Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 ноября 2017
Информационный мазохизм

Информационный мазохизм

Как жанр «чернухи» превратился в индустрию
Борис Кагарлицкий
12.07.2012
Информационный мазохизм

Главное преимущество Интернета в том, что можно не смотреть телевизор. Поток рекламы, раздражающей в эфире, хоть и догоняет нас в сети, но с этим еще кое-как можно справиться. Куда сложнее избавиться от мощного потока негатива, без которого сегодня немыслимо информационное пространство.

В годы перестройки кто-то раздраженно обозвал все это «чернухой». Термин не самый удачный, но ничего лучшего за прошедшие годы не придумали. Важно, однако, понять, что «чернуха» - это не просто «плохие новости», и тем более — не социальная критика или критика власти, хотя порой одно подается под видом другого. Нет, «чернуха» - это специфический жанр со своими законами и правилами. Это самый популярный жанр в российской прессе, и не только бульварной. Просто «желтая пресса» смакует один тип безобразий, а «серьезная» — другой.

На самом деле, конечно, не только в российской прессе - но именно у нас - информационный садомазохизм получил такое распространение, что фактически определяет картину мира миллионов людей. На протяжении почти уже четверти века российская пресса полна «плохими новостями». Это специфический жанр, сформировавшийся еще в годы перестройки и претерпевший своеобразную эволюцию. Изо дня в день мы узнаем про то, как пытают в полиции, как берут взятки, воруют, грабят, «пилят бабло», как люди продают своих близких и предают друзей — все кругом падает, рушится, разваливается.

Жанр «чернухи» эволюционировал, трансформировался и превратился в своеобразную индустрию, живущую по собственным законам.

Свобода слова и свобода печати необходимы для того, чтобы разоблачать общественное зло, бичевать язвы общества, критиковать существующий порядок и привлекать внимание людей к тому, что можно и нужно исправить.

В этом смысле получение негативной информации — наше законное право, точно так же как освещение подобных фактов - обязанность честной и ответственной журналистики. Но именно тут и начинаются проблемы. Рассказы об ужасах нашей жизни сами по себе имеют мало общего с критикой общественных пороков.

В старой российской журналистике эта связь была в высшей степени очевидна. Бичевание общественных пороков было неразрывно связано с общими представлениями о ценностях Просвещения, а потому любое критическое выступление содержало в себе позитивную программу, даже если она не была непосредственно сформулирована в тексте. Для читателя было очевидно, что причиной повсеместно наблюдаемого зла является «дикость нравов», которая излечивается распространением знаний, уважением к личности и политическими реформами, либо, как доказывали более радикальные авторы, демократической революцией.

В годы перестройки журналистика, вырвавшись из цензурных сетей, торопилась сообщить нам о том, о чем раньше говорить было нельзя. Теперь разоблачительный пафос дополнился своеобразной, запоздалой реализацией нашего права на получение информации в полном объеме, что автоматически предполагало и получение информации негативной: «Мы должны знать то, что от нас раньше скрывали!». Тут был безусловный пафос, но несколько иного рода. И возникла проблема: освещение фактов уже не предполагало определенной авторской позиции, отстаивания конкретных ценностей. Вернее, ценности эти вроде бы имелись, но как-то уходили на второй план, выветривались.

С окончанием перестройки поток мрачных историй не иссяк.

По мере того, как пресса коммерциализировалась, менялось и отношение к информации. Очень скоро выяснилось, что «ужасы» хорошо продаются. Особенно, если их правильно подать.

Разоблачение зла сменилось любованием им. Осуждение всевозможных безобразий, заполняющих страницы прессы, интернет и экраны телевизоров, становится формальным, мелким и невнятным. А главное, зло перестает рассматриваться как общественное, как нечто подлежащее искоренению или исправлению посредством социального действия, сознательных гражданских усилий, экономических преобразований, политических реформ или хотя бы административной работы. Связь между проявлениями повседневной дикости - вернее, в нашем случае уже одичания - и кризисом просвещения, никак не улавливается. Мысль о том, что главную ответственность за побои в полиции или взятки в госконторах, в конечном счете, несет даже не соответствующее ведомство, а министерство образования и науки со своими разрушительными реформами, вообще мало кому приходит в голову.

Никакой связи с борьбой за преобразование общества производство «чернухи» не имеет.

Характерный пример: самый большой поток ужасов обрушивает на головы своих зрителей телеканал НТВ, который по совместительству поливает грязью оппозицию. Не меньшее количество кошмаров мы находим и в программах оппозиционного «Эха Москвы», только они несколько иного рода. В первом случае ужасы для «глупых», во втором случае ужасы для «умных», кошмары подавляющие и разрушающие интеллигентское сознание. Забавно, что оба медиа-канала принадлежат одному и тому же хозяину — «Газпрому». Это очень многое объясняет не только в нашей информационной ситуации, но и в нашей политике.

Коммерциализация зла в рамках «индустрии плохих новостей», в принципе, снимает вопрос о способах его искоренения. Итогом воздействия такой информационной среды является приобщение к злу вместо преодоления. А главное, повсеместное присутствие в информационном пространстве вокруг нас ужасов, безобразий и пороков приводит к своеобразному эффекту привыкания, когда мысль о борьбе со всем этим просто не приходит в голову. Хуже того, возникает уверенность, что «все так делают». Зло становится нормой, а ответственное выполнение своих обязанностей, добросовестная работа, честное служение своему делу и гуманное отношение к окружающим воспринимаются либо как аномалия, либо как лицемерие, скрывающее некий тайный замысел. Возможно, гораздо более опасный для окружающих, чем поведение тех, кто «просто» ворует, пытает, обманывает.

Это не значит, будто люди перестали вести себя благородно, но на уровне общественной жизни в благородство не верят. Человек может сам совершать достойные и красивые поступки, но все меньше готов признавать такую возможность за другими.

Если кто-то выходит на митинги, значит, обязательно кто-то другой это «проплатил» - соответственно, оппозиция и власть упорно ищут источники финансирования своих оппонентов, вместо того, чтобы понять их социальные, культурные или нравственные мотивы.

Если кто-то не берет взяток, то, значит, либо это хорошо скрывает, либо рвется наверх к большей власти. Те, кто честно работают, сохраняют верность профессиональной этике или просто соблюдают обычную, бытовую мораль, никому не интересны, даже если на самом деле таких людей - большинство.

Рассказы о пороке в таком контексте ничуть не предполагают рецептов общественного преобразования. В этом смысле разрыв с традициями русского Просвещения очевиден. В лучшем случае речь идет о том, чтобы прогнать со своих постов конкретных носителей зла - вполне в сталинском духе: «Пять минут на сборы», и, возможно, в индивидуальном порядке наказать их. Но еще чаще мы видим просто констатацию, не допускающую даже мысли о возможности общественного решения проблемы. Возникает чувство беспомощности и бессилия. В такой ситуации рассказы о всевозможных ужасах и безобразиях не мобилизуют людей на борьбу за исправление нравов, а напротив, деморализуют и демобилизуют.

Вывод напрашивается простой: индустрии зла должен противостоять пафос гражданской ответственности. Те самые республиканские добродетели, которые были хорошо известны еще в Древнем Риме. Там, где к этим ценностям начинают относиться иронически, перестают в них верить или просто забывают о них, общество гибнет.

Остается только надеяться, что в нашем случае точка невозврата еще не пройдена.

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений. 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 26 найденных.
alexsey999
24.08.2013 17:18
Спасибо,Ева,за добрые слова.Честно говоря,когда год назад я написал на СТОЛЕТИЕ свой первый комент ,я даже и представить не мог,что кому-то мои скудные мысли могут понравиться.Отсюда и столь неблагозвучный ник-я просто наугад ударил 4 раза по клаве и вот что получилось.Ансарбай советовал как-то писать под настоящим именем[Игорь], но я никогда никому и ничему не изменял,поэтому не хотелось бы изменять и этот ник-верность качество,http://news-vlad.ru/ которое я ценю в людях больше всего, поэтому,пусть останется этот. Да, у нас с ВАМИ  практически одинаковый взгляд на мир-такое редко бывает,наверно,редко,не знаю точно,но всегда приятно осозновать,что  где-то есть человек,который оценивает происходящие одинаково с тобой.

-----------------

Так не бывает. Взгляды в каких-то сферах в любом случае расходятся...
alexsey999
24.08.2013 17:06
Да, парадоксально, что в советских атеистических фильмах просматриваются христианские принципы. Но если подумать, русскии народ пошел в Революцию именно в надежде наити Правду, восстановить справедливость, обрести свободу, равенство, братство. Богоборческие мотивы были привнесены извне. Религию приравняли к суеверию, но нравственные основы  сохранились, просто были перенесены в другую плоскость. Русскии народ в революционных призывах услышал призыв к соборности (демократия нам своиственна изначально, только не западного образца).

------------------

Это не самое страшное для нашего народа. Есть гораздо более серьёзные вещи...
Виталий Москаленко (Херсон)
08.08.2012 17:31
Начало чернухи в СМИ было положено в США ловким иудеем.
Ева
19.07.2012 23:53
На Ваш ник никто не покусится, и потому он хорош. Сколько раз ловила себя на мысли, что комментарии многих читателеи ничуть не уступают статьям, написанными проф. журналистами.  Мне кажется, что Питерскии, Ангелина, Лесник, Калужанин, которыи, увы, почти совсем не пишет  :( тоже люди, разделяюшие Ваше мировоззрение. Так что нас много!!!
горб ЕВЕ
17.07.2012 17:28
Спасибо,Ева,за добрые слова.Честно говоря,когда год назад я написал на СТОЛЕТИЕ свой первый комент ,я даже и представить не мог,что кому-то мои скудные мысли могут понравиться.Отсюда и столь неблагозвучный ник-я просто наугад ударил 4 раза по клаве и вот что получилось.Ансарбай советовал как-то писать под настоящим именем[Игорь], но я никогда никому и ничему не изменял,поэтому не хотелось бы изменять и этот ник-верность качество,которое я ценю в людях больше всего, поэтому,пусть останется этот. Да, у нас с ВАМИ  практически одинаковый взгляд на мир-такое редко бывает,наверно,редко,не знаю точно,но всегда приятно осозновать,что  где-то есть человек,который оценивает происходящие одинаково с тобой.
Ева
16.07.2012 23:52
Горб, спасибо вам за Ваше обьяснение. Читать ваши мысли огромная радость. Деиствительно, элита находилась в состоянии разложения, это однозначно. чего стоит тот факт, что Распутин имел влияние во Дворце, и это во времена живого Иоанна Кронштадского! Подумать только к кому шли за спасением! А интеллигенция (ум нации) была под воздеиствием теории Льва Толстого, подхватывала его видение Бога, его принцип непротивления злу насилием, что вконец развязывало руки богоборцам всех мастеи.... Я же писала о народе, почему он пошел на смерть, на  отречение от святынь. Был обманут. Идея соборности всегда жива в русскои душе, именно ею и спекулировали.

Да, индивидуализм как забота только о себе, о своем имуществе, о личном благоденствии, русскому человеку не своиствен. Я просто слово Демократия употребляю в др. смысле. Благодаря новои статье Ю.Н. Жукова на страницах любимого Столетия узнала, что и Сталин шел к возрождению демократии (Конституция 1936 г.) в России, отменил постановку Бедного, где Крещение Руси представлялось фарсом. Демократия, конечно, употребляется в подлинном ее значении, а не в западном. ("Вот деревня. Уличный комитет, жители 10–20 домов избирают ответственного за состояние улицы. Сами. Никто им не указ. За этим – стремление научиться беспокоиться о том, что там, за твоим забором, какой там порядок. А потом дальше, дальше… Люди исподволь втягивались в самоуправление".) По моему мы одними глазами смотрим на вещи. Добра Вам!
behaviorist-socialist
16.07.2012 15:43
Г-н Кагарлицкий явно считает, что "капитал", "капитализм", "империализм" - неприличные слова, и поэтому (как благовоспитанный либераст) не использует их НИКОГДА!
А ведь именно в капитализме причина всего того, о чём так многословно и образцово-показательно обливается крокодиловыми слезами г-н Кагарлицкий.
Капитализм не может не быть преступным, антиобщественным (или, по инфантильному выражению глобалиста  г-на Кагарлицкого «всевозможными ужасами и безобразиями») Искренне Ваш,
behaviorist-socialist
Мои сайты: http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/ (на русском), http://behaviorist-socialist.blogspot.com/ (на английском) и http://correodelorinoco-ru.blogspot.com/ (на русском)
горб ЕВЕ
16.07.2012 0:43
Не мне Вам объяснять почему в России произошла катастрофа[я всё-таки склонен называть эти события именно так] 17-го- есть на СТОЛЕТИИ грамотные и более умные.Я всего-лишь скажу,что эти события стали возможны вследствии полного нравственного разложения общественной элиты -дворянства и обюрокрачивания души народа Церкви.Посмотрите подшивки тех лет-такое впечатление,что читаешь о дне сегодняшнем-всё то же и проституция,и наркомания,и гомосексуализм,и финансовые махинации,и даже о рейдерском захвате можно прочитать,правда там сиё действие называется по другому.Всё стало возможным потому,что Церковь к тому времени превратилась из общественного института в гос.контору по исполнению обрядов,слова Христа,уже были не слышимы народом,всё ограничивалось не Заповедями,а обрядами.Т.е. к моменту 'революции' народ уже настолько выхолощен,что многие даже не осознали ни падение монархии,ни грядущие социальные перемены.Примерно такая же ситуация сложилась в СССР к началу 90-х--тоже разрушение ком.элиты, и полное выхолащивание гос.идеи-лозунги превратились в фантики.Вы правы,когда говорите о дне сегодняшнем,но всё-таки в глубине народного сознания ещё тлеет надежда на возрождение- посмотрите на комментарии,не все согласны с тем,что Русь мертва.Значит,при появлении в стране силы,способной внятно представить план национального спасения,тлеющие надежды начнут превращаться в народный порыв,русского в таком состоянии не остановить.Вот этого и боятся все 'наши партнёры'-ведь если бы народ наш был болен смертельно,разве стали тратиться такие деньги на оплату услуг российской пятой колоны ?Верните нас к триаде ПРАВОСЛАВИЕ,НАРОДНОСТЬ,САМОДЕРЖАВИЕ-И НАРОД ПОЧУВСТВУЕТ ПРИБЛИЖАЮЩИЕСЯ ПЕРЕМЕНЫ.Потому,что в этой триаде мы и есть-единый народ под властью мудрого монарха с Христом в сердце.Можно сколь угодно предлагать другие варианты,всё будет неправдой- не поймёт наш народ все нюансы демократии,потому ,что в подкорке сидит- на небе один Бог,на земле один царь. И никакой индивидуализм нам до конца не привить-соборность останется нашим идеалом.И Христовы заповеди мы понимаем не через разум[как католики],но через сердце,через любовь,а не через страх.Впрочем,утомил я Вас,простите великодушно. Я благодарю Вас за терпение-читать мои претензии на мысль - сущее наказание,я и сам знаю.Поэтому ещё раз-простите.
Ева Горбу
15.07.2012 22:24
Да, парадоксально, что в советских атеистических фильмах просматриваются христианские принципы. Но если подумать, русскии народ пошел в Революцию именно в надежде наити Правду, восстановить справедливость, обрести свободу, равенство, братство. Богоборческие мотивы были привнесены извне. Религию приравняли к суеверию, но нравственные основы  сохранились, просто были перенесены в другую плоскость. Русскии народ в революционных призывах услышал призыв к соборности (демократия нам своиственна изначально, только не западного образца).

Потому я не могу клеимить "красных" как заклятых врагов России. Это лукавство. Хотя разрушение самодержавия принесло России больше бед, чем само самодержавие и соц. несправедливость. Произошел явныи подрыв духовных основ и разбавление самобытности русского народа. И все же остался еще запас горючего, и на нем какое то время народ еще оставался патриотом, созидателем, строителем, героем, а сеичас все меньше сил на противостояние. Слишком далеко ушли от корнеи своих далеких предков, ушли на запад, поближе к кормежке. Но на этом нац. идею не определишь, потому такои распад в стране, такая сумятица в умах. "Время собираться".
горб ЕВЕ
15.07.2012 15:39
О том,что люди тянутся к чистоте,говорит тот факт,что высок рейтинг старых советских фильмов-там герои ищут правду.Конечно намешено там много идеологии,но чистота отношений-вот главный привлекательный момент,там любовь называется любовью.ненависть ненавистью,но самое главное,всегда предлагается выход из проблемы.Как-бы не звучало пародоксально,но в советских фильмах есть христианская точка зрения,и выход предлагается исходя из христианских постулатов.За последние 25 лет снят только один фильм,который на века -Остров,да и то,по признанию Лунгина,этот фильм получился случайно,не так всё задумывалось,но промысел Божий проявился именно в этом фильме.Что делать? Наверно Церковь должна сознательно идти на сотрудничество с киношниками и телевизионщиками.Грубо говоря должен быть заказ исходящий именно от Православной Церкви на производство фильмов и программ отражающих именно Христианскую точку зрения.Если взывать к совести Масс-медиа бесполезно,то для благого дела их нужно купить.Я сейчас не говорю,что на экране должны быть одни проповеди и жизнеописания Святых,но хоть плохому учить не надо.И ещё,если власть ничего не делает для оздоровления СМИ,это не значит что совсем уж ничего и сделать нельзя- на то и власть земная,чтобы хоть какой-то порядок был.Если не можете бороться с саботажем,то,зачем вообще такая власть.А так получается-даже на СТОЛЕТИИ находятся свои 'ревнители правды,' готовые приравнять СССР и фашистскую Германию- тоже ведь результат долгосрочного зомбирования.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 26 найденных.

Фоторепортаж
11.14.2017
Подготовила Мария Максимова
В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в мире Железнодорожный музей.