Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Парадоксы военной реформы

Парадоксы военной реформы

Не оправдавшие надежд реформаторские идеи заменяются новыми
Артем Ивановский
29.10.2012
Парадоксы военной реформы

Председатель Общественного совета при Министерстве обороны Игорь Коротченко 24 октября прокомментировал планы военного ведомства по созданию новой силовой структуры – военной полиции. «Перспективы создания военной полиции весьма хорошие», - заявил Коротченко. Но при этом оговорился, что «существуют определенные проблемы с разграничением функций и полномочий». Заметим, что опасения Коротченко имеют под собой вполне реальные основания.

Например, к сфере полномочий новой «спецслужбы» предполагается отнести проведение расследования преступлений средней тяжести, осуществление оперативно-розыскной деятельности, производства по административным правонарушениям и разбирательства по делам о дисциплинарных проступках. Ранее всем этим занимался Следственный комитет. Тем не менее, Министерство обороны уже отправило на согласование в прочие силовые ведомства проект закона «О военной полиции».

В упомянутом выше законопроекте есть и другие любопытные моменты. Так, военной полиции будет предоставлено право «проводить оцепление или блокировать не только отдельные воинские части, но и военные городки с целью пресечения массовых беспорядков». Что, в нашей армии что-то очень серьезно идет не так, если Министерство обороны ожидает массовых беспорядков в воинских частях и военных городках? Но главный вопрос к новой силовой структуре касается отнюдь не ее полномочий. Откуда Минобороны планирует взять личный состав для укомплектования подразделений военной полиции?

Проблема некомплекта личного состава в воинских частях приобретает все более катастрофические масштабы.

Насколько серьезным является положение, можно судить по тому факту, что Министерство обороны было вынуждено принять решение о формировании так называемых «батальонных тактических групп».

О внедрении этой новой реформаторской идеи объявил 20 сентября в интервью «Интерфаксу» пожелавший сохранить анонимность «источник» в Генеральном штабе ВС РФ. По его словам, «в военных округах создаются батальонные тактические группы со средствами усиления и 100% укомплектованностью военнослужащими по контракту. Батальоны будут созданы на базе мотострелковых и общевойсковых бригад постоянной готовности». Далее неназванный представитель Генштаба разъяснил причины такого нововведения: «Батальонные тактические группы создаются потому, что мотострелковые и общевойсковые бригады постоянной готовности фактически не отвечают своему статусу – в них некомплект личного состава составляет от 30 до 50%, а также большой некомплект новой боевой техники и боеприпасов к ней. Особенно не хватает контрактников и военнослужащих, обладающих основными боевыми специальностями: механиков-водителей, операторов-наводчиков, гранатометчиков. Наибольший некомплект личного состава – до 50% – имеется в звене «взвод – рота». Эта картина характерна для всех военных округов».

Уместно задать вопрос: скольких процентов достигнет уровень нехватки личного состава в войсках после того, как новоиспеченная военная полиция станет отбирать призывников и контрактников для укомплектования собственных частей?

Очередной этап реформирования армии получил однозначные оценки как кадровых офицеров, так и военных экспертов. Бывший начальник главного управления боевой подготовки Сухопутных войск генерал-полковник Юрий Букреев прямо заявил, что формирование батальонных тактических групп на основе общевойсковых бригад наглядно свидетельствует о фактическом провале задачи по формированию «нового облика» Вооруженных сил. «Через почти четыре года реформ мы пришли к тому, с чего начали: к острой нехватке рядового и сержантского состава в войсках. Инициаторы «нового облика» армии в 2009 году не уставали повторять, что нам не нужны «бумажные» дивизии, где некомплект военнослужащих составляет более 50%, а лучше на их базе создать общевойсковые мотострелковые бригады постоянной боевой готовности, а заодно ликвидировать дивизионные структуры. Не прошло и нескольких лет, как все повторяется сначала», – подчеркнул генерал. Как утверждают реформаторы, новоиспеченные «батальоны постоянной готовности» понадобились для выполнения специфических задач в рамках антитеррористической операции на Северном Кавказе. Напомним, что 8 октября Национальный антитеррористический комитет заявил о необходимости усиления действующих на территории СКФО частей МВД и ФСБ армейскими подразделениями. Однако генерал-полковник Букреев, как ветеран боевых действий в Чечне, сразу отмел эту «легенду»: ««Именно такого рода формирования, созданные в спешке во всех округах и на флотах в 1994 году, были главной причиной того, что мы потерпели поражение в первом чеченском вооруженном конфликте. Мне хорошо знакома «цена» таких батальонов, сформированных на временной основе во время первой чеченской кампании, в которой мне довелось участвовать. Зачем во второй раз наступать на те же грабли?» Еще более резко прокомментировал новую реформаторскую идею первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков: «Сегодня мы могли бы укомплектовать бригады до требуемых уровней. Для этого нужно было проводить корректную политику в сфере подготовки кадров для Вооруженных сил. Этого не было.

В результате реформы были ликвидированы высшие военные учебные заведения, часть из них была превращена в УНЦы (учебно-научные центры), неспособные решать полноценные задачи по подготовке кадров, еще часть военных вузов была переведена в другие регионы, но по сути – тоже уничтожена.

Вторым этапом стали метания от чисто контрактной к чисто призывной армии. В итоге у нас ни контрактников, ни призывников».

Добавим, что проблема контрактников признана на официальном уровне. 18 октября председатель Комитета Государственной Думы по обороне Владимир Комоедов сделал следующее заявление: «Министерство обороны России сможет набрать в 2013 году только 30 тысяч контрактников, а не 50 тысяч, как было запланировано». Правда, в отличие от К. Сивкова, причину провала программы перевода армии на контрактную основу депутат Комоедов видит не в хаотичных метаниях реформаторов, а в «нехватке денег». «В целях реализации положений указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604, - разъяснил парламентарий, - планом строительства Вооруженных сил предусмотрено увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в 2013, 2014 и 2015 годах на 50 тысяч человек ежегодно. Однако проектом федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 16,4 млрд. рублей, что позволит провести увеличение численности контрактников только на 30 тысяч человек».

Конечно, можно сказать: и 30 тысяч не так уж плохо на фоне некомплекта в войсках. Но реальные факты свидетельствуют о том, что, к сожалению, на цифру 30 тысяч выйти тоже едва ли удастся. Простой пример: 9 октября пресс-служба Западного военного округа обнародовала бодрую информацию о новой, усовершенствованной системе набора контрактников: «Новая система отбора граждан Российской Федерации, пожелавших поступить на военную службу по контракту, успешно функционирует на территории Западного военного округа. 27 пунктов отбора на контрактную службу создано в центральной и северо-западной части России. С 1 сентября 2012 года отбором граждан на военную службу по контракту занимаются специализированные пункты, в задачу которых входит проведение разъяснительной работы и осуществление, совместно с военными комиссариатами субъектов РФ, отбора кандидатов для службы по контракту, их психологическое тестирование и медицинское обследование на предмет годности к службе в ВС РФ». Каковы же практические результаты? В том же сообщении приводятся удручающие данные:

«Практика показывает, что к службе годен только каждый пятый. На сегодняшний день в отборочные пункты обратилось свыше 10 тысяч человек, из которых только около 2 тысяч граждан успешно прошли медицинское обследование и зачислены кандидатами на военную службу по контракту».

Вот так!

Отдельно следует упомянуть о таком парадоксе военной реформы: в то время как лучшие умы в правительстве, Госдуме и Совете Федерации ломают головы над тем, как бы решить проблему некомплекта в войсках, ударными темпами продолжается сокращение офицерского корпуса. 23 октября появилась информация о планах Министерства обороны провести «крупнейшую за последние несколько лет реорганизацию органов управления Военно-воздушными силами». Суть этой «реорганизации» заключается в том, что главкомат ВВС России до конца 2012 года будет сокращен вдвое – из 112 офицеров останутся только 56. Бывший главком ВВС России Владимир Михайлов дал следующую оценку новой реформаторской инициативы: «Уже сейчас численность главкомата находится за пределами разумного — сидят, не знают, в какой монитор смотреть». Тремя неделями ранее начался очередной этап реформирования Военно-морских сил: представитель главного штаба ВМФ сообщил 5 октября в интервью газете «Известия» о распоряжении Министерства обороны сократить командование Северного флота с 200 офицеров до 70. Кроме того, с начала следующего года некоторые отделы штаба флота будут переименованы, а другие расформированы в целях «оптимизации штатной численности командования». В этой связи отметим, что Министерство обороны признало проблему некомплекта офицеров и даже назвало конкретную цифру – 5 тысяч. Главным образом, столь значительный некомплект возник в результате провала эксперимента по назначению сержантов на офицерские должности. То есть, речь идет о ставшей уже хронической нехватке младших офицеров в войсках. И в то же самое время множество новоиспеченных лейтенантов выведены «за штат» (или «в распоряжение», как сейчас принято говорить) и не могут получить назначение на должность в воинских частях, а курсанты четвертых и пятых курсов военных училищ сокращаются еще до выпуска!

Поскольку проблема «заштатников» приняла впечатляющие масштабы, в интернете появились специальные форумы, на которых такие офицеры делятся общим печальным опытом и публикуют обращения к руководителям государства и Вооруженных сил. Вот типичный пример: на портале «Старлей.ру» была опубликована статья «Армейские реформы, к чему они ведут?», содержавшая фрагменты писем офицеров и курсантов:

«Мой одноклассник, который 4 месяца назад учился в Рязанской автомобилке на 5 курсе, теперь лейтенант запаса, приехал в часть по распределению, а там для него места нету».

«По поводу того, что не было места при распределении - это уже давно известно. Набирая учиться курсантов, рассчитывали на одно, а на выходе получили совсем другое. Места, где можно служить, сократились в несколько раз».

«Вышел долбаный приказ 42, в котором говорится о том, что курсант, получивший по экзамену или зачету неудовлетворительную оценку, отчисляется от дальнейшего обучения без права пересдачи. Нам начальник курса уже в открытую говорил несколько раз, что нас слишком много и нас нужно половину отчислить. Что он как раз с успехом и делает».

Однако сокращение курсантов – это еще полбеды. На очередном этапе реформы продолжается сокращение военных вузов. Следующим предназначенным «на слом» вузом стала знаменитая не только в России, но и за рубежом Военная академия воздушно-космической обороны имени Г.К. Жукова. Процесс «реформирования» начался с распоряжения Министерства обороны сократить штаты с 1 июля и полностью ликвидировать академию с 1 декабря текущего года. Однако за академию вступились все известные военачальники. Были направлены десятки писем президенту Владимиру Путину. Итогом первого раунда этой борьбы стало компромиссное решение: сделать академию ВКО филиалом Военно-космической академии (ВКА) имени А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. Однако 13 сентября в Министерстве обороны издали новую директиву, которая гласила: «Предлагается завершить подготовку иностранных военнослужащих по принятым контрактным обязательствам в ВА ВКО, реорганизовав её в филиал ВКА с последующей ликвидацией после завершения подготовки. На этот период продолжить использование фондов ВА ВКО, прежде всего систему учебных командных пунктов для подготовки специалистов Воздушно-космической обороны Вооружённых сил Российской Федерации. Предложение согласовано с командующим войск Воздушно-космической обороны». Уточним: завершающий выпуск иностранных курсантов в «Жуковке» произойдет в 2015 году. Это означает, что дальнейшая судьба академии повисла в воздухе и теперь очень трудно предсказать ее наверняка.

В завершение этой неутешительной картины приведем еще одну цитату из упомянутого выше интервью генерал-полковника Букреева, которая не требует комментариев:

«Самое печальное, что в короткие сроки были уволены десятки тысяч наиболее подготовленных офицеров в звене «дивизия – армия», произошел разрыв поколений в войсках из-за ликвидации военных академий и военных училищ, был прекращен набор первокурсников в военно-учебные заведения».

И вывод: «Все это привело к деградации боевой подготовки и большим провалам в модернизации армии и флота».

Говоря о провалах, нельзя обойти стороной очень важный для обороноспособности нашей страны вопрос о ситуации со стратегическими ядерными силами (СЯС). 25 сентября Министерство обороны официально объявило о том, что отказалось от планов создания единого командования СЯС. Суть реформаторской идеи заключалась в том, что в результате формирования единого командования один из видов или родов войск Вооруженных сил России - ВВС, ВМФ или РВСН - должен был получить полное, исключительное управление российской ядерной триадой. По словам бывшего начальника Главного штаба РВСН генерал-полковника Виктора Есина, подобная структура «позволила бы разработать и придерживаться единого плана развития и применения стратегических ядерных сил». Впрочем, насколько эффективным оказалось бы данное нововведение, мы уже никогда не узнаем. Ибо реформа мгновенно утонула в развернувшейся между главкоматами и Генштабом ожесточенной «подковерной» борьбе. Итогом этой склоки стало соломоново решение махнуть на все рукой. Таким образом, все три составляющие ядерного щита России останутся в ведении своих видов и родов войск.

Несколько иначе обстоит дело с реформированием ВВС и ПВО. 8 октября Министерство обороны разместило на страницах входящей в структуру своего Общественного Совета газеты «Военно-промышленный курьер» пространный отчет под названием «Авиация и ПВО: итоги преобразований». Примечательно, что текст готовили привлеченные «со стороны» авторы – главный редактор журнала «Moscow Defense Brief» Михаил Барабанов и эксперт журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Рассуждая о новой структуре ВВС, они подчеркнули: «Новые авиационные базы делятся на три категории: 1-я эквивалентна прежней авиационной дивизии, 2-я – прежнему авиационному полку, 3-я – отдельной эскадрилье». Хотелось бы уточнить, к какой из трех перечисленных выше категорий следует отнести авиабазу Кант, в состав которой входит ровно 5 (пять) самолетов? В целом же, начав «во здравие», эксперты закончили «за упокой»: «Несмотря на масштаб проведенных реформ структуры ВВС, нельзя не отметить, что остается нерешенным еще ряд следующих вопросов: неясная эффективность структуры с подчинением большей части ВВС оперативно-стратегическим командованиям – военным округам (не приведет ли это к регионализации воздушной мощи вместо ее концентрации), управляемость новых «суперавиабаз» и их реальная эффективность в условиях динамично развивающегося потенциального конфликта, не вполне ясный статус и перспективы развития созданных Войск воздушно-космической обороны, отсталость методов применения ВВС, отсутствие опыта проведения современных крупных воздушных операций».

В заключение - несколько слов о проблеме формирования российской Арктической группировки. Это важнейшее направление отечественного военного строительства находится под угрозой срыва.

Напомним, что в июле прошлого года Анатолий Сердюков заявил о предстоящем в 2015 году создании арктических бригад, специально предназначенных для ведения боевых операций на таком крайне сложном и специфическом ТВД, как Арктика. Однако между Министерством обороны и предприятиями ОПК, которые должны произвести соответствующую боевую технику, возникли серьезные разногласия. Именно по этой причине ранее происходили неоднократные срывы гособоронзаказа. Конфликт военного ведомства с производителями обострился настолько, что руководство машиностроительной компании «Витязь», которая разрабатывает военный вездеход в рамках проекта «Арктика», решилось обратиться к масс-медиа. 29 сентября газета «Аргументы недели» опубликовала претензии руководства предприятия: «Минобороны хочет что-то типа шведского «Викинга». Зачем? Сами не понимаем. «Викинг» может взять «на борт» максимум 12 человек. Наша «Арктика» получилась бы гораздо эффективнее по критериям цена - грузоподъёмность – проходимость». В свою очередь Минобороны в лице генерал-полковника Александра Постникова заявило, что именно отсутствие техники тормозит создание частей Арктической группировки. А как показывает практика, подобные споры могут продолжаться бесконечно - и до, и после 2015 года.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..