Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Город на Волге

Город на Волге

Заметки о Нижнем Новгороде
Алексей Чичкин
05.07.2013
Город на Волге

Коллеги мне предложили побывать в Нижнем Новгороде в рамках 8-дневного историко-экскурсионного тура. Общее впечатление такое: вопреки сложной социально-экономической ситуации в городе, нижегородцы, в большинстве своем, не теряют оптимизма, не забывают о своих исторических и духовных корнях.

Нижний Новгород - один из индустриальных центров России. Так же, как было и в прошлом – в СССР и в Российской Империи. Правда, сегодня уровень промышленного производства в городе составляет не больше 30% от показателя середины 1980-х годов. Подавляющее большинство предприятий – более 30 - работает неполный рабочий день: крупных постоянных заказов нет уже который год. Тот же ГАЗ сегодня работает, увы, не в том объеме, как 30 лет назад (в похожем состоянии пребывает и нижегородский грузовой порт на стыке Волги и Оки. До второй половины 1980-х он был в РСФСР в числе крупнейших по объему речных грузоперевозок).

Что касается потребительской сферы, то в городе уже нет, к примеру, разнообразной продукции местного льноводства, которой этот регион славился еще с XIV века и экспортировал свою льнопродукцию до второй половины 1980-х годов, самое меньшее, в 15 стран. Правда, до второй половины 1980-х годов… В продовольственных магазинах, увы, считанный ассортимент местных товаров, хотя и есть несколько магазинов от нижегородских мясоперерабатывающих предприятий. Они, как правило, очень небольшие, да и ассортимент там не очень-то широкий.

Кроме того, минимум 40% мясного сырья с 1990-х гг. – это импорт из дальнего зарубежья. Точнее, сырье, в большинстве своем сверхглубокой заморозки, хранившееся в «заморских» холодильниках лет 10, а то и больше. Зато стоит эта продукция значительно дешевле местного и отечественного сырья. Впрочем, это характерно для подавляющего большинства регионов России.

Характерно и то, что, скажем, на центральном городском рынке, на удивление, мало местных овощей, фруктов, ягод, грибов и т.п. Екатерина Р., одна из немногих, у которой бойко раскупали приготовленные ею соленья и сиропы, так объясняет ситуацию: «Всё дороже обходится уход за парниками, урожаем, поездки за город. Надо же компенсировать эти расходы. Наш товар дорожает, его берут все меньше. Многие бросают огороды, предпочитая перекупать или перепродавать продукты «огородников». Да и платить за места на рынках приходится больше». Оттого-то, видно, на других рынках города до половины торговых мест занимают продавцы из стран Закавказья и Средней Азии с товарами не только из этих, но и из российских регионов, в том числе из нижегородского…

А вот еще характерный штрих к новгородским реалиям. В городе в 1970-х – начале 1980-х был построен метрополитен, создание которого в Горьком было обусловлено работой многочисленных промышленных предприятий с общим числом занятых свыше 300 тыс. человек, то сегодня этот показатель не больше 50 тысяч.

Потому если в советском прошлом поезда ходили с интервалом, самое большее, 6 мин., то сегодня этот интервал – минимум 15 мин. Уровень износа поездов и вагонов превысил 70%.

Сотрудник метро Анатолий Е. пояснил мне: «А что вы хотите? Заводы у нас работают вполсилы, их число и число занятых сокращается, а цены в городе такие, что многие бегут из города на огороды, в пригороды, другие города области. А то и за ее пределы. Торговля, всевозможное посредничество, финансовые «полупирамиды», а то и вовсе «пирамиды» - главная сфера для начинающих или уже действующих бизнесменов. Потому зачем им вкладываться, скажем, в ремонт дорог, школ, больниц и, тем более, предприятий или метрополитена? Это всё отнюдь не обещает быстрой и большой прибыли».

Впрочем, город буквально пронизан трамвайными маршрутами, причем ряд маршрутов соединяет центр Нижнего Новгорода с пригородами. Ну, чем не экскурсия? Спрос на трамвайные поездки в Нижнем остается высоким, хотя трамваи в основном изношенные (встречаются образцы даже середины 1960-х гг.). Зато свыше половины из них двухсекционные - они перевозят куда больше пассажиров, чем большинство автобусов или троллейбусов, тем не менее, трамваи едва справляются с пассажиропотоком. К слову, уровень износа промышленного, энергетического оборудования, средств общественного транспорта и сферы ЖКХ города – не ниже 60%.

Несмотря на последствия социально-экономических «экспериментов», сопровождающих практически всю историю Россию и особенно ее русских регионов, они, всё же, выживают. И не только выживают, но и не теряют интереса к жизни, к художественному творчеству, к отечественной истории. Например, количество зрителей в Нижегородском драматическом театре растет. В его репертуаре русская, советская, зарубежная классика. Например, «Гранатовый браслет», «Поединок», «Олеся» А. Куприна, которые почему-то давно не ставятся в Москве. Самые дорогие билеты в театр – 450-500 руб., по нижегородским меркам – недешево, но билеты не «залёживаются» в кассах. Впрочем, возрождение интереса к русской и советской драматургии характерно и для других регионов страны. Складывается впечатление, что всё большее число сограждан ищет ответы на злободневные вопросы в искусстве. Так, года два года тому назад в городе был издан альбом «Неизвестные художники Нижегородского края». Раскуплен альбом был быстро.

Однако, что интересно, продавцы сувениров в Нижнем Новгороде чуть ли не в один голос говорили мне, что прямо или косвенно «вымывается» память о городе Горький, хотя это имя город носил с 1932-го по 1990-й годы.

Лишь в букинистических магазинах или на антикварных развалах можно найти, к примеру, значки или другие «знаки», подтверждающие, что был такой город Горький. И был там завод «ГАЗ имени Молотова».

Но в экспозиции в Нижегородском кремле, посвященной работе Горьковского автомобильного завода в период Великой Отечественной войны, этот завод значится просто как ГАЗ. Хотя в 1932-1956 гг., то есть со времени своего ввода в действие, он носил имя В.М. Молотова. Дело, разумеется, не в неком преклонении перед Молотовым, хотя даже У. Черчилль в своих мемуарах дал ему, как государственному деятелю, высокую оценку, а в элементарной исторической правде.

Характерно, что и в других музеях города встречается всё меньше упоминаний о Горьком. И, пожалуй, больше всего удивляет то, что Нижний Новгород до сих пор не удостоен звания города Воинской Славы. Многие горьковчане-нижегородцы говорили автору этих строк, что неоднократные инициативы администрации и общественности по присвоению городу почетного звания не получили четкого ответа.

Между тем, как известно, Горький в военные и первые послевоенные годы производил свыше 20% всей промышленной продукции в СССР. В город и в примыкающие к нему районы было эвакуировано до 70 промышленных предприятий и более 170 тыс. человек из Белоруссии, Украины, Прибалтики, Карело-Финской ССР, прифронтовых регионов РСФСР. С осени 1941 г. Горький был одним из крупных центров по распределению помощи от союзников, поступавшей в СССР по ленд-лизу. Грузы шли в Горький по двум маршрутам: через Иран, по Каспийскому морю и Волге, а также из Архангельска по Волго-Балтийскому водному пути.

Фашистская авиация нанесла до 60 крупных авиаударов по Горькому. Но на ГАЗе им. Молотова в годы войны было выпущено грузовых и легковых автомобилей — 176221 шт., танков — около 12000, самоходных артиллерийских установок — более 9000. Кроме того, минометов – 24000, автомобильных моторов — 232000, снарядов для «Катюш» — 30000.

Завод был одним из главных производителей реактивных снарядов вплоть до сентября 1945 г. Неудивительно, что, например, только с 4 по 22 июня 1943 г. германская авиация бомбила ГАЗ им. Молотова семь раз.

Серьезные разрушения получили 50 корпусов и зданий, надолго прервалось поточное производство. Но 35 тыс. ремонтников, монтажников и строителей, работая по 18—20 часов в сутки, восстановили завод за 100 дней.

Горький значился, наряду с городами Куйбышев, Сталинград и Астрахань, на линии, которую фашистские войска должны были достичь в ходе реализации плана «Барбаросса». В свою очередь, британские, американские, австралийские СМИ в военный период не единожды отмечали исключительную роль г. Горького и его предприятий для укрепления обороноспособности СССР.

За четыре года войны промышленность г. Горького и области дала фронту: танков, самоходок, бронемашин — 38318 (37% общесоюзного производства), в том числе танков Т-34 — 10159 (10,2%), самолетов — 16 324 (11,3%), орудий — 101 673 (23,9%), подводных лодок — 22 (43,1%). Военкоматами Горьковской области было мобилизовано 822 тыс. человек. Было сформировано 79 соединений и частей Красной армии, среди которых и особый Горьковско-Варшавский дивизион бронепоездов, действовавший на фронте до апреля 1945 года.

А в ноябре 1941-го и весной 1942-го была реальная угроза фашистского прорыва в Горьковскую область. Для строительства оборонительных сооружений, созданных к маю 1942 г., вокруг города Горького по правому берегу Волги и близи Оки общей протяженностью 1134 км было привлечено более 350 тыс. человек, проживающих в Горьком и его окрестностях. Нелишне напомнить и о том, что в блокадный Ленинград за 1942-1943 годы было отправлено из Горького и области, в целом, 128 вагонов с продовольствием, в том числе, 1500 тонн муки, 200 тонн гороха, 150 тонн мясопродуктов, до 40 тонн рыбопродуктов. А в марте 1943 года 300 выпускников школ ФЗО г. Горького одними из первых в стране выехали на восстановление Сталинграда. При этом в помощь Сталинграду в 1943-1945 гг. было направлено до 700 вагонов и барж со стройматериалами, оборудованием, станками, транспортными средствами, электрооборудованием.

И еще: за годы войны на фронт из города и области было отправлено 92202 литра крови, а в областные госпитали - 17127 литров. Свыше 270 горьковчан были удостоены звания Героя Советского Союза.

К середине 1943 года советская разведка в Горьком ликвидировала крупную шпионско-диверсионную германскую сеть. Это было важной победой, так как, по документам германской внешней разведки, «ликвидация промышленного потенциала и транспортных возможностей г. Горький (бывший Нижний Новгород)… - среди важнейших стратегических задач германской стороны».

Уже только эти факты говорят о том, что Нижнему Новгороду давно пора присвоить звание города Воинской Славы. Тем более, с учетом того, какую большую роль сыграл Нижний Новгород в истории Руси, особенно в Смуту XVII века. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.