Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Коммунальный саботаж

Коммунальный саботаж

На преобразования в сфере ЖКХ бюджетных средств нет
Алексей Подымов
06.06.2013
Коммунальный саботаж

На заседании Госсовета в Санкт-Петербурге, посвященном мерам по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, глава государства озвучил необходимую для преобразования сферы ЖКХ колоссальную сумму - девять триллионов рублей. Где взять?

Похоже, президенту ничуть не меньше нас с вами надоели бесконечные обещания и «планов громадье» в отношении этой инвестиционно-привлекательной отрасли народного хозяйства. Сегодня чуть менее двух третей российского населения, 64 процента, называют ЖКХ в числе наиболее серьезно больных отраслей российской экономики.

Несколько лет назад, на волне успеха в «чубайсовской» реорганизации электроэнергетики - успеха весьма сомнительного, как теперь выясняется - нам обещали: вот повысим тарифы ЖКХ до уровня 100-процентной оплаты, и отрасль вздохнет полной грудью. В каждом доме летом будет прохладно и сухо, а зимой – тепло, в каждую квартиру будут бесперебойно поступать и газ, и горячая вода, и электроэнергия, исчезнут вечные проблемы с уборкой внезапно выпавшего снега, а, к примеру, питерцы смогут наконец-то забыть про свои легендарные «сосули». Но с ЖКХ не получилось. Можно сказать, ничего не получилось, если, конечно, не счесть за реформу создание тысяч управляющих компаний, с которыми взаимоотношения у населения складываются пока в основном по принципу «Знать их не знаю, ведать про них не ведаю, но деньги они с меня берут»…

Про тарифы, которые уже близки к 100-процентным, а где-то уже и превысили эту планку, разговор отдельный. А вот проблем с качеством - если этот термин вообще тут уместен – и количеством услуг ЖКХ стало с тех пор, пожалуй, только больше.

Понять раздражение президента нетрудно, тем более что ему попытался еще возражать профильный министр Игорь Слюняев. Глава министерства регионального развития констатировал: концессионные соглашения для сферы ЖКХ заключены только в четырех субъектах федерации, гарантии предприятиям ЖКХ как инструмент привлечения инвестиций не применяются, а 15 миллиардов рублей на финансирование региональных программ модернизации, переданные Фонду содействия реформированию ЖКХ, «лежат невостребованными». Он предложил сначала вернуть отрасли ожидавшиеся бюджетные средства, возродив федеральную целевую программу по модернизации ЖКХ, это - 422 миллиарда рублей до 2020 года.

Не секрет, что финансирование ЖКХ даже на таком скромном уровне фактически свернуто, а министр виноват в том, что так и не сумел обеспечить реальный прирост в отрасль частных инвестиций. Но почему же вместо этого он снова заговорил о нехватке инвестиций из бюджета? Напросился, что называется. И ведь это уже после того, как глава государства конкретно разъяснил: «Объемы частных инвестиций сейчас минимальные – 8 процентов от годового оборота предприятий коммунального комплекса». И предложил обсудить, нужно ли устанавливать на федеральном уровне порядок долгосрочного регулирования тарифного роста. Из дальнейших слов президента нетрудно было понять, что иного «пути эффективной модернизации отрасли нет и быть не может», и задача Госсовета в том, чтобы «политика госрегулирования тарифов была понятной» и «чтобы инвестор понимал, когда и с какой доходностью он сможет вернуть вложенный капитал».

Но и министра можно понять: в ЖКХ, как и в сельское хозяйство, по разнарядке большой бизнес не загонишь. Любой здравомыслящий предприниматель просто не захочет связываться с делом, где уровень неплатежей порой доходит до 50 процентов, а в случае роста тарифов может подскочить, местами, и до всех 100. Тут и с лизингом почти нечего делать, и заложить под кредит практически нечего. Но главное все же не это.

Главное - что в коммунальной сфере, которая действительно может быть инвестиционно-привлекательной, ведь на качественные услуги тут всегда найдется платежеспособный спрос, с давних пор воцарился поистине коммунальный саботаж.

Более того, с появлением бесчисленного множества управляющих компаний такой саботаж прямо-таки утроился. Остается только удивляться, как быстро «спелись» представители управляющих компаний с отечественным жилищно-коммунальным чиновничеством!

С президентом не поспоришь, когда он заявляет, что «дефицит кадров в сфере ЖКХ приближается к 70 процентам, его необходимо преодолеть за счет привлечения квалифицированных специалистов». «Иметь штат квалифицированных кадров, чтобы не было соблазна «взять на подряд» уже работающие компании, набившие руку на мошенничестве и в деле толком не разбирающиеся», - призвал В. Путин. И резюмировал: необходимо обеспечить подготовку и переподготовку кадров, чтобы сюда приходили профессионалы, способные создавать современный цивилизованный рынок коммунальных услуг.

Похоже, ситуация, в которой одни регулируют, а другие таким регулированием сполна пользуются, и становится одной из причин удручающей «инвестиционной непривлекательности» отрасли.

Но президент совсем неслучайно дал понять, что сумма в 9 триллионов рублей, необходимых только на то, чтобы привести в нормальное состояние ныне существующие мощности ЖКХ, без кардинальных перемен в отрасли, дальше будет только возрастать. Видимо, участники заседания Госсовета это не вполне поняли, поскольку все же сумели перевести разговор в традиционную сферу дележки, если не сказать грубее, «распила» бюджетных средств. Фонд ЖКХ оперативно напомнил про 58 миллиардов рублей, которые необходимы ему для снижения неподъемной доли участия субъектов федерации в программах расселения аварийного и ветхого жилья. Относительно подъемным считается 50-процентный вклад региона, чтобы такая пропорция стала реальностью, глава Минфина готов пойти даже на… снижение федеральной доли.

И это - вместо того, чтобы вменить регионам довести свою долю до все тех же 50 процентов за счет привлечения частных средств. На местах. Спрашивается, а за счет чего? Да по старинке – за счет гарантий на долю участия в сборе средств за будущие услуги ЖКХ, а еще – за счет гарантированной доли в заново возводимом жилье в регионе. Можно вспомнить и про платные дороги, платные стоянки, наконец, платные гаражи при новых домах.

Да мало ли, в конце концов, пряников в кармане у того или другого губернатора.

Вот ведь губернатор санкт-петербургский Георгий Полтавченко совсем не зря поработал главой профильной рабочей группы, и сразу поддержал переход на долгосрочные тарифы с 2016 года. Впрочем, он же предложил правительству «возобновить контроль роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги» и ввести новый ограничитель - предельный индекс его роста, прекрасно понимая, что это здорово уменьшит возможности государства раздобыть где-то пресловутые 9 триллионов.

А вот губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев предложил нечто более замысловатое. Собственники жилья с его подачи могут рассчитывать на то, что, например, внутридомовые сети можно будет - похоже, без разрешения управляющей компании - передать на обслуживание ресурсоснабжающим организациям. Только вот его с небес на землю тут же спустил известный своим прагматизмом заместитель председателя правительства Дмитрий Козак: он предложил передать решение подобных вопросов в ведение общего собрания собственников жилья. Справедливо, не поспоришь, ведь уже воцарившееся чуть ли не повсюду в России «коммунальное самоуправство» управляющих компаний во многом связано как раз с тем, что «общее собрание собственников» в нынешней России – это почти экзотика: уполномоченных по подъездам собрать бы!

Даже в критических ситуациях найти кворум почти невозможно, и за всех отдуваются инициативные группы, почти бесправные.

Но вернемся все же к теме частных инвестиций в ЖКХ. Ведь бюджетных денег для отрасли не было, нет, и не будет, как ясно дал понять глава государства. Итак, если взять электроэнергетику, не самый удачный опыт преобразований, то там все же удалось «приватизировать» под конкретных олигархов или же госкомпании типа «Газпром» составные части отрасли - территориальные и оптово-генерирующие компании, почему бы не пойти по рыночному пути открытости и прямой приватизации и в сфере ЖКХ?

Если:

- отрасль реально будет переводиться на рыночные рельсы с открытой отчетностью, конкурентными расценками, обоснованными нормами потребления;

- к торгам будут допущены не только крупные структуры, но и те, кто сам в полной мере пользуется услугами ЖКХ;

- будет создана действительно конкурентная среда по оказанию коммунальных услуг не только населению, но и производственным предприятиям, причем всем на равных условиях;

- будут запущены эффективные механизмы льгот и преференций, то…

То можно надеяться, что инвесторы для ЖКХ все же появятся. Но «если» этих чересчур много.

Да, тем же управляющим компаниям придется перейти на прозрачные тарифы, что на Госсовете отметил и президент. Наконец-то, ведь действительно трудно понять, когда по счетчику за газ набегает не больше 100 рублей, а подмосковные дачники за неработающие всю зиму отопление из АГВ и пару конфорок на плите должны платить все 800. Впрочем, это – «Газпром», а не ЖКХ, однако тенденция очевидна.

Но ведь то же сказал и президент: «Важнейшей задачей государства остается обеспечение защиты прав граждан, включая повышение прозрачности счетов на оплату коммунальных услуг».

И для этого, по мнению В. Путина, необходимо создать информационную систему, благодаря которой люди могли бы беспрепятственно вести мониторинг потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за них. «Сегодня эти сведения так запутаны, что даже финансово образованному человеку невозможно в них разобраться, - подвел черту глава государства. - Люди понимают, что происходит, только тогда, когда платить приходится».

Да, придется все-таки навести полный порядок в законодательном регулировании всей коммунальной сферы. В конце концов, и людям и государству необходим уже коммунальный кодекс. Налоговый кодекс работает, его никто даже сомнению не подвергает, и если так же будет с тарифами ЖКХ, с нормами потребления электричества, воды, тепла, наконец, и газа, кому от этого хуже?

В ином случае управляющие компании, вместе с чинушами регионального или скромного муниципального уровня, могут установить такие нормы и тарифы, что мало никому не покажется. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.