Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 сентября 2019
МХАТ штормит

МХАТ штормит

Зачем «переформатировать» знаменитый русский театр?
Нина Катаева
03.09.2019
МХАТ штормит

Группа «несогласных» артистов МХАТа им. Горького рассказала на пресс-конференции в «МК» о ситуации в театре.

Хроника событий известна. 27 октября 2018 года министр культуры В. Мединский со сцены поздравил коллектив со 120-летием, отметив, что «благодаря заслугам бессменного на протяжении более 30 лет руководителя МХАТа им. М. Горького, народной артистки СССР Татьяны Дорониной, театр, оставаясь преданным заветам Станиславского и Немировича-Данченко, развивает и углубляет классические академические традиции, «сея разумное, доброе, вечное» и в наши дни». А спустя месяц с небольшим, 4 декабря Доронина была уволена с поста худрука – без объяснения причин, получив в утешение вновь введенную должность почетного президента театра.

К руководству пришел триумвират – худрук Эдуард Бояков и его замы – Сергей Пускепалис и Захар Прилепин. Вся их деятельность за минувшие месяцы указывает на то, утверждают заслуженные артисты Лидия Матасова, Александр Столетов, Андрей Чубченко, актеры Юлия Зыкова и Антон Наумов, что совершена ошибка. Зал на 1350 мест на премьерах пустует, так, на «Последний срок» 30 мая было продано всего восемь (!) билетов. Обычно по билетам приходит от 120 до 400 зрителей, остальные – по приглашениям, в то время как в 2018 году, привела статистику Матасова, средняя заполняемость зала была выше 70 процентов. Госзадание тогда перевыполнили почти на 24 млн рублей, театр посетило почти на 20 тыс. зрителей больше.

«Новодрамовская» проблематика спектаклей, так сказать, прямо перпендикулярная мхатовской, уводит зрителей в стены театра «Практика», независимой площадки, открытой для разных творческих групп, откуда пришел Бояков.

По сути, уничтожается театр, который любой мало-мальски культурный человек сравнит с Комеди Франсез, с японским театром Кабуки, «застывшими» во времени своего возникновения и несущими это время сквозь века как драгоценность. Для новых зрителей это как живая вода.

Труппа «грамотно» расколота – артистам в ультимативном порядке предложено на год перейти с бессрочных договоров на срочные, заслуженным – на три. Половина коллектива отказалась это сделать, а другая сдалась, и осуждать людей трудно. Худрук заявил, что работать будет только с теми, кто подписал новые договоры, остальных, среди которых ведущие актеры доронинского театра, называет «клоунами» и «неликвидом», снимает с ролей. Уже уволены 70 сотрудников из разных цехов. Постановки Дорониной в новом Уставе не прописаны, прекращены репетиции «Варваров» и «Стеклянного зверинца», худрук ведет себя так, словно Татьяны Васильевны не существует. Собственно, она с 26 января с.г., отыграв «Вассу Железнову», на публике не появлялась, заняв позицию «великой молчальницы»...

А театр штормит, как при девяти баллах. В Минкульт – с требованием вернуть Дорониной полномочия руководителя МХАТа – написано не одно письмо, но в ответ лишь отписки и отговорки, и в июне «несогласные» вместе со зрителями вышли на ступени перед своим театром и записали видеообращение к президенту Путину с просьбой вмешаться и спасти исторический театр от «новодела». Вот тогда и стали всем ясны причины бунта «несогласных». О подробностях журналисты услышали на пресс-конференции. Оказывается, отречься от должности Татьяну Васильевну уговаривали десять часов – с часу дня до одиннадцати вечера. И добились своего, лишь поведав историю о возможном слиянии МХТ им. Чехова и Театра наций, а в этом случает МХАТ им. Горького прекратил бы свое существование. Также Доронину убедили в том, что в качестве президента она будет влиять на художественную и репертуарную политику, поскольку будет руководить худсоветом.

– Ей пообещали сохранить художественное руководство театром, поэтому она и согласилась, – сказала Матасова. – В устав внесли изменения, но никаких прав и обязанностей у президента не оказалось.

В качестве доказательства Лидия Матасова прочитала стенограмму: министр культуры Владимир Мединский и советник президента по культуре Владимир Толстой представляют Эдуарда Боякова труппе и заявляют, что МХАТ «сохранит верность патриотизму, классическому искусству и православию». Но реальность вскоре проявила себя. Татьяна Васильевна, режиссер по возобновлению «Трех сестер», поставленных Немировичем-Данченко, просила Боякова ничего не менять в спектакле, но худрук поступил по своему усмотрению: сестер теперь девять – три состава. Доронина категорически запретила бы пьесу «Последний герой» И. Крепостного – с нецензурной лексикой, которую все же не решились воспроизвести, а вот портреты советских вождей из ППШ в спектакле расстреливают. И о непотребных вещах говорят, и вульгарный кивок в сторону героини из «Трех тополей на Плющихе» делают.

А описать сцену из «Парикмахерши» - из репертуара «Практики», принятой к постановке, отрывок из которой прочитала Юлия Зыкова, не представляется возможным, настолько она отвратительна.

Эдуард Бояков тем временем излучает оптимизм, во всех интервью заявляет, что «”у них” все прекрасно», а на 5-6 человек, которые «мутят воду», и внимание обращать не стоит. Провел сбор труппы, на который не хотел пускать «несогласных», отрапортовал о премьерах. Новую традицию – с пением гимна – утвердил. Правда, на пресс-конференции зачитали не очень оптимистичную информацию о былых подвигах выпускника журфака Воронежского университета Боякова. В Перми, Воронеже, Екатеринбурге отметился, и все с какими-то скандалами, нарушениями финансовой дисциплины, пропагандой нетрадиционных отношений в спектаклях. Но много фестивалей организовал и проекты придумывать мастак. Вот и пространство МХАТа в новом сезоне обустроит по-новому: с девяти утра – йога, танцы, чтение стихов, философские дискурсы – бюджетные миллионы на это уже выделены. По мнению «несогласных», это грозит потерей атмосферы театра, но кого это волнует, да и худрук, скорее всего, забыл, как на первой пресс-конференции заверял журналистов, что Горький-центра не будет...

И еще один штришок беспокоит – как можно было 26 января, после той самой «Вассы Железновой», на поклонах не подойти к легендарной актрисе, не поблагодарить, не преподнести цветы?! Три джентльмена из руководства, работавшие в театре без году неделя, сочли это лишним. Впрочем, какие цветы, историческая фотоэкспозиция, посвященная Дорониной, ее спектаклям у Товстоногова, Гончарова, Ефремова, ее собственным постановкам, разрушена, портреты актрисы валялись в фойе на полу. Рассказывают, худрук лично сорвал фото сцены из «Без вины виноватых», увидев его в костюмерном цехе.

Выступление Галины Орехановой, двадцать лет проработавшей завлитом в МХАТ им.Горького, автора книги «Татьяна Доронина: “Жизнь моя, русский театр”», журналисты встретили аплодисментами. Ореханова сказала о времени театра больших режиссеров, которое выпало на ее поколение, напомнила о золотом веке МХАТа, покорившего мир, о великих заслугах своей героини, и о том пути, на который она вступила в 1987-м, спасая МХАТ им. Горького, и одержала победу. Напомнила о том, как Валентин Распутин в компании с Виктором Розовым, Ильей Глазуновым, Ириной Архиповой и Николаем Скатовым однажды спасли Татьяну Васильевну от любителей дискурсов, и как она сама розовским спектаклем «Ее друзья» спасала школьников, разбрасывавших в зале банки из-под пива. Говорила: «Их надо одолеть, воспитывая добром». Галина Александровна произнесла наконец слово «духовность» – то, ради чего зрители 120 лет приходили во МХАТ.

Ореханова, единственная из всех, рискнула назвать вещи своими именами: Эдуарду Боякову отказала в понимании того, «куда он пришел», а Владимиру Мединскому и Владимиру Толстому попеняла, что они, «прекрасно понимая, кого прислали во МХАТ, позволили себе оскорбить символ русской культуры».

«Эта акция не так безобидна, – сказала Ореханова, – и вопрос действительно стоит в целом о государственной культурной политике, и, в частности, о спасении МХАТа, а это под силу только Дорониной». Акцию «несогласных» писательница одобрила и рассказала, что в Японии, желая выразить признательность великим подвижникам культуры, по закону «Об охране культурных ценностей» (1954) объявляют их «живым национальным сокровищем» и открыто поклоняются. Татьяна Доронина – прямой кандидат на подобное звание, но в России «национальное достояние» уничтожают. Ау, армия поклонников, воспитанных на творчестве Дорониной, зрители огромной страны, члены Союза театральных деятелей, критики, писатели, вы можете помочь переломить ситуацию!..

А то видеообращение на ступенях театра, облетевшее страну, не возымело действия. Из администрации президента ответили, что не полномочны решать такие вопросы и посоветовали обратиться в Минкульт. Замкнутый круг. Похоже, прав Юрий Соломин, сказавший в интервью «Собеседнику» (№19, 2019), что, скорее всего, «это чьи-то интриги, и за триумвиратом этим кто-то стоит». «Я бы оставил во МХАТе все как есть, – сказал худрук Малого, – но нанял бы к Дорониной директора, который отвечал бы за всю механику театра. Как можно брать на себя такую ответственность, назначая в театр пусть и медийный триумвират, но убирая из него историю?! А Доронина – это исторический человек. Просто отбросили ее, и это ужасно, это не в характере нашего народа. Я знаю, что это для нее смертельная обида – а кто будет отвечать за то, что уничтожили душу человека? Придет ли она еще в свой театр?... Да, мы все порой неважно себя чувствуем. И я, бывает, лечусь. Но кто поднимет руку на Галю Волчек, например, которая теперь в коляске? Никто. Потому что коллектив не позволит. И это правильно».

Сообщаем, что «несогласные» останавливаться не собираются – они отправят в прокуратуру письмо с просьбой проверить законность увольнения Татьяны Дорониной, а также правомерность перевода актеров на срочные договоры.

И есть еще молчание самой актрисы и режиссера, сильного человека, не надо его недооценивать.


Нина Катаева – член СП России

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.
Тузик
12.09.2019 21:23
А ведь в эти дни у Татьяны Васильевны день рождения! И такое переживать!... МХАТ, потом до Малого доберутся - и конец великому русскому театру... Снесем и это?..
Маша Сергеева
09.09.2019 20:55
Да, " Очень жаль, что на рассвете волки зайчиков едят". Но ситуация совсем не предполагает иронической улыбки. Самое страшное для меня, что две стороны конфликта, (но на самом деле этих сторон больше и конфликт далеко не исчерпывается противостояниям артистов, выступивших с обращением к Президенту на ступеньках театра, и нынешним руководством театра) - самое страшное, что громко заявивший себя верующим и православным г-н Бояков позволяет себе вести себя с людьми как известные герои 90-х с позиции силы. У меня не может уместиться в голове как может просто порядочный здравомыслящий человек позволить себе так унижать артистов ?! При этом одна из этих грубо и невежественно оскорбляемых - любимая зрителями заслуженная артистка, а другая - певчая или регент православного храма !!! Это что новый менталитет православных в России ХХ1 века? А далее следует программа перестраивания дорониского театра на новую "культурно- просветительскую деятельность"! Это уж, простите, о какой культуре так заботится этот господин, что он может дать людям ? Безнаказанное самоуправство? Дикий цинизм? Распущенность и демонстрирумую вседозволенность, предполагающую высокое прикрытие властных структур? Да... русскому театру не приходилось еще переживать такие переделки! И пора во всеуслышание сказать: " Руки прочь от Татьяны Васильевны Дорониной!" Поведение Боякова красноречиво демонстрирует какими методами Татьяну Васильевну принудили подписать документы. Этого отречения Дорониной от театра просто не было! И все действия этих " новых руководителей", как и "новых русских" в 90-е годы - крименальны с точки зрения правопорядка.
Ирина
07.09.2019 15:02
Считаю произошедшее с МХАТом им.Горького (в год юбилея Горького 2018 г. и перед началом Года театра 2019 г.) ужасающим символом нашего времени - показатель лицемерия властей, двурушничества, и окончательной деградацией культуры и человеческих отношений. Театр уничтожили, великую Актрису и режиссера, основателя театра - сметают с лица земли и ради чего все это? Какой смысл во всех этих действиях? Уж точно не забота о культуре и театральной жизни - логика коммерциализации всего и вся. Жаль, что этот триумвират не понимает, что как они поступают, так поступят и с ними... Хоть какие-то моральные принципы должны были их остановить... Но видать, там глухо
Екатерина
05.09.2019 12:42
Уже писали в газеты, что ситуация ужасная. Последний герой - просто невыносимый спектакль, сырой, бестолковый. Жаль артистов. Да еще и Сцены из семейной жизни с Домогаровым и Высоцкой. Зачем этот спектакль вообще нужен во МХАТе? Там свои прекрасные артисты, хорошая литература.
Бездарность и пошлость процветают.
Александр из Од.
04.09.2019 21:01
Татьяна Доронина - сильная личность. Когда рухнул СССР и планка дозволенного упала ниже пояса, то многие театры в погоне за зрителем, пустились во все тяжкие. Стали экономить на декорациях и костюмах. А зачем они? Когда можно поставить кровать и прыгать на ней!
В этих не простых условиях великая актриса держала знамя классического театра высоко и твердо. Похоже этого ей и не простили. Воинствующая либеральная пошлость берет реванш.
Светлана Игоревна
04.09.2019 15:41
До предела возмущены ситуацией с МХАТ! Замечательный театр, великолепные постановки, классический репертуар, великая актриса и талантливый режиссер Доронина-беречь все это надо Министерству культуры, а у нас все наоборот! Уверены, что Президент Путин вмешается в ситуацию и все изменит: пора уже! Сколько можно всяких разрушителей культуры пускать в храмы искусства!!
Галина
04.09.2019 15:12
Не верю , что справедливость победит . Победят чиновники . Люблю Доронину , потому что она последняя ВЕЛИКАЯ . Преклоняюсь . 84 года не помешают ей играть в "Каменном гнезде " и Вассу и т.д. Плачу....
Рок
04.09.2019 9:36
А как же Захар Прилепин? мы уважаем его за позицию по Донбассу, антилибероидные высказывания. И вдруг он в стане "реформаторов"...
Феона
04.09.2019 9:06
Погром русской традиционной культуры продолжается под патриотические фанфары Кремля.....Зато всем прочим (избранным) по личному театру до гробовой доски. Теперь все ценности только в храмах, а гордость нации -великую русскую классическую литературу, воспитавшую многие поколения самых лучших сынов России -на задворки истории.....
Хмурый
04.09.2019 4:15
МХАТ развалят окончательно, на его месте очередного торгаша откроют. Ничего нового, место блатное, в центре. Или очередной музей какой-нибудь мерзкой личности, за госсчет, с содержанием для вдовы. Тоже прецедентов хватает. А МХАТ? Да кому он нужен, этот МХАТ? Даже с Дорониной!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.

Эксклюзив
12.09.2019
Славенко Терзич
Слово посла Сербии в Российской Федерации.
Фоторепортаж
12.09.2019
Подготовила Мария Максимова
В Москве проходит выставка, посвященная реставрации в Музеях Московского Кремля.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».