Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Александр Орлов: «Нужно говорить правду, ту, которая есть!»

Александр Орлов: «Нужно говорить правду, ту, которая есть!»

Беседа с учителем истории московской школы № 492
26.02.2014
Александр Орлов: «Нужно говорить правду, ту, которая есть!»

- Александр Владимирович! Как события 1914 года представлены в школьных учебниках? И как интерпретировались они в разные времена?

- Конечно, многие авторы учебников (как правило, это профессионалы высокого уровня), были воспитаны советской системой, а война, именуемая ещё и «Второй Отечественной», была затёрта ею в складки истории. Осознать, что Первая мировая война явилась чрезвычайно серьёзным и спланированным событием, пока сложно, но время пришло и это следует понимать. Именно сейчас пришло время!

Как правило о Первой мировой войне сказано крайне мало, а итоги войны если и указаны, то им даны размытые формулировки, в которых Всемирная трагедия оказывается каким-то промежуточным действием перед Октябрём и Гражданской войной в России. Взять хотя бы учебники История России для 9 классов А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта; История России для 11 класса О.В. Волобуева, С.В. Кулешова под редакцией Н.И. Данилевского; История России для 11 класса В.А. Шестакова под редакцией А.Н. Сахарова.

- События Великой Отечественной часто связаны с историями семей. А есть примеры, когда нынешние школьники оглашали бы семейные предания о Первой мировой?

- Этот вопрос целиком и полностью зависит от преподавателя, его умения увлечь своим предметом. Конечно, проще всего, опираясь на единственный параграф учебника, вкратце коснуться трагедии армии Самсонова и неудач армии Ренненкампфа и свести весь театр военных и политических действий к Брусиловскому (Луцкому) прорыву, не вдаваясь в подробности, а далее вывести учебное повествование к Октябрьскому перевороту и Гражданской войне… Но можно пойти и другим путём. В том числе, с привлечением своих учеников к живой истории.

Сейчас в Москве проживают представители различных этнических групп, и вы знаете, за время моего преподавания я не раз сталкивался с уникальными семейными историями, рассказанными мне моими учениками.

К примеру, когда я работал в ГБОУ СОШ № 1263, братья Степан и Максим Калиничевы рассказали мне о своём прадеде Степане, который сражался на Кавказском фронте под командованием генерала Юденича. Ученица Амина Магомед-Мирзоева после моего рассказа о Кавказской туземной конной (или как ещё её называли – Дикой) дивизии, и задания подготовить доклад о чеченцах, участвовавших в Первой мировой войне, пришла на следующий урок с портретом своего прадеда, воевавшего в Чеченском конном полку. Никогда не забуду, с каким упоением мой ученик Иван Косарев, имеющий армянские корни, изучал военные действия на Кавказском фронте, рассказывал об армянских дружинах, о Сарыкамышской, Эрзерумской, Трапезундской операциях, боях у озера Ван!

Сейчас я преподаю в ГБОУ СОШ № 492. Наш золотой медалист Михаил Биченов в процессе подготовки к ЕГЭ провёл настоящее научное изыскание об Осетинской пешей бригаде, ученица Шаханым Гусейнова изучила ратный путь Татарского конного полка, состоявшего из азербайджанцев. Но перед тем как получить от учеников такую глубокую заинтересованность, мне приходилось многое рассказывать самому. Ведь учитель истории – это своего рода ключник к времени, открывающий порой самые проржавелые двери истории, он оставляет учеников на её пороге, а потом они сами с вдохновением пройдут по её таинственным лабиринтам...

Хочется вспомнить тех, кто хранит память о доблестных войнах «Второй Отечественной». Так, мой друг, псковский писатель Игорь Смолькин-Изборцев бережно хранит фотографию, на которой изображён его прадед Василий Соловьёв с братом Иваном, которые воевали на Северо-Западном фронте против германцев, а ещё один мой товарищ Василий Шевченко вспоминает прадеда, воевавшего на Юго-Западном фронте, сжимая австрийский штык, добытый в рукопашном бою. Вот она, живая история! Брат бабушки Андрея Вадимовича Уборского, деда моих племянников Марии и Арсения Уборских, воевал на Юго-Западном фронте под командованием Брусилова против австро-венгерских соединений, а двоюродный брат деда Андрея Вадимовича участвовал во всех значимых боевых операциях на Балтике. Впоследствии он, Николай Адольфович Эриксон, командовал легендарным крейсером «Аврора» в октябре 1917 года. В моей семье, к сожалению, не осталось никаких воспоминаний о Первой мировой: после моего появления на свет моя бабушка Тамара с покойной прабабкой Ириной вынесли из дома фамильные документы и ночью жгли их в Нескучном парке, об этом мне рассказала мама, а на вопрос, воевал ли кто из моих родственников в Первую мировую или Гражданскую, бабушка ответила: «У бабки моей Аксиньи, было двенадцать человек детей, а муж её в войну погиб, а в какую – не помню». Память о Первой мировой войне и войне Гражданской уничтожалась в советское время ради спасения семей годами, так что не судите.

Сегодня в процессе преподавания, помимо накопленных знаний, мне всегда помогает исторический словарь, учебники, хрестоматия и учебное пособие моего дяди, профессора МГУ Александра Сергеевича Орлова и его соавторов В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиевой и Т.А. Сивохиной – «История России в схемах».

- О каких событиях войны вам хочется подробнее рассказать школьникам?

- Великий русский поэт, участник Первой мировой войны, Николай Степанович Гумилёв писал:

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города…

Слово уважительное и поминальное должно звучать о всех военных операциях Первой мировой. Кощунственно оставить без внимания переход дивизии Деникина через Карпаты, как не рассказать детям о блистательном взятии австрийской крепости Перемышль, как не упомянуть Сарыкамышскую операцию или не поведать о разгроме турецких войск в ходе Трабзонской операции, не рассказать об обороне Моонзундского архипелага, о защите крепости Осовец, и, конечно же, об уникальном Луцком прорыве, который был переименован в Брусиловский советскими историками? А главное, нельзя изучать историю Первой мировой войны, рассказывая исключительно о боевых действиях, в которых непосредственно участвовала Россия, следует не забывать и о битве на реке Марне, в которой победа французов была во многом предопределена поражениями русской армии в Восточной Пруссии, о первом массированном боевом использовании танков в сражении на реке Сомме, о первом применении газа в истории мировых войн, о том, что ещё одним результатом Луцкого-Брусиловского прорыва стало спасение крепости Верден и провал наступления австро-венгерских соединений в Италии…

И, без сомнения, стоит рассказывать о том, что во время Первой мировой войны армянские дружины явились полностью экипированными и готовыми к ведению боевых действий в составе русской армии. Армянский народ навечно запомнил итоги русско-персидской войны, по которым Россией были отвоёваны у Персии Нахичеванское и Эриванское ханства, на территории которых была создана Армянская область, где обрели Родину тысячи армян из Ирана, Турции, Закавказья.

Для лучшего восприятия и понимания доблестных событий Первой мировой войны стоит на уроке процитировать главнокомандующего союзными войсками маршала Франции Фердинанда Фоша: «Если бы не жертвенное выступление русских на Восточном фронте, то Париж был бы взят уже в самые первые месяцы войны».

Необходимо рассказывать и о первых концентрационных лагерях в Австрии, Венгрии и Германии, о геноциде русинов в Галиции, Буковине и Закарпатской Руси, о кощунственных и публичных убийствах австро-венгерскими властями православного священства. О том, как горели заживо в своих хатах крестьяне, о том, как отрезали губы, отрубали руки, о том, как закалывали штыками детей, о том, как вешали десятками тех, кто не скрывал своей национальности и своего вероисповедания, тех, кто помнил Киевскую Русь святого равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко, князей Ярослава Осмомысла и Даниила Галицкого...

- Как реагируют современные школьники на Первую мировую? Отличают ее от других отечественных войн?

- Опять же, всё зависит от учителя, вовлечение ученика в процесс урока - задача сложная и интересная. Хочется верить, что сейчас, в преддверии столетней годовщины Первой мировой войны, произойдёт переоценка ушедших событий и граждане Российской федерации, не имеющие достаточной информации о событиях 1914-1918 годов, узнают, наконец, истину, а из учебников исчезнут ленинско-покровские формулировки «империалистическая», «ненужная», «война носила несправедливый характер».

- Император Николай II в наше время - один из самых узнаваемых для школьников героев русской истории. Как осмысляется его роль в школьной программе?

- Император Николай II, учитывая весь поток справедливых и несправедливых упрёков в его адрес, был жертвой предательства высшего военного и политического руководства страны, и епископата. Генерал Алексеев присягал на верность царю и организовал его отречение, генерал Брусилов присягал царю и жаждал этого отречения. Это ли не предательство перед жертвенным самодержавцем, народом, православием, Россией? Народ воевал «За веру, царя, и Отечество!», а его лишили главного помазанника Господа на земле. Отобрали один из основополагающих духовных символов из великого триумвирата, тем самым уничтожили идейный смысл служения «народного витязя» на поле брани. При распаде идеологической троицы погибает не одна составляющая, погибает весь тройственный союз. И об этом следует говорить старшеклассникам без утайки. Сам по себе император Николай Александрович, как мне видится, уже с отроческих лет ощущал себя агнцем на закланье. Отец последнего русского царя, сохранивший Россию в мире, Александр Александрович, скончался в результате последствий покушения, а дед Александр Николаевич, освободивший народ от крепостничества, погиб в результате террористического акта при полнейшем попустительстве общества. Взойдя на престол, Николай Александрович бросил вызов всему либеральному сообществу и намеревался продолжать консервативную линию отца...

Спасителем в Евангелии от Марка сказано: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».

Вековое красно-белое противостояние сердец и умов является одной из множественных причин шокирующих процессов, свидетелями которых являемся и мы с вами. Задача примирения актуальна и должна нести идею сохранения национального самосознания особенно сейчас, когда на людей устремлён грандиозный информационно–психологический удар.

- История Первой мировой для России - это не история победы. Полезна ли пропаганда таких исторических эпопей для неокрепших детских душ?

- Историю, особенно своего народа, всегда необходимо знать. Именно подлинная, она носит поучительный характер, ведь сама по себе наука история является величайшей наставницей, а события Первой мировой войны служат колоссальным уроком и развивают инстинкт национального самосохранения, который так необходим современному русскому обществу, впрочем, как и всей мировой цивилизации. Современное мировое сообщество мучается проблемой нравственной, национальной и религиозной самоиндификации, а осмысление истории вполне может, служит лекарством от этих мучений.

- Кто из героев Первой мировой особенно интересен нынешним школьникам?

- Я думаю, невозможно рассказывать о Первой мировой войне, не упоминая генералов Алексеева, Алиева, Баранова, Брусилова, Каледина, Клембовского, Колчака, Корнилова, Лукомского, Маркова, Юденича…

Конечно, им интересна героика Первой мировой войны. Это и первый в истории авиации героический таран Петра Нестерова, и первая женская команда смерти Марии Бочкарёвой, о которой прекрасную работу на Всероссийский конкурс поэзии и малой прозы им. Сергея Бехтеева, посвящённый началу Первой мировой войны, подготовила моя ученица Радмила Шураева.

Старшеклассники знакомятся с героически сражавшимися на фронтах Первой мировой войны поэтами Сергеем Бехтеевым, кавалером Георгиевского креста 3-й и 4-й степени Николаем Гумилёвым, кавалером двух орденов Св. Станислава 3-й степени, ордена Св.Станислава 2-й степени и ордена Св. Анны 3-й степени Арсением Несмеловым, кавалером орденов Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 3-й степени и Св. Владимира 4-й степени Николаем Туроверовым...

Книги изданы. Их нужно читать.

- Могла ли Россия избежать войны – таким вопросом задаются?

- Конечно. И я объясняю - следует иметь чёткое представление, что война характеризует глобальный кризис системы мирового общественного порядка. Первая мировая война не была случайностью, вся внешняя политика России в последней трети XIX века вела к военному противостоянию с Германией и Австро-Венгрией. После Берлинского конгресса 1878 года ориентация России на Германию оказалась несостоятельной, и Россия стала искать новых союзников в Европе и не только в ней.

Политические соглашения с Францией, военная конвенция и её последующая ратификация не могли не вызывать у Германии раздражения. Так ещё за четверть века до начала Первой мировой войны появились предпосылки для открытого военного противостояния. Революционно-террористические организации России имели финансовую устойчивую поддержку в Европе задолго до начала войны. Промышленно-экономический подъём в 1909-1913 годах, который переживала Россия, послужил только катализатором к развязыванию военных действий в мире, а первенство России среди мировых держав считалось не опасным, а недопустимым. Не стоит забывать, что Россия – это не просто мощное монархическое государство, по своей сути Россия это Православная цивилизация. В случае, если бы Россия, которая являлась православной монархией, которая отстаивала архаичные и незыблемые ценности восточного христианства, проигнорировала войну, оставила без своего покровительства братские христианские народы, то результатом её предательства, по сути, помимо утраты её политического авторитета, являлась бы перспектива потери военных и политических завоеваний империи за несколько веков. Вдумайтесь, в Первой мировой войне 1914–1918 годов участвовало более полутора миллиарда человек, военные действия охватили 38 государств. Мировая держава не может избежать всемирного сражения именно по причине своей державности. Империя обречена быть гарантом и защитником союзных меньших государств. Обобщающей причиной войны были геополитические тяготения великих мировых держав, устремившихся к новейшему переделу мира. Экономические, колониальные, реваншистские, военно-морские противоречия и стремления властвовать на Балканах, Ближнем Востоке и в зоне проливов привели к первому великому противостоянию народов, государств, религий. И все эти противоречия накапливались годами.

Вспомните слова философа, историка, общественного деятеля Жана Жореса накануне войны и его трагического убийства: «…Не пройдет и шести месяцев, как начнется война. Я получаю столько писем с угрозами, и я не удивился бы, если бы оказался ее первой жертвой».

- Как бы вы охарактеризовали итоги войны? И как нужно говорить об этом со школьниками?

- Нужно говорить правду, ту, которая есть! Октябрьский переворот 1917 года произошёл в момент, когда Россия имела численное и техническое преимущество над противником, которого не было за всё время войны 1914-1918 годов. К 1917 году потенциал мировых держав был истощён, и прекращение военных действий казалось неизбежным. Противостоящие государства выходили из Первой мировой войны по-разному. Исходом Первой мировой войны для России стал подписанный правительством Ленина 3 марта 1918 года Брестский мирный договор с Германией и её союзниками Австро-Венгрией и Турцией на разорительных условиях, по которым Россия утратила Прибалтику, часть Белоруссии и Закавказья и обязывалась демобилизовать армию и военно-морской флот, признать независимость Финляндии и Украины, выплатить кайзеровской империи неслыханную контрибуцию. Итог - национальный позор!

Лучше других всю эту вакханалию кровопийц комментировал впоследствии начальник германского генерального штаба в период Первой мировой войны генерал Людендорф:

«По средствам пропаганды надо было развить в русской армии тяготение к миру в непосредственно резкой форме».

«Нашей первой задачей являлось внимательно следить за процессом разложения России, содействовать ему и идти навстречу её попыткам найти почву для заключения мира».

«Мы с уверенностью рассчитывали, что революция понизит боеспособность русской армии, наши предположения осуществились».

«Отправляя в Россию Ленина, - писал генерал Людендорф, - наше правительство возложило на себя огромную ответственность. С военной точки зрения его проезд через Германию имел своё оправдание: «Россия должна была пасть!»

Падение монархической России не являлось основополагающей задачей мирового заговора против неё, падение России было всего лишь одним из решающих пунктов в общем плане перестроения мирового порядка методом мировых переворотов.

Сегодня, оглядываясь вокруг, стоит отчётливо понимать, что жители планеты Земля являются свидетелями нового передела сфер влияния в мире, а методы остаются прежние: революции и войны, меняется только технология воздействия на человечество.

Трезвый взгляд на происходящее, учитывая Отечественную и Всемирную историю, сейчас может дать только национальный инстинкт, основанный на православии и патриотической идеологии, присущим русским людям испокон веков.

Беседу вёл Арсений Замостьянов




Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.