Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Почему Поклонская шла с иконой Николая II

Почему Поклонская шла с иконой Николая II

Заметки публициста
Олег Мономах
16.05.2016
Почему Поклонская шла с иконой Николая II

Наталия Поклонская, прокурор Крыма, вышла на акцию «Бессмертный полк» с чудотворной иконой царя-страстотерпца Николая II, и тут началось… Фейерверк! Грянули пушки, пугачи и хлопушки из нашего левого и не нашего русофобского стана. Отношение к «происшествию» разных людей и сообществ даёт любопытный срез Русского мира, который, разумеется, территорией России не ограничен.

Сама по себе акция «Бессмертный полк», восхитившая, объединившая миллионы, врагами исторической Руси была воспринята как бритва в горле. Показательна в этом смысле реакция некоего блогера Аркадия Бабченко, который выдал на «Эхе Москвы», придя «в ужас»: «Идущие рекой десятки тысяч человек с фотографиями мертвых людей… Ну, один раз это еще можно понять… Но из года в год...» У автора явно патология, как минимум, со зрением: на фотографиях не трупы на полях войны, не штабели Бабьего Яра. На фотографиях – живые люди, молодые и полные сил. И что же тут дурного и «непонятного» – если из года в год? Да ничего плохого; оно и полезно – хотя бы раз в год просматривать свой семейный альбом. А «Бессмертный полк», безусловно, общенародный семейный альбом: народ воссоединяется, вот для некоторых это и бритва. «Эховецу» день Победы вообще не в радость, для него это «ад», откровенничает: «На несколько дней страна, и в остальное время не очень-то здоровая в психическом и нравственном плане, превращается совсем уже в палату номер шесть». Для «эховцев» помнить и любить свою историю, уважать память предков – палата № 6. Как-то в Киеве один нацист заявил: «Я ненавижу свою мать!» Он тоже, наверняка, ощущает себя психически здоровым и нравственным человеком, как и Бабченко. Но сам-то «эховец» как раз и напоминает того чеховского персонажа из окаянного флигеля, чей портрет: «Гримасы его странны и болезненны… Они выражают глубокие душевные страдания… В речах его преобладают темы о человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о будущей прекрасной жизни… Он всегда возбужден, взволнован и напряжен…»

А тут ещё и Поклонская! Но о ней он писать не может, другие нашлись, подставили плечо, например, ещё один «эховский» автор, Дмитрий Быков разразился виршами, как тот Ляпис-Трубецкой, слава которого – судя по ритмам – ему не даёт покоя:

«На праздник — девятого, значит, числа —

Не вымысел, честное слово! —

Поклонская лично икону несла

Царя Николая Второго.

Иные выносят портреты родни,

О близких напомнить желая,

А эта в священные майские дни

Выносит портрет Николая…»

Ну и так далее. А в преамбуле «Русофобское золотое перо России» ввернуло: «Этот выход (Поклонской) затмил даже аналогичное шествие, в котором принял участие Владимир Путин».

Ещё бы! От икон их не просто, как от Путина, передёргивает, но уже и жестоко корёжит и мнёт!..

Ладно, с крапивным цветником ясно, им не только отечественная история – «ад», им и пейзажи родимые не милы, да и погодные – любые – условия ненавистны. И поэтому чем шире Русь, тем менее комфортно им живётся на планете Земля. Ждать иного и не следовало. Русофобия – это диагноз.

Но оказалось, что поддержать известных русофобов, дабы пнуть «Наташу-Няшу», поспешили и некоторые патриотичные интеллектуалы атеистического толка. Эль Мюрид высказался… Есть люди, которым бы не касаться вопросов православия, греха б меньше было. Но не могут удержаться, непременно желают острым словом сверкнуть…

Встречаются, говорят, на свете люди, которые многоцветный и многомерный мир видят в серой, искажённой цветовой гамме. Так и у иных, в том числе интеллектуалов, суждения о Церкви и вере того качества, как если бы они взялись рассуждать о реалистичности фигур и цветовой гамме «Троицы» Рублёва. Метафизика – это не их. Вот и Эль Мюрид, словно б в прозу переложил Зильбертруда: «Со всем уважением, но Няша, похоже, на теме Николая Второго поехала. Причем тут икона самодержца и "Бессмертный полк"? Нормальные люди вышли с портретами родных, а Поклонская – с Николаем. Переработала она, похоже». Со всем уважением он записал Поклонскую в «ненормальные», салютуя Бабченке. А казалось бы: неясно, «причём тут икона» – вникни, разберись, спроси, в личку ответят. Эта несгибаемая деревянность печалит, а русофобов и свидомов радует – единомышленника обнаружили, цитировать наперебой бросились, по-шакальи кусая «так называемую прокуроршу оккупированного Крыма», которую «высмеяли даже идеологи "Новороссии"…» Знаменитый журналист Максим Шевченко так же возбудил «незалежные» СМИ: «Даже одиозного российского «крымнашиста» - журналиста Максима Шевченко возмутил проход крымского прокурора Натальи Полонской с иконой Николая Второго…» И ему салют с обратной стороны луны, не знающей правды русского солнца.

Выделился ресурс REGNUM, тиражируя мнение: «Николай II в «Бессмертном полку» - неуместен». За одни сутки 10-11 мая уважаемое издание зачем-то выдало 23 (!) негативных материала о Поклонской и иконе. Других мнений не было. Что это, травля?

Сказать по совести, атаковать Поклонскую, видя перед собой её простодушную улыбку искреннего человека, это как нападать на национального героя Русского мира. Она-то ведь подлинный герой, не диванный; прокурором Крыма стала в тот момент, когда суровые мужики в красивых широкоплечих мундирах попрятались под столы, выжидая, чем история с воссоединением кончится. А тремя годами ранее она, являясь обвинителем по делу могущественной бандитской группировки, пережила в Евпатории покушение, была зверски избита.

Об всём этом следовало сказать? Следовало.

При этом ни в коем случае не хотелось бы, чтобы произошёл очередной раскол Русского мира, на этот раз на площадке «Бессмертного полка», между православными и левыми, «белыми» и «красными».

Наоборот! «Бессмертный полк» как раз и может воссоединить, двигаясь вперёд, развиваясь, живя живой, а не придумано-уставной жизнью.

Как это случилось в Киеве 9 мая 2016. На киевской Аллее Славы «Бессмертный полк» и Крестный ход – группа «Прогрессивных социалистов» во главе с замечательно-стойкой Натальей Витренко и группа Союза православных братств Украины героического Валентина Лукияника соединились, прорывая реальное сопротивление реальных нацистов. Заметим, этим группам пришлось проявить, порой, именно военное искусство, свойственное настоящим полкам, преодолевая препоны и неся потери. У двух фронтовичек сестёр-близнецов (старушки бывают на всех крестных ходах с портретом маршала Жукова, обратная сторона которого в бумажных иконах) «свидомые парубки» сломали портрет и кощунственно бросили его в Вечный огонь. Одну женщину нацик чуть не удушил, срывая Георгиевскую ленточку.

Возможно, нелишне вспомнить, - Георгиевская ленточка, ставшая символом Победы во многих странах, – несёт в своём названии имя св. Георгия Победоносца. Символом она стала, заметим, более чем обоснованно: в 1945 году Пасха выпала на 6 мая, на день святого Георгия, но в связи с тем, что в день Пасхи святые в привычном понимании не празднуются, по канонам празднование святого было перенесено на Среду Светлой седмицы – на 9 мая. Православные в случайности, разумеется, не верят, да и математика относится к таким «совпадениями» уважительно, .

На современной Украине, как нигде, с острой болью ощущается расчленённость исторической Руси, разделённость народа. Надо сказать, что в Киеве и вне этих групп были иконы. Иконы – живое дыхание жизни, духовной жизни. Киевский журналист Дмитрий Скворцов заметил в Фейсбуке: «А я тоже, кстати, с иконой шёл на 9 мая. Богородицы. Семистрельной».

Не только в Симферополе и Киеве на шествиях были иконы, но и в Петербурге и Москве. В столице перед огромным красным полотнищем «Знаменем Победы», которое несли в ширину Тверской и пронесли через Красную площадь, шествовала икона Божией Матери «Хабаровская». Журналист Александр Егорцев, участник акции, нёсший икону, пояснил: «Нам вручили ее месяц назад в Хабаровске, икону на наших машинах провезли через всю Россию, по местам воинских захоронений и Мемориалов Славы». Всё это народная инициатива.

Шествие и возникло как народная инициатива. В 1985 в Соликамске (есть фотография на сайте «Бессмертного полка») женщины вышли на городской парад 9 мая с портретами своих погибших мужей-фронтовиков. Живые и мёртвые прошли в одной колонне; словно бы промелькнула иллюстрация к Символу веры: «…со славою судити живым и мертвым…»

Причина разногласий, конечно, не в сегодняшнем дне, это мировоззренческий конфликт. Но в русском случае он может быть преодолен: мы исходили это поле, мы испили эту чашу.

Известный наш святой – чудотворец Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович) в 1938 году, когда мир ещё лишь клокотал в преддверии небывалой войны, и миллионы будущих жертв ещё были живы, писал прямо и честно о духовной причине минувших и надвигающихся бед: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю ещё до его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своё несогласие с ним.

В грехах цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставивший его беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец.

Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции».

Расчленение исторической России в конце ХХ века – несомненно, является одним из негативных (мягко выражаясь) итогов русских революций начала ХХ века. Но всё это наша история, по Пушкину, какой нам Бог её дал. И пришла пора выходить из погибельной расчленённости нашей. Времени, как говорят старцы, совсем немного осталось. Времени для покаяния. В своё время Геннадий Шиманов, оригинальный православный мыслитель 1970-1980-х, прозорливо полагавший, что либеральная демократия и принципы западного правосознания ещё более вредны для русского народа, чем построенный на марксистско-ленинской основе социализм, писал, адресуясь в том числе и к свергателям коммунизма: «Советская власть – это не только безбожие и величайшая в мире гроза, это также и некая тайна и орудие Божьего Промысла». Русский народ, как мы понимаем, был большевистским переворотом убережён от либеральной гнили, которую несло в себе Временное правительство. Не пожелал народ жить при святом царе – царь смиренно освободил место. Убили царя – открылись шлюзы кровавых рек: ударил бич Божий. В прозрении Шиманова о Божиим Промысле, представляется, сокрыт ключ к примирению нынешних «красных» и «белых» и спасение тех, кто находится в вынужденном рассеянии.

Если православный человек в состоянии увидеть в реальном социализме (далёком – на поверку – от справедливости) тайну и орудие Божьего Промысла, то отчего же нашим левым не попытаться увидеть в Православии тайну, святость и ключ к возрождению?

Пришла пора кропотливо соединять расщеплённое, разбитое вдребезги, иначе не жить.

Негативный фон, который попытались создать вокруг Наталии Поклонской оголтелые русофобы, «свидомые укры» и «наши левые» не в состоянии заглушить народной любви к ней. Увидев её с чудотворной иконой Царя (а это очень непростая икона), возликовали многие… Кто не помнит слов Патриарха Алексия II: «Грех цареубийства… народом нашим не раскаян… этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном сознании…» И вот вдруг опять мы слышим дремучий вздор: «кровавый», «войну проиграл», «слабый царь»… Для наших предшественников Царь был отцом. Он является, как знают верующие, молитвенником за Русь Святую. О Победе говорили и говорят как о чуде. Без такого молитвенника не было бы счастливой для нашей истории весны сорок пятого года. Идеолог Новороссии, председатель Московского отделения Содружества Ветеранов Ополчения Донбасса (СВОД) Игорь Друзь прореагировал на травлю Поклонской молитвой и добрым словом: «Дай Бог спасения души, здоровья и всего самого доброго р. Б. Наталье Поклонской! Я всегда ее уважал, а теперь - еще больше. Возмущен подлыми нападками…»

Любопытным наблюдением поделился на «Русской народной линии» председатель Союза православных братств Леонид Симонович-Никшич. Речь ведёт о сообщениях об иконах «Бессмертного полка»: «Читал я все эти сообщения и вдруг как-то заволновался. И поразила мысль, что вот оно – началось, вот оно – проявляется мистическое Преображение России. Ведь акция с портретами родственников, в прямом смысле «душу свою положивших за други своя», ведь эта акция несомненно есть проявление той России вечной, о которой говорили наши русские святые. И вдруг, как-то само по себе, совершенно спонтанно, в ряды этих родных русских лиц влился лик святого Царя-Мученика и святых страстотерпцев Бориса и Глеба…»

Молитвенники стали зримы. Увидели мы начало Преображения России и не поверили своим глазам: кто-то вновь решил устроить партийные деления и вновь «убрать Царя». Но вот уже в реальности живые и мёртвые (а у Бога мёртвых нет), родные по крови и по духу, святые молитвенники – все сошлись в вековечном Крестном ходе Святой Руси… Как однажды Крым стал изначальной точкой сборки Русского мира, так, хочется думать, светоносное шествие «Бессмертного полка» станет площадкой сборки исторической Руси, ещё не исполнившей своего предназначения.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.