что так много наших сограждан называют себя православными верующими. Почти чудо – с учетом того, сколько времени о своей вере говорить, скажем так, просто не рекомендовалось.

Тот факт, что мы не видим людей идеальных, подтверждает правоту христианства о существовании и борьбе добра и зла в душе человека.

Вообще, это все не к политологу вопросы. Я в начале уже сказал, что истоки нравственности в религии. Вот в ней и есть ответы, по-моему. А я сейчас лишь повторяю хорошо известные и без меня вещи.

- В знаменитом словаре Сергея Ожегова сказано: «Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными». Если утрировать, получается известное «Не в деньгах счастье». Но кто, государство или церковь должны культивировать духовность в наших, в большинстве своем исключительно прагматичных согражданах?

- Я думаю, что на современном этапе церковь должна быть отделена от государства, попытка втянуть Русскую православную церковь в плотную смычку с административными структурами никому на пользу не пойдет. Необходимо, скажу, быть может, казенно, здравое разделение труда. Воспитанием духовности и нравственности, вне сомнений, должна заниматься церковь. Когда нам говорят, что церковь не должна выступать с заявлениями и оценками, возникает естественный вопрос: а кто же тогда вообще имеет право поднимать вопросы духовности? Либералы твердят, что государство этим заниматься не должно, а церковь они вообще в упор не хотят видеть. Получается: диктатура безнравственности, в условиях которой никто не имеет права говорить о духовности и нравственности. При этом либералы постоянно вбивают нам в головы мысль о необходимости принимать «новые ценности», соответствующие, по их убеждению, неким прогрессивным веяниям. Со своей стороны, они считают вправе делать это. Другим категорически отказывают в праве даже высказываться на эту тему.

Абсолютно тоталитарный подход, больше всего похожий на некое новое рабство. Люди, постоянно разглагольствующие об абстрактной свободе, предлагают нам ярмо и «рот на замок», чтобы мы не мешали разным креативщикам строить новую систему антиценностей. Уверяют, что не следует думать о душе, а надо заботиться только о жратве, следовать их гедонистической моде. А если и признавать некую духовность, то исключительно в каких-то авангардных трактовках.

Несомненно, вопросами веры и духовности должна заниматься церковь. Государство обязано вычленять наиболее конструктивные тенденции и поддерживать их. Совершенно очевидно: развитие культа безнравственности ведет к разрушению государства, самоубийству общества. Как минимум, государство должно заниматься самосохранением самого себя и всего, что мы имеем.

Требуется компромисс, или, скажу так, симбиоз. Ситуация, в которой церковь не лезет в «государственный огород», а государство - в церковный. Но при этом они поддерживают друг друга в хорошем, в добре. Существуют теории симфонии государства и церкви, к ним можно по-разному относиться, но именно там нужно искать необходимые России рецепты.

- Все те же российские либералы вместе со своими зарубежными единомышленниками регулярно атакуют именно православие, а не другие конфессии. Обвиняют священнослужителей в измене одной из главных духовно-нравственных основ Руси: нестяжательству. Поводы у них, признаем, есть. Сам Патриарх Кирилл в конце 2012 года призвал священников отказаться от дорогих машин, чтобы не дискредитировать духовенство. Где проходит грань между необходимостью и гедонизмом, не забыли ли мы известное присловье «Гол да наг - перед Богом прав»?

- Церковь существует уже больше двух тысяч лет и, несомненно, не нуждается в адвокатах вроде меня. Она выходит за пределы понимания всяких нынешних «шоуменов» и «чертиков из табакерки», которые пытаются над церковью изгаляться. Их не станет, мы с вами уйдем – а церковь была, есть и будет. Что подтверждено историей.

А время возрождения церкви в России, мягко говоря, неожиданное. Именно в тот период казалось, что вера стала уделом выживших из ума бабушек, о чем в свое время впрямую и говорили. И вот мы видим, что церковь жива, более того, в храм идет все больше людей. Сколько бы ни пытались снизить планку обсуждения до поиска грязного белья – чем все время занимаются недоброжелатели православия – мимо цели. Кому-то кажется, что попали – нет, опять промахнулись. То самое «грязное белье» - аргумент для людей, ищущих для себя повод ненавидеть веру или не приходить к ней. Некоторые даже понимают в глубине души, что неправы – но ищут повод не идти в церковь. Иначе им придется жить по-другому. И, конечно, кто такой повод ищет, тот его найдет. Одному не нравится, что на него бабушки в храме шикают, второй зациклился на истории с этими машинами и авариями, третьего часы Патриарха смущают. На самом деле, все это – не более чем поиск оправданий для себя, чтобы не менять собственную жизнь. Но это – в общем.

Теперь – о частностях. Конечно, церковь не является собранием идеальных людей. Говорят, что за обычным человеком ходит один бес, а за батюшкой – десять. Возможно, так оно и есть, через нечистоплотного священника можно соблазнить и весь его приход, и всю паству. Так что ситуацию следует оценивать с позиции верующего или неверующего человека. Неверующему объяснять что-либо иногда бывает бессмысленно, так как в его системе координат все замыкается, как раз на часы и «мерседесы». Он сам этим живет и других меряет в этих же понятиях. А с точки зрения верующего все очевидно: существуют Бог и дьявол, добро и зло. Они борются, и борьба эта, конечно, идет и за церковь. За душу каждого священника, в том числе.

Отрицать, что нет дьявола, который не пытается влиять на священника, нелепо. Более того, неверующим покажется парадоксальным, но то, о чем вы упомянули, лично для меня только подтверждают правоту христианства. Потому что на самом-то деле речь идет не о вере в священников, которые тоже являются людьми, а о вере в Бога, о христианстве.

Человек, постоянно выискивающий в интернете «грязное белье», себя сознательно отгораживает от этих истин, а потому всего, о чем я сказал, не поймет. Он уверен, что выиграл, найдя очередные «часы», а на самом деле, своими обличениями доказал правоту христианства. Сейчас люди, которые с трудом прочли две-три книги, окончили какой-нибудь «заборостроительный институт», пытаются в интернете анонимно развенчать христианство! Слушайте, в истории такие были головы, которые этим занимались, и те ничего сделать не смогли. А уж нынешним «правдоискателям» даже смешно на это замахиваться.

Теперь – еще приземленнее. Да, в церкви есть проблемы, и Патриарх по этому поводу выступил и признал их существование. Было бы очень удивительно, если бы никаких проблем там не было. Но эти случаи не носят массового характера, их можно пересчитать по пальцам. А ведь священников в России – десятки тысяч, среди которых много тех, которые живут почти впроголодь. При этом вся либеральная тусовка пережевывает и склоняет отдельные инциденты и пытается «обобщить». Таково правило пропаганды: выхватывайте два-три выгодных вам случая, выдавайте их за повсеместную действительность и на этой основе делайте самые радикальные выводы. Пропаганда в самом грязном ее исполнении. Кроме того, в отличие от католиков, православная церковь никогда не считала себя непогрешимой.

- Напомню один эпизод: 9 сентября 2012 года в храме Христа Спасителя состоялся молебен в честь 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года, пришли около 17 тысяч верующих. Надо же такому случиться: через Волхонку в это время пролегал путь оппозиционерки Ольги Романовой. Понятно, проехать было трудно, а потому она мгновенно воспользовалась «электронным гаджетом», написав в «Фейсбуке»: «Не могу попасть на собственную лекцию в Стрелке. Кропоткинская перекрыта - молебен у них, у б...». Это я поставил отточие, она прописала слово полностью. Значит, можно так ненавидеть свою историю, своих сограждан и православие. И эти оппозиционеры уверяют, что, приди они к власти, Россия будет великой, одухотворенной и нравственной страной?

- Не уверен, что люди в большинстве своем осознают подобное расхождение в словах и делах либералов, каждый из нас свободен в своем выборе: что видеть и как понимать. Давно до нас сказано: «Имеющий уши, да услышит, имеющий глаза, да увидит». Не хочешь – не услышишь и не увидишь, даже если в упор будешь смотреть.

Что касается самой Романовой… Бог есть любовь, дьявол есть ненависть. В наших оппозиционерах – хотя они уверяют, что борются за некое добро – я вижу съедающую их изнутри жуткую ненависть, они ее буквально излучают. Никакого позитива в них нет. Иногда по праву они обвиняют власть, некоторые факты, которые они приводят, соответствуют действительности, бывают у них разумные аргументы. Но общий посыл – ненависть, а создать ненависть ничего не может. Что до их намерений построить одухотворенную и нравственную Россию, то я в них не верю и даже никогда не слышал, чтобы они об этом говорили.

Мне кажется, все их тезисы сводятся к ненависти к России как таковой, они все время призывают что-то разрушить, что-то кардинально изменить, от чего-то отказаться. Естественно, среди их предложений – забыть о православии. Думаю, от обсуждения таких тем их просто воротит, потому, что это противоречит их пониманию свободы. Ведь нравственность это, в том числе, система ограничений. А либеральная свобода может быть ограничена только наличием или отсутствием денег. Прежде всего, потому, что они сами по себе не соответствуют этим стандартам, так что бегут, как черт от ладана.

По отношению к церкви позиция у них была лукавой всегда. Давайте вспомним конец восьмидесятых–начало девяностых годов: когда надо было валить советскую власть, либералы достаточно активно использовали тему дореволюционной России. Любимая цитата всех интеллигентов того периода: «А ведет ли эта дорога к храму?». Все это произносилось с придыханием и с глубокомысленным выражением лица. Но либералы довольно быстро поменяли свою позицию и возненавидели тот самый храм, о котором недавно говорили. Поняли, что православие всегда было системообразующей основой большой имперской культуры, идеологии России как Третьего Рима. Естественно, что им это поперек горла.

- И – последнее. Наши читатели давно знают вас, поэтому задам вопрос личного свойства. Вы можете оценить самого себя с позиций духовности и нравственности?

- Ну, я против таких «стриптизов». То, что я отвечал на вопросы о нравственности, вовсе не означает, что я сам являюсь высоконравственным человеком. Вы спрашивали – я отвечал. Но мне, как и абсолютному большинству людей, есть о чем сожалеть в своей жизни и чего стыдится. И для меня лично это еще одно подтверждение правоты тех ценностей и ориентиров, о которых говорилось выше, и которых я пытаюсь придерживаться.

Беседу вел Виктор Грибачев

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..