Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 января 2020
Две таблетки «негрустина» и один «меланхолин»…

Две таблетки «негрустина» и один «меланхолин»…

Как любимые киноленты спасают от новогодней депрессии
Татьяна Медведева
31.12.2019
Две таблетки «негрустина» и один «меланхолин»…

Вроде не собираешься 31 декабря смотреть старые фильмы «Иронию судьбы», «Ивана Васильевича» и «Бриллиантовую руку». Но потом все равно хотя бы ненадолго на них «зависаешь»...

Казалось, они набили оскомину, вызубрены наизусть и затерты до дыр. Так почему же включаешь телевизор и смотришь шедевры Рязанова и Гайдая? Причем думаешь примерно так: «Всю "Иронию" смотреть не буду – чуть-чуть послушаю несколько любимых песен "Со мною вот что происходит…", "Никого не будет в доме", и баста…». Но увидишь несколько знакомых кадров и уже не можешь оторваться. Какое же чудо сотворил для нас режиссер Эльдар Рязанов, придумав  сказку для взрослых про негаданную встречу учительницы из Ленинграда и доктора из Москвы! В картине пленяет все – обаятельные персонажи, афористичные диалоги, волшебная музыка, атмосфера праздничной суматохи, и конечно, прекрасные песни – «По улице моей…», «На Тихорецкую состав отправится…», «Мне нравится, что Вы больны не мной», «Если у вас нету тети…». 

Под них хорошо готовить блюда и сервировать стол. И незаметно входишь в праздник с фильмом-талисманом – в чуть меланхоличном настроении: один год заканчивается, наступает другой – что готовит нам будущее?

«Ивана Васильевича» смотришь ради искрометного юмора –«негрустина» и феерических актерских работ. Картина очень стремительная,  каждая реплика попадает в яблочко.  За 50 лет с момента съемок лента не превратилась в ретро. Все сцены работают, шутки смешат,  типажи – узнаваемы: ученый-очкарик, вор-прохиндей, управдом-зануда,  артистка-вертихвостка, кинорежиссер-ловелас, дантист-барыга, соседка-сплетница – персонажи на все времена! Лучше Демьяненко–Куравлева–Яковлева–Селезневой–Пуговкина–Этуша–Крачковской  не сыграешь!

И «Бриллиантовую руку» тоже смотришь ради веселья. И опять же, как все сошлось – небанальный сюжет, забавные сценки, смешные персонажи. Реплики, ставшие крылатыми. Эта картина Гайдая тоже дарит дозу «негрустина». А это лекарство ой как нужно – тем из нас, кого называют «городскими невротиками» или пленниками мегаполисов. 

Психологи отмечают, что многие в Новый год жалуются на пониженный фон настроения. В группе риска – трудоголики и одинокие люди. Их праздники даже могут тяготить. И совсем не редки 31 декабря жалобы на усталость и скуку. Посещают грустные мысли о быстротечности времени и неясности смысла  человеческой жизни. Праздники выхватывают нас из привычного рабочего ритма и оставляют наедине с собой.

В Новый год мы подводим итоги и строим планы на будущее. Очень важно наполнить зимние каникулы  яркими событиями. А еще – уметь создать себе хорошее настроение – буквально «включить его». И старая добрая киноклассика дарит нам эти эмоции.

Фильмы Гайдая просто веселят, «Ирония» настраивает на лирический и философский лад.

Иногда эти шедевры советского кино подвергают переоценке. О рязановском фильме скептики говорят: «Ну и чего там хорошего? Пьянка да флирт под елкой». В фильмах Гайдая суровым критикам видится даже пошловатый юмор с элементами кощунства. С этим «обвинением»  можно согласиться: «Замуровали демоны», «Вот, что крест животворящий делает…» – эти реплики Ивана Васильевича для воцерковленного человека, скажем честно,  неприятны. Но таковы законы жанра комедии, в которой присутствует карнавальная стихия.  И здесь мы видим еще один аспект: некий антагонизм Нового года и Рождества. Для многих этот момент – остается неразрешенным. Как же праздновать Новый год – если идет Рождественский пост? Здесь одно из противоречий современной русской жизни в расхождении светского и церковного календарей. Впрочем, вполне себе – русский винегрет, где все перемешано. И имеет свой вкус.

Большинство находит компромисс – проводят праздник в тихой семейной атмосфере, где на столе есть и постные блюда. Мудрые и добрые стараются  не ссориться по поводу «соблюдать/не соблюдать» – потому что погода в доме важнее.

Кто-то категорично заявляет: «Я человек православный и Новый год не праздную, просто ложусь спать». Есть и те, кто идет 31декабря в церковь – во многих храмах и монастырях в новогоднюю ночь служится литургия. Я сама несколько раз встречала Новый год в храме.

И это удивительные ощущения: на улице стреляют петарды, во всех домах светятся окна, снуют по улицам группки подвыпивших людей, а в храме звучат молитвы и песнопения. И таких верующих «чудаков» немало. Что же – у всех свои традиции.

Однажды спросила знакомую: «Как вы встречаете Новый год?» Она ответила: «Я в храме, муж с телевизором, сын с компьютером, а бабушка с бой-френдом». Я улыбнулась легкому эпатажу. И подруга пояснила: «В новогоднюю ночь мы все вместе ужинаем, поднимаем бокалы шампанского, дожидаемся боя курантов, а потом я иду в церковь на литургию, муж ложится спать, он – жаворонок, сын сидит за компьютером, а к бабушке приходит ее школьный друг, наш сосед, у них свое пенсионерское общение и дружба…». – «А телевизор в Новый год смотрите?» – «Так – фрагментарно. «Иронию судьбы», фильмы Гайдая…».

Да, кинохиты-талисманы настраивают на торжество. За последние годы появилось много новых картин про наш самый любимый праздник: «Елки», «Мужчина в моей голове», «Бедная Саша», «Приходи на меня посмотреть».  Но побороть советские шедевры им пока не удается.

Видимо, что-то очень глубинное в нас зацепили наши классики. Помимо искрометного юмора и «негрустина»  – что-то очень родственное находим мы в гайдаевских  недотепах Шурике и Семен Семеныче Горбункове. Их простодушие, доброта и порядочность – очень важные человеческие качества, которые всегда в дефиците. Наверное, в их нелепости есть что-то от Ивана Дурака, который из любой переделки всегда выйдет победителем: и контрабандиста поймает, и машину времени изобретет, и с грозным царем поладит, и настоящую верную любовь сохранит.  А какую  удивительную характеристику Шурику дала его жена: «Святой человек со всеми удобствами…». Святой человек – в этом что-то есть. Пожалуй, по нестяжательству и личной скромности Шурик даст фору иным современным гламурным православным. Но это к слову.

Наверное, когда-нибудь советские фильмы-талисманы  сдадут в архив. Но пока они остаются долгожителями эфира, потому что безотказно выполняют главную функцию – создают радостное настроение.

Они стали частью традиции празднования, своего рода привычкой. 

Два моих «негрустина» – фильмы Гайдая. Мой меланхолин – фильм Рязанова. И что интересно, эти кинохиты давно уже выпрыгнули из своих жанровых рамок, превратившись в притчи о русской жизни.

Из «Ивана Васильевича» мы знаем как важно, чтобы «царь был настоящий». Из «Бриллиантовой руки» усваиваем, что добрый простофиля победит хитрого прощелыгу. А  «Ирония» напоминает, каким неожиданным бывает Промысл Божий в нашей судьбе. И не случайно на улице, где жил Женя Лукашин, находится храм…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.
"Смерч"
14.01.2020 8:43
Раньше на "Огоньках" выступления артистов были интересны, потому что они значительно меньше мозолили глаза зрителю по ТВ, чем сейчас, среди зрителей присутствовали и известные люди, отличники труда, ученые, военные, а сейчас мы видим кривляющуюся попсу среди зрителей и та же - на сцене, ну как тут не затошнит нормального телезрителя!
ПОЭТ СЕРГЕЙ КАНЫГИН
12.01.2020 0:32
"Иван Васильевич меняет профессию" можно смотреть всегда. Он просто не надоедает!
Геннадий
11.01.2020 18:47
Чего проще - вернуть в Россию социализм и снимать новые "фильмы-талисманы"
Николай П.Т.
09.01.2020 21:12
Научитесь уходить вовремя… Научитесь ценить своё время,
особенно тогда, когда его у тебя осталось ничтожно мало.
Уходить с сайта надо тогда, когда ты уже всё сказал, когда твои последующие сообщения - похожи на предыдущие и ты становишься предсказуем. Уходить надо вовремя, но всегда с благодарностью к тем, кто отвечал тебе взаимностью.

Благодарю за внимание!
Е.
04.01.2020 11:30
Очень жаль, что ни в прошлый Новый год, ни в этот, ни на одном из каналов не показали милый, легкий, нежный фильм 2010 года "Снег на голову" с участием артистов старейшего ярославского театра им. Волкова, с участием А. Михалкова в главной роли.
Николай П.Т.
03.01.2020 23:43
А Жизнь уходит, не прощаясь. Уходит, словно в Никуда.
В небесной дымке растворяясь, роняет капелькой слова.
И мне за нею — не угнаться. А так хотелось бы вернуть!
И, может, в чём-то разобраться, а что-то просто зачеркнуть.
Переписать бы снова повесть, возможно новый выбрать Путь.
НО — Жизнь уходит, не прощаясь. Второго шанса... не даёт.
Лишь улыбнётся, удаляясь... и всё своё, с собой возьмёт...

https://www.youtube.com/watch?v=pF0-wH2rXts

ИльяС
02.01.2020 20:29
В этом году на ТВ снова нас развлекали все те же , набившие оскомину лица, все той же актерской тусовки. Как они уже надоели до тошноты все эти Урганты, Киркоровы и иже с ними! Хорошо хоть Интернет появился - можно что то из прошлого посмотреть или найти для души что то подходящее. Хотя также не без труда....
Геннадий Букингемский
02.01.2020 11:52
До боя курантов по России 1 в этот раз шел концерт достаточно выдержанный и без пошлостей. Даже Ефим Шифрин впервые, по-моему, воздержался от шуток ниже пояса. Это было маленьким сюрпризом.
Андрей
01.01.2020 14:10
в США пропогандирование средствами кинематографа образа очкарика-слабака который побеждает сильное злое мужское начало началось только недавно. Мы тут опережаем их на десятилетия: с какого то момента у нас нет положительных образов сильного мужчины в кино. Нет сильного созидательного примера для подражания для молодёжи, а ботаник жизнеспособен только в кино. Зато полно примеров для подражания дегенеративного сильного мужского поведения в жизни которые в социальных отношениях легко побеждают ботаника. Поэтому мы и получили перестройку как бенефис разрушителей и дегенератов, дегенерат тоже вполне может быть сильным и потому привлекательным примером для молодёжи самоутверждаться за счёт хамства: напр. Д. Нагиев и камеди клаб. В США в то же время пошли по пути гипертрофированных супергероев с которых нельзя брать пример потому что это химеры. Как вы уже поняли это про Шурика с Гайдаем. Про уничтожение мужского начала глобалистами это большая тема, вкратце о других фильмах. В Карнавальной ночи Рязанова алкоголь наполнен положительными смыслами - веселье это алкоголь. И даже если клиент напился и увидел пять звёздочек, то это не животное состояние, а мило и позитивно. А если пассажир как следует напьётся, то к нему без всяких усилий придёт счастье в виде принцеждалки 40-ка лет с квартирой в другом городе, вот тебе и смысл жизни.
Николай П.Т.
01.01.2020 14:05
Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.

Эксклюзив
17.01.2020
Андрей Соколов
Почему оппозиция так переполошилась после Послания Путина?
Фоторепортаж
16.01.2020
Подготовила Мария Максимова
Дары, которые получали представители нескольких поколений семьи Романовых, сегодня можно видеть на выставке.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».