Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 октября 2021
Казахизация Казахстана: модели и прогнозы

Казахизация Казахстана: модели и прогнозы

Зачем казахам наступать на туркменистанские грабли?
Дмитрий Верхотуров
22.01.2021
Казахизация Казахстана: модели и прогнозы

Мне бы хотелось посвятить эту статью одному весьма интересному процессу, протекающему в Казахстане. Процесс этот культурно-национальный по своей природе, но он также затрагивает множество других аспектов внутренней и внешней политики Казахстана, места и положения республики среди других стран. Тема не новая, и обсуждалась уже не раз, но сейчас я могу обобщить свои наблюдения и уйти от разных, чрезмерно узких подходов, взять ее широким обзором, даже в некотором роде в историческом плане.

Все, что я скажу ниже, конечно, является моим личным мнением и на суверенитет Казахстана никак не посягает. Однако по прошлому опыту мне известно, что мои статьи весьма активно читают в Нур-Султане (Астане), иногда даже прислушиваются к изложенным в них аргументам. Надеюсь, что прислушаются и на этот раз, тем более что вопрос очень важен.


Русский Казахстан и казахский Казахстан

На мой взгляд, протекающий в республике культурно-национальный процесс можно определить как противоборство между двумя культурными тенденциями, которые я бы условно назвал «Русским Казахстаном» и «Казахским Казахстаном».

Обычно этот вопрос рассматривается в очень узком спектре взаимоотношений русских и казахов в Казахстане, положения русских и их довольно активного выезда в Россию. Выезд продолжается и по сей день, и, по имеющимся данным, за 2019 год Казахстан покинуло 45,2 тысяч человек, из которых русских было 32,8 тысячи. В подавляющей части выехавшие перебрались в Россию. Доля русских в населении Казахстана сократилась с 37,8% в 1989 году до 18,8% (3,5 млн человек).

Однако, на мой взгляд, «Русский Казахстан» намного больше, чем просто присутствие этнических русских в республике. Если принять во внимание все остальные культурные факторы, то окажется, что это понятие включает в себя огромную массу казахов.

Например, по официальным данным за 2018 год, доля населения, владеющего русским языком, составила в республике 92,3%. Причем это хорошее владение, в подавляющей части свободное, и гораздо лучше, чем, скажем, у киргизов, узбеков или таджиков. С этой точки зрения Казахстан нужно признать русскоговорящей страной.

Соответственно, для основной массы казахов Россия и русская культура открыты совершенно свободно, и при переезде в Россию особых проблем с интеграцией не возникает.

«Русский Казахстан» существует также во множестве бытовых деталей вроде почти поголовного ношения европейского костюма, привнесенного и закрепленного русскими, или в том, что казахи в застольях нередко пьют коньяк «Казахстан» и закусывают его бешбармаком.

При этом нужно отметить интересное обстоятельство: казахи, воспринявшие широкий и разнообразный пласт русской культуры, тем не менее, в значительной мере, остаются казахами, с владением казахским языком (которое сильно укрепилось за последние годы), с целым рядом собственных обычаев, традиций и привычек. Даже по-русски казахи говорят несколько иначе, с хорошо различимым говором. Кстати, и русские в Казахстане тоже много чего взяли у казахов по части обычаев и привычек, да и говор у них тоже отличен от принятого в России.

Таким образом, если считать русских ядром «Русского Казахстана», то у него определенно есть обширная периферия в лице казахов, в большей или меньшей степени, воспринявшей русскую культуру. Это обстоятельство придает культуре Казахстана смешанный характер, в котором русские и казахские черты совмещаются и переплетаются в самых разнообразных сочетаниях. Почему-то на этот момент почти не обращали внимания, а он интересен и важен.

«Казахский Казахстан» тоже существует, но иным образом. Это культура меньшинства, в основном проживающего в отдаленных районах, которые очень слабо подверглись русскому влиянию; это аулы, жители которых очень слабо владеют русским языком или вообще его не знают. В последние годы он пополнился оралманами из Китая и других стран дальнего зарубежья. Неожиданно у них возникли проблемы с адаптацией на исторической родине, принявшей в своем историческом развитии смешанный характер. Не владея русским языком, они не могут полноценно включиться в сложившуюся культуру Казахстана.

Это одна грань этого явления. Вторая грань состоит в том, что «Казахский Казахстан» существует в качестве национально-политического проекта, предусматривающего неуклонную «казахизацию» Казахстана. Основные черты этого проекта состоят в насаждении казахского языка как общеобязательного (что, в значительной мере, выполнено на госслужбе и в образовании), перемещении казахского населения на север республики, а также неуклонном сокращении доли русского населения.

Вот две культурные тенденции, противостоящие друг другу.

Текущее положение таково, что «Русский Казахстан» занимает довольно пассивную позицию и постепенно перетекает в Россию. И русские, и казахи. Образовательная статистика показывает, что немалое количество казахов, закончивших казахские школы, отказываются от национального ЕНТ и выезжают для учебы в Россию.

По неполным данным за 2019 год, из 59 тысяч казахстанских студентов, приехавших в Россию, около 28 тысяч были именно выпускниками школ с казахским языком. 65% выехавших из Казахстана в Россию на учебу или работу собираются остаться в России навсегда.

Своего рода «новые откочевщики». Уезжают те, кто уже не связывает себя с Казахстаном, а подавляющая масса, составляющая «Русский Казахстан», это около 8–10 млн человек, пока что выжидает. При определенных условиях и эта часть может откочевать в Россию.

«Казахский Казахстан» весьма мал по численности и его актив, вероятно, составляет пару сотен тысяч человек, но он весьма напорист. Это видно хотя бы по тому, что целый ряд требований, которые еще лет 15 назад казались несбыточной мечтой, сегодня или реальность, или часть государственной политики. Среди них – латинизация казахского языка. Сейчас она ведется официально и закреплена в государственных программах.

Проект «Казахского Казахстана» напористо продвигается, но и «Русский Казахстан» еще доминирует в культурном пространстве республики. Промежуточное, нестабильное положение.


Суть политики казахизации

Обе тенденции, разумеется, появились в результате вполне целенаправленных усилий. «Русский Казахстан» является наследником отчасти царской, но в подавляющей части – советской политики. Цели его появления состояли в закреплении власти над Казахстаном, а в советское время ускоренном развитии Казахстана и в полноценном включении республики в советское общество и хозяйство, так, чтобы любой выходец из Казахстана мог свободно жить и работать в любой другой части СССР, ну и наоборот; от этого зависело решение множества важных вопросов. Потому русский язык стал краеугольным камнем советской культурной политики в Казахстане, а с ним пришли и элементы русской культуры.

«Казахский Казахстан» – явление исторически новое, и появилось оно уже при независимости. Цель его вполне очевидная и состоит в создании культурного базиса для казахского национального государства, в рамках которого должна произойти консолидация и окончательное оформление казахов как нации.

Но тут возникли трудности. Традиционная казахская культура погибла во время коллективизации и в дальнейшем существовала лишь в виде пережитков, сохраняемых старшим поколением, и в виде весьма условной этнографической реконструкции.

Затем Казахстан в советское время стал частью большого общего культурного пространства. Оставить все, как было, означало, что Казахстан будет де-факто частью России, если не в политическом, то в культурном смысле. Это сторонникам «казахизации» понравиться не могло. Сложная проблема!

По моим наблюдениям, ее решили таким образом. Во-первых, было решено сделать ставку на перемену внешнего облика республики, в особенности по части языка. Во-вторых, было решено взять какой-то другой образец, точно не российский. Выбор был вполне очевиден в пользу Турции и турецкого образца. Отсюда растут корни многих странных, на первый взгляд, явлений, вроде стремления непременно перевести казахский язык на латиницу. В-третьих, было решено, по возможности, выталкивать русских из Казахстана в надежде на то, что с отъездом русских казахи забудут русский язык и таким образом «казахизируются».

Эта политика излагается обычно в ее рафинированном виде, и так откровенно ее отваживались выражать лишь наиболее рьяные радикалы в лагере казахских нацпатов. Она реализовывалась ранее очень медленно, потому что Нурсултан Назарбаев ее тормозил, прекрасно понимая все угрозы и негативные последствия скоротечного крушения «Русского Казахстана». В последние годы эта политика заметно активизировалась, и, судя по всему, будет только набирать обороты.

Вот тут возникает самое интересное в этой теме.


У вас получится не Турция, а Туркменистан

Привлекательность турецкого примера для строителей «Казахского Казахстана» состоит в том, что Турция в ходе политики весьма радикальной модернизации обломков Османской империи сохранила и укрепила национальную идентичность и культуру. В рамках турецкого способа произошел сначала разрыв с османизмом посредством смены внешнего облика: введение европейской бытовой культуры и латинизация. Впоследствии современная турецкая культура строилась путем сращивания разных элементов турецкой этнографии с этой европеизированной оболочкой.

Однако казахские националисты не хотят признавать того, что модернизация Казахстана уже состоялась в советское время. Да, с сильным русским компонентом, требуемым для строительства СССР. Но если взять казахов отдельно, то советский способ их модернизации был очень схож с турецким: создание европеизированного облика с приспособлением к нему остатков традиционной казахской культуры. Это обстоятельство существенно меняет все дело. В сущности, если говорить по-простому, план построения «Казахского Казахстана» исходит из того, чтобы присвоить все результаты советской модернизации казахов, содрать с нее русскую форму и напялить вместо нее псевдотурецкую, с казахской латиницей.

Действительно, казахские националисты не желают расставаться с европейскими костюмами и облачаться в халаты, пересаживаться с автомобилей на лошадей и выселяться из городов в степь, в юрты. Даже от русского языка не хотят отказываться сами, и часто ведут свою агитацию именно по-русски.

Они, видимо, и дальше хотят черпать отовсюду (поскольку своего культурного содержания создали очень мало), в том числе из русской и турецкой культуры, как-то переводить это на казахский и выдавать за свое, посконное. По сути, это культурный грабеж.

Важнее все же другое, на чем я заострю внимание. Как и Османская империя, Турция ориентировалась на Западную Европу, в первую очередь на Францию и Великобританию. Культурная революция, проведенная Ататюрком, эту ориентацию резко укрепляла. От этого Турция получила очень многое: торговлю, инвестиции, образование и науку, вооружение и военную защиту. Турция вступила в НАТО.

Затеянный же казахскими националистами «культурный грабеж» наследия советской модернизации Казахстана предусматривает демонстративный разрыв связей с Россией, связанный с тотальным очернением советского периода истории и зачеркивания вклада русских в мощный подъем Казахстана. Мол, мы теперь с Турцией, писать будем, как турки, латиницей, а в случае чего Турция нам поможет. Латинизация казахского языка – это символ, и символ именно разрыва с Россией.

Чем закончится эта политика, сказать нетрудно, поскольку есть уже пример страны, прошедшей по этой дорожке. Это Туркменистан. Там все сделали так, как теперь хотят казахские националисты: присвоили достижения советского периода, выдавили русских, демонстративно отказались от русского языка и латинизировали туркменский язык. Россия к этому отнеслась сдержанно, пожалуй, даже чрезмерно сдержанно. Но когда дело дошло до хозяйства, и когда Гурбангулы Бердымухамедов заговорил о том, что Россия-де должна пропускать туркменский газ в Европу, чтобы Туркменистан продавал его напрямую (покойный Туркменбаши просто продавал газ России на границе), Россия попросту отказалась от покупок туркменского газа. И Туркменистан оказался в тупике: фактическая политическая изоляция, культурная самоизоляция, крушение жизненно важного экспорта. Если бы не газопровод в Китай, то Туркменистан мог бы разориться подчистую. Построить газопровод ТАПИ через Афганистан не получилось, со строительством Транскаспийского газопровода тоже вышли проблемы, а экспорт в Китай не обеспечивал потребностей республики. Получился затяжной кризис. Ведутся переговоры о возобновлении продажи газа в Россию, но идут они медленно, и вряд ли в ближайшие годы объемы продажи вырастут до прежних, все же доверие подорвано.

И чем Турция помогла Туркменистану? В сущности, ничем.

Турки там зарабатывали. Турция оказалась полезной лишь в том плане, что туркмены воспользовались безвизовым въездом в Турцию для бегства, хоть гастарбайтерами, хоть на самую черную работу – лишь бы подальше от чудачеств Аркадага, то есть Бердымухамедова. Туркменистан пытались атаковать талибы. Турция и в этом не оказала существенной помощи.

Это очевидно. Турция и не может оказать странам Центральной Азии никакой экономической и военной помощи в силу географической отдаленности, явной нехватки путей сообщения, которые по большей части контролируются Россией. Ставка на турецкую помощь заведомо убыточна.

Отсюда и вывод, что построение «Казахского Казахстана» по вышеизложенной модели не может не привести республику к серьезным проблемам, подобных тем, какие переживает Туркменистан. Получится не северо-восточная Турция, а северо-восточный Туркменистан, политически, экономически и культурно изолированный, остающийся один на один с китайской экспансией. Отличная перспектива, надо сказать!

Почему это нас, русских, волнует? Потому что последствия подобной политики в Казахстане, в значительной мере, лягут на нас, на Россию. Во-первых, если «Русский Казахстан» в лице русских и примкнувших к ним казахов откочует, то откочует он в Россию. В принципе, нам это выгодно, как выгодно было Турции бегство туркмен из Туркменистана. Несколько миллионов переселенцев укрепят нашу экономику и поправят наше демографическое положение. Но, во-вторых, у ослабевшего и деградировавшего в результате такой политики Казахстана возникнут проблемы, решение которых потребует усилий и затрат. Дестабилизированное приграничное государство создаст намного более серьезные затруднения, чем далекий Туркменистан.

Мы, конечно, поможем, но не без любопытного момента. Когда представители «Казахского Казахстана», обнищав, пойдут ломать шапку перед Россией, им придется иметь дело, в первую очередь, с представителями «Русского Казахстана», которых они до этого, в сущности, выгнали. Что делать? Думать о последствиях надо было раньше.


Культурная модель сплава

Во избежание подобных, совершенно ненужных казахам проблем, я бы посоветовал отказаться от сомнительных идей и открыто признать, что казахстанская культура есть сплав русского и казахского, открытая для инноваций, которые приходят из России и через Россию.

Кстати, с такой культурной моделью живут многие страны, например Япония или Южная Корея, у которых есть и национальный (исторически, в значительной мере, китайского происхождения), и западный компонент. И не сказать, что бедствуют.

Казахи пишут кириллицей. И что? Японцы и корейцы вот тоже заимствовали китайские иероглифы, переработали их под свой язык, и цепко держатся этого своего достояния, особенно японцы, которые поразительные консерваторы.

В этих странах люди в основном живут как западные люди, но периодически припадают к истокам. Вот и в Казахстане можно сделать нечто подобное: по выходным и праздникам выезжать в степь, ставить юрты, облачаться в халаты, садиться на лошадей. Угощения, казахские разговоры, айтысы, скачки и кокпар. Зачем вы проводите той в залах? Той должен быть максимально традиционным, в степи и в юртах. И вообще, зимовать можно в городах, а летом растекаться по степным просторам, как и было заведено в старину. Вот это было бы чисто казахским делом, интересным и увлекательным, кстати, не только для казахов.

 

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 83 найденных.
Nomadic
05.08.2021 21:46
Русским пора возвращаться на свою Московскую территорию забирая за собой свой мир и смотреть вокруг как все вырывают свое
Nomadic
05.08.2021 21:10
Если по каким то причинам Руский Казахстан отходит назад в Россию то все по правилам игры. А то что Казахстан берет пример у Турции не согласен
Ержан
03.05.2021 7:51
Юрий Афанасьев Широков: как будто в советская время в РФ только все производилось,а в остальных республиках ничего не было
Юрий Афанасьев-Широков
03.02.2021 9:03
Что говорить о том, что было 30 лет назад? "Снявши голову - по волосам не плачут!". ... В 1970, когда я юношей уехал из Семиречья, в Казахстане русских было больше, чем казахов (42,8% к 32,4%). Общегородская жизнь, образование на 95% реализовывали себя по-русски. Ныне в РК почти 3/4 - казахи (68,5%), хотя русским языком на письме и при чтении владеют 88,2% всего населения (Изъясняются 95%). В то же время понимают казахскую устную речь степной страны 74%, умеют читать и писать по-казахски 64,9% (Т.е. на сегодня минимум 5,75% самих казахов - "городских казахов"! - не владеют нац.грамотой).
...Ну, да ладно! Дальше-то что будет?
1) % казахского населения будет продолжать расти.
2) Доля славян - уменьшаться (старшие возраста - уходят; молодые, получая преимущественно образование в РФ, будут переселяться в Россию, не ощущая для себя карьерных перспектив в моноэтническом гос-ве; сферу бизнеса оккупируют турки или китайцы, узбеки, армяне, ментально более изворотливые и предприимчивые).
3) Но при этом ДВУЯЗЫЧИЕ (хотя и не в пропорции 50 на 50) будет сохраняться. Казахский компонент - за счёт умножения числа "аульных казахов" в общеказахстанской жизни; русскоязычный - из-за невозможности за 20-30 лет внедрить в формы современной казахской городской речи динамичный, мобильный градус постмодернистского, постиндустриального состояния, диктуемого коммуникативной деятельностью.
В перспективе диктовать предпочтительность будет ЭКОНОМИКА.
Если Казахстан пойдёт по пути "скотоводческой державы" (типа Монголии), - то культура и язык почвы (казахской) начнут доминировать в общении. Если по пути "добывающе-сырьевой индустрии", - то 50 на 50, как сегодня. Постиндустриальное качество ПОТРЕБУЕТ или китайской, или тюркской (отуреченной), или русской доминанты. Прогноз Н.Назарбаева об англ.язычии в РК - утопия.
4) Отдельный тормоз всем 3-м путям-дорогам - "азиатчина" в социальной жизни и управлении. Клановость, кадровый трайбализм, фиктивность мест. ВУЗов. образования, коррупция.
Мурат
02.02.2021 18:27
Большинство казахов в разной степени владеют казахским языком. Казахоязычные - большинство, а не меньшинство.
Казахов, не знающих казахского языка - меньшинство. Сегодня уже никто не ходит на улице в традиционной национальной одежде, хоть он из города или из аула. Все носят современную одежду.
Также среди этнических меньшинств кыргызы, узбеки, каракалпаки, уйгуры, турки свободно владеют казахским.

Большинство русских владеют только русским языком, есть также русские владеющие казахским и русским языками. Русских знающих казахский язык с каждым годом становится больше, количество русских не знающих казахский язык уменьшается. Старики умирают, молодежь учит казахский язык, а те кто не хотят изучать язык и интегрироваться в общество, переезжают в Россию. В Казахстане 3,5 млн. русских, миграция русских в Россию около 30 тысяч в год. Это 1% от общего количества русских. Меньше статистической погрешности.

За 2020 год население Российской Федерации уменьшилось на ПОЛМИЛЛИОНА человек. Это с учетом миграции в РФ. В ближайшие 10 лет ожидается уменьшение населения России в среднем на 400 тысяч в год. В целях выхода из демографического кризиса власти России упростили процесс получения российского гражданства гражданам Казахстана, Украины, Беларуси, Молдовы.

Возможно поэтому российские депутаты делают агрессивные заявления в сторону Казахстана, тем самым вызвав русофобию у казахов и стимулировать казахстанских русских к переезду в Россию. Кнут и пряник.
Количество русских в Казахстане в будущем продолжит снижаться из-за низкой рождаемости, высокой смертности и миграции в Россию, но русский язык никуда не исчезнет, пока есть потребность в ее изучении. Казахский язык продолжит развиваться и постепенно станет доминирующим, как узбекский в Узбекистане или азербайджанский в Азербайджане. С Россией надо дружить, никакой войны нам не надо.
Е. Д. - Владимиру Ивановичу
30.01.2021 16:47
Конечно же Вы правы - давайте будем помнить добро. Семьи, вернувшиеся из эмиграции и оказавшиеся (вместе с малыми детьми) в ледяных землянках в голодной казахстанской степи, не выжили бы без помощи казахов.
Василий
30.01.2021 16:26
Всё очень просто. В РФ полный суверенитет. Зарплаты через два месяца 2-3 тысячи долларов США в течении года 8-10 тысяч, полный соц пакет. Население бывших совреспублик вместе с землёй, СРОЧНО будут просится в РФ. А также вся восточная Европа и куча людей Западной. И не надо сотрясать воздух коментами. Рыба ищет где глубже.... а человек где лучше. Это реальность.

Юрий Афанасьев-Широков
30.01.2021 11:02
В рассуждении автора объективно отсутствуют несколько факторов, искажающих за тем заданную в статье аналитичность и серьёзность оценок.
1) Ну, как можно сравнивать (в "одной весовой категории") страну (РФ) с населением 146,7 млн. со страной (РК), в которой проживает 18,8 млн.? (7,8 к 1). ... Повторяю: разные "весовые категории" и отрицать оное, не замечая корреляции, будет слепо.
2) Если говорить о цивилизационной развитости форм казахской и русской культурности, то как можно "уравнивать" наработанное за 80 последних лет (с 1940 - с переходом казахской письменности на кириллицу, а до этого, - но и то всего лишь с 1929 г.! - грамотные казахи пользовались латинским алфавитом... А ещё ранее - сплошное устное народное творчество кочевого народа!), с тем, - что исторически более приобщённая к цивилизационным процессам общность (Русский мир) фиксировала в своих текстах почти 12 последних веков?... Не замечать такие данности опять же будет несерьёзно. (И здесь нет желания, кого-либо унизить этими сведениями: просто констатация того, как было! ... К слову, при столь подробно обсуждаемом турецком опыте, не лишним было бы указать, что турецкий алфавит (и лит.язык) на основе латиницы был узаконен лишь в 1928 г., т.е. всего-то 93 года назад).
3) Говоря о вкладе РСФСР в модернизацию КазССР уместно было бы указать, что Россия за последние полвека существования СССР на каждый заработанный ею рубль своего ВВП получала из Союзной казны 61 копейку (т.е. 39 "своих" копеек она отдавала "угнетаемым" окраинам), Белоруссии отстёгивали чуть больше 90 коп. А все остальные только получали. Украина, например, - более рубля, Эстония - 2 рубля, а больше всех Грузия - почти 4 рубля! (К сожалению, данных по Казахстану не имею. Но очевидно, что - более рубля.). ... Потому, когда сегодня россияне слышат, что опять наше Отечество должно раскошелиться на санацию проблем в государствах-соседях, то у многих это вызывает законное недоумение... Сколько можно клянчить, что они "не местные"?!
Владимир Иванович
30.01.2021 3:10
Когда Союз распался, началась стихийная национализация, даже русских Украины и Беларуси увели в отрыв. Кто тогда первый заявил о том, что надо держаться друг за друга? Нурсултан Абишевич Назарбаев. Он был за единство с Россией, потому что понимал, только с русскими казахи могут быть самодостаточны, самостоятельны, живы до поры.
Что представлял собой Казахстан сто лет назад? Степь, насельники скотоводы, земледелие в зачатке и только благодаря русским переселенцам, промышленность в зачатке и тоже благодаря русским. Над казахами до того нависала китайская опасность. Россия их спасла. Несмотря на трудности, а их русские и казахи делили поровну, мы выжили, выстояли,
Что сейчас представляет собой Казахстан? Развитое государство, сельское хозяйство, промышленность, образование, здравоохранение, культура на должном уровне. Казахи, помните с чьей помощью вы это имеете. Вы сами этого хотели, сами добивались, сами смогли. Не забывайте о тех, кто был рядом.
А где был остальной "тюркский мир" в это время? В лучшем случае в стороне, в худшем на стороне врагов ваших друзей русских.
Впереди возвышение Китая. Китайская экономическая экспансия в Среднюю Азию идёт полным ходом. За нею последует геополитическая (так было и будет). Вы готовы перейти на иероглифы? Потерять многое из того, что имеете? Стать гражданами второго сорта в собственной стране?
Подумайте на досуге.
52 года назад я летел в отпуск и встретил в поезде казаха. Мы хорошо посидели ночь. Когда приехали в аэропорт, сменили ж/д билеты на авиа, то у него осталось около рубля мелочи, у меня 5 рублей. Я предложил разделить это по братски. Спустя три недели возвращаюсь в Ригу, брожу по вокзалу и вдруг слышу как кто-то выкрикивает моё имя, потом хором. Поднимаю голову и вижу того казаха. С ним ещё десять земляков. Перезнакомились. И до приезда по месту назначения они окружили меня такой заботой, что было неловко. Совершенно незнакомые люди.
Давайте будем помнить добро. Нам ещё долго быть вместе.
Эдик Князев
28.01.2021 13:30
Она началась еще в 1991 году,когда до власти дорвался Назарбаев,начал вводить нац.кадры, каждый руководитель,должен был быть-казах, пусть он будет тупой,но казах,я поэтому в 1991 году оттуда уехал в Россию, родился и жил 20 лет в Караганде.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 83 найденных.

Эксклюзив
15.10.2021
Валерий Панов
Чем вызвана необходимость амнистии гастарбайтеров-нарушителей?
Фоторепортаж
11.10.2021
Подготовила Мария Максимова
В столичном метро появился новый тематический поезд.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.