Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2024
А ощущения-то сомнительные…

А ощущения-то сомнительные…

Британцы нашли «самых влиятельных» людей мира искусства-2012
Анна Ромашова
19.10.2012
А ощущения-то сомнительные…

Лондонский журнал «Art Review» опубликовал список сотни самых влиятельных фигур в мире искусства. Пятьдесят седьмую строчку занимают… «российские музыканты группы Pussy Riot».

Общий контекст события – выбор «образцов для подражания» из мира искусства, проведенный экспертами «Art Review», дает повод задуматься - что за высокие стандарты культуры и искусства нынче выдаются на Западе. Достаточно посмотреть на весь список этой сотни «влиятельных фигур», и все становится ясно.

Вот, например, из года в год кочует по спискам «Art Review» имя Ай Вэйвэя, раскрученного китайского «галериста-диссидента», имеющего немало поклонников по миру, в том числе и в России. Например, художник Анатолий Осмоловский, считающий, что «Ай Вэйвэй открыл новую проблематику в современном искусстве, которую можно обозначить как «бесконечное множество» или «огромное количество».

Чем же прославился автор этого «множества и количества» в мире искусства? Сошлемся на Осмоловского: «Мы выставлялись вместе с ним в 2007-м на 12-й выставке «Documenta»– и Ай Вэйвэй там был главной звездой. Он привез в Кассель 1001 китайца и построил для них гигантский сарай, в котором они все жили, чтобы гостиницу не оплачивать. Собственно, это был перформанс: китайцы ходили по городу с гидом, порождая ощущение ужаса у прохожих. По всему выставочному пространству «Documenta» расставили 1001 китайский стул XVI–XVII веков, на которых теоретически могли сидеть те китайцы, что приехали. А еще в центре одного из павильонов была построена пирамида высотой метров шесть из антиквар­ных китайских дверей».

Вот, собственно, таков вклад китайского «диссидента» из списка «Art Review» в развитие мирового искусства. Все его «перфомансы» и «инсталляции» вертятся вокруг подобных «примочек» и «затеек».

Все эти штучки объявляются «искусством» и раскручиваются в общественном сознании, по выражению американского культуролога Дэвида Вайнштейна, как «акты творчества».

По словам Осмоловского, «гениальность творчества» Ай Вэйвэя проявилась и на недавней выставке в галерее «Tate Modern», когда пол галереи был усеян десятисантиметровым слоем ке­рамических семян подсолнуха… Вот это и есть «бесконечное множество». Тысяча китайцев, тысяча стульев, тысячи семян – все это вызывает совершенно безумное – в катарсическом смысле – ощущение».

Весь список «Art Review» забит фамилиями подобных «галеристов», «перфомансистов», «инсталяционистов» и прочих деятелей «актуального искусства», которые, подобно Ай Вэйвэю, ублажают проповедников талерантности и «свободы творчества».

И подобным «творчеством» должны, по версии британского журнала, восхищаться миллионы.

В свое время Федор Сологуб, говоря о декадентах, замечал, что «эти господа занимаются описанием таких сомнительных ощущений, которые не понятны никому из здоровых людей». Трудно не перенести эту мысль и на искусство постмодерна, пропагандируемое изданиями типа «Art Review», главная задача которых, кажется, только в том и состоит, чтобы привить общественному мнению привычку считать подобные «акты перфоманса» искусством, да выгодно впаривать эту белиберду доверчивым обладателям кошельков.

Под лозунгами о терпимости и терпении ко всему весь так называемый постсоветский период истории адепты «свободного творчества» и в России навязывают подобное отношение к миру искусства. Достаточно вспомнить «красных человечков» Марата Гельмана или рубку икон в Центре Сахарова, громкий хор либеральной прессы, восхищавшейся этими затеями. А коли народ не воспринимает подобного либерального «искусства», то ему же, народу, и хуже. Подобное отношение к жителям России точнее и откровеннее всех сформулировала ветеранка либерализма г-жа Новодворская: «Если таковой народ вымрет, то, честное слово, наплевать и забыть. История не отметит их ни в каких списках, и надгробного памятника не будет. На "обломках самовластья" их имена точно не напишут».

Сегодня в либеральных СМИ радостно приветствуется попадание в список «Art Review» приснопамятных «пуссек», опять же тиражируется идея о том, что их кощунственное действо в храме – «акт искусства», а никакая не провокация и акт вандализма.

Вот такая подмена понятий. Жителей России вновь склоняют к мысли о том, что «все прогрессивное человечество», мол, видит в «балаклавщицах» людей искусства, а не осквернителей традиционной культуры.

Вместо почитаемых веками ценностей в мировом искусстве нынче человечеству навязывается лишь один, либеральный взгляд на развитие культурного процесса. И в основе этой идеологии - одна, главная религия ХХ и уже ХХI века – западная либеральная.

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.