Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 января 2020
Гарегин Нждэ – символ одержимости и жертва иллюзии

Гарегин Нждэ – символ одержимости и жертва иллюзии

Кому поставлен монумент в центре Еревана
Владимир Микоян
30.11.2019
Гарегин Нждэ – символ одержимости и жертва иллюзии

Современной Армении неизбежно придется вступить в этап поиска новых исторических личностных ориентиров, не тех, которыми она всегда славилась и гордилась: изобретателем армянского алфавита, просветителем Месропом Маштоцом, лирическим поэтом и музыкантом Саят-Новой, воином и народным вождем в борьбе с захватчиками-персами Мхитаром Спарапетом и другими фигурами, которые традиционно являются цементирующим слоем армянской нации. Но годы идут, столетия меняют друг друга, события наслаиваются и опираться лишь на персоналии, олицетворяющие достижения армян в далеком прошлом, становится недостаточным для поддержания идентичности армянской нации, ее осмысленного патриотизма.

Иначе можно решить, что мост между временами оказался разрушенным, что Армения остановилась много веков назад в своем развитии и не дала ни себе, ни миру плеяду выдающихся деятелей в самых разных областях жизни. Монументальное искусство, то есть памятники, как раз и должны говорить о том, кого готово уважать, вспоминать и чтить нынешнее поколение армян. Однако вопрос о том, какие критерии применять к заметным армянским фигурам из не такого уж недавнего прошлого, по какой шкале их оценивать – еще предстоит решить. Ведь памятники ставят людям, кем бы они тогда ни были, а людям свойственно ошибаться и степень их ошибок тоже может быть разная. В каких случаях закрывать глаза на ошибки и стоит ли закрывать, чтобы не сползти к идолопоклонству ? А если не стоит, то какова должна быть степень снисхождения к ним, какой массив добрых и полезных дел, какая масштабность и статус этих фигур сможет (и сможет ли?) перевесить объективный негатив на их жизненном пути.

Гарегин Нждэ (Тер-Арутюнян) был цельной натурой борца за армянскую государственность, за стойкость перед захватническим напором Турции, за возвращение отторгнутых ею у Армении земель. Однако его деятельность можно разделить на две составляющие: военную и политическую.

7fs3dljj8kq.jpg

Если в его военных успехах можно не сомневаться, в том числе и против турок в ключевом Каракилисском сражении, и в организации вооруженной борьбы за принадлежность к Армении Зангезура, Сюника и Карабаха, в успешном формировании там воинских частей, компетентном и стойком командовании ими, то в политической сфере его многолетняя деятельность оказалась абсолютно бесплодной, больше пафосной, чем результативной, и по сути пришла к фиаско. На этой стезе он не смог добиться ни одного мало-мальски значимого и полезного для Армении результата. Он больше годился для ситуаций, где надо было динамично действовать, увлекать своим примером, вести за собой в бой, не сгибаясь под пулями. Но военные действия закончились и Г. Нждэ оказался вырванным из своего «естественного» состояния воина-командира, воспринял ввод в Армению ХI Красной армии как оккупацию, эмигрировал и перешел к продолжению борьбы (теперь уже не только с Турцией, но и с Советской властью) политическими средствами. Будучи очень своеобразной, обособленной по характеру фигурой – гордой, категоричной, даже авторитарной, вспыльчивой, с чувством собственного интеллектуального и этического превосходства (подчас справедливым) над коллегами по партии «Дашнакцутюн», он никак не мог найти общего языка с ними, выстроить и сохранять надолго общую прочную платформу взаимодействия. Не случайно С. Врацян – последний премьер Республики Армения, после ее падения в 1920 г. в эмиграции постоянно боролся против Г. Нждэ, хотя внешне они оставались в корректных отношениях. Г. Нждэ отвечал ему и другим партийным функционерам взаимностью, открыто заявлял, что «хотел бы видеть партию «Дашнакцутюн» окончательно уничтоженной». В результате того временами открытого, временами скрытого противостояния Г. Нждэ дважды: в 1921 и 1937 г.г. исключался из партии «Дашнакцутюн».

Нашествие Германии на Советский Союза создало в беспокойном, до предела и одержимости пропитанном национализмом сознании Г. Нждэ иллюзию того, что наконец-то открывается «окно возможностей», что победа Гитлера не только сокрушит «оккупацию Армении Советами», но и позволит мирным путем вернуть от Турции захваченные вилайеты Западной Армении и воссоздать границы былого великого армянского царства. Для трезвомыслящего политического деятеля (хотя ему мешал всепоглощающий его философско-патриотический заряд), это был непростительный, грубый просчет. Но ему хотелось верить в созданную им фантазию.

Проживая в Болгарии, он добровольно стал открытым пособником нацистской Германии, вербовал в пользу немцев проживавших в Болгарии и Румынии армян, посещал концентрационные лагеря военнопленных и вместе с сотрудником отдела «С»   6-го Управления безопасности Рейха армянином Петром Камсаракяном отбирал там красноармейцев-армян, отправлял их в разведшколу под Берлином (местечко Хохен-бинде).

garegin_nzhde.jpg

Впоследствии эти агенты перебрасывались в Крым для диверсионной работы, куда Г. Нждэ после захвата немцами Крыма приезжал в 1942 г. для инспекции результатов деятельности своих подопечных. Г. Нждэ в 1942 г. вошел в состав «Армянского национального совета» (позднее пренебрежительно названного им «трафаретным»), созданного немцами для усиления борьбы с СССР силами армян, как в самой Армении, так и за ее пределами. Причем неуживчивый Г. Нждэ, стремившийся быть стержневой фигурой зарубежного армянства, называл занимавшегося такой же вербовкой в лагерях армян «генерала Дро» (Драстамата Канаяна, бывшего военного министра Армянской Республики в 1920 г.) «предателем родины». Трудно сейчас сказать, какие специфические критерии тогда применял Г. Нждэ в таком презрительном обличении бывшего соратника по военным действиям в Армении против турецких агрессоров. Оба они вновь делали одно и то же, но уже черное дело, оба в разных амплуа помогали гитлеровцам. Может быть и в этом привыкший лидировать Г. Нждэ хотел застолбить свои особые заслуги? «Генерал Дро» тоже не простаивал: созвал в 1941 г. в Бухаресте съезд партии «Дашнакцутюн», на котором было принято решение о сотрудничестве партии с фашистами, взял на себя руководство немецким разведорганом «Дромедар», входил в состав организованного немцами «Политического совета» дашнакской партии. Второй съезд партии он созвал уже в 1942 г. в Бельгии. В целом же тандему «Г. Нждэ-генерал Дро» удалось сформировать из военнопленных так называемый Армянский легион из 11 батальонов общей численностью 18 000 человек.

Еще один пример политической наивности Г. Нждэ – он, добровольно находившийся в стане врага, не расценивал это как вопиющее прегрешение, посчитал для себя нормой морально-этическую установку мракобесов всех времен и народов: «Цель оправдывает средства». Но был же и иной путь - самоотстранения, которым, например воспользовался Смбат Бороян, один из сподвижников легендарного Андраника – он вышел из партии дашнаков в 1942 г. в знак протеста против ее сотрудничества с фашистами. Или путь под стать военному человеку, тот, который избрали дезертировавшие армянские легионеры, создав в 1944 г. во Франции партизанский отряд, участвовавший в движении Сопротивления. Я уже не говорю о тех легионерах, кто с оружием в руках переходил на сторону Красной армии.

Загадкой остается, почему Г. Нждэ не эмигрировал с отступавшими немцами (как это сделал «генерал Дро») и подставил себя под арест после вхождения Красной армии в Болгарию (к тому времени она перестала уже быть союзницей гитлеровской Германии, славировала и успела объявить ей войну), спецслужбы которой, прекрасно осведомленные о его недавнем прогитлеровском прошлом, выдали его сотрудникам советской военной контрразведки «СМЕРШ». Объяснения Г. Нждэ о причинах сотрудничества с гитлеровской Германией – «моя связь с немцами имела анти-турецкую основу», не произвела, да и не могла произвести впечатления.

Очень уж наивно выглядели расчеты Г.Нждэ с помощью немцев после победы над Советским Союзом отторгнуть от Турции – фактического молчаливого союзника Германии, утраченные с начала XX века территории Западной Армении.

Такой сценарий был наивен и просто нереален, хотя бы потому, что немцы не давали никакого повода думать, что вступятся за Армению против своего союзника, перекроят между ними границы и вообще будут относиться хотя бы с терпимостью к армянам. Как при этом можно было забыть каноническую издевательскую реплику Гитлера: «Кто теперь вспоминает о геноциде армян?!» – загадка! На поверхности для аналитического ума были и иные, более зримые симптомы реального отношения немцев, начиная с присяги, которую давали армянские «легионеры»: «Клянусь перед Богом и Адольфом Гитлером до последней капли крови бороться за дело национал-социализма против большевиков и империалистов».   При этом Третий рейх был самими же гитлеровскими идеологами именован «империей». Но где же здесь Армения, где национальная идея «Армения превыше всего», которую превозносил Г. Нждэ?! Причем тот же Гитлер, которому «легионеры» клялись в верности, достаточно презрительно отзывался об армянах в составе вермахта: «Я считаю надежными только мусульман. Несмотря на все заявления военных, я не доверяю армянам». И Г. Нждэ и «генерал Дро» старались доказать обратное кровью своих подопечных – армяне в составе вермахта активно участвовали в боях в Туапсе, Нальчике, Моздоке, на Кубани, на Керченском полуострове, в Крыму. И делали это, как говорится, «от души». Как, например, отмечал начальник штаба группы армий «А» генерал-лейтенант Грайфенберг, «809 армянский батальон успешно боролся с бандами и отрядами противника, внес большой вклад». За участие в ожесточенных боях батальону была объявлена специальная благодарность генерала-фельдмаршала Э. фон Клейста, многие легионеры были награждены «Восточной медалью» и Железным крестом.

Как Г. Нждэ, декларировавший в своей высокопафосной манере, что «армянин не должен враждовать с армянином», одновременно смотрел сквозь пальцы на то, что его соотечественники с его помощью оказались по противоположным сторонам фронта, воюют и убивают друг друга – еще одна загадка и часть трагедии его личности и его исковерканного сознания. Он все ждал, что Германия в порядке взаимности официально заявит о признании права народа Армении на самоопределение, что этим он – Г. Нждэ, будет оправдан историей, но Гитлер об этом даже и не помышлял.

Как отмечал командир Центра по формированию восточных легионов генерал-майор Р. фон Хайгендорф, «Гитлеру нечего было сказать народам Кавказа даже тогда, когда мы достигли подножья Кавказских гор».

Г. Нждэ глобально просчитался, утонул в собственных иллюзиях, не поняв главного в политической стратегии имперского Третьего рейха, о чем впоследствии писал командующий Южной группой войск фельдмаршал Ф. Манштейн: «Самым трудным будет вопрос, какую цель поставить для русских и инородцев в борьбе против большевиков, так как их интересы противоположны и, в конечном итоге, расходятся с нашими».

Какими бы оправдательными мотивами ни мыслил Г. Нждэ, объективно он действовал на стороне врага, помогал ему убивать своих соотечественников, и этим все было сказано, это определяло его дальнейшую незавидную судьбу – свободы вплоть до своей кончины в заключении в 1955 г. он так и не обрел. Для доказательства его неправоты в борьбе с Советской властью, если не сказать политической недальновидности или даже слепоты, арестованного Г. Нждэ перевели отбывать наказание из России в Армению. Именно в Ереване после 4-летнего пребывания в тюрьме ему как пособнику немцев и активному члену враждебной к Советской власти партии «Дашнакцутюн» (с которой он же сам время от времени конфликтовал) был вынесен приговор: «к 25 годам лишения свободы» (обвинительное заключение от 10 марта 1948 г.). Война закончилась, но приговоры по своей тяжести все еще выносились по законам военного времени. Безусловно, 25-летнее заточение для человека его возраста было равносильно смертному приговору. Такое наказание не выглядело по сталинским меркам явно избыточным на фоне аналогичных дел (одиозному генералу А. Власову или атаману П. Краснову «повезло» меньше – оба были повешены), но так уж несчастливо легли для Г. Нждэ звезды, никто из соотечественников – ни в Армении, ни из-за рубежа не подал голос ради смягчения приговора…

В Армении ему для наглядности решили показать, во что превратился   Ереван с 1920 г. – то есть с момента, когда Г. Нждэ видел его в последний раз перед падением Армянской Республики в 1920 г. и своей эмиграцией. Напомним, что тогдашний Ереван состоял всего из 30 тысяч жителей, около 50 узких улиц и закоулков, преимущественно из лачуг и примитивных караван-сараев, теснившихся у бывшей персидской крепости. Электричество в городе появилось лишь в 1910 году, чуть позже – первая телефонная сеть, насчитывавшая всего 80 абонентов.

Вид уже отстроенного и продолжающегося строиться монументального центра Еревана произвел шокирующий эффект на Г. Нждэ. Несмотря на то, что в эмиграции он имел возможность следить за происходящими изменениями в Армении, его сознание оказалось неподготовленным, город был   неузнаваем. Из письма Г. Нждэ С.Врацяну от 14 апреля 1953 г.: «То, что мы увидели – небывало и побуждает всякого очевидца преисполниться уважением и восхищением историческим трудом и строительным гением армянского народа, который получил возможность раскрыть и развернуть свои способности при Советской власти».

Дальнейшее осмысливание уже советской истории Армении привели его к заключению о том, что «присоединившись к СССР, Армения положила конец катастрофическому для нее характеру буферного государства».

Этим он фактически признавал ненужность всей своей политической послереволюционной борьбы против Советской власти, признавал наличие твердых гарантий не только физического и географического выживания Армении в составе одного большого и мощного государства, но и ритмичного пульса ее прогресса во многих сферах. Однако в озарившую его готовность и искренность сотрудничать с Советской властью, в основном находясь среди зарубежных армян, не поверили. Сталин никак не отреагировал на личное письменное обращение Г. Нждэ совершить «рыцарский поступок» и предоставить ему свободу, которую бы он обратил на пользу Советской Армении, находясь среди диаспоры. Жизнь, начатая славными делами по отстаиванию родины против турецких захватчиков, за целостность исконных армянских земель, на последующих этапах как бы выдохлась, буксовала, привела его в стан врагов человечества в образе нацистов, умертвивших в страшной войне будущий цвет его же нации - 300 тысяч молодых мужчин-армян. Поистине к Г. Нждэ применимо классическое, хрестоматийное изречение – дорога в ад вымощена благими намерениями! Именно такой эпитафии заслуживает памятник, воздвигнутый Г. Нждэ в Ереване.

Армения – самостоятельная страна со своими представлениями о том, кого по новой демократическо-либеральной идеологии следует чествовать, а кого порицать. Края понятий добра и зла стираются. Испытав на себе много войн и человеческих трагедий, Армения, к счастью, избежала материальных последствий самого губительного и жестокого из всех доселе известных военных конфликтов.

В России, где эта ужасающая война прошлась косой, разрушив половину экономики и принеся практически демографическую катастрофу, отдающуюся и по сей день, какое-либо публичное возвеличивание в любой форме тех, кто по своим причинам был на стороне противника, точнее врага – по российским меркам совершенно недопустимо и безнравственно.

Именно поэтому установка в частном порядке на территории армянского храма в Армавире памятной доски Г. Нжде вызвало здесь, у нас, такое острое неприятие. И автору этой идеи и сочувствующим ему стоит помнить, что территория армянского храма в России – это еще не армянская территория. И уже поэтому такая бестактность должна быть исправлена: доска демонтирована, сожаление высказано – только тогда, будем надеяться, этот скандал останется позади и не станет трещиной в межнациональных отношениях, пусть даже и на местном уровне.


Владимир Сергеевич Микоян – главный эксперт аналитическо-дискуссионного «Меркурий-клуба»

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 75 найденных.
Александр Мясникян-Галине И
18.12.2019 22:30
Дорогая Галина, Вы буквально несколькими четкими предложениями ответили на вопрос и РЕШИЛИ проблему возникшую вокруг памятника великому сыну нашего народа Гарегину Нжде. Это вопрос самой экзистенциальности армянского народа, вопрос жизни и смерти нации и не более того. Памятник этот, есть символ и напоминание армянскому народу о возможности эффективного боевого сопротивления ради самой жизни нации. Нжде- это тот ответ, запоздалый ответ моего народа в Восточной Армении 20-х годов (Зангезур), который и ранее армяне Армении Западной могли бы дать об'единившись в 1893-1915 г.г., вместо того чтобы позволять вырезать себя как кур...Кто сопротивлялся на Западе? Зейтун, Сасун, Муса-Даг и обчелся...а 1.5 млн. слепо веря в непротивление злу насилием и в турецкую честность послушно пошли под нож в пустынях Дер эль Зора..."Сила рождает право"- эту горькую и может не совсем приятную для слуха христианки, но единственно верную аксиому- истину, если только имеешь дело с озверевшим врагом, выпестовал Гарегин Нжде для своих воинов и спас от жаждущей крови нечисти народ Зангезура. На кону выживание моего народа, им нужна территория без армян и воссоединение от Босфора до Каспия и далее. Мы им этого УЖЕ не позволим. Никогда. Памятник Нжде призван разбудить дух армянского воина и защитить наши земли с оружием в руках. Мы сделаем это Галина, мы очистим наши земли и вернем наши святыни. Дайте время.
Иван
18.12.2019 20:32
Может и вы живете как свой отец? Наверное научились у него «ходить во время дождя между каплями»? Увы, я много раз бываю в Армении, и хочу сказать, что армяне уже не тот наивный народ, который как раньше можно кормить «лапшой» и увещевать чужое видение восприятия исторических событий. Отмеченное вами письмо Сталину вы прекрасно знаете, что не дошло до адресата, также не дошло до Ворошилова письмо, адресованное ему. Да, он возненавидел советскую власть, потому что благодаря этой власти Нахиджеван и Нагорный Карабах были подарены Азербайджанцам, а Западная Армения - туркам. Я думал, что вы как армянин, в первую очередь должны были писать об истинных причинах ненависти Нжде к советской власти, но увы, чувствуется ассимиляция. Замечу, что представитель нынешней «элиты» России, Чубайс, сам сказал, что забил последний гвоздь на «гроб» СССР. Где вы были тогда со своей критикой? Где ваше возмущение по поводу пятиметрового Памятника Атамана Краснова в Ростовской области, Власова в Подмосковье, пяти памятников гитлеровского офицера Росул Заде, которые установлены в Азербайджане, президент которого так пёкся за «реабилитацию» нацизма на саммите лидеров стран СНГ в Ашхабаде?
Знаете, я долго изучал историю армянского народа, которая имеет много трагических страниц, и пришёл к выводу, что самая большая проблема армян - это ПРЕДАТЕЛЬСТВО САМИХ АРМЯН!
А что касается памятной доски в Армавире, то я благодарен армянской Диаспоре Армавира за проявленную сдержанность и мудрость руководства армянской общины города, что не дали подлому гнусному поступку депутата Армавирской городской Думы перерасти в межнациональный конфликт. Я с трудом представляю, как вы оценили бы то же самое деяние со стороны депутата армянского происхождения на территории русского храма...
Галина И... - Александру Мясникяну
18.12.2019 19:51
Александр, добрый вечер! Так приятно Вас читать...
На счёт ИВС спорить не буду, слишком больная для меня тема. И слишком много в ней минусов. На счёт Нжде с Вами полностью согласна. В Ваших ответах чувствуется боль на турецкую угрозу, она до сих пор есть на ваших фронтах. Меня недавно подвозил на такси водитель, проезжая мимо церкви, он перекрестился и поцеловал крест, что висел на зеркале. Я спросила о его национальности. Оказалось, армянин. Говорю ему, нелегко там у вас. Он ответил, что только демобилизовался, служил на защите границы. И похоронил друга, умер у него на руках. Сидели в окопе, и вдруг пуля. Из одного села были. Вот такие дела. Сегодня для Армении слишком большая угроза со стороны Турции и Азербайджана, причём тема-то давняя. Потому и понятен памятник Нжде. Видимо, с учётом войны за территорию у этого памятника есть право на существование.
Александр Мясникян-Галине И
18.12.2019 12:50
Уважаемая Галина, доброго времени суток! Наверное, самая верная позиция Ваша, -это я в плане отсутствия у Вас склонности/желания к запальчивости, спорам и желанию во чтобы то ни стало оставить последнее слово за собой (предполагаю, данный настрой продиктован твердыми духовными убеждениями православного человека). Я прекрасно осведомлен о всех приемах троллей постоянно дежурящих здесь, на Столетии. Они подобны "глушилкам" сеящим свой "радиомусор" как только завидят настрой честно и непредвзято разобраться в том или ином вопросе. Это своего рода рабский страх перед истиной, мне их даже немного жаль, как может человек довести себя до унижающего свободного человека состояния служения лживым раз и навсегда вбитым когда то в головы категориям, к клишированному мышлению?...И как всякие рабы идеологизмов они бывают довольно злобны. Самое лучшее не обращать на них никакого внимания и твердо и честно высказать свое мнение. По поводу ИВС...Я стараюсь придерживаться своего кредо: не воспринимать явление или людей исключительно в черно-белых тонах. Мы христиане знаем, человек несовершен, важен вектор в котором человек двигается, даже порой и совершая в процессе движения ошибки, порой серьезные..."Но до семижды семидесяти раз", это о тех в которых Господь видит зерно и потенциал вектора движения к Свету...ИВС, по моему, и только по моему, демонстрировал подобную динамику и вектор, хоть конечно и наломал дров на заре Советской власти...Поэтому и он и тот же Гарегин Нжде для меня харизматичные личности не лишенные исторического обаяния лидеров, заботящихся о ввереным им Провидением деле. Один -сохранением и управлением доставшейся большевикам, но так сложилось, сложной и суровой обложенной по периметру врагами Державы, другой заботой о готовящемся второй раз подвергнуться геноциду малом народе...Мир не черно-бел, мы только учимся правде Христовой...Все без исключения.
Екатерина
18.12.2019 1:20

А как насчет тесных антироссийских отношений Антанты и буржуазной Армении?
Как насчет Севрского "мирного" договора, немедленно приведшего к очередной войне,
и особенно насчет невыполнения Антантой обещаний, данных дашнакской Армении эпохи Нжде?
Армянские националисты все уже простили и забыли, чтобы ничто не мешало им наступать на те же грабли?)
Как насчет планов Антанты по нарезанию на куски России и Турции, а чтобы те не рыпались -
создания под эгидой все той же Антанты "санитарного кордона" из "государств"-прокладок,
одним из которых и была дашнакская Армения?
Как насчет того, что большевики в 1921 г. сделали абсолютно то же самое, что на их месте
сделали бы ЛЮБЫЕ ответственные руководители - правые, левые, монархисты - они уничтожили
враждебные образования на своих границах, легшие под внешнего врага-интервента.
Как насчет того, что тот же сценарий столетней давности был реализован
при уничтожении СССР и создании "санитарного кордона" вокруг нынешней России?
Как насчет того, что сценарий до сих пор реализуется из тех же персонажей -
дашнакской Армении, националистических Украины, Грузии, Прибалтики и проч.
Как насчет того, что вся эта омерзительная мышиная возня вокруг памятников откровенным фашистам
и русофобам, будь то Бандера, Нжде, "лесные братья" - имя им легион -
это очередной русофобский проект Запада, а армянские националисты просто инструмент в грязной игре?
Вопросы конечно же риторические)
Галина И... - Александру Мясникяну
17.12.2019 21:13
Здравствуйте, Александр! Рада Вашему сердечному приветствию.
В Ваших словах немало горькой правды. Увы, много потерь понесла Россия, ещё немало ждёт нас впереди. Нам этого не избежать. Вы абсолютно верно подметили лукавый троллинг от Ваших «русских» спорщиков. Терпения Вам.
Я не всегда читаю «Столетие», только иные темы отслеживаю. Споры тоже вне моего интереса. По всем вопросам (кроме ИВС) у нас с Вами полное взаимопонимание. Так что держитесь, удачи Вам, Александр!
Александр Мясникян
16.12.2019 23:54
Дорогая Русская Сестра Галина, приветствую Вас сердечно! Давно Вас не было слышно, все ли у Вас в порядке? Храни Вас Господь Бог! Иногда бывают очень тонкие нюансы в поиске истины, не все бывает таким уж однозначным, мир, увы, все же скроен из оттенков, чем из так желаемого для нашего категоричного и раздраженного от крушения всевозможных "измов" подсознания черного- белого деления, дорогая сестра...Библейский псалмопевец Давид своими Богодухновенными трудами вошедший в книги Священного Писания вносимые в Алтарь и доныне, обрек, тем не менее, воина Урию на гибель на поле брани ради, увы, незаконного обладания его несравненной Варсавией....Апостол Петр трижды отрекся от Христа....И это именно те темные полутона, которые оттеняли белые одежды святых в остальном мужей...Что же говорить о нас? Нжде был сложной личностью, но он был движим любовью к своему народу, он наш национальный герой и не перестанет быть таковым. Никогда не перестанет. Левые (как оказывается) с пониманием и симпатией относятся к национализму Ататюрка, (плюнувшему в 20-х в лицо красным, те же молча утерлись...), -но они же отказывают в защите моему народу собственных национальных интересов в виде сопротивления турецкой агрессии в Зангезуре...только лишь из-за того, что Нжде посмел де (!) уничтожить пантюркистские орды в нахлобученных буденовках...В связи с этим у меня очень большие сомнения в том, насколько реальны русские ники утверждающих сие респондентов и насколько свободна площадка от лукавого троллинга вполне предсказуемо, с учетом темы, вмиг появившихся представителей "заинтересованной стороны"...)) Ну да Бог им судия. Советская Россия умудрилась не только не вернуть Арарат, но и потерять русский Крым в 1954, промысловую зону в Тихом океане в 1990, да и почти всю унаследованную от РИ и бездарно утерянную цк кпсс территорию...И если бы не Нжде, не было бы сейчас у армян Зангезура, а турки торжествовали бы от Босфора до Алтая. Наверное, современной РФ было бы от этого комфортно...
Михалыч_арм
16.12.2019 13:58
Да отстаньте вы от Нжде! Максимум, чего вы добьетесь истерией и своим "правдорубством" с историческими выкладками - это то, что от России отвернется еще одна часть армян. Которая добавится к армии отвернувшихся вследствие рукож.пости российской политики в Армении, связанной с такими сферами, как газ, электроэнергия, железка... Вона, Затуллин уже понял и выступил с объясняющей позицию армян статьей. Обзовите вы Нжде хоть трижды фашистом, не откажутся армяне от Нжде, для нас он значит совсем другое, чем для вас. Какая-то кучка проживающих в России армян - возможно поведется, бог им судия, в семье не без ...., но основная масса армян любит и уважает Нжде. Как минимум за то, что он не дал осуществиться очередному договорняку России с Турцией и отдать Азербайджану вслед за армянонаселенным Карабахом еще и армянонаселенный Зангезур (совместная операция 11 РККА с Вехиб-пашой). Это мнение и стара и млада. Так что отстаньте
Галина И... - Александру Мясникяну
15.12.2019 20:41
Спасибо Вам, Александр!
Слежу за Вашей перепиской с оппонентами. Так настойчиво, терпеливо, по-братски Вы беседуете со всеми, что даже я не выдержала. Слава Богу, у Вас настоящая православная закалка никуда не делась. Она превалирует в Ваших суждениях. И чувствуется Ваша большая любовь к России и русским.
Екатерина
15.12.2019 20:31
Не надо наводить тень на плетень.
Масонской можно называть Февральскую буржуазную революцию, которая, как и положено, уничтожила монархию в России, разрушила Рос.Империю путем поощрения всяческих национализмов на окраинах, включая и армянский национализм - все в точном соответствии с рекомендациями западных "братьев". Эта масонская буржуазная революция была горячо поддержана такими как Нжде.

Армянские националисты, буржуазная Армения, с превеликим удовольствием подписали Сервский договор о разделе Турции - получается, подписали с подачи и под эгидой масонских правительств.

Итак, с Нжде понятно. А что же масон Ататюрк? А что же большевики с их - несмотря на полное отсутствие элементарной логики, не говоря уж о доказательствах - (цит.) "крылом, управляемым масонской финансовой бандой"?
А вот что.
Мустафа Кемаль, член одной из турецких масонских лож, кои в изобилии насаждались англичанами и французами как в Турции, так и в России, для вовлечения туда местных власть имущих аборигенов и интеллигенции, - в час Х этот "масон" Мустафа Кемаль внезапно превращается из послушного "брата" в турецкого националиста Ататюрка и, грубо говоря, посылает всех своих западных "братьев" очень далеко. Более того, он берет в руки оружие и начинает с этими "братьями" воевать, не соглашаясь с их планом раздела Порты.
В аналогичной ситуации оказываются и большевики. Даже с учетом вашей выдумки о "масонском крыле", большевики ну никак не согласны с планом по разделу России все тех же персонажей-масонов - которых, вспоминаем, всеми силами поддерживает "герой" Нжде.
Так кто пытался проводить масонские замыслы - будущий "истинный ариец" Нжде или масон Ататюрк?
Вопрос риторический.
Итак, масонская англо-французско-американская Антанта и примкнувший к ней Нжде были разбиты и в России, и в Турции. Нжде бежал. Антанта тоже убралась восвояси. Если бы армянские националисты были бы умнее и поддержали не битую большевиками Антанту-ака-масонов, а Сов.Россию, то Арарат был бы в Армении.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 75 найденных.

Эксклюзив
17.01.2020
Андрей Соколов
Почему оппозиция так переполошилась после Послания Путина?
Фоторепортаж
16.01.2020
Подготовила Мария Максимова
Дары, которые получали представители нескольких поколений семьи Романовых, сегодня можно видеть на выставке.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».