Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 марта 2024
Государева ратная палата: XXI век

Государева ратная палата: XXI век

В Царском Селе создается Музей Первой мировой войны
Марина Кротова
12.11.2013
Государева ратная палата: XXI век

Сегодня полным ходом идет реставрация здания Государевой Ратной палаты, где в августе 2014 года предполагается открыть уникальный музей.

Отдавая дань подвигам христолюбивого воинства в Первой мировой войне, на территории всей Российской Империи в те годы строили обелиски и часовни – как места поминовения усопших. Особым местом памяти о шедшей войне, по замыслу императора Николая II, должно было стать Царское Село. Еще до начала Великой войны здесь было начато строительство храмов и прочих сооружений, выдержанных в русском стиле XV-XVII веков. Главным мемориальным зданием должна была стать Государева Ратная палата, заложенная в Высочайшем присутствии в мае 1913 года. Первоначально в ней планировалось создать хранилище «Вóйны России» для коллекций, касающихся войн, которые вела Российская Империя. В сентябре 1912 года, был учрежден Строительный совет для постройки палаты. Автором проекта был выбран гражданский инженер С.Ю. Сидорчук. (Несмотря на то что Семен Юлианович Сидорчук впоследствии был автором многих архитектурных сооружений, в том числе церкви во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» на Царскосельском братском кладбище, в историю архитектуры он вошел именно как строитель Государевой Ратной палаты)

Средства на строительство и содержание здания в размере 300 тысяч рублей пожертвовала Елена Андреевна Третьякова (вдова мецената С.М. Третьякова), она же на собственные деньги занималась сбором «предметов древностей и редкостей» для будущего музея.

Начавшаяся летом 1914 года мировая война изменила концепцию музея военной истории. Осенью Е.А. Третьякова, вернувшаяся с театра военных действий из Галиции, отмечала в своем письме государю, что для палаты необходимо собирать редкие трофеи и оружие идущей войны. Для этих целей решено было пристроить специальную галерею для хранения трофеев, на что Елена Андреевна пожертвовала еще 65 тысяч рублей.

К концу 1916 года Государева Ратная палата была готова для открытия в ней императорского музея Великой войны. Здание представляло собой неправильный пятиугольник. Главный корпус состоял из большого двухъярусного зрительного зала на 400 мест. Для чтения лекций в конце зала была установлена возвышенная эстрада, которая отделялась аркой и была снабжена экранами и специальными устройствами для световых и кинематографических картин. Во втором ярусе специально для императорской семьи были сделаны «царская ложа» и «царская гостиная», в которой предполагалось разместить портреты «августейших особ». Имелось два вестибюля – один парадный, а другой – специально приспособленный для ввода и вывода воинских команд. Между парадным вестибюлем и зрительным залом была расположена распределительная комната, имевшая дверь в так называемые «третьяковские» галереи. Первая из них, «зеленая», служила для хранения исторических документов. Она заканчивалась «образной палатой», в которой располагались в киотах иконы. Затем начиналась «розовая» галерея, завершающаяся шестигранной башней, служившей для хранения музейных коллекций. Далее шла портретная галерея Георгиевских кавалеров, которая заканчивалась большой башней-ротондой, предназначенной для размещения крупных предметов военного снаряжения и артиллерии. Из ротонды имелся проход в жилое помещение хранителя музея. В трехэтажной башне располагалась парадная лестница и библиотека.

Внутреннее убранство предполагало мебель, стилизованную под старину, и полихромные росписи, в технике «масло по штукатурке». Живописные работы выполнил художник Н.П. Пашков предположительно по эскизам И.Я. Билибина.

В здании было устроено прогрессивное для того времени центральное водяное отопление, осуществляемое с помощью специальных насосов, приводимых в движение электромоторами. Также в зрительном зале был установлена приточная вентиляция, подающая нагретый и увлажненный воздух.

Таким был уникальный военный музей, Государева Ратная палата. Прекрасный памятник героям Первой мировой и самым храбрым государевым воинам – Георгиевским кавалерам.

Но увидеть свою идею воплощенной в жизнь императору не привелось…

После революции музей в Государевой Ратной палате был закрыт, экспонаты переданы в разные музеи страны. Многие из них утеряны безвозвратно. В здании открыли клуб Агрономического института.

В период Великой Отечественной войны Ратная палата сильно пострадала от артобстрелов. А спустя какое-то время историческое здание музея стало… обычным жилым. Там провели перепланировку в соответствии с надобностями жильцов. Еще позже здесь разместили реставрационные мастерские. Внутренний облик здания был сильно искажен. На долгие десятилетия о Ратной палате как о здании, где размещался единственный в России (и до сегодняшнего дня) музей Великой войны, забыли.

Однако в XXI веке о забытом памятнике забытой войны вспомнили. В 2001 году Ратная палата получила статус объекта культурного наследия федерального значения. В том же году в рамках «Дней памяти» героев Первой мировой, организуемых историко-литературным музеем г. Пушкина, на фасаде здания была установлена памятная гранитная доска. Текст гласил: «Государева Ратная палата. Музей истории русских войн. Портретная галерея Георгиевских кавалеров и воинских чинов, награжденных Георгиевскими крестами. Построен в 1913-1916. Архитектор С.Ю. Сидорчук».

В 2008 году здание Государственной Ратной палаты было передано в бессрочное оперативное управление музею-заповеднику «Царское Село». К 100-летнему юбилею Первой мировой войны решено открыть в здании музей. Музей Великой войны. Здание, где сейчас идет активная реставрация, включено в число объектов, которые финансируются по федеральной целевой программе «Культура России».

Как уже было отмечено, Ратная палата во время Великой Отечественной войны находилась, без преувеличения, на переднем крае обороны. Однако сооружение избежало «смертельных ранений». Реставраторы (генеральный подрядчик – ООО «Ресстрой») не обнаружили серьезных деформаций фундамента. На кирпичных стенах, тем не менее, наблюдаются обширные утраты штукатурки, отшелушивание красочного слоя. Обветшала деревянная стропильная система и сосновые оконные рамы. Частично разрушена кирпичная кладка дымовых труб. Внутренние помещения здания искажены многочисленными позднейшими перегородками и перекрытиями двусветных залов, штукатурный слой загрязнен, местами утрачен, поврежден протечками. На сводах галереи и центрального зала под побелкой сохранились исторические росписи. Местами сохранились каменные плиты полов и ступени лестниц. На сводах галереи и центрального зала под побелкой сохранилась подлинная живопись. Росписи – монументальные, полихромные, сюжетные и орнаментально-декоративные. Состояние удовлетворительное, тем не менее, имеются трещины, потертости, утраты красочного слоя, грунта и штукатурной основы.

Специалистами проведена замена кровельных покрытий. Проведен также реставрационный ремонт стропильной системы. Проложена вентиляция. Укреплен тепловой контур здания. По историческим образцам отреставрированы оконные проемы: восстановлены металлические решетки, а также сосновые рамы. Отремонтированы подвальные помещения, где сделана гидроизоляция и проведены современные теплокоммуникации. Полы в подвалах забетонированы. Усилены фундаменты здания.

Реставраторы провели демонтаж позднейших перегородок с восстановлением исторической планировки здания в соответствии с иконографическими и архивными материалами.

Особого внимания требуют живописные росписи интерьеров. Сейчас реставраторы выполняют работы по раскрытию и консервации росписей на сводах галереи и центрального зала.

При этом идет обследование состояния штукатурной основы, грунта, красочного слоя на влажность деструкцию, микологию. Помимо традиционных способов расчистки (скальпель, ватный тампон, кисти и т.д.) были проведены пробные расчистки настенной живописи на внутреннем своде главного купола при помощи лазера. Этот метод был опробован специалистами ООО «Ресстрой» совместно с сотрудниками кафедры Квантовой электроники и оптико-электронных приборов Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ».

В экспериментальных исследованиях по лазерной очистке стенописей в Ратных палатах использовался специализированный реставрационный лазер итальянского производства «Smart Clean 2». Его параметры обеспечивают высокую эффективность процесса очистки и, что особенно важно, полностью исключают риск негативного воздействия лазерного излучения на мрамор и фрески.

…Сейчас специалистам важно сосредоточиться на интерьерных работах – это реставрация каменных полов, ступеней, оштукатуривание стен, потолков и т.д. Остается открытым и вопрос с реставрацией живописи (этот процесс чрезвычайно трудоемкий и дорогостоящий) – пока речь идет только о консервации.

Этот опыт необычен и для сотрудников ГМЗ, так как создание музея Великой войны идет практически с нуля. Хотя нынешние экспозиции будут в чем-то перекликаться с теми идеями, которые были заложены в начале двадцатого века, не нужно забывать, что это будет СОВРЕМЕННЫЙ музей, где будут использоваться современные технологии, современные эстетические приемы. Таким образом, задачи реставраторов, строителей, дизайнеров усложняются.

Современные школьники, да и многие их родители сегодня с трудом представляют себе те далекие события и вряд ли смогут назвать имена героев той Первой мировой войны... Но рано или поздно мыслящие люди начинают понимать, что без исторической опоры жить невозможно. И реставрация Государевой Ратной палаты – часть этой исторической опоры. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
18.03.2024
Максим Столетов
Запад поставляет Киеву тысячи ударных дронов
Фоторепортаж
13.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Ярославле открылся музей СВО


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..