Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 февраля 2020
Час астрономии

Час астрономии

Глава Минобрнауки выступила в защиту отмененного предмета
Татьяна Корсакова
23.09.2016
Час астрономии

Новый министр Ольга Васильева заявила, что астрономия, которая была исключена из обязательной школьной программы в 1991 году, должна вернуться в школы. «Раньше в школах этот предмет был час в неделю. Даже сомнений нет, что этот час должен вернуться», — сказала она.

Ночью Москва миллионами ватт освещает не только свои дворы и проспекты, но и небо, и оно никогда не бывает над столицей бархатно-черным, как в донских, например, или кубанских станицах. Но иногда, в самые ясные летние ночи после грозы, выйдешь на лоджию в своей квартире на пятнадцатом этаже и даже сквозь помеху электрического сияния вдруг увидишь мерцающий в Космосе бриллиант Венеры. Или где-нибудь высоко-высоко над высотным зданием МГУ массивный шарик Юпитера. И тут же бежишь к компьютеру уточнить в Интернете сиювечернее расположение планет…

Подумалось, а ведь самое главное то, что человек, окончивший в свое время советскую школу, различает среди светил на ночном небосводе звезды и планеты. Потому что планеты – это непоседы, они могут появляться на небе в разных местах, меняя его рисунок, хотя и сам звездный небосвод вращается над головой, и все меняется на нем с течением Времени, которое имеет самое прямое отношение к Космосу. И можно увидеть на небосклоне красную планету – Марс, и вспомнить Алексея Толстого с его очень занимательной «Аэлитой» или «Марсианские хроники» Рея Бредбери с их куда менее оптимистичной философией.

Астрономия избавляет школьников от приземленности и награждает их званием жителей Вселенной.

Но четверть века назад самих школьников нашей страны запросто избавили от уроков астрономии по каким-то мелким причинам, несопоставимым, во всяком случае, с проблемами изучения и освоения космического пространства. Через двадцать лет, уже совсем в другие времена, педагоги России взбунтовались и заявили на одном из своих съездов о необходимости вернуть древнюю науку в школьное расписание. Но и тогда никто и не подумал прислушаться к их обоснованным доводам.

Надо отдать должное школьным учителям астрономии. Они сопротивлялись. По долгу службы в педагогическом журнале мне приходилось много ездить по городам и весям России, и я хорошо знаю, что очень многие из школьных астрономов вели в школах кружки астрономии, готовили учащихся к астрономическим олимпиадам и к поступлению в университеты на специальности «поближе к астрономии».

Один из них, заслуженный учитель Кубани, преподаватель физики и астрономии, а затем начальник управления образования Ейского района Андрей Иванович Семке, рассказывая мне в городе Ейске Краснодарского края о своем кружке астрономии, утверждал: «Самым красивым и необычайным для нас является человек и то, что его окружает: Земля, Солнце и небесные объекты, которые открываются нашему взору в вечернее время. Поэтому так важно для детей изучение астрономии. По возможности, практическое изучение».

Статью Андрея Семке в журнале я назвала «Этот классный праздник звездопада». Не только потому, что учитель сумел превратить августовский звездопад в замечательный, классный праздник, настоящий звездный фестиваль для учеников и жителей станицы, где он тогда работал. Был даже такой смешной случай, когда он устраивал наблюдение для пятиклашек, – пришла одна из бабушек и сказала: «Извините, Машенька уснула, уже поздно, можно я за нее посмотрю, а завтра ей расскажу о том, что я увидела?». Главное то, что в кружок к Андрею Ивановичу дети приходили порой целыми классами – так было интересно!

Для самых активных кружковцев Андрея Ивановича Семке августовские ночи, когда наблюдаются интенсивные метеорные потоки, были временем тщательного, неустанного наблюдения за небом. Интересно, как это всё происходило. Четыре ученика укладывались в степи голова к голове, ногами на север, на юг, на запад и на восток, каждый наблюдал свою четверть неба и тут же в блокноте зарисовывал те метеоры, которые смог увидеть, записывал их цвет, направление движения, радианты, время появления и т.д. Данные собирались, обобщались, затем делались расчеты. Для учащихся подобные выходы в «степную обсерваторию» часто оказывались первой настоящей научной работой. Ейская степь очень располагает к этому: кто был на юге, тот знает, как хорошо видны огромные звезды на интенсивно черном южном небе. Но астрономический кружок под руководством Андрея Семке выезжал и в Зеленчукскую, и в Крымскую обсерватории, бывали они и в Великом Новгороде, и в Адыгее…

Ольга Юрьевна Васильева, новый министр образования и науки Российской Федерации, твердо обещала, что астрономия вернется в школу.

Из этого следует вывод, что многострадальные школьные преподаватели науки небесных сфер станут проводить свои космически интересные астрономические праздники и научные наблюдения на вполне официальной основе.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.
Политрук
02.10.2016 19:25
Ник 45:"... получилось нарисовать притягательный образ Запада (несмотря на оголтелую коммунистическую пропаганду)..." - конец цитаты.
"Притягательный образ запада" получилось нарисовать как раз тогда, когда коммунистическую пропаганду объявили "оголтелой" и перешли к демократии-гласности-перестройке-свободеслова-простинасгосударь-незабудемнепростим и далее по списку.
Так что радуйтесь, в "смене режимов" есть толика и вашего участия.
Лесник
02.10.2016 18:24
    ФЕОНА, Ваше второе замечание антинаучно.
Ник 45
01.10.2016 11:22
Феона, "в СССР существовал лозунг "знание-сила", который и обеспечивал все достижения советской эпохи", но в СССР не давали ему "полноценного образования и тогда на белом листе" советского ребенка, познающего мир, получилось нарисовать притягательный образ Запада (несмотря на оголтелую коммунистическую пропаганду), что закончилось сменой режимов в 90е
Феона
27.09.2016 6:44
Чтобы манипулировать сознанием человека достаточно не давать ему полноценного образования и тогда на белом листе ребенка, познающего мир, можно рисовать все что угодно. Не случайно в СССР существовал лозунг "знание-сила", который и обеспечивал все достижения советской эпохи.
Питерский
26.09.2016 17:15
Вот мне интересно, а в чьей компетенции убирать или вводить предметы в школьную программу? Как-то загадочно в статье звучит: "...четверть века назад самих школьников нашей страны запросто избавили от уроков астрономии". Избавили - кто? и чьим решением астрономия как предмет изучения может вернуться в школу? Почему-то  об этом - ничего буквально. Больше того, при прочтении статьи возникают сомнения, что сей вопрос вообще в компетенции министра образования, что она одной только своей властью (хотя, казалось бы, а чьей же ещё?) может вернуть долгожданную астрономию жаждущим её школярам. Как-то ...неуверенно, что-ли, звучат её высказывания: "этот час должен вернуться... твердо обещала". Твёрдо-то твёрдо, да неконкретно. Нет, чтобы сказать, мол, всё, это безобразие я исправлю со следующего учебного года, раз уж с этого прошляпила. Вот подпишу приказ - и будет им астрономия! Нет, отнюдь: всё, как всегда - вокруг да около...
Петр Петрович - Аскер
26.09.2016 17:00
\\Пётр Петрович, а что вы помните из предмета астрономия и как это применяли?\\

Что-то помню, что-то забыл. Использовал при разгадке кроссвордов.
Знаете, у нас ещё уроки пения были и ритмики. На гулянках горланил песни и с барышнями отплясывал.
Вы зачем глупые вопросы задаёте, Аскер?
Детям надо дать азы знаний, а как они будут эти знания использовать, зависит от их склонностей, талантов и трудолюбия. Я бы ещё ввел в школьный курс уроки риторики и логики. И обязательно вернул уроки труда, ибо именно труд сделал из обезьяны человека.
Феона
26.09.2016 8:25
Дело не в науке , а в том что пока ни один астроном не нашел во вселенной  место куда души улетают.
Костя
26.09.2016 1:32
Поживём, увидим. Профурсетки сделали своё дело,а школа до сих пор расхлёбывает.
Ольга
25.09.2016 19:50
Поддерживаю министра образования. Грамотнось должна быть полной, а не в рамках бытовых потребностей (уметь считать и ставить подпись).
Аскер
25.09.2016 17:08
Астрономия не нужна в школе, достаточно ознакомиться с картой неба в прикладных целях на уроках естествознания. А покорители космоса выходят из математиков, физиков и технарей (и тех же лётчиков).
Пётр Петрович, а что вы помните из предмета астрономия и как это применяли?
Школьникам Синая повезло, учебник Киселёва достойный.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 19 найденных.

Эксклюзив
18.02.2020
Валерий Панов
75 лет тому назад погиб один из лучших полководцев Красной армии.
Фоторепортаж
21.02.2020
Подготовила Мария Максимова
На выставке в Музее Международного нумизматического клуба представлено 234 экспоната.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».