Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Похмелье майданных кумиров

Похмелье майданных кумиров

Украина обсуждает заявление известного музыканта Святослава Вакарчука
Михаил Колесник
01.09.2015
Похмелье майданных кумиров

Первым опомнился украинский рокер Кузьма Скрябин, сочувствовавший то Януковичу, то его «партнерам». Он увидел результаты «евромайдана» и фактически выкрикнул на последней пресс-конференции, дескать, «хлопци та дивчатка, нас кынулы». И после этого, по странному совпадению, погиб... Надо отдать музыканту должное: на Майдане он не скакал. Затем даже безумная исполнительница «дыких танцив» Руслана, которая таки скакала, неожиданно заявила, что на Донбассе «не всё так однозначно», как вещают украинские СМИ.

Теперь вот «проснулся» кумир молодежи Святослав Вакарчук, фронтмен группы «Океан Ельзи», популярный как на Украине, так и в России, его треки подзвучивают как мелос эпохи некоторые известнейшие современные российские кинофильмы, более всего известны в этом ряду ленты «Брат» и «Брат-2».

23 августа с.г. была опубликована общественно-политическая реплика Вакарчука «Украина, за которую я вышел на Майдан». Этот день — для кого канун «Дня Нэзалэжности», а для кого и День освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков.

Перед тем, как ознакомиться с репликой, кратко вспомним некоторые творческие и гражданские вехи С. Вакарчука.

«Холодно» — так называется давний, еще декабря 2002-го, популярный талантливый хит, фактически его визитная карточка. Песня вполне лирическая, но автор в каких-то словах подсознательно отзывается на действительность, тогда еще, казалось бы, немилитаристскую:

Холодно...
Як би не було,
Як не болiла б
Твоя любов,
З ким не вела вiйну.

В тобi я втоплю свою весну.

Кто его, барда, знает, — может, уже тогда в этих строках он обращался к Неньке...

По оценке еженедельника «Корреспондент», Славко Вакарчук, активный участник и оранжевого майдана 2004-го, и «евромайдана» (14-го декабря 2013-го «Океан Ельзи» дал концерт на майдане Нэзалэжности), ежегодно входит в первую сотню влиятельных и известных людей на Украине.

С ноября 2007 г. С. Вакарчук был избран народным депутатом Украины по спискам блока «Наша Украина — Народная самооборона», от этого блока стал министром оранжевого образования его отец, Иван Вакарчук, ректор Львовского университета, русофоб-галициец.

Интересный штрих: 14 октября 2006 г. вышел публицистический сингл группы «ОЕ» «Веселі, брате, часи настали…» («Веселые, брат, времена наступили…»).

Веселі, брате, часи настали.
Нове майбутнє дарує день!
Чому ж на небі так мало сонця стало?
Чому я далі пишу сумних пісень?

Оставим в стороне одесский оборот в последней строке про «я дальше пишу грустных песен» (текст вообще литературно уязвим), однако тревога в стихах очевидна: автор вопрошает, почему на небе стало так мало солнца. И дальше, иронически-горько констатируя, что «мы приближаемся к цели», опять-таки спрашивает: почему ж я тогда ищу другую тропинку, почему я дальше с ними не хочу идти»? (С кем «с ними» — слушателю не поясняется.)

Веселі, брате, часи настали.
Ми наближаємось до мети!
Чому ж тоді я шукаю іншу стежку?
Чому я далі з ними не хочу йти?

Душа прокинулась, та й питає
Сама у себе — чому одна?
Немає в кого спитати — золото замість тата,
Замість мами — глуха стіна.

Проснувшася душа остается одна, и ей не у кого спросить, почему так случилось. Поскольку вместо отца теперь — золото, а вместо мамы — глухая стена. Симптоматичны слова барда «проснулась», «золото», «глухая стена».

Песня получила широкую известность, в том числе благодаря пессимистичному тексту, который был воспринят многими как разочарование Вакарчука в оранжевой революции.

Примечательно: все деньги, полученные от продажи сингла, были переданы областному специализированному Дому ребенка в донецкой Макеевке.

В 2015-м вышел клип с песней Вакарчука «Не твоя вiйна». На наш взгляд, в музыкальном смысле опус уступает двум вышеупомянутым произведениям этого автора, но смотрим на текст:

Бій на світанні — сонце і дим...
Мало хто знає, що ж буде з ним?..
Що буде завтра? — В юних думках –
В когось надія, а в когось страх...

Приспів:

Гілля калин похилилося...
Мама, кому ж Ви молилися?
Скільки іще забере вона,
Твоїх дітей, не твоя війна?..

Понятно и без перевода, но на всякий случай: «свiтання» — рассвет, «думка» — мысль, «надiя» — надежда, «гiлля калин похилилося» — ветви калин накренились. В одном из куплетов есть также оборот «i цілували руки брехні», вполне образный, означающий «и целовали руки лжи». «Приспів» — припев, проходящий, как водится, многократным повтором, и последние две его строки, самые ударные и концептуальные, в конце звучат дважды. Припев действительно образен и выразителен. Горько звучит риторическое разочарование: «Мама, кому ж Ви молилися?».

Итак, читаем (в полном объеме) августовскую публицистику С. Вакарчука — человека, находящегося по-прежнему в фокусе общественного мнения, влияющего на умы молодежи.

«Вопрос не в том, будем мы двигаться в Евросоюз или сближаться с Россией. Дело в более глубоких, фундаментальных ценностях, — говорит музыкант. — У людей, вышедших на Майдан, были разные мотивации. Но все же большинство шло туда по той же причине, что и я: они почувствовали, что у граждан Украины забирают самое важное, по мнению этих граждан. А именно — ценности, свободу и достоинство.

Разумеется, можно сказать, что это всего лишь эфемерные слова. И за последнее время украинцы не раз слышали в свой адрес: «Что вы носитесь с этой свободой, если вам жрать нечего?». Но, пусть в этих обвинениях и есть доля правды, лично для меня свобода и достоинство — главные ценности в жизни. Я не готов променять их ни на что иное.

У меня был выбор. Была возможность взять и уехать в Америку или другую страну, где у всех примерно одинаковый набор прав, будь ты президентом, Уорреном Баффетом или нищим, просящим милостыню. И все же мне казалось тогда, кажется и сейчас, что это удел уж очень практичных, прагматичных и слабых людей. Мне интересно бороться до конца. Кроме того, я верю, что у Украины есть шанс отстоять свои ценности и продолжать строить нормальное государство. Именно для этого я вышел на Майдан. Я вышел туда не затем, чтобы протестовать против неподписания ассоциации с ЕС. Меня заставило выйти то, что людей, которые вышли выразить свое мнение, жестоко и цинично избили.

Если бы все было иначе, и демонстрация, которую разогнали, выступала против евроинтеграции, я все равно вышел бы на Майдан. Если бы пришли полицейские и избили невинных ребят и девочек, выступавших за сближение с Россией, палками до крови под камеры, я бы вышел точно так же. Я бы стоял точно столько же. Потому что дело не в том, с кем мы будем интегрироваться — дело в фундаментальных ценностях.

Чего Украина ждала от Майдана?

Мне иногда кажется, что главная проблема украинцев состоит в том, что мы не можем определиться, какое государство мы хотим построить, куда мы идем.

Quo Vadis? Мы пока не дали себе ответа на этот вопрос. Я имею в виду не ЕС или Единое экономическое пространство, вопрос гораздо шире. Куда движется наше общество? Мы хотим построить государство, где главными ценностями будут свобода и достоинство, или для нас важнее стабильность и безопасность? Какие ценности мы исповедуем? Мы — общество, основанное на принципах Библии, общество, основанное на конфуцианских ценностях? Или общество, которое имеет свои собственные ценности?

Мы так и не определились с ответом, а он крайне важен. Ведь именно он определит, к чему мы стремимся. Что мы готовы терпеть, а что нет.

Если для нас стабильность и процветание важнее, чем свобода, тогда нужно по-другому строить государство. Если мы готовы быть свободными, но при этом нам все равно, быть богатым или бедным обществом, это другой путь. Если мы хотим иметь и то, и другое, нужно определиться, с чего начать. Что будет первостепенной ценностью.

Мы до сих пор не дали себе ответа. И, пока мы этого не сделаем, мы не сможем понять, кто же нужен Украине».

Системного мышления, вроде бы, от этого человека можно было ожидать: физик-теоретик, выпускник Львовского университета, кандидат физико-математических наук. Можно было заподозрить в этом человеке способность к логическому мышлению, к правильному установлению причинно-следственных связей.

И что же? Как кто-то заметил в комментарии к этому выступлению, «если уж и у Вакарчука такая каша в голове, то мне уже совсем страшно за братьев-украинцев».

Ну, страшно уже давно, а реплики в Интернете, вызванные этим выступлением певца, показательны.

Галина Ростовская пишет: «Не оправдывайтесь, Слава. Все, кто вышел на майдан и участвовал в свержении законной власти — государственные преступники. Все, кто взял камень и бросил в милиционера, кто делал и бросал коктейли Молотова, захватывал админздания, министерства и др. — нарушители закона, конституции. У нас в конституции не было статьи “смена власти путем народного восстания”. Слава, выйдите на майдан теперь за нас, за мирных жителей Донбасса! Нас не избивают, а убивают. Я на референдум не ходила, а вот от украинских истребителей убегала с выпученными глазами на 7 месяце беременности. А потом пришел “айдар” в наш посёлок и мародерничал, грабил, унижал, избивал и т.д.».

Ей вторят: «Вячеслав, у Вас и сейчас есть возможности выйти на Майдан и попробовать защитить жителей Донецка и Луганска. Там тоже много девочек и мальчиков, которые сейчас на себе испытывают все ужасы украинских бомбардировок. Вы же за фундаментальные ценности?».

Или так: «Пусть Святослав расспросит о ценностях свободы и достоинства запытанных палачами СБУ и нацбатальонов. Градус нетерпимости в украинском обществе надо снижать, это факт. Да и базовые потребности (см. пирамиду потребностей Маслоу) будут определять жизнь украинцев на десятилетия».

Как всегда, внятно высказался на своей странице в Фейсбуке экс-нардеп, киевлянин Юрий Болдырев: «Как говорил знакомый директор академического оперного театра: “Вокалисты ум выдувают”. Поэтому вместо честности и анализа мы увидели здесь у Вакарчука набор трюизмов и лжи. В действительности всё совсем не так. После возникновения незалежної Украины галичане и примкнувшие решили, что они победили, и как победители заставят всех остальных служить галичанам, потому что других отношений они, галичане, не знают. Восстание донецких естественно — как ответ на желание галичан господствовать. Половина Донбасса — это земли Войска Донского (кто не знает — Кальмиус протекает через центр Донецка, а граница была по Кальмиусу), поэтому вольности в генах, как бы Владимир Ильич с Яковом Михалычем ни расказачивали. Вот и столкнулись два понимания свободы: галичанское и донское».

Подхватывает и заостряет один из тезисов Ю. Болдырева Игорь Вергазов: «У галичан есть два состояния: либо лизать сапог, либо бить сапогом в лицо». Это очень верно сказано о «свободе по-галицийски».

Жительница Донецка Нина Бородина прореагировала на пассаж Вакарчука о гипотетическом стоянии певца на майдане «точно так же» за сторонников России: «Трогательное заявление. Или Вакарчук как-то не замечает, что невинных мальчиков и девочек, конкретно ДЕТЕЙ Донбасса, равно как и женщин, стариков и всех прочих не просто палками до крови, а конкретно снарядами и пулями УБИВАЮТ майданные патриоты?

О каких фундаментальных ценностях говорит, в том числе и этот майданный герой, который готов терпеть лишения, но, к своей радости, их не имеет, и сам не понимает, куда и зачем движется его Украина и чего она хочет.

Эти вакарчуки со своим майданом привели к власти преступников-нелюдей, развязавших заказную гражданскую войну в угоду западным хозяевам, и за кратчайший срок привели Украину к дефолту. Да по сравнению с ними “кровавый Янык” — просто нашкодивший заворовавшийся щенок. И что? Где выход Вакарчука сегодня на майдан? Пусть выйдет САМ ЛИЧНО, с плакатом хотя бы. Эти разглагольствования о ценностях, достоинстве и поиске истины циничны на фоне КРОВИ и СМЕРТЕЙ».

В самом деле: второй год убивают людей на Донбассе. «Можешь, выйдешь за них, Славик? Или “свобода слова” для тебя ценнее права на жизнь? А когда девочки и мальчики вышли в Одессе на акцию в поддержку интеграции с Россией, и что же вы с ними сделали? Просто сожгли их заживо — вот и все».

Верующий человек реагирует на латинское вопрошание Вакарчука «Quo Vadis?»: «Не “с чего начать” а как закончить — вот какой вопрос надо теперь ставить! Вы уже начали!!! Такого натворили!!! И главный вопрос для Украины сегодня: КАМО ГРЯДЕШИ! Куда идешь! И это вопрос не про Евросоюз или Россию... А про Бога... и дьявола. Про Добро и зло! Проще: про Христа и антихриста... КАМО ГРЯДЕШИ, УКРАИНА?».

У кого-то размышления певца через полтора года истекшей крови не вызывают доверия: «Мне Вакарчук омерзителен! Изначально недальновидно ратовал за майдан, поголовную украинскую мову и подписание ассоциации с ЕС, теперь отрезвление приходит, напившись крови русскоязычных сограждан?! Ему было оооочень комфортно, когда его отец был министром культуры, уничтожая реальную культуру?! Приспособленец и флюгер!».

Подозревая неискренность, Вакарчука кроют и с галицийской стороны: «“Дело в фундаментальных ценностях...” — все понимают, что он имеет ввиду; случится — обмотается флагом Новороссии и повяжет колорадскую ленту».

Evgeny Barannik пишет в том же Фейсбуке: «О какой свободе говорит автор? Или может быть о независимости от всего, что только можно себе представить: газа, нефти, денег, мяса (как писали Ильф и Петров)?

Украинцы за 20 лет своими собственными руками (под руководством Запада) уничтожили лучшую в мире страну, которая имела все: от ядерного оружия, своих флотов, легкой промышленности до лучших сельскохозяйственных производств.

Мы начинали с ИМПЕРСКОГО уровня, это МЫ были империей в широком смысле этого слова. Но кому-то понадобилось провести декапитализацию на 14 триллионов долларов (–85% потерь промышленного производства!). Это он называет свободой? Разве свобода заключается в отсутствии рабочих мест, нищете, кланово-кумовской власти и унитарной организации жизни? Да он или врет, или глуп как пробка».

В самом деле: Святослав Вакарчук должен признать, что из его слов можно сделать вывод: когда он «вышел на Майдан», то знать не знал, зачем туда идет, ведь он до сих пор «не определился с ответом». И еще: он и ему подобные — осознают ли свою меру ответственности? Почему — в первом случае он «вышел на Майдан», а во втором, сейчас, зовет не «бороться за свободу», а «определяться с ответом», дескать, что нужнее — свобода или колбаса.

Но ведь выбор уже сделан: одним и то, и другое, а другим — ни того, ни этого. И сделали этот выбор именно скачущие на Майдане, обеспечив лишь смену олигархической верхушки — с мирно-грабительской на кроваво-грабительскую.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..