Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Амнистия-2015

Амнистия-2015

Куда податься с беглым капиталом?
Алексей Подымов
19.05.2015
Амнистия-2015

Идея вернуть в Россию беглые капиталы так же стара, как желание избавить рубль от долларовой зависимости. И о том, и о другом можно говорить сколько угодно, а вот реализовать на практике, к сожалению, не так-то просто.

Речь, разумеется, идет не о вполне легальных вкладах или масштабных, заранее запланированных инвестициях – им амнистия не требуется, и будем надеться, не потребуется никогда. Даже со скидкой на пресловутые санкции.

Предполагается, что принятие законопроекта об амнистии капиталов в трех чтениях и подписание президентом произойдет уже к 15 июня 2015 года. Однако привычные для современной России темпы законотворчества, а также целый ряд претензий и замечаний к законопроекту со стороны депутатов и бизнес-сообщества, необходимость согласовать его с Международной организацией по противодействию отмыванию капитала говорят за то, что финансовой амнистии, скорее всего, надо ждать к осени.

Амнистировать предлагается только то, что тщательно - или не очень - скрывалось, а чаще камуфлировалось под нечто «иностранное», и чаще всего, увы, оффшорное. Почему «увы»? Да потому, что это - «фактически укрытое от налогов, страховых и пенсионных сборов, то есть от честной работы на благосостояние граждан России». Прошу извинить за пафос, но он взят из последнего пакета пояснительных документов к проектам законов об амнистии.

Самое серьезное отличие нынешней амнистии от всех предыдущих – куда более широкий ее охват. Фактически непосредственно от президента последовало предложение бизнесу продекларировать буквально все виды своих зарубежных активов.

Значит, речь не только о счетах в банках или тех же сейфовых ячейках, но и о пакетах акций, других видах ценных бумаг, долях в компаниях и бизнес-проектах, и даже об участии в долгосрочных контрактах. Заодно предложено и раскрыть структуру владения через закон о контролируемых иностранных компаниях. При этом глава государства не преминул напомнить бизнес-сообществу, что амнистия-2015 станет последней возможностью таким образом задекларировать свое имущество.

На данный момент стимул к новой «амнистии» и вправду сильнейший, хотя, по самым скромным оценкам, даже в этом непростом году за рубеж уйдет не меньше 100-110 миллиардов чисто «российских» долларов. Главное, что они теперь активно покидают тихие и уютные заморские гавани. В Лондоне по этому поводу уже вовсю бьют тревогу, предсказывая чуть ли не глобальный кризис с инвестициями. Однако вопрос о том, куда ушли, и куда впоследствии будут уходить средства, покинувшие Россию, пока остается открытым. Даже наши экономические ведомства, обычно весьма торопливые по части победных реляций, предпочитают сейчас отмалчиваться по этому поводу.

Тем не менее, по мере продвижения в массы потребуются и разъяснения, и комментарии, и обязательная в таких случаях статистика. Она же продолжает твердить нам, что зарубежные активы России – точнее, российского бизнеса - на сегодня превышают, по одним данным два, по другим – два с половиной триллиона долларов. В прошлом году авторы теперь уже изрядно устаревшего законопроекта о финансовой и налоговой амнистии, члены Совета Федерации Константин Добрынин и Юрий Бирюков планировали вернуть хотя бы 10 процентов от этих сумм. На что рассчитана нынешняя амнистия, пока говорится мало, но даже если удастся уложиться в те же параметры, будет неплохо. Большего успеха с финансовыми амнистиями удавалось добиваться когда-то только диктаторским режимам, да и то, скорее всего, на бумаге.

Очередная попытка амнистии капиталов имеет кое-какие шансы на успех. Но только потому, что сфера применения тех миллиардов, что за годы реформ и кризисов были выведены за рубеж, стремительно сужается.

На Западе пустить в дело содержимое полулегальных банковских счетов или сейфовых ячеек сегодня очень сложно, прежде всего, из-за финансовых санкций. Обойти их, как показывает практика, не так трудно, но главное все же не в этом. Главное - что обходится это слишком дорого. В Латинской Америке или Южной Африке русские капиталы уже появились, но колоссальные трудности с расстояниями и недоразвитой инфраструктурой, в первую очередь, финансовой, не помогут разрешить даже «единство и братство» с Бразилией и ЮАР по линии БРИКС.

Если оглянуться на Восток, что сейчас очень модно, то надо признать: там наши, ставшие вдруг «свободными», средства вообще-то не очень и ждут, там свои триллионы частенько не знают, куда по-хорошему вложить. В государственном масштабе в основном предпочитают золото, особенно на этой ниве активен Китай, но разве это подходящая сфера для тех же «амнистированных»? К тому же, правила игры в той же Поднебесной, как впрочем, и в Японии или Таиланде с Малайзией, нередко просто неподвластны пониманию наших бизнесменов.

Итак, для российских «беглых» капиталов остаются практически только оффшоры, но там практически всю выгоду от вложений съедают высокий риск и неизбежная необходимость обеспечить долгосрочную страховку от него.

Похоже, все это в совокупности только и может развернуть денежные потоки в направлении Родины. Может - но вовсе не должно. Ведь в России тоже не особо развернешься: достаточно вспомнить, как олигархи дружно открещивались от участия в глобальном проекте строительства Керченской переправы. И все - из-за риска не столько сорвать сроки или не выполнить финансовые условия, а напрочь подорвать репутацию.

Россия полна парадоксов, и в финансах это особенно чувствуется. Имея колоссальные доходы от нефти и газа, страна до хрипоты спорит, где их применить, деньги даже под государственный заказ раздаются только в самый последний момент, из-за чего и тратятся в спешке и со страхом – а вдруг в следующий раз не дадут? Посмотрите, какая финансовая вакханалия сегодня творится вокруг проекта реконструкции БАМа и Транссиба, выделение средств на который ни разу не ставилось под сомнение. Зато желающих контролировать, а еще лучше – аудировать эти расходы хоть отбавляй. И пусть рабочие ждут зарплаты месяцами, а техника встает на простой только из-за того, что на места строек так и не дошли средства на оплату горючего.

Спрашивается, куда же тогда пойдут возвращенные по амнистии миллиарды? По всем признакам, лучшего применения, как на инвестиции, для них никто не предложит. Не потому ли бизнес-сообщество тут же и заговорило о том, что амнистию капиталов надо обязательно подкрепить чем-то вроде бюрократических каникул для малого и среднего предпринимательства? По крайней мере, всемерное содействие в регистрации и лицензировании – это уже не просто насущная необходимость, это вопрос выживания для всего малого бизнеса. Не говоря уже о налоговых послаблениях и льготном кредитовании.

У нас же кредитный процент как зашкаливал до кризиса, так и теперь зашкаливает еще больше, и всем понятно, что проблемы идут не только из Центробанка, удерживающего высокую ключевую ставку из-за угрозы инфляции. Дело ведь и все в тех же монопольных тарифах, которые в 2016 году без лишнего шума намечено опять повысить – где-то на 7,5 процента, а где-то и на все 10. Не стоит ли нам, в конце концов, разобраться, хотим ли мы действительно бороться с инфляцией, загоняя бизнес завышенной стоимостью кредита в перманентный финансовый тупик? Или же будем и дальше сами разгонять ту же инфляцию, раз за разом давая тарифные послабления газовикам, энергетикам и коммунальщикам? Иначе уже никакие самые масштабные амнистии могут и не помочь – что-то вернем, и сами же потом это бездарно и проедим.

А ведь репатриация капиталов, вывод из тени ряда компаний и целых отраслей экономики – это еще и дополнительные рабочие места, причем неплохо оплачиваемые, а не те, которые занимать готовы только гастарбайтеры.

Нельзя забывать, что амнистия – мероприятие разовое, а «теневые» доходы – навсегда. И если они не оказались под угрозой, причем под очень серьезной угрозой, легализовать их никому просто в голову не придет.

К тому же понятно, что в России едва ли не самая большая трудность при проведении амнистии – это обеспечить ее равноправность и справедливость для всех. Об эффективности же можно говорить уже потом, когда хоть что-то будет легализовано и реально возвращено. Вот если объявят у нас в стране, что некие нефтетрейдерные компании, пристегнутые к той же «Роснефти», «Лукойлу» или «Газпромнефти», не говоря уже о «Татнефти» или многострадальной «Башнефти» перешли из-под оффшорной юрисдикции в российскую, тогда наш доверчивый, но всегда сомневающийся народ во что-то, может быть и поверит.

Впрочем, многих у нас в стране, после известных событий, как раз благодаря санкциям, уже не надо лишний убеждать в том, что пришло время «зарабатывать в России». Кстати, и не только у нас: от желающих по-своему «заработать» в России регулирующим и правоохранительным органам порой просто отбиваться приходится. Но зато вот нашим экономическим гуру, к тому же весьма недвусмысленно, непосредственно сверху дано понять, что сегодня и можно и нужно также сыграть и на патриотических чувствах родных бизнесменов.

На это, очевидно и весь расчет наших финансовых властей, которые в это раз решили несколько подкорректировать правила игры в «Амнистию». Отнюдь неслучайно в этот раз «амнистию» в Государственной Думе презентовал многолетний заместитель министра финансов Сергей Шаталов, который уже очень много лет назад весьма отличился, в лучшем смысле этого слова, на поприще разработки Налогового кодекса. Едва ли не главное преимущество С. Шаталова в том, что он, похоже, не вызывает никакого раздражения даже у представителей непоколебимой фракции КПРФ.

Итак, едва ли не главная новация в законе об амнистии-2015 - это право задекларировать «легализуемые» капиталы, предоставляемое не только прямым их обладателям, но и владельцам активов, оформленных на номинальных владельцев. При этом в случае добровольного декларирования имущества речь пойдет об освобождении от всех видов ответственности.

После декларации активов, подпадающие под действие закона россияне, будут освобождены от уголовной, административной и налоговой ответственности за нарушения налогового законодательства.

Но, как сообщил Сергей Шаталов, предусмотрено ограничение по времени: данные правонарушения должны были произойти до 1 января 2014 года. Отметив это, и получив соответствующие замечания от депутатов и бизнес-объединений, заместитель министра финансов тут же пообещал, что ко второму чтению все недочеты будут исправлены, а противоречия устранены.

Нам же остается только ждать и верить.

Алексей Подымов – шеф-редактор информационного агентства «Финансовый контроль – новости»

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.