Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 ноября 2017
От революций – к органайзингу?

От революций – к органайзингу?

Главное для забастовщиков в провинции – экономические требования
Борис Кагарлицкий
10.04.2012
От революций – к органайзингу?

Бастовать и протестовать сейчас начали, по большей части, совсем не те люди, которые в декабре и феврале требовали пересчета результатов выборов. Теперь требования совершенно иные: повышение заработной платы, признание работодателями свободных профсоюзов и улучшение условий труда. Такой протест уж никак не назовешь «гламурным».

В середине марта забастовал аккумуляторный завод в Саратове (официальное название - ОАО «Завод автономных источников тока»), затем в Башкирии, в городах Нефтекамск, Дюртюли и Янаул нефтяники начали акции протеста против снижения зарплат бурильщикам. Наконец, в начале апреля остановился завод «Бентелер аутомотив» в Калуге: рабочие потребовали начать коллективные переговоры с их законным представителем, Межрегиональным профсоюзом работников автопрома (МПРА).

Эта стачка стала наиболее важной и символической, сразу превратившись из локального конфликта в противостояние между официальными властями и МПРА. Для российского профсоюзного движения МПРА - образец боевой и эффективной организации, способной добиваться реальных уступок от работодателей. Власти ответили на остановку работы неприкрытым давлением. Лидер калужского МПРА Дмитрий Кожнев был вызван в прокуратуру, а затем в полицию.

Рабочими занялся центр по борьбе с экстремизмом, к бастующему заводу стянули части ОМОНа. Очень скоро в роли главного противника рабочих выступали уже не хозяева завода, а областная администрация.

Во всей красе показали себя официальные профсоюзы. В феврале они были крайне активны, помогая организовать митинги в поддержку власти, но на предприятиях их не видно и не слышно. Как только встал вопрос о защите трудовых прав, они недвусмысленно дали понять, на чьей стороне находятся. За время существования завода «Бентелер аутомотив» в Калуге официальные профсоюзы даже не пытались создать там свою организацию, Но стоило ему забастовать, как туда спешно прибыл руководитель местного обкома Федерации независимых профсоюзов России Александр Гречанинов, выступивший в поддержку работодателей, запугивая и уговаривая рабочих вернуться к конвейеру. Лидер МПРА Алексей Этманов (на фото) вынужден был обратиться к лидерам ФНПР за разъяснениями. Те, надо им отдать должное, начали оправдываться, сваливая все на личную инициативу А. Гречанинова. «Подобные действия калужского обкома ФНПР – это позорное, неприкрытое предательство интересов трудящихся, всех принципов профсоюзной солидарности», — заявил А. Этманов. - Открестился от «паршивой овцы» и председатель профсоюза «Роспрофмаш» Николай Шатохин. Кроме того, мне удалось дозвониться до председателя ФНПР Михаила Шмакова и уведомить его о предательском поведении функционера калужского обкома. Михаил Викторович взял на себя обязательство разобраться в ситуации».

Несмотря на давление, которое оказывалось на забастовщиков, рабочие держались твердо. Власти и хозяева завода вынуждены были пойти на переговоры, которые вел лично губернатор. Профсоюзы тоже подтянули «тяжелую артиллерию». В Калугу приехал президент Конфедерации труда России Борис Кравченко. Информационная волна калужской стачки стала распространяться в интернете, начался сбор средств в забастовочный фонд.

Работодатели уступили, заявив о признании профсоюза и начале коллективных переговоров.

Для рабочих многих других предприятий по всей России этот успех стал знаком того, что при наличии серьезной организации можно успешно бороться за свои права.

И на состоявшемся в Санкт-Петербурге съезде МПРА калужские активисты появились уже в качестве победителей. Похоже, бентелеровская стачка 2012-го станет еще одним мобилизующим мифом рабочего движения.

Численность МПРА выросла в полтора раза - в непростых условиях двух последних лет, а главное, появилась критическая масса активистов и лидеров, на которых может держаться движение. Если раньше многие успехи профсоюза связывались с харизматической личностью Алексея Этманова, то сейчас на переднем крае уже новые люди. Сам А. Этманов уже сменил спецовку сварщика на хорошо скроенный костюм депутата законодательного собрания Ленинградской области, но не потерял своего обаяния и настойчивости.

В русский язык вместе с другими рыночными терминами все прочнее входит английское слово «органайзинг». Для активистов свободных профсоюзов его смысл более чем понятен: надо объединять работников, поддерживать их ячейки, защищать их, учить, и все это должно делаться профессионально. Социолог Вадим Борисов называл старые профсоюзы «сервисными», они привлекают людей в свои ряды, оказывая им различные услуги: от подготовки новогодних праздников до защиты в суде в случае незаконного увольнения. Новые профсоюзы ставят своей целью именно организацию рабочих для совместной борьбы за свои права, защиту и представительство своих интересов. МПРА становится первым в нашей стране примером успешной стратегии формирования подобного профсоюза, но это отнюдь не значит, будто здесь нет своих проблем и трудностей.

Главные дискуссии на съезде МПРА касались коллективного договора, который сегодня профсоюз подписывает от имени всех сотрудников предприятия. С точки зрения А. Этманова подобное положение дел несправедливо, ведь плодами успешных забастовок и борьбы рабочих активистов пользуются те, кто ничем не рисковал, даже выступал в роли штрейкбрехеров. В такой ситуации крайне привлекательной становится идея распространять коллективный договор только на членов профсоюза, однако это противоречит международным нормам. Выходом может стать введение обязательных сборов в пользу профсоюза со всех работников, включая и не состоящих в организации - подобная практика существует в некоторых западных странах. С этим, впрочем, не соглашались некоторые активисты, подозревавшие здесь принуждение.

Многие отмечали, что стратегия МПРА пока срабатывает только на предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям. Связано ли это с большей гуманностью или большей уступчивостью западных инвесторов?

Лидер калужской забастовки Дмитрий Кожнев категорически не согласен с такой точкой зрения. Западный капитал вовсе не демонстрирует той цивилизованности, которую ему приписывает либеральная публицистика. Просто предприятия, создаваемые в России транснациональными компаниями — новые, там современное оборудование, более молодые рабочие, которые лучше осознают своё положение в капиталистической системе, и свободны от корпоративной солидарности с администрацией. Нет там и старых профсоюзов системы ФНПР. Во многих регионах, куда приходят иностранные инвесторы, положение на старых отечественных предприятиях даже ухудшается: иностранные фирмы, как пылесос, вытягивают из отечественных предприятий весь лучший персонал. Но Д. Кожнев уверен, что можно успешно организовать свободный профсоюз и на заводах, принадлежащих российскому капиталу.

Лидеры МПРА вовсе не призывают бастовать по каждому поводу и отказываться от сотрудничества с администрацией. Но задача профсоюза в том, чтобы добиться не только повышения заработков, но и уважения к рабочим. А для этого необходимо, чтобы рабочий человек начал уважать себя. Эта уверенность в своих силах видна была в делегатах съезда, в их выступлениях, в том, как они компетентно и спокойно обсуждали свои проблемы, спорили и доказывали свою правоту.

Жесткая политика МПРА по отношению к администрации предприятий представляет собой не что иное, как принуждение к партнерству.

И если бизнес не захочет усвоить уроков бентелеровской стачки и других конфликтов последнего времени, новые забастовки неминуемы.

Произошедшее должно стать серьезным предупреждением: социальный климат в стране меняется не менее радикально, чем политический. До сих пор забастовки в России происходили крайне редко, и еще реже достигали успеха. После первых побед, достигнутых МПРА в 2007-2008 годах, возникла затяжная пауза в развитии рабочего движения, вызванная экономическим кризисом, давлением властей и организационными проблемами самих новых профсоюзов. Но именно поэтому успех бентелеровской стачки оказался столь принципиален.

Выбор форм протеста в провинции говорит сам за себя. Ходить на митинги людям, замученным бытом и ежедневной борьбой за выживание, некогда. Когда они поднимаются, то сразу выбирают самые эффективные и жесткие формы борьбы — от забастовок и голодовок до перекрытия улиц.

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений. 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.
Оператор модульного производства
30.06.2013 16:55
Ребят, но забастовка на Бентелере завод не остановила...
Поэтому и не было предъявлено претензий к заводу от Фольксвагена. Иначе, карбонарии уже выплачивали бы эти 3 млн евро по гражданскому иску.
Кстати, я там сам был, все было не так.)))
Петр Петрович - деду
05.05.2012 15:08

Я вам материальчик про забастовки подкину. Представляете, сто лет назад боролись, боролись. Боролись, боролись. Думали, все, победа! Ан нет, все надо начинать сначала. Вот только нет уже партии большевиков, которая бы научила, поддержала и направила борьбу трудящихся за их права в нужное русло, опираясь на классовое учение К.Маркса, Ф.Энгельса и В.Ленина.

Так что, перестаньте мечтать, изучайте передовой опыт. С маниловщиной, допустим, пора кончать!

"Александр Гарин

Рабочие способны побеждать!


О забастовке на «Бентелере»

В настоящее время в Калуге на заводе-поставщике автокомпонентов «Бентелер Аутомотив» разворачиваются события, во многом определяющие баланс сил в классовом противостоянии сознательных рабочих (при содействии активистов МПРА), с одной стороны, и иностранных эксплуататоров, безостановочно и безжалостно выкачивающих прибыли из населения страны при прямом и преступном содействии коррумпированных российских властей, с другой. С учетом того, что количество поставщиков автомобильных комплектующих в дальнейшем будет только увеличиваться (в том числе за счет искусственного дробления гигантов советского автопрома), число подобных случаев также будет неуклонно нарастать.

Кратко коснемся предыстории конфликта. После солидного повышения зарплат на калужском «Фольксвагене» в мае прошлого года, достигнутого усилиями независимого профсоюза, входящего в МПРА, руководство сети его поставщиков всерьез озаботилось недопущением повторения подобной ситуации на своих заводах. На ряде заводов вступление в МПРА стало четко отслеживаться и караться, нижестоящему руководству были поставлены задачи разъяснить подчиненным, в какие профсоюзы вступать допустимо, а в какие нет, и по возможности воспрепятствовать росту численности независимого профсоюзного движения. Для промывки мозгов рабочих и ИТР была развернута банальнейшая буржуазная пропаганда, согласно которой повышение зарплаты вполне реально и достижимо в индивидуальном порядке (путем премирования, переработок, упорного труда на благо предприятия и т.п.), а все деятели независимых профсоюзов — просто лентяи, желающие отобрать деньги у тех, кто уже сам отличился (или желает отличиться) своим трудолюбием.

Ничего не сработало. Численность МПРА как в Калуге, так и по всей России продолжала и продолжает расти. Сравнительно недавно появившийся «Бентелер» не стал исключением, и на нем тоже появилась первичная профсоюзная организация, вошедшая в МПРА. Однако руководство предприятия, похоже, настолько испугалось ее появления, что решило обратиться к «тактике выжженной земли»: отказ от переговоров, полное игнорирование любых требований, прямой обман, жонглирование юридическими тонкостями и откровенный беспредел по отношению к активистам. Но они просчитались. Профсоюз разросся до 172 членов — не говоря уже о сочувствующих! — при том, что на предприятии работает около трех сотен человек. По всей видимости, какое-то время администрация пыталась ловить профсоюзных активистов на нарушениях трудового распорядка (метод хорошо опробован начальством на московском «Рено»), но также безуспешно — никто не подставлялся. Тогда работодатели стали запрещать рабочим находиться на предприятии после рабочей смены — но нелепость этой меры вскоре стала очевидна: тогда и все подработки и переработки начинают выглядеть слегка двусмысленно... Апофеоз идиотской позиции «кручу-верчу, запутать хочу» выразился в официальной «претензии», присланной руководством предприятия в адрес МПРА и призванной «запугать» активистов. Суть ее выражается в том, что администрации ООО «Бентелер Аутомотив» крайне не нравится, что МПРА слишком правдиво описывает ее глупые увертки и лживые отговорки и мешает ей дальше «динамить» существование независимого профсоюза (!). Неудивительно, что у представителей МПРА (в т.ч. и профессиональных юристов) эта «претензия» вызвала только смех... На юридический беспредел и противозаконный отказ от всяких переговоров со стороны администрации было решено ответить законным путем — организацией легальной забастовки. Согласно Трудовому кодексу, уведомление работодателю было отправлено за десять дней до начала забастовки.

И вот тут началось самое интересное:


«Как того требует Трудовой кодекс РФ, за десять дней до начала забастовки, 19 марта 2012 г., профсоюз МПРА предложил работодателю получить уведомление, однако еще за неделю до этого должностное лицо ООО “Бентелер Аутомотив”, ответственное за прием и регистрацию документов, получило личное указание генерального директора г-на Хуберта Коопманна не принимать и не регистрировать никаких документов, поданных активистами МПРА, по этому поводу профсоюз 16 марта 2012 г. даже обратился в областную прокуратуру. 19 марта в получении и регистрации уведомления также было отказано. Активисты МПРА составили соответствующий акт, а также сделали аудиозапись разговора. Таким образом, профсоюз МПРА выполнил свои обязанности по уведомлению работодателя, то, что работодатель недобросовестно уклоняется от получения уведомления, уже роли не играет, теперь это уже проблема администрации ООО “Бентелер Аутомотив”»[1].

Осведомленный читатель, наверное, ощущает что-то вроде déjà vu. Действительно, точно так же вели и ведут себя администрации «ТагАЗа» и «Соллерса», да и многих других заводов, причем не только российских (см. мою статью «Классовая борьба в российской автомобильной промышленности: текущая обстановка и соотношение сил»). Возможно, кто-то до сих пор считает, что иностранные эксплуататоры чем-то лучше и культурнее отечественных (как же! — сколько лет буржуазная пропаганда врала нам о культурных капиталистах «первого мира»)? Добро пожаловать в реальный мир!

Но мы отвлеклись. После столь наглых и вызывающе беззаконных действий работодателя (силового выпроваживания после работы, презрительно-высокомерного пренебрежения мнением большинства работников, формальных отписок в качестве объяснений и, наконец, нарочитого игнорирования уведомления о намерении рабочих бастовать) профсоюзу не оставалось никаких других средств, кроме официальной забастовки.

В назначенное время 29 марта работники ООО «Бентелер Аутомотив» прекратили работу. Незадолго до начала забастовки, вместо того чтобы вступить в переговоры, руководство (с активным участием чиновника из Минтруда Калужской области) потребовало другого состава переговорной комиссии (не совсем, впрочем, ясно, что имелось в виду, потому что к и без того многочисленным членам профсоюза присоединилось около 30 рабочих, что составило не менее 60% численного состава; если же говорить только о рабочих и не считать «офисный планктон» и администрацию, то у забастовщиков к тому моменту было абсолютное большинство). Бертольт Брехт по схожему поводу высказался следующим образом: «Если народ не оправдал доверие правительства, то правительству надо народ распустить и выбрать себе новый»...

Дальше — больше. Предоставим слово координатору МПРА в Калуге Дмитрию Кожневу:


«В 8 вечера началось собрание в цеху, на которое меня хоть и нехотя, но вынуждены были пропустить. Там выступали Коопманн через переводчика в лице Сироткиной, а также тот самый чиновник Минтруда. Они начали с того, что предложили работникам переговоры и даже показали приказ. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что в приказе нашими требованиями и нашим списком даже не пахло. Руководители демагогично предложили рабочим проголосовать “за конфликт и забастовку” или “за переговоры”. Тут я вмешался и попросил уточнить, означает ли это отказ выполнять требования профсоюза. Они начали “крутить”, что они, мол, за переговоры и хотят, чтобы были представлены интересы всего коллектива, а не отдельной группировки. Что они всегда открыты к диалогу и предлагают всем работникам предприятия сформировать свой представительный орган. Я сказал, что у работников уже есть представительный орган, что сформирован проект коллективного договора. Председатель профкома Алексей Настин заявил: “Не вопрос, пусть люди сейчас выскажутся: доверяют ли они МПРА коллективные переговоры”. Большинство сразу подняли руки в нашу пользу. Тут начальники вновь начали юлить, утверждая, что такое голосование нелегитимно, поскольку не выражает мнения других смен и работников, не занятых на линии. Атмосфера накалилась до предела. В качестве финального контраргумента охранники схватили меня и попытались вытащить из цеха, но рабочие не дали этого сделать.

Началось!

Эта выходка еще более подогрела настроения в нашу пользу. Люди начали скандировать “забастовка”. Я объявил собравшимся перед проходной о начале забастовки. На территории предприятия забастовщики надели повязки МПРА и развернули флаги. Началось.

Однако чоповцы постепенно выдавили бастующих, в том числе — членов забастовочного комитета, из производственных помещений. Администрация наотрез отказалась принимать какие-либо документы от профсоюза. Перед проходной скопилось человек 30 полицейских в форме и штатском, здоровый “Урал” с ОМОНом и человек 70 членов МПРА с “Бентелера” и “Фольксвагена” и активистов Российского социалистического движения. Люди чувствовали огромный моральный подъем, скандировали лозунги. Им отвечали бастующие с другой стороны решетки.

Работодатель усилил давление. Всех забастовщиков постепенно вытеснили в помещение столовой. Они могли перемешаться по улице, перед проходной корпуса и проходить в столовую. Но в производственные помещения доступ был полностью заблокирован. Не пускали на территорию предприятия и работников других смен. Позже начали поступать угрозы применить силу для выдворения участников забастовки, смена которых уже закончилась. Одновременно руководитель службы безопасности начал фабрикацию каких-то “дел”. Полицейские вдруг предъявили мне обвинение в организации несанкционированного митинга и дали повестку явиться к 9 ч. 00 мин. в полицию. Не исключено, что меня попытаются задержать, чтобы дезорганизовать борьбу.

Когда ночная смена стала проходить на завод, охрана не хотела пропускать членов профсоюза, но это удалось уладить. Также не прекращаются попытки силового выдворения забастовочного комитета и работников, чья смена кончилась, с территории предприятия. Пока люди держатся. По распоряжению Коопманна из столовой убрали всю еду и питье, чтобы взять забастовщиков измором. Директор вышел к ночной смене и заявил, как и ранее, о “готовности к переговорам”, но не с представителями МПРА. На это большинство заявило, что их интересы представляет наш профсоюз и других представителей им не нужно»[2].

По свидетельству Дмитрия Кожнева, уже через час после начала забастовки к проходной завода были «стянуты силы полиции и частных охранных предприятий», а также взвод ОМОНа. Забастовщикам стала активно названивать полиция с уговорами и угрозами. Нет нужды объяснять, чью сторону держали представители правопорядка, — особенно умиляет трогательное единство «братков» из ЧОПов, полицейских, ОМОНовцев и даже сотрудников центра по борьбе с экстремизмом (!) против рабочих, которые всего лишь (в соответствии с действующими законодательными нормами) перестали работать на заводе иностранной компании!

«Героизм» руководства «Бентелера» этим не ограничился. Осознав, что рабочие не будут ничего делать до начала переговоров, что означает реальную угрозу остановки конвейера, и не желая «ронять честь предприятия» из-за каких-то чумазых бунтовщиков, они привлекли к работе (совместно с нанятыми штрейкбрехерами) бестолковых офисных работников, которые отродясь не держали в руках ничего тяжелее шариковой ручки или компьютерной мышки! Активисты МПРА совершенно справедливо иронизируют по поводу качества узлов, отпускаемых на «Фольксваген» с вечера 29 марта... В таких условиях нехватка закладных гаек, навариваемых шпилек, не говоря уже об элементарном недостатке сварочных точек и крепежных элементов и пр. абсолютно неизбежна: для освоения одного рабочего поста на любом конвейере следует развивать моторику и нарабатывать скорость в течение нескольких смен непрерывной работы. Есть и еще одно обстоятельство, которое должно тревожить и без того взволнованных капиталистов с «Бентелера» и «Фольксвагена»: есть некоторые детали, без которых автомобиль просто невозможно собрать. Бампера, лобовые стекла, сиденья, различные пластиковые элементы салона можно установить и после схода автомобиля с конвейера (т.н. «некомплект»). А вот с деталями подвески, подрамниками и всевозможными кронштейнами «Бентелера», устанавливаемыми в сварочном производстве, так уже не поступишь — нельзя же в монтаж запускать недоделанный кузов, чтобы потом «доварить» что-то на готовой машине! Если учесть, что 30.03 бастующим рабочим удалось вырваться из столовой и блокировать отгрузку изготовленных офисными разгильдяями и штрейкбрехерами узлов на завод-клиент, то результаты действий работодателя обескуражат любого... По предварительным данным, с начала забастовки «Фольксваген» уже несколько раз простаивал и потерял десятки машин. Воображаю, какие астрономические счета будут выставлены «Бентелеру» «Фольксвагеном» за остановки главного конвейера и прекращение отгрузок автомобилей дилерам! Воистину говорят — скупой платит дважды...

Нет ничего удивительного, что представитель «официальной» профсоюзной структуры (ФНПР) после приезда на завод повел себя как натуральный предатель и агент иностранного капитала, пытаясь уговорами и угрозами вынудить рабочих прекратить разорять своих классовых «друзей», и был справедливо отправлен забастовщиками «в сад».

В итоге, несмотря на шантаж, прямое насилие, угрозы, запугивания и давление со стороны властных структур вместе с их иностранными «партнерами», рабочие выстояли. По всей видимости, у работодателей трезвый расчет переборол-таки классовую ненависть к забастовщикам, и руководство согласилось на предварительные переговоры, на которые в качестве третейских сил были приглашены и председатель КТР Борис Кравченко, и калужский губернатор Артамонов. Из официального коммюнике по итогам встречи:


«Профсоюз МПРА признан представителем трудового коллектива на переговорах. По результатам переговоров между МПРА, администрацией Бентелера и руководством Калужской области достигнута договоренность о выпуске в Пн, 08-00 приказа о начале переговоров. До этого момента забастовка продолжается»[3].

Удивительно здесь то, что, несмотря на абсолютную ясность ситуации и правоту забастовщиков, никто так и не признал, что работодатель нарушил несколько законодательных норм, несколько раз прибегал к открытому лжесвидетельствованию, отказывался от выполнения своих прямых обязанностей и т.п., тогда как рабочие вообще ничего не нарушали! Представитель власти (выступившей на стороне работодателя с самого начала), когда руководство ООО «Бентелер Аутомотив» попросту прижали к стенке забастовщики, вынужден был сказать какие-то дежурные фразы о необходимости «конструктивного диалога», но после всего случившегося это звучало просто как издевательство. К сожалению, несмотря на сладкие речи г-на Коопманна (теперь мы знаем им цену), возможность репрессий против рабочих компании все еще не исключена.

Какие же выводы мы можем сделать из случившегося? Прежде всего, совершенно ясно, что классовая борьба рабочих против иностранных и отечественных капиталистов в российских условиях чрезвычайно затруднена четкой (классовой) ориентацией российской власти на западный капитал и поддержание уровня его прибыли, извлекаемой из нашей страны. Что бы кто там ни говорил, за прошедшие несколько дней мы в очередной раз убедились, в чьих интересах принимаются решения во всех конфликтах между работодателями и рабочими любых заводов — хоть иностранных, хоть отечественных; мы давно знаем, в чьих интересах действует полиция, ОМОН и сотрудники центра «Э». Увы, эту же антинародную логику, по всей видимости, одобряют и представители «среднего класса». Обратите внимание на реакцию с их стороны. Люди, готовые часами стоять на митингах и проклинать «жуликов и воров», попросту не понимают, что произошедшие за эту неделю события в сто крат важнее всех сборищ и кампаний за «честные выборы». На одном из форумов я нашел такую реплику в ответ на хвалу забастовщиков:


«Молодцы?

О людях подумай, кто заказал авто, кто ждет полгода-год, при этом деньги каждый месяц копил годами, не доедал, экономил во всем. Потом с трудом получил кредит на оставшуюся стоимость автомобиля. И на тебе — какая-то забастовка недовольной кучки людей-эгоистов. Не устраивает работа, надо искать другую. Из-за своих корыстных целей активистов страдают теперь сотни ни в чем не повинных покупателей очень долгожданного авто.

И непонятно теперь ничего о качестве подвесок.

Как можно поддерживать революционеров, если даже неясно, чего они добиваются? А если они чересчур много хотят? А если это провокация, 5 каких-нибудь провокаторов, которые подбили на забастовку народ, который в принципе может и доволен своей работой, но поддались на провокацию не разобравшись и не подумав о последствиях?»[4].

Великолепно. Мы видим, что возможность купить собственное «авто», соображения качества подвески и соболезнования несчастным покупателям новеньких немецких иномарок перевешивают у автора все аргументы в пользу повышения зарплаты рабочим России. Более того. Оказывается, недовольные зарплатой трудящиеся — это эгоисты! До какой же степени должны быть промыты буржуазной пропагандой, как сильно деформированы мозги, чтобы произошла столь полная инверсия всех представлений о жизни... И как наивно думать, что такие люди могут найти общий язык с рабочими!

Но есть и другой, обнадеживающий вывод: очевидно, власть уже не может позволить себе не маскироваться.

В конечном счете что-то удержало представителей силовых структур от нападения на легально бастующих рабочих, и что-то заставило калужского губернатора слегка дистанцироваться от своих западных друзей во время переговоров. Это «что-то» — трудовая солидарность и классовая ненависть рабочих, а также страх властей перед эскалацией классового насилия. Рабочие же еще раз показали, что их считают серьезным противником и что они способны побеждать. Вне зависимости от конечного результата, иностранному капиталу и его отечественным холопам был дан очень ценный урок: против сознательной классовой борьбы и солидарности рабочих нет универсального средства, их не способны остановить ни ложь, ни насилие. Отрадная новость: несмотря на потоки неолиберальной пропаганды, рабочие России, похоже, начинают все лучше понимать свои истинные классовые интересы — как это было в начале XX века.

1 апреля 2012 г.

Послесловие: к итогам забастовки

Сейчас, когда с момента начала забастовки прошел месяц, можно подвести некоторые итоги. Работодатель жестоко поплатился за свое неадекватное и наглое поведение. «Фольксваген» за время забастовки потерял около 300 «Поло-Седанов». Если учесть минимальную стоимость автомобиля (около 400 тыс. руб.), одна лишь компенсация ущерба , нанесенного «Бентелером» заводу-клиенту составит около 3 млн. евро! В профсоюз с момента начала забастовки вступило еще около 30-ти человек. Идиотская попытка работодателя подать в суд на забастовщиков после начала переговоров провалилась. Областная администрация в лице представителей министерства труда в очередной раз скомпрометировала себя неприкрытым сотрудничеством с работодателем — их глупейшие уговоры прекратить блокировать отгрузку подвесок на «Фольксваген» и предложения вместо этого пойти коллективно уговаривать работодателя рабочие вежливо проигнорировали, засняв горе-чиновников на видео... Еще больше скомпрометировали себя «официальные», т. е. на 100% «желтые» профсоюзы. После того как опозорился их представитель, пытавшийся во время забастовки запугать рабочих и заставить их прекратить бастовать, в калужской прессе была пролоббирована и оттиснута дурно пахнущая статейка, в которой авторы хотят выставить МПРА чуть ли не сознательными вредителями, действующими по указаниям извне и «раскачивающими лодку», из-за чего из региона якобы могут уйти иностранные инвесторы (как будто бы единственная цель профсоюза — не защищать интересы российских трудящихся, а обеспечивать присутствие иностранных капиталистов!), и нагло пытаются приписать себе ряд реальных достижений МПРА на «Фольксвагене»... Штрейкбрехеры выставляют себя полными идиотами, когда после этого вдобавок начинают хвастаться своими убогими достижениями в виде каких-то бумажных правозащитных жалоб (которыми в большинстве случаев работодатель попросту подтирается). Так или иначе, коллективные переговоры продолжаются, и их уже не остановить — в профсоюзе состоит абсолютное большинство работников.

Рабочие «Бентелера» подали великолепный пример успешно проведенной забастовки, и тем самым косвенно помогли всем своим коллегам в автомобилестроительной отрасли России, да и не только.

Сразу же после забастовки на 10% повысил зарплату рабочим калужский завод американской корпорации «Вистеон». Рабочие лужской «Форесии» через две недели после «Бентелера» объявили «итальянскую» забастовку. И похоже, на этот раз открутиться у французско-хорватских работодателей не получится — они обязаны дать Госинспекции труда Ленобласти свои объяснения по поводу нарушений начисления премий и нарушения прав работников при переходе на новый график, а периодические простои и некомплекты на московском «Рено» уже давно больно бьют по их карманам. По всем признакам, скоро до них дойдет, что гораздо проще и целесоообразнее повысить зарплату рабочим, чем продолжать захлебываться от навалившихся проблем... На калужском «Фольксвагене» 24 апреля начат процесс переговоров по поводу заключения коллективного договора. Без сомнения, в данном случае администрация завода вынуждена была считаться с безоговорочной солидарностью и взаимной поддержкой рабочих «Фольксвагена» и «Бентелера».

Без ложки дегтя, впрочем, тоже не обошлось. 18 апреля в Калуге сочувствующий МПРА студент Даниил Пятов был задержан сотрудниками ФСБ, которые с помощью шантажа и угроз пытались добиться от него передачи сведений об МПРА и его лидерах. Стало ясным, что штаб-квартира МПРА и все сколько-нибудь известные активисты находятся под наблюдением спецслужб, которые якобы видят в них какую-то угрозу национальной безопасности (!). Мне уже приходилось писать о том, что правительство России осуществляет по сути предательскую экономическую стратегию, близкую к национальной измене, разрушая конкурентоспособные отрасли российской промышленности или перестраивая их в интересах транснациональных корпораций «первого мира». Но обвинять в чем-то подобном представителей МПРА, отстаивающих интересы российских трудящихся вопреки свирепым работодателям (как местным, так и иностранным) и действующим в сговоре с ними представителям администрации — это уже полная наглость! Как говорится в народе, по себе других не судят...

Напоследок хотелось бы сказать: победа рабочих на «Бентелере» была во многом закономерной. Численность МПРА неуклонно растет, и тот факт, что его начинают все больше бояться отечественные и иностранные капиталисты, свидетельствует также о росте его сил и авторитета. На наших глазах вновь начинает выкристаллизовываться классовое сознание российского рабочего.

1 мая 2012 г.


О событиях на "Бентелере" превосходно повествует документальный фильм, подготовленный сайтом rabkor.ru Забастовка на Бентелере


См. также интересное интервью с координатором МПРА в Калуге Дмитрием Кожневым Дмитрий Кожнев, член Совета МПРА о прошедших событиях на калужском Бентелере

http://scepsis.ru/library/id_3179.html

дед
03.05.2012 17:05
Петр Петрович - Питерскому
22.04.2012 20:32


Дался вам этот социализм, посмотрите что творится при капитализме
Воруют так, что при социализме и не снилось.
В социализме молодежь воспитывалась, как в монастыре.


Хотчется помечтать. Но не мечтатель.
Какова была бы численность населения России, если бы не октябрьский переворот и последовавшие за ней демографические изменения? Менделеев, наш великий ученый, в книге "К познанию России", вышедшей в 1906 г., сделал прогноз численности населения страны к середине XX века. Опираясь на численность населения России по переписи 1897 г. в 126,4 млн. человек (без Финляндии, Хивы и Бухары) и считая, что, при непостоянстве размера прироста, можно считать его в среднем равным 1,5%, следует ожидать, что к середине XX в. численность народонаселения России составит 282,7 млн. человек.
Что имеем? А?
Никогда, народ  не шел добровольно на сторону большевиков...
Употребление такой пурги как "в социализме молодежь воспитывалась. как в монастыре",  "народ с нами" "народ и партия едины" - всё это оставьте для себя и своих внуков. Беломор канал, Соловки, ГУЛАГи и нагромождение тюрем - вот построение социализма путем страха.
Конечно, чисто технически можно поражаться не только жестокости красных террористов, но и умению их пропаганды, грамотному использованию лживых, как впоследсвтии оказалось,  приманок типа "земля - крестьянам, фабрики -  рабочим". В то время умудриться "победить" большевикам путем уничтожения кулаков, крепко стоящих на земле, отнять-изъять у дворян их личное имущество, "забрать" фабрики и заводы у хозяев  - это конечно  фантастика. Но это не сбрасывает красный террор. Они победили, но для себя. Ценой жизни десятков миллионов,  купив себе хорошую жизнь. Американцы в период депресии не убивали миллионы, чтобы её преодолеть, напротив, там нищих пытались как-то пристроить... а красная сволота убивала и морила голодом... и добилась того, что их поганые потомки и через сто лет оправдывают массовые убийства. "Прикарманив" недра земли, заводы. фабрики, порты....
Что рабский труд в разы эффективнее видно без очков сейчас. Потому что за труд не оплачивают хорошей зарплатой. И только потому олигархи богатеют не по дням, а по часам.  Сравните рабский труд строителей ..да скажем того же новолипецкого металургического (теперь он Лисина... хотя его совсем не Лисин строил), и ну какой- нибудь, на ваш выбор, современных свободных строителей (аналог сможете найти?) .
Можете других взять. Поискать строящиеся аналоги Норникеля хотя бы...Кто строил? Заключенные по большей части. Пока Сталин жив был и процветала тирания с репрессиями. Тянули ж/д до Норильска. Чуть- чуть не успели. Километров 300. И все.. Вот с тех пор все никак не удается достроить.
Ну и дальше.. Да, заманивали на заводы, на элитные заводы они толпами добровольно ехали, сбегая с мест "заключения", с так называемых сел и деревень, где большевики насаждали трудодень.... (Сталин же паспорта не давал!!!). А дороги до Мурманска кто строил, заводы в Мончегорске, Аппатитах?
Но чья эта страна? Кто решает? Для кого стройки? Они - лишь способ, чтобы  удержать свою власть.
Вот, допустим,  при Сталине строит не Магнитку, ни ДнепроГЭС с СТЗ, а бизнесцентры, торговоразвлекательные центры.
Нафантазируйте далее.
Пока Сталин жив был и процветала тирания с репрессиями, тянули ж/д до Норильска, Благовещенска, Магнитки ....
Вы не в телевизоре выступаете перед даун-электоратом. О нас так думают.
Да, сравните темпы роста при относительной свободе НЭПа и после. И подумайте, почему, невзирая на эти темпы роста при НЭПе, большевики перешли на более низкие, ликвидировав это явление.
Петр Петрович - Питерскому
22.04.2012 20:32
Дался вам этот социализм, посмотрите что творится при капитализме - порнография уже из ушей лезет, пьянство, наркомания и проституция стали нормой жизни. Воруют так, что при социализме и не снилось.
В социализме молодежь воспитывалась, как в монастыре. Правда, не каждому такое учение пошло впрок. Захотелось запретных яблок, вот и получили изгнание из социализма и загнание в дикий капитализм.
Так что вы как-то неловко иронизируете над социализмом.
Питерский
12.04.2012 17:56
бихевиорист: /// "Поэтому бихевиористский социализм, требующий от людей не идеалистического самообмана «духоискательства» и самопожертвования..."///.
Теперь понятно, почему в недавнем "социалистическом, гуманном обществе, обеспечивающем простым людям жизнь, достойную человека", отвергавшем т.н. "религиозный дурман", тем не менее процветало воровство, пьянство и просмотр порнографических журналов, тайком, кому удавалось их достать - а всё потому, что тот, прежний социализм, в отличие от правильного, бихевиористского, требовал от членов социума самопожертвования, а вот этого-то ни в коем случае нельзя было делать...
Питерский
12.04.2012 15:56
1. Б. Каргалицкий: /// «Лидер калужского МПРА Дмитрий Кожнев был вызван в прокуратуру, а затем в полицию. Рабочими занялся центр по борьбе с экстремизмом, к бастующему заводу стянули части ОМОНа»///.

Из хроники событий (Сайт «Профсоюзы сегодня» http://www.unionstoday.ru/news/ktr/2012/03/29/16346):

30 марта 01:25
Полиция и ОМОН, стянутые к проходной предприятия, в ситуацию пока не вмешиваются. Однако несколько часов назад сотрудники отдела по борьбе с экстремизмом и ГИБДД пытались задержать редактора газеты «Авторабочий» Ольгу Массон и членов Российского социалистического движения, направлявшихся к «Бентелеру» - поддержать участников забастовки. «К нам подошли двое, помахали перед лицом корочками центра «Э» и потребовали выйти из машины, - говорит Ольга, - После этого они попытались вручить мне какие-то бумаги. Я отказалась и начала снимать их на видео. Это подействовало. Однако, как только мы тронулись, нас тут же тормознуло ГАИ. Переписали паспортные данные и отпустили. Потом мы встретили тех же «эшников» у проходной.

09:15
| Конвейер полностью остановлен. Координатор МПРА по Калуге Дмитрий Кожнев находится сейчас в отделении полиции. Обвиняют в организации незаконного массового мероприятия, предъявляя факт его присутствия возле ворот "Бентелер Аутомотив" с группой поддержки бастующих работников.
15:45
Координатор МПРА по Калуге сегодня утром был вызван в полицию и прокуратуру по поводу «несанкционированной акции» у проходной. В итоге удалось договориться об удалении полицейских с места событий в обмен на обещание не перекрывать трассу.
Значит, как только полиция получила заверения о том, что трассу не перекроют, массовых безпорядков не будет, и забастовка не выплеснется за  заводские стены, так она и удалилась с места событий? Во всяком случае, иного сам Кожнев не утверждает. Интервью с ним см. здесь: (http://mpra.info/news/russia/97-Dmitriy-Kozhnev-chlen-Soveta-MPRA-o-proshedshih-sobitiyah-na-Kaluzhskom-Bentelere), и (http://sofadeev.livejournal.com/35345.html)
2. Б. Каргалицкий: /// «Очень скоро в роли главного противника рабочих выступали уже не хозяева завода, а областная администрация»///.
Из хроники событий (Сайт «Профсоюзы сегодня» http://www.unionstoday.ru/news/ktr/2012/03/29/16346):
30 марта 14:54
| КТР призывает свои членские организации к солидарным действиям с бастующими! Президент Конфедерации труда России Борис Кравченко и председатель Межрегионального профсоюза работников автопрома Алексей Этманов прокомментировали происходящие в Калуге события:
«Проведение забастовки является абсолютно адекватным ответом на незаконные действия работодателя, — заявил президент Конфедерации труда России Борис Кравченко. — Мы полностью поддерживаем действия активистов Межрегионального профсоюза работников автопрома, нашей членской организации".
«Мы не понимаем действий работодателя. В то время как большинство работников бастуют, на линии стоят офисные работники. Это может сказаться на качестве продукции, доставляемой конечному потребителю. Проще было бы начать реальные переговоры с представителями трудового коллектива. Мы надеемся, что администрация адекватно оценивает ситуацию и пойдет на коллективные переговоры», — отметил председатель МПРА.
31 марта
00:46 | Генеральный секретарь Международной федерации металлистов (IMF) Юрки Райна направил письмо директору "Бентелер Аутомотив" в Калуге Хуберту Коопманну с оценкой складывающейся на российском заводе ситуации с профсоюзными правами и забастовкой профсоюза МПРА.
Г-ну Хуберту Коопманну
Генеральному директору
Бентелер Аутомотив
Россия, Калуга

Fax: +7(4842) 211-168
JR/ai March 30, 2012
Уважаемый г-н Коопманн,
Международная Федерация Металлистов (МФМ), представляющая интересы 25 миллионов рабочих в 100 странах мира, была проинформирована, что руководство «Бентелер Аутомотив» в г.Калуга отказалось начать коллективные переговоры с профсоюзом МПРА, который является нашей членской организацией и представляет интересы работников Бентелер.
Мы знаем, что менеджмент «Бентелер», по непонятным нам причинам, отказалось признать МПРА полноправным партнером в коллективных переговорах, хотя в соответствии с российским Законом, численность профсоюза МПРА на данном предприятии превышает 50% от численности работников предприятия. Более того, мы осведомлены, что в действительности руководство старается административными способами помешать профсоюзу вести свою деятельность и блокирует работу активистов профсоюза в нерабочие часы на территории предприятия.
Столкнувшись с таким анти-профсоюзным поведением и нежеланием менеджмента вести честные переговоры, рабочие вышли на забастовку. Это было последней мерой, результатом которой послужило то, что рабочие получили обещания руководства о том, что профсоюз будет признан и соответствующее письмо скоро будет прислано представителям профсоюза. Но как только это обещание появилось, так ему и не суждено было сбыться по настоящее время. Вместо того, чтобы начать переговоры в нужном ключе, менеджмент предпочитает усугублять конфликт.
М-р Коопманн, действия руководства «Бентелер Аутомотив» нарушают национальный закон и стандарты, установленные Международной организацией труда, а именно Конвенции №87 и №98, ратифицированные Российской Федерацией.
Мы проинформируем головной офис компании в Австрии (Benteler International AG) о таком недопустимом стиле управления компанией. Также мы сообщим об этом главному клиенту компании - «Фольксваген» и представителям профсоюза «Фольксваген», которые также являются членами МФМ.
Мы настаиваем на признании профсоюза МПРА на вашем заводе и начале добросовестных коллективных переговоров, дабы возродить мирный и продуктивный климат на предприятии «Бентелер Аутомотив» в Калуге.
С уважением,
Юрки Райна

16:56
| На калужском заводе «Бентелер Аутомотив» продолжается забастовка работников, начатая вечером 29 марта. Всего в забастовке в настоящее время принимают участие порядка полутора сотен человек из трех заводских смен. Напомним, основные требования бастующих работников — начало переговоров по заключению коллективного договора и признание первичной организации Межрегионального профсоюза работников автопрома в качестве субъекта коллективных переговоров. Одновременно сегодня, 31 марта, состоялась трехсторонняя встреча, на которой были достигнуты договоренности о разрешении возникшей ситуации и начале коллективных переговоров.
Трехсторонная встреча проходила в здании областной администрации. Со стороны профсоюзов в ней приняли участие: президент Конфедерации труда России Борис Кравченко, координатор МПРА по Калужской области, член Совета МПРА Дмитрий Кожнев и председатель профкома МПРА на ООО «Бентелер Аутомотив» Алексей Настин. Со стороны областной администрации во встрече участвовали: губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, Главный федеральный инспектор по Калужской области Александр Савин, вице-губернаторы и несколько областных министров. Сторону работодателя представляли генеральный директор ООО «Бентелер Аутомотив» Хуберт Коопманн и менеджер по персоналу предприятия Елена Сироткина.
По итогам встречи были достигнуты договоренности о том, что утром в понедельник, 2 апреля, администрация предприятия выпустит приказ о начале коллективных переговоров. В ходе обсуждения было подчеркнуто, что представлять сторону работников «Бентелер Аутомотив» на коллективных переговорах будет первичная организация МПРА. Президент Конфедерации труда России Борис Кравченко отметил высокую роль в урегулировании конфликта губернатора Анатолия Артамонова. Сам губернатор области выразил уверенность в том, что из сложившейся ситуации будет найден оптимальный выход и завод «Бентелер Аутомотив» продолжит стабильную работу.
«Мы высоко оцениваем стремление губернатора и администрации Калужской области разобраться в сложившейся ситуации и принять меры для урегулирования конфликта, — отметил президент КТР Борис Кравченко. — Переговоры были достаточно жесткие. Нам удалось высказать все свои позиции и предложить вариант решения проблемы и настоять на праве профсоюза вести коллективные переговоры на данном предприятии. При посредничестве губернатора мы зафиксировали договоренности с руководством ООО «Бентелер Аутомотив», которые должны будут выполнены в ближайшие два дня. Мы ожидаем начала конструктивного диалога, под который сегодня была подведена серьезная основа»*.
Так кем же в итоге в данной ситуации оказался для рабочих завода «Бентелер Аутомотив»  губернатор Артамонов – «главным противником», как утверждает автор статьи Б. Каргалицкий, или, всё же, "посредником, который помог зафиксировать договоренности рабочих с руководством предприятия, достигнутые в результате жёстких переговоров", как говорит президент КТР Б. Кравченко?

И ещё (там же):
Обращение профсоюза МПРА!
Уважаемые поклонники автомобилей «Фольксваген» российской сборки! Профсоюз МПРА предупреждает!
В связи с начавшейся 29 марта 2012 года забастовкой на заводе ООО «Бентелер Аутомотив» в которой участвует большинство квалифицированных линейных рабочих, сборкой для «Фольксвагена» такой жизненно важной части как подвеска, занимаются буквально случайные люди, не имеющие соответствующей квалификации и опыта, а также штрейкбрехеры, которые в нарушение законодательства РФ работают на пределе человеческих возможностей по 12 часов с небольшими перерывами на сон. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ОСТОРОЖНЫ!
behaviorist-socialist
12.04.2012 10:58

Отец радикального бихевиоризма проф. Скиннер экспериментально доказал, что суеверные (superstitious) шаблоны оперантного поведения появляются в условиях стресса и дезориентации не только у людей, но и, например, у крыс и голубей, и что такое «иррациональное», «безумное» поведение вырабатывается и становится вредной привычкой очень легко. Когда я вижу несчастных людей, долбящих поклонами пол в церкви, они напоминают мне голубя в скиннеровском испытательном ящике, неотступно долбящего клювом кнопку выдачи корма, которую экспериментатор «коварно» отключил.

Только в социалистическом, гуманном обществе, обеспечивающем простым людям жизнь, достойную человека, а не скотское прозябание, им ни к чему «блага» капитализма - воровство, порнография, алкоголь и религиозный дурман. Только человек, у которого стабильно удовлетворяются элементарные биологические и материальные потребности, обретает интерес к «духовной пище» - культуре и творческому самовыражению.

Поэтому бихевиористский социализм, требующий от людей не идеалистического самообмана «духоискательства» и самопожертвования, а трезвого - практичного, но честного отношения к жизни и к самим себе, получит шансы укорениться в России только в том случае, если политика Путина, направленная на повышение благосостояния народа, будет продолжаться и далее - медленно, но верно, с беспощадным пресечением устраиваемых Макфолом и его прихвостнями «революционных» эксцессов.

А для этого Путин прежде всего должен - по примеру Лукашенко - укреплять армию и органы госбезопасности и зорко следить за тем, чтобы Запад не подкупил генералитет (как это было сделано с прямым участием Макфола для успеха недавних прозападных «революционных» переворотов в Египте и Тунисе).

Искренне Ваш,
behaviorist-socialist

Мои сайты: http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/ (на русском), http://behaviorist-socialist.blogspot.com/ (на английском) и http://correodelorinoco-ru.blogspot.com/ (на русском, хроника боливарианской социалистической революции в Венесуэле)
чукча
12.04.2012 10:37
Страна умерла? Ну ведь мы ещё живы,
Хоть падалью пахнет кругом.
От бывших "партийцев",
         что были так лживы,
С фальшивым марксистким лицом.

От "пятой колонны",
         что в складках одежды
Сидели как гниды, тайком,
А мы по головке их гладили нежно,
А надо б - отдать кипятком.

От тех, для кого заграничные шмотки
Важнее, чем Родина-мать,
За джинсы дырявые, жвачку, колготки
Готов он любого продать.

И в гордости  нашей -
            Останкинской башне -
Теперь всероссийский сортир,
Включать телевизор противно и страшно -
Потом не проветрить квартир.

Терзают нас грефы, чубайсы, гайдары.
И для торжества похорон
Нам честь оказали, прислав Берл Лазара,
Кошмарный, но вовсе не сон.

Чем недра богаты - уходит по трубам,
На запад, на юг, на восток.
Кругом расползлись червяками по трупу,
Но это не смерть - это шок!

Татарской иго ведь сбросить сумели,
Французу не сладко пришлось,
Потом напряглись и фашизм одолели,
Уж так на Руси повелось.

Дождётесь,
      что скоро "дубинушка ухнет"!
И рабства оковы падут!
Увидите все, как к ногам нашим рухнет
Глобальный финансовый спрут.

горб Anton-у
11.04.2012 17:10
Абсолютно с ВАМИ СОГЛАСЕН.Единственное с чем можно поспорить-перерастание местных забастовок во что-то серьёзное.Тут ведь как- приедет 'хозяин',бросит какую-то подачку,и люди опять безропотно готовы горбиться.
гражданин
11.04.2012 13:53
Очевидно, что "поставив на место" иностранных инвесторов, очередь придёт - за местными! Иначе работники побегут к более хлебосольному работодателю.
Правда возможен и иной расклад: инвесторам такой процесс (в одни ворота) - не понравиться и они - свалят...
Вот у властей - непростой выбор: или "мочить" свой бизнес (от которого и кормятся) или становиться, наконец - на путь цивилизации, в отношения с российскими работниками, то есть - соотечественниками!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.

Эксклюзив
14 Ноября 2017
Олег Слепынин
Жизнь и пророчества почаевского старца.
Фоторепортаж
14 Ноября 2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.