Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 декабря 2017
«Российская империя, довольно спать, вставай…»

«Российская империя, довольно спать, вставай…»

Полемические заметки с выставки в Государственном историческом музее «Первая мировая. Последняя битва Российской империи»
Валерий Пригожин
08.09.2014
 «Российская империя, довольно спать, вставай…»

Музейная Москва, конечно, не могла остаться в стороне от столь значимой для России даты, как 100-летие начала Великой войны 1914-1918 гг. В стольном граде нашего государства состоялся ряд выставок. Из наиболее заметных среди них только одна на сегодняшний день имела в названии слово «Великая» - «На переломе… Россия в Великой войне, 1914-1918 гг.» (Манеж), притом что для России та война была, прежде всего, Второй Отечественной...

Другие (заметные) назывались так: «Война, покончившая с миром» (Мультимедиа арт музей), «Москва в годы Первой мировой войны» (музей Москвы), «На переломе…» (галерея «Проун»), «Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях документах» (Новый Манеж).

Столь же безликое наименование получила и выставка, открывшаяся в Государственном историческом музее: «Первая мировая. Последняя битва Российской империи». Незадолго до ее открытия многие СМИ, организаторы едва ли не хором выражали надежду, что выставка станет ключевым событием среди мероприятий, посвященных Первой мировой войне. Сообщалось, что экспозиция составит более 800 уникальных экспонатов.

По информации ИТАР-ТАСС, старший научный сотрудник ГИМ - руководитель кураторской группы Ирина Журавская рассказывала, что подготовка выставки продолжалась два года, 80% ее экспонатов представлено впервые.

Материалы предоставили российские и зарубежные музеи и архивы, в том числе: Имперский военный музей (Лондон), Музей армии (Париж), Баварский музей армии (Ингольштадт), Политический архив министерства иностранных дел Германии, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Государственный Эрмитаж, Государственный архив Российской Федерации, музей Путиловского завода, архивы Историко-документального департамента МИД РФ, архив кинофотодокументов, частные коллекционеры (их имена называть не принято).

Нельзя не сказать и о том, что в Историческом музее коллекцию экспонатов Первой мировой войны стали собирать с началом боевых действий Русской императорской армии. Еще тогда, в августе 1914 г., был создан Отдел текущей войны, куда семьи солдат и офицеров передавали материалы. Потом фонды музея пополнялись материалами трофейных комиссий, коллекциями Военно-исторического и Артиллерийского исторического музеев, артефактами, найденными экспедициями на местах бывших боев. Сегодня музей является обладателем весьма крупного собрания памятников по истории Первой мировой войны. Фактически почти столетие ушло на то, чтобы собрать нынешнюю экспозицию. Но, как говорили сотрудники музея, в восьми залах выставлена едва ли тысячная доля того, что хранится в запасниках.

Кстати, на открытии выставки присутствовали представители дипломатического корпуса Бельгии, Болгарии, Германии, Дании, Франции. Был главный хранитель Имперского музея Лондона Марк Уитвор.

В общем, ожидания от выставки были большие. Оправдались ли они? Если честно, то – нет. Но пока о другом. О хорошем.

Немецкое издание «Deutsche Welle» («Немецкая волна») опубликовало интервью с упомянутой выше Ириной Журавской. На вопрос «Какими экспонатами вы особенно гордитесь? Что, на ваш взгляд, способно в первую очередь привлечь внимание посетителей?» она ответила, что «…на наш взгляд, внимание посетителей привлечет коллекция портретов героев войны, Георгиевских кавалеров - нижних чинов, офицеров и генералов. Эти портреты были сделаны во время войны по заданию Трофейной комиссии, собиравшей помимо прочего сведения о героях текущей войны для увековечивания ее в памяти потомства».

Действительно, писать портреты героев войны – от рядового до генерала обязали Специальную трофейную комиссию при канцелярии императора. С этой целью на фронт командировали выпускников батального класса Академии художеств. В музее хранится коллекция живописных работ, выполненных во время боевых действий. Это и сюжетные сцены, и изображения Георгиевских кавалеров – от нижних чинов до прославленных генералов, среди которых портреты Николая Юденича, Михаила Алексеева, Гусейна Хана Нахичеванского, великого князя Николая Николаевича.

Большую ценность представляют и экспонаты, связанные с именами генералов Алексея Брусилова, Семена Ванкова, Алексея Гутора, Иосифа Довбор-Мусницкого. Кстати, в России мало кто знает, что 18 декабря 1915 г. император Николай II был произведен в чин фельдмаршала британской армии. На выставке впервые демонстрируется этот его мундир, а также комплект обмундирования шефа Киевского 27-го драгунского полка короля Великобритании Эдуарда VII.

Не так часто можно видеть в музеях и орудия совместного российско-французского производства. На выставке представлены бомбометы – 58-мм и 90-мм, изготовленные вместе с французами на Путиловском заводе. А еще - знамена, оружие, боевые награды, предметы военного быта, карты сражений, экспонаты из полковых музеев Российской армии, рассказывающие об участии в боевых операциях знаменитых полков — лейб-гвардии Преображенского, Финляндского, 4-го Стрелкового Императорской фамилии, других частей и военных училищ. Целый раздел посвящен благотворительности в странах Антанты и союзных с ней стран.

Представлена, например, российская банка для карамели, выполненная в форме артиллерийского снаряда. Торговый дом «Блинкен и Робинсон» выпустил в 1915 г. конфеты «Союзная», обертка от которой демонстрируется на выставке.

Но особенно трогательно выглядит письмо некой Шуры Станкевич на фронт с Рождественским поздравлением от 4 января 1915 г. Оно короткое, это письмо, об авторе которого мы вряд ли что когда-нибудь узнаем: «Милый солдатик! Поздравляю Вас и Ваших товарищей с праздником!»

Вся Россия мысленно была тогда с теми, кто на фронте...

А вот документ страшной исторической силы: телеграмма статс-секретаря иностранных дел Германии фон Кюльмена представителю рейхсканцлера и МИД в Ставке Верховного командования от 27 сентября 1917 г. фон Лерснеру. Под грифом «Сов. секретно» говорится следующее: «…Широко задуманные операции на Восточном фронте были поддержаны со стороны министерства иностранных дел интенсивной подрывной работой в России» (Политический архив МИД Германии).

В качестве одного из экспонатов представлен штандарт, где в известном девизе «За Веру, Царя и Отечество» слово «Царя» аккуратно вырезано. Будто его там и не было.

Почти рядом висит плакат, название которого «Свободная Россия». И все бы ничего, да в центре плаката спикер Госдумы Михаил Родзянко и министр юстиции Временного правительства, главный масон России Александр Керенский. Какая уж тут свобода? И от чего? В этой же витрине находится тяжелая стальная печать Временного правительства (килограмма два, наверное).

Однако даже при широко разрекламированных раритетных экспонатах нельзя было не обратить внимания на тот факт, что посетителей на выставке было крайне мало: два-три человека на зал.

Одновременно почти возле центрального входа в музей, где несколько «зазывал» приглашали на автобусную экскурсию по Москве, народу было не протолкнуться. Отчего же москвичи и гости столицы не спешили воспользоваться столь редкой возможностью окунуться в грозовую эпоху столетней давности? Да еще с участием иноземных государств, что в теме Первой мировой войны – редкость великая, поскольку Россию Европа вкупе с Америкой вычеркнула из списка победителей.

Мне кажется, главная причина в том, что «хотели как лучше, а получилась как всегда». Экспозиция, несмотря на ряд своих отличий, тем не менее, очень похожа на все те выставки, что приходилось видеть и ранее: фотографии, кинохроника, соответствующие предметы. Алгоритм этой выставки подобен алгоритму других аналогичных выставок: от общего подъема народного духа, фанфар брусиловских побед и, как справедливо написало одно издание, «от подписания Версальского мирного договора до русских революций - Февральской и Октябрьской. Пока ни одна выставка не кончилась Брестским миром». И все выстроено в хронологическом порядке. Идешь вдоль этого «часового» ряда, и не возникает никаких эмоций. Спокойно взираешь на портреты, одежду, вооружение, предметы окопного быта. Скучно! Разве вдруг «сверкнет» бриллиантом уникальный экспонат, привлечет твое внимание, остановит, заставит задуматься. О конкретном экспонате, простите, задуматься, а не о войне, этой первой вселенской катастрофе XX в., и уж никак – не о её причинах и последствиях.

Такая цель – задуматься, попытаться понять - организаторами выставки, похоже, и не ставилась, судя по тому, что на открытии подчеркивалось: «Главная задача выставки - восстановить историческую память о войне, которая долгие годы была в нашей стране забыта, а в учебниках истории упоминалась как империалистическая».

Эту войну уже в современном российском обществе далеко не случайно назвали «забытой», в советские времена ее уничижительно, с классовой точки зрения, именовали «империалистической», «антинародной», «захватнической».

В Историческом музее ее почему-то назвали последней битвой Российской империи. Хотя, как известно, война для России закончилась уже после падения империи, при том что империя – эту войну выиграла.

Уинстон Черчилль, как известно, писал: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена… Сильная, многочисленная и хорошо снабженная армия прочно удерживала огромный фронт». Эта цитата (без купюр) красуется на одной из стен выставки. Хорошо известны также слова и французского маршала Фердинанда Фоша: «Если бы не жертвенное выступление русских на Восточном фронте, то Париж был бы взят уже в самые первые месяцы войны».

Но позвольте спросить: разве с падением Российской империи в 1917 г. Российская империя закончилась?..

Другое дело, что плодами побед Русской императорской армии воспользовался, как всегда и было в истории, Запад. А предательские действия большевиков привели к поражению нашего Отечества. Правда, у интернационалистов-ленинцев Отечества никогда не было и не могло быть, так что совесть их чиста, если только она есть у них, совесть. Поражение России стало для большевиков инструментом захвата власти, а для их «кукловодов» - немцев средством избежать полного разгрома. Но выделить наиболее важные экспонаты, раскрывающие суть этой и других проблем из большого количества экспонатов сложно. Специалист, конечно, разберется, но ведь не на специалистов рассчитана выставка.

Поэтому совершенно непонятно, скажем, каким образом участие зарубежных государств в выставке о «последней битве Российской империи» может способствовать нашему пониманию той Великой войны, ее значения, уроков для ныне живущих россиян.

Кстати, о роли России в Первой мировой войне до сих пор нет единого мнения ни у отечественных, ни у зарубежных ученых. Идут споры. Мне кажется, сегодня в освещении, изучении, преподавании истории Великой войны основополагающей может быть идея, изложенная недавно доктором исторических наук Наталией Нарочницкой в статье «Чтобы не повторять ошибок прошлого (мифы Первой мировой)»: «… в начале ХХ века Россия столкнулась с такими внутриполитическими и геополитическими вызовами, которые удивительным образом повторились на рубеже XXI столетия. Восстановление исторической памяти о войне 1914-1918 годов способно пробудить утраченное чувство преемственности нашей истории, уберечь от повторения ошибок».

А идеология выставки какая-то маловнятная. Экспозиция открывается двумя цитатами, смысл которых в дальнейшем не имеет наглядного продолжения.

Первая цитата из дневника генерала Н. Врангеля о том, что начавшаяся война может поменять карту Европы. А вторая из дневника поручика Е. Смоляка о том, «… чья кровь прольется за будущее спокойствие мира?» И мне совершенно не случайно вспомнились несколько строф из стихотворения нашего современника, 32-летнего русского поэта Дениса Скосырского, посвященного царю-страстотерпцу Николаю II:

«Забытая любимая,

Великая страна,

Российская Империя,

О, как же ты нужна.

За русскою голгофою,

Наступит русский рай,

Российская Империя,

Довольно спать - вставай…»

Убежден, именно такая мысль должна исходить от экспозиции. Исходить отчетливо и зримо. И не только от этой выставки… Тогда и для России эта забытая война станет, наконец, и Великой, и Отечественной.

Фото автора

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.
ВЕРА
22.01.2015 15:50
как отмечал позже британский военный атташе в России Альфред Нокс, «если бы не развал национального единства в тылу, Русская Армия могла увенчать себя новой славой в кампании 1917 года».

Вот и приложили все свои усилия и внутренняя 5-ая колонна и союзнички, чтобы это не состоялось.
Михаил
21.01.2015 13:36
//Периферийная империя во главе с Николаем Кровавым была обречена, на ее месте наш народ построил  могучий Советский Союз государство для трудящихся//
----------------
Где ваш могучий союз. Без шума унесла струя в унитаз. И никто из сынов великой державы не пошевелился.
Только проводили его смачными плевками вдогонку. За его вранье и издевательство над людьми.
Народ которого использовали как хотели.
Часть его просто уничтожалась невзначай.
Идите туда в унитаз дети упырей и стукачей.
ВЕРА
04.11.2014 21:45
генерал-майор Александр Спиридович, будучи начальником императорской дворцовой охраны, сказал прекрасные слова: «Наши генералы, так часто кокетничающие словами «я солдат», забыли эти замечательные простые слова, именно, в тот момент, когда должны были сказать - мы можем дать советы по вопросу наступать или отступать, но по вопросу отречения благоволите обратиться в Сенат, Государственный Совет — мы не компетентны, мы «солдаты». Они же … Не только не ответили так на вопрос об отречении, они имели смелость поднять этот вопрос, который был совершенно вне их компетенции, выше их политического разума» [8].
Отметим, что наши так называемые союзники по Антанте не желавшие победы России, и ее послевоенного усиления, с первых дней переворота начали поддерживать мятежников. Англия и Франция еще 1 марта 1917 года официально через своих послов заявили что «вступают в деловые сношения с Временным Исполнительным Комитетом Государственной Думы, выразителем истинной воли народа и единственным законным временным правительством России» [9]. Британский премьер-министр Ллойд Джордж, выступая в английском парламенте, «с чувством живейшей радости» приветствовал свержение русского Царя: «Британское правительство уверено, что эти события начинают собою новую эпоху в истории мира, являясь первой победой принципов, из-за которых нами была начата война»; «громкие возгласы одобрения раздались со всех мест» [10].
Радовался и неприятель: «Огромная тяжесть свалилась у меня с плеч», — записал в своём дневнике генерал Людендорф. И действительно, лишь февральский мятеж не позволил России выиграть Первую мировую войну. С заменой Верховного главнокомандующего Государя Николая II и его отречением не стало Царя на престоле, а фронт в итоге рухнул.
Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс, одна из организаторов и член Центрального Комитета партии кадетов, активная участница февральских событий писала: «Когда упала корона, многие с изумлением заметили, что ею заканчивался, на ней держался центральный свод русской государственности ... Заполнить опустошение оказалось не под силу кадетам» [11].
Анализируя произошедшие события, интересно ознакомиться с точкой зрения американского ученого Ричарда Пайпса о том, что Николай II отрекся из патриотических соображений, желая спасти русскую армию от разложения, причем он обсуждал это действие не с Думой и ее Временным правительством, а с генералом Алексеевым и командующими фронтами. Исследователь утверждает, что если бы Царь заботился в первую очередь о сохранении трона, он мог скоропалительно заключить мир с немцами и бросить войска с фронта на усмирение бунта в Петрограде и Москве. В итоге, Государь предпочел отказаться от короны ради спасения фронта и продолжения борьбы с внешним врагом.
«Мало эпизодов Великой войны, - писал Уинстон Черчилль, - более поразительных, нежели воскрешение, перевооружение и возобновленное гигантское усилие 1916 года. Это был последний вклад русского Царя и русского народа в дело победы … В марте Царь был на престоле; Российская империя и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна. Тот строй, который в нем воплощался, которым он руководил, которому своими личными свойствами он придавал жизненную искру — к тому моменту выиграл войну для России..."
Политрук
03.10.2014 18:14
ВЕРА: "Здесь достаточно цифр и фактов" - конец цитаты.
Источники в студию.
ВЕРА:"А написано им письмо сочно!" - конец цитаты.
Увы, сочность не придаёт ему документальности - скорее совсем наоборот. Какая жалость, правда?
ВЕРА ПОЛИТРУКУ
27.09.2014 0:25
\\П:Вам конкретные факты с ссылками на документы, а Вы - личное мнение и "свидетелей" \\

ВЕРА Гусеву и Ко
11.09.2014 23:08  Здесь достаточно цифр и фактов

\\П:Кстати, Аверченко и царя-батюшку до революции точно так же "опускал" - что ж Вы его так любите?\\
Вот за то, что расчищал дорогу к власти большевикам и получил от них по мордасям.
Ох жалел, наверное, о содеянном, да поздно!
А написано им письмо сочно!
stan
27.09.2014 0:02
Вера, незабудь: при сладком царизме Россия так славно развивалась, что винтовки (200 тысяч штук!) пришлось закупать во Франции!

автор, ты невежа в своём записном антибольшевизме. Например генерал Деникин оценивал эффект пацифистской пропаганды большевиков всего в ... 10% от всех причин её морального разложения!
Политрук
24.09.2014 23:57
ВЕРА: "Из письма Аверченко..." и далее по тексту до конца.
И это все Ваши "источники"?
Конечно, эмигранту Аверченко, написавшему сие творение аж в21-м году (то есть через три года после своего бегства) из Парижа очень хорошо видно, что происходит в России. Видимо, "источники информации" - такие же бегуны, которым надо хоть как-то оправдаться перед Западом да и самими собой за свои бездарные действия.
Кстати, Аверченко и царя-батюшку до революции точно так же "опускал" - что ж Вы его так любите?
А вообще, интересные у Вас методы ведения дискуссии - Вам конкретные факты с ссылками на документы, а Вы - личное мнение и "свидетелей" вроде Аверченко. Нехорошо получается.
ВЕРА
17.09.2014 23:47
Из письма Аверченко:
Я тот самый твой коллега по журналистике Аверченко, который, если ты помнишь, топтался внизу, около дома Кшесинской, в то время, как ты стоял на балконе и кричал во всё горло:
– Надо додушить буржуазию! Грабь награбленное!
Я тот самый Аверченко, на которого, помнишь, жаловался Луначарский, что я, дескать, в своём «Сатириконе» издеваюсь и смеюсь над вами.
Ты тогда же приказал Урицкому закрыть навсегда мой журнал, а меня доставить на Гороховую.
Прости, голубчик, что я за два дня до этой предполагаемой доставки на Гороховую – уехал из Петербурга, даже не простившись с тобой захлопотался.
Ты тогда же отдал приказ задержать меня на ст. Зерново, но я совсем забыл тебе сказать перед отъездом, что поеду через Унечу.
Не ожидал ты этого?
Выезжая из Унечи, я потребовал себе конвой, потому что надо было переезжать нейтральную зону, но это была самая странная нейтральная зона, которую мне только приходилось видеть в жизни, потому что по одну сторону нейтральной зоны грабили только большевики, по другую только немцы, а в нейтральной зоне грабили и большевики, и немцы, и украинцы, и все вообще, кому не лень.
Бог её знает, почему она называлась нейтральной, эта зона.
Впрочем, что же это я о себе, да о себе… Поговорим и о тебе…
Ты за это время сделался большим человеком… Эка, куда хватил: неограниченный властитель всея России… Даже отсюда вижу твои плутоватые глазёнки, даже отсюда слышу твоё возражение:
– Не я властитель, а ЦИК.
Ну, это, Володя, даже не по-приятельски. Брось ломаться – я ведь знаю, что тебе стоит только цикнуть и весь твой ЦИК полезет под стол и сделает всё, что ты хочешь.
А ловко ты, шельмец, устроился – уверяю тебя, что даже при царе государственная дума была в тысячу раз самостоятельнее и независимее. Согнул ты «рабоче – крестьянскую», можно сказать, в бараний рог.
Доходят до меня слухи, что живётся у вас там в России, перестроенной по твоему плану – препротивно.
Никто у тебя не работает, все голодают, мрут, а ты, Володя, слышал я, так запутался, что у тебя и частная собственность начинает всплывать, и свободная торговля, и концессии.
Окружил себя всякой дрянью, вроде башкир, китайцев – и нос боишься высунуть из Кремля. Это, брат, не власть. Даже Николай II частенько раньше показывался перед народом и ему кричали «ура», а тебе что кричат?
– Жулики вы, – кричат тебе и Троцкому, – Чтобы вы подохли, коммунисты.
Ну, чего хорошего?
Неуютно ты, брат, живёшь, по собачьему, русский ты столбовой дворянин, а с башкирами всё якшаешься, с китайцами, и друга себе нашёл – Троцкого – совсем он тебе не пара. Я, конечно, Володя, не хочу сплетничать, но знаю, что он тебя подбивает на всякие глупости, а ты слушаешь.
Если хочешь иметь мой дружеский совет – выгони Троцкого, распусти этот идиотский ЦИК и издай свой последний декрет к русскому народу, что вот, дескать, ты ошибся, за что и приносишь извинения, что ты думал насадить социализм и коммунизм, но что это для отсталой России «не по носу табак», так что ты приказываешь народу вернуться к старому, буржуазно-капиталистическому строю жизни, а сам уезжаешь отдыхать на курорт.
Просто и мило!
Ей богу, плюнь ты на это дело, ведь сам видишь, что получилось: дрянь, грязь и безобразие.
Ну, прощай, брат, кланяйся там!
Поцелуй Троцкого, если не противно.
Где летом – на даче?
Неужели в Кремле?"


"Прекрасные" времена, не так ли, ПОЛИТРУК, скучаете?
Политрук
16.09.2014 20:49
"Говорили, говорили..."
Вот уж что-что, а поговорить наши горе-разоблачители горазды.
Вот только факты где?
Где "письмо Боде"? Его кто-нибудь хоть краем глаза видел?
Такого рода бредней в 90-е было хоть пруд пруди. Правда, витенька резун свои творения ваял под диктовку джентльменов из ми-6 еще в 80-е, так что журналист Мальгин, видимо, о пресловутых copy right совершенно не задумывался.
Тут стоит вспомнить хотя бы пресловутую "тетрадь Рибковского", местонахождение которой по сию пору неизвестно даже тем, кто ее якобы видел и якобы читал. Да и самого Рибковского ни один документ не знает.
Впрочем, такими веселыми вещами начали заниматься еще в 50-е. Достаточно вспомнить заботливо сваянную соответствующими господами бредню под названием "Красная симфония" - там вообще американский стиль виден невооруженным глазом.
Фильтруйте источники, господа - как бы вам ни хотелось обратного...
ВЕРА ПОЛИТРУКУ
16.09.2014 16:58
"Однако нужно с горечью признать, что происхождение одной из самых дорогих реликвий нашей истории небезупречно. И только в 1991 году стало возможным открыто сообщить то, о чём поговаривали уже давно, — имя настоящего автора слов песни. В журнале «Столица» № 6 появилась статья журналиста А. Мальгина, в которой рассказывалось об учителе А. А. Боде, который написал «Священную войну» ещё в 1916 году.

Выходит, поэт-песенник послание от Боде получил. И когда пришёл час, выбросил из песни куплет «Пойдём ломить всей силою…», написав о том, что, мол, «дадим отпор душителям всех пламенных идей» (как же без идей-то!), исправил «тевтонской» на «фашистской», «германскою» на «проклятою». И подписал: «Вас. Лебедев-Кумач». Надо сказать, что грешок этот за ним не единственный. Его ещё обвиняли в том, что присвоил у жительницы Ялты Ф. М. Квятковской слова популярного довоенного фокстрота «Маша», говорили, что стихи, удивительно похожие на «Москву майскую» («Утро красит нежным светом…»), были опубликованы в журнале «Огонёк» ещё до революции."

Не всё так однозначно как бы вам хотелось.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 21 найденных.

Эксклюзив
13.12.2017
Валентин Катасонов
Полемические заметки известного экономиста о деятельности Центробанка.
Фоторепортаж
13.12.2017
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее представлен один из самых ожидаемых выставочных проектов года.