Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 октября 2019
Тайна смерти Саввы Морозова

Тайна смерти Саввы Морозова

Известный меценат, капиталист, который помогал большевикам, скончался 110 лет назад
Владимир Малышев
26.05.2015
Тайна смерти Саввы Морозова

Это произошло 26 мая 1905 года на Лазурном берегу, уже тогда модном месте отдыха богемы и толстосумов со всего света. В Каннах, в номере фешенебельной гостиницы «Рояль-отель», был найден мертвым один из богатейших людей России - Савва Тимофеевич Морозов. Он умер от пистолетного выстрела в грудь. Самоубийство, гласила официальная версия. Однако многие сразу же в ней усомнились. Говорили, что накануне ничто не предвещало трагической развязки: Морозов собирался в казино и был в нормальном состоянии духа…

Савва Морозов родился в Москве в очень богатой старообрядческой купеческой семье, жившей по строгим законам. В доме не пользовались электрическим освещением, считая его бесовской силой, не читали газет и журналов. За плохие успехи в учебе детей нещадно драли.

Савва Морозов получил превосходное образование, окончил 4-ю московскую гимназию, учился на физико-математическом факультете Московского университета, а в 1885 году его отправили в Англию, в Кембридж, где он изучал химию, работал над диссертацией и одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках. Когда отец заболел, Савва вернулся в Россию и возглавил его предприятия: товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К», а также Трехгорное пивоваренное товарищество в Москве.

Когда подрос, стал внешностью напоминать татарского мурзу - плотный, низкорослый, с умными, чуть раскосыми глазами и широким, упрямым лбом.

В деловых кругах о нем с уважением говорили: «Широко ведет дело! Однако из расчета не выходит, вот что удивительно!».

Его мать Мария Федоровна имела личный капитал в 16 миллионов рублей, а к моменту смерти сумела его удвоить. Это были фантастические по тем временам деньги. По нынешним временам - верхние строчки в списке богатеев по версии журнала «Форбс».

Купец Морозов был принят в высшем свете, пользовался расположением премьер-министра Витте и даже удостоился чести быть принятым самим Николаем II. За «полезную деятельность и особые труды по ведомству министерства финансов» был награжден орденом Св. Анны 3-й степени, а позднее - еще и орденом Св. Анны 2-й степени.

Но, несмотря на несметное богатство, сам Морозов был скромен и непритязателен в быту, носил сапоги с заплатками, как старообрядец, водку не пил, а вино разбавлял водой. Нередко отличался весьма оригинальными поступками. Как-то рано утром он остановился в трактире. Желая угодить богатому посетителю, трактирщик предложил ему шампанского. В ответ Морозов велел принести ведро шампанского и послал напоить лошадь. Работник тщетно пытался заставить лошадь выпить. «Вот видишь, даже лошадь с утра шампанского не пьет, а ты мне суешь!», — сказал трактирщику Савва Тимофеевич.

Сегодня бы его назвали «прогрессивным предпринимателем»: он заботился о своих рабочих. Построил для них новые казармы, наладил медицинское обслуживание, для престарелых открыл богадельню, устроил парк для народных гуляний, создал библиотеки. При этом постоянно расширял производство, внедрял самые передовые технологии. В Пермской губернии построил заводы и наладил там выпуск уксусной кислоты, древесного и метилового спирта, ацетона, денатурата, древесного угля и соли уксусной кислоты. Все это использовалось в текстильной промышленности.

Прославился он как щедрый меценат. Жертвовал большие деньги на строительство приютов и больниц, был горячим поклонником знаменитого Московского художественного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, лично заведовал его финансовой частью. Под его руководством было перестроено здание театра и создан новый зал на 1300 мест. На значке к 10-летию МХТ было изображение трех его основателей - Станиславского, Немировича-Данченко и Морозова.

«Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы искусству, но и служить ему со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции, личной выгоды», - так отозвался о нем Станиславский.

Бурные политические события в России начала ХХ века не обошли его стороной.

Он неожиданно сблизился с большевиками – теми, кто открыто объявил, что хотят уничтожить капиталистов и фабрикантов как класс. На деньги Морозова издавалась ленинская «Искра», были учреждены первые легальные большевистские газеты «Новая жизнь» в Петербурге и «Борьба» в Москве, и даже проводились съезды РСДРП.

Морозов нелегально провозил на свою фабрику запрещенную литературу и типографские шрифты, в 1905 году прятал от полиции одного из лидеров большевиков Николая Баумана. Много давал денег политическому «Красному Кресту» на устройство побегов из ссылки, на литературу для местных организаций и в помощь тем, кто был причастен к партийной работе большевиков. Дружил с «буревестником революции» Максимом Горьким.

Став покровителем Художественного театра, Морозов сделался поклонником Марии Андреевой, как говорили, самой красивой актрисы русской сцены. Завязался бурный роман, Морозов преклонялся перед ее талантом. Натура страстная и увлекающаяся, Морозов вел себя по отношению к ней как мальчишка, мчался исполнять любое ее желание.

Однако Андреева была женщина истеричная, склонная к авантюрам и приключениям. Она была связана с большевиками и добывала для них деньги. Товарищ «Феномен», как с гордостью называл ее Ленин, сумела «раскрутить на бабки», как сказали бы сегодня, и богача Морозова. Но тут Андреева неожиданно увлеклась Горьким.

Это стало для Саввы Тимофеевича сильным ударом. Морозов не смог, конечно, противостоять популярнейшему тогда в России писателю и сопернику, отношения между ними испортились. «Экий омерзительный человек, в самом деле! - в сердцах однажды воскликнул Савва Тимофеевич, имея в виду «Буревестника революции». - Зачем он представляется босяком, когда все вокруг отлично знают, что его дед был богатым купцом второй гильдии и оставил семье большое наследство?».

Однако даже после того, как Андреева и Горький стали жить вместе, Морозов все равно о Марии Федоровне нежно заботился. Когда она на гастролях в Риге попала в больницу с перитонитом и была на волосок от смерти, ухаживал за ней именно Морозов.

Вскоре у миллионера начались проблемы в деловой сфере. Когда Морозов задумал дать рабочим право на часть получаемой прибыли, его мать тут же решительно отстранила сына от управления капиталами. А после того, как 9 января 1905 года в Петербурге была расстреляна демонстрация, направлявшаяся к Зимнему дворцу с петицией, Савва Тимофеевич испытал сильное нервное потрясение, ему стало ясно, чем грозят стране революционные перемены. В результате он совсем отошел от дел, затосковал и впал в тяжелую депрессию. Горький в своей статье о Морозове писал: тот признавался ему, что боится сойти с ума.

По Москве поползли слухи о его безумии. Савва Тимофеевич начал избегать людей, много времени проводил в полном уединении, не желая никого видеть. Консилиум врачей поставил диагноз: тяжелое нервное расстройство, выражавшееся в чрезмерном возбуждении, беспокойстве, бессоннице. Врачи рекомендовали направить Морозова для лечения за границу.

И вот, в сопровождении жены Зинаиды Григорьевны, Савва Тимофеевич уехал в Канны…

Незадолго до этого Морозов перестал помогать большевикам. Однако такой поворот дел явно не устраивал революционеров, которые вовсе не хотели терять «дойную корову». Здесь и произошло загадочное.

Незадолго до смерти Морозов вдруг застраховал свою жизнь на 100 тысяч рублей «на предъявителя». По сути, это был смертный приговор самому себе, подписанный собственной рукой.

Что или кто вынудил Савву поступить таким странным образом, осталось загадкой. Страховой полис он вручил Марии Андреевой. Значительная часть этих средств была передана затем товарищем «Феноменом» в фонд большевистской партии.

Кончилось же все так, как можно было предположить. В мае в апартаментах в Каннах Морозова прогремел выстрел. Зинаида Григорьевна вбежала в комнату мужа и обнаружила его с простреленным сердцем. Через распахнутое окно она заметила убегающего человека в плаще и шляпе. Рядом с телом убитого полиция нашла записку, в которой тот просил никого не винить в его смерти. Личный врач Морозова с удивлением отметил, что руки убитого были аккуратно сложены на животе, а глаза кем-то закрыты. Жена же заявила, что она не закрывала покойному мужу глаза.

Однако подлинные обстоятельства смерти Саввы Морозова открылись лишь спустя несколько десятилетий, когда его родственники смогли говорить о трагедии без страха за собственную жизнь. Сама Зинаида Григорьевна не сразу сообщила полиции об убегавшем незнакомце. Вероятно, Морозова опасалась за своих детей. Она была уверена, что в смерти Саввы был виновен Красин, на протяжении многих лет это была семейная тайна, о которой было принято говорить только шепотом.

Кто же такой был этот Красин, которого некоторые историки и в самом деле считают организатором убийства Саввы Морозова? Инженер по образованию, Леонид Борисович Красин, которого Морозов назначил в 1904 году руководить строительством своей электростанции, был загадочной личностью. Он хорошо разбирался не только в электричестве, но и в изготовлении взрывных устройств, возглавляя Боевую техническую группу большевиков. В Москве, в квартире Горького, была оборудована мастерская Красина, которую охраняли грузинские головорезы легендарного Камо. Именно здесь были изготовлены бомбы, взорвавшиеся в резиденции Столыпина в августе 1906 года. «Красин мечтал создать портативную бомбу величиной с грецкий орех», - вспоминал Троцкий. Красин также лично организовывал бандитские налеты на банковские экипажи с целью захвата денег. Боевые заслуги «инженера» были высоко оценены соратниками, и его назначили казначеем ЦК.

Есть в биографии товарища Красина и уже совершенно зловещие детали. Так, он верил в грядущее воскрешение покойников, прежде всего, великих исторических личностей, полагая, что решающую роль в этом должны будут сыграть достижения науки и техники. Неслучайно именно Красин был одним из инициаторов сохранения тела Ленина и возведения мавзолея на Красной площади.

Зинаида Григорьевна до конца своей жизни не верила в самоубийство мужа. Но, по настоянию матери погибшего, была все-таки принята официальная версия: самоубийство на почве нервного срыва. «Оставим все, как есть, - решила она. - Скандала я не допущу».

Есть еще и невероятная версия о том, будто смерть Морозова в Каннах вообще была инсценировкой. Было известно, что купец никогда не владел оружием и обращаться с ним не умел. В гостинице «Рояль-отель» он зарегистрирован не был, во всяком случае, в журнале гостей его подписи не оказалось.

Тело покойного официально не вскрывали, однако у французской полиции на следующий день уже имелась пуля, извлеченная из тела. При этом она не совпадала с калибром револьвера, обнаруженного в номере. Отпечатков пальцев на оружии обнаружено не было.

Записка тоже была написана не Морозовым. Вопреки правилам, установленным во французской криминальной полиции, ни место гибели, ни тело сфотографированы не были, не было даже описания места происшествия…

В Москве гроб, прибывший из Канн, не вскрывался. Из Канн тело перевозилось в гробу из мореного дуба, запаянном в цинк, который был положен в деревянный ящик. На кладбище тело было доставлено в гробу из красного дерева крытом лаком. При выгрузке из поезда деревянный ящик с гробом Морозова несло всего двое рабочих, ящик был очень легким и небольшим. Это и породило слухи о том, будто смерть Морозова в Каннах была, на самом деле, инсценировкой. Однако зачем и почему это могло быть сделано, и где потом оказался сам Савва Тимофеевич, неизвестно…

И после смерти Савва Морозов не сразу обрел покой. По христианским канонам самоубийство страшный грех, самоубийцу нельзя отпевать в церкви и хоронить по церковным обрядам. Морозовский клан, используя деньги и связи, начал добиваться разрешения на похороны в России, ссылаясь на то, что это было самоубийство в состоянии аффекта. В конце концов, разрешение было получено, Морозова похоронили на Рогожском кладбище.

Мораль этой загадочной истории? Видимо, прежде всего, в том, что не в деньгах счастье. Савве Тимофеевичу было всего 44 года, и у него было в жизни все, о чем только могли мечтать многие – богатство, громадное дело, таланты. Однако, оказавшись в цепких руках авантюристов, ловко вымогавших у него деньги, и сам увлекшись революционной химерой, в чем потом разочаровался, он неизбежно пришел к трагическому финалу.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 39 найденных.
Карина
03.03.2019 18:54
Нечего за любовницами ухаживать в больнице, она его и погубила.
Панджшер
29.08.2015 10:44
Статья хорошая, выводы из нее стандартно-убогие: нечего якшаться с революционерами. Если бы это Ксюша Собчак сморозила, это бы еще туда-сюда. А так... Грустно, барышни, как выразился некогда Остап Бендер. Чем затевать страстные до оскорблений дискуссии, советую (тем, кто хотел бы разобраться в этой давней трагедии) роман Марка Алданова "Самоубийство", где история Морозова подана, на мой взгляд, сжато, умно и доказательно. Верить Алданову можно - умнейший был человек, да и жил в то самое время. Правду знают только современники, считал этот писатель, которому верится безоговорочно. Друг Бунина, кстати, которого тот неоднократно подавал на Нобелевскую премию, на что имел право, будучи нобелевским лауреатом. Весьма рекомендую. А то - гражданская война, нэп... Общая теория всего по поводу одной человеческой судьбы.
ВЕРА Сироже
09.06.2015 11:50
Поспешили присудить победу поверженному.
Сирожа
07.06.2015 19:46
Anton нокаут на 5 секунде 1-го раунда! Уносите ВЕРУ
ВЕРА
05.06.2015 15:56
//АНТОН: НЭП - "золотой век" русского крестьянства. //
Что-то век золотой слишком короток всего-то 10 лет да и результат не ахти - к концу срока достигли уровня 1913 года и качественно труд никак не изменился каким был в дореволюционное время таким и оставался, если не хуже, так как поголовье лошадей уменьшилось в ходе гражданской войны... Так стоили ли эти результаты 15 - 18 млн жизней? Не слишком ли высокая цена этого "золотого века"?

Пора бы поумнеть РАДЕТЕЛЮ НАРОДА!
Anton
04.06.2015 14:23
//«Пессимистам» от народников достались такие штампы, своего рода « священные коровы», как «обнищание народных масс», «малоземелье», «голодный экспорт», «непосильные платежи», «провал Столыпинской аграрной реформы»// - а вот Михаил Осипович Меньшиков (http://az.lib.ru/m/menxshikow_m_o/)  он кто - народник или марксист? Например, в 1903 году он писал:

"Уже тогда, тридцать лет назад, всем бросалось в глаза явное обнищание крестьян и полное расстройство деревни"

Его статью "Нужда великая" в сборнике "Выше свободы" надо читать полностью. М.О. Меньшикову пишет письмо народный учитель, сын священника. Пишет о том что в деревне все плохо, земли у крестьян мало, есть нечего, налоги неподъемные. В общем типичный "пессимист" по определению М.Давыдова (Давыдову из 21 века с мягкого дивана, конечно, виднее, как жила дореволюционная деревня). Причем пишет не в революционную и не в либеральную газету, а монархисту-черносотенцу. И что же Меньшиков, проявляет ли "оптимизм"? Напротив:

"Так пишет сын священника, народный учитель. И много горького он пишет, чего я не смею напечатать здесь. Письмо пришло из губернии, официально не голодающей, и из "благополучного" уезда -- Себежского. Так как я провел детство в уезде хотя и другой губернии, но соседнем с Себежским, то картина, нарисованная учителем, показалась мне знакомой. Живя в Царском Селе, где расплодилось теперь нищих видимо-невидимо, я постоянно окружен земляками. Под окна маленькой дачи, где я живу, то и дело приходят мальчишки, девчонки, бабы, мужики. Все больше витебчане.
       -- Как тебя звать? -- спрашиваю крохотную девочку, черненькую, с голубыми глазками.
       -- Мавруй.
       -- Что ж ты, Мавра, сюда заехала? Небось, в деревне веселее?
       -- Дома йись некова (то есть есть нечего).
       -- Что ж ты тут делаешь, в уголку?
       -- Стлеляю, -- серьезно отвечает девочка. Глагол "стрелять" значит на воровском жаргоне воровать. Шестилетняя деревенская девочка, утонувшая в мамкиной кофте, посиневшая от холода, уже "стреляет" на улице. Заметьте, как зловеще переродилось понятие и священный смысл милостыни. Нищие говорят уже не "просить", а "стрелять", "стрелять Христа ради"! В старинные годы, когда нищета была исключением, нищие были не воры, не преступники, а класс народа благочестивый, даже благообразный. На время поникший человек или калека поступал как бы в особый монашеский орден; он облекался именем Христовым, усваивал особый страннический язык, пел особые, грустные и священные песни. Но теперь -- с понижением общего уровня -- выродилось и нищенство; чуть из деревни, все эти бегущие от голода бедняки прямо сливаются с бродягами городскими, с пролетариями и преступниками.
       Как-то подошел ко мне под форточку еще не старый мужик с четырьмя детьми. Сняли шапки и кланяются молча.
       -- Витебские?
       -- Витебские, кормилец!
       По расспросам оказалось точь-в-точь то самое, о чем пишет учитель. Нет земли, нет кормов, нет хлеба. Пришлось сбросить соседу свою дробь надела и пуститься со всей семьей в бегство, прямо-таки в бегство от неминучей смерти. Земля, на которой, может быть, больше тысячи лет жили предки этого мужика, отказывается его кормить.
       -- Сил нет, взяться нечем. Прямо сошли на нет, не знаем, что будет дальше.
       -- Но отчего вы не арендуете у панов? Брали бы пустоша, облоги...
       -- Эх, кормилец, да чем арендовать-то? За аренду нужно платить, а что возьмешь с земли без скота, без навоза? Вон латыши -- те богатые, те арендуют, а мы что?
       Я вспомнил, что и у нас, в Псковской губернии, то же самое. С одной стороны -- местами полная нищета и нет земли, с другой -- огромные пространства пустошной помещичьей земли. Пустошной -- значит запустевшей, пустынной (часто испустованной). Лежат себе даром тысячи десятин, ни помещику от них пользы, ни мужику. У мужика нечем взяться, -- но вот приходит семья латышей и платит помещику деньги" - конец цитаты.
Кстати, а откуда деньги у латышей? Тоже ведь крестьяне. А все потому что в царской России налоги на инородцев были меньше чем на русских. Поэтому у латышских крестьян оставались деньги на развитие своего хозяйства. А у русских нет.

М.Давыдов в 21 веке отмахивается от таких "пессимистов", а М. Меньшиков в начале 20 века нет:

"При глубоком теперешнем молчании деревни следует дорожить каждым письмом, каждым достоверным слухом из этой темной области. Как бы мы, счастливые, живущие среди тропических растений, на бархатных коврах и в голубом сиянии электричества, -- как бы мы ни отвлекались к тысяче вопросов политики, театра, искусства, философии -- необходимо почаще вспоминать о том, что делается в деревне. Не дальше, как сейчас, в эту минуту, в безмолвии глухонемом поголадывают, "недоедают" (по три дня подряд!) в великом множестве бревенчатых срубов, именуемых избами, сырых и холодных. Надо постоянно эту картину держать перед глазами, чтобы все мечтательные построения относились к центральному факту действительности" - конец цитаты. Последняя фраза специально для вас, Вера.  

Меньшиков продолжает:

"Мне кажется, безобразная бедность, до какой дошла русская деревня, посягает на самые драгоценные приобретения нашей истории, на зачаточную культуру, на государственность, на религию. В материальных телах есть предел упругости, дальше которого нельзя сгибать: вещь ломается. Есть предел выносливости и той энергии, которая называется человеческой жизнью...  Есть предел, ниже которого начинается ад. Полное отчаяние есть полный паралич воли. Народ, как и отдельный человек, не должен доводить себя до испытаний чрезмерных, не должен доходить до предела свой упругости" - вот ведь, консерватор и антисемит, а все понимал, предупреждал, что нельзя доводить людей до крайности. Даже жаль, что его большевики расстреляли.

Читаем Меньшикова дальше:

"Перенесемтесь в нашу себежскую деревню, войдем в ее условия. Вы сразу как будто отодвигаетесь на целые тысячелетия назад, в доисторический период. Все современное деревне абсолютно чуждо, она живет еще в архаические времена. Журнал, газета, лекция, концерт -- все это обыденное для нас, для народа даже не роскошь, даже не мечта. От народа все это так же далеко, как жизнь на Марсе, -- ничуть не ближе. Для деревни еще не рождались Гуттенберг и Джеме Уатт; посмотреть на карту -- цивилизация железными путами прошла в самое тело народное, но это одна видимость. И "чугунка" не всегда доступна мужику: он сотни верст шагает рядом с ней в своих лыковых лаптях. Не доступен ни телеграф, ни почта, ни школа, ни даже церковь -- ничто, чем отличается европейский быт. Этих культурных учреждений не выдерживает ветхая ткань нищеты, как тяжелые узоры не держатся на гнилой канве. Ни роскошь, ни даже самый простой комфорт не по средствам деревне. Не по средствам становится не только цивилизация, но даже варварство. Сапоги, например, носили еще скифы, но себежскому мужику уже едва доступны лапти.
       Мы переживаем снова период великих реформ, но отчего, спрашивается, не удались старые реформы? Главным образом -- от крайней нищеты народной. Дали крестьянам волю. Казалось бы, какое торжество истории. Молодая нация, как огромный корабль, спущенный со стапеля, могла бы двинуться стремительно вперед, в безграничный океан будущего, -- но что же вышло: наш корабль народный тотчас же сел на мель. Великие реформы в зажиточном народе удались бы превосходно, но они оказались не по средствам народу нищему. Возьмите земство: несомненно, это великое установление, но поглядите, до чего оно полузадушено -- не столько чиновничеством, как уверяют, но нищетой народной. Почему мало школ, врачей, медицинских участков, опытных полей, агрономов, хороших учителей и пр., и пр.? Почему проселочные дороги прямо ужасны? Почему плохо поставлено страховое дело, нет учреждений мелкого кредита, не организована благотворительность? Да просто потому, что на все это нужны деньги, а их нет. Чуть побогаче губерния -- и земство заметно оживает, но что можно требовать, например, от витебчан?
       Возьмите другое огромное государственное дело -- железные дороги. Как их было не построить, если весь мир их выстроил. Без железных дорог мы прямо-таки рискуем национальным существованием. Будь народ побогаче -- нашлись бы, как у соседей наших, миллиарды и на постройку, и на выгодную эксплуатацию дорог. У нас же дороги выстроили (в долг), а ездить часто не на что и возить нечего. С великими жертвами государство создало национальную промышленность -- и это вопрос жизни или смерти нашей. Не будет у нас своих фабрик и заводов -- Европа высосет из нас всю кровь, как из Индии или Турции. Будь народ побогаче -- промышленность сама развилась бы, но в нищем на роде она -- даже искусственно поднятая -- идет ко дну. Народ отказывается покупать, так как не на что. Нет рынка, нет промышленности" - конец цитаты. Прямо марксист какой-то. Тут надо напомнить фразу  М. Давыдова

//Вывоз был именно частью процесса обмена, торговли – не более того!// - именно, это капитализм - при свободном рынке товарные потоке пойдут туда где есть платежеспособный спрос. Т.е. хлеб пойдет не туда, где хотят кушать, а туда где могут заплатить. Европейский крестьянин, а тем более буржуа, был в состоянии заплатить больше, чем русский крестьянин. Поэтому русский хлеб из причерноморских губерний (М. Давыдов верно указал, что экспорт обеспечивали именно они) шел за рубеж, а не в центральные районы России. Поэтому уже в конце 18-го века даже низы европейского населения полностью перешли на питание белым хлебом, а черный скармливали скоту.  Спасибо России, а также Индии, Бразилии и южным штатам США, за то что Европу кормили.

Но Меньшиков продолжает:

     "Нищета народная -- как яд -- парализует все движения деревенской жизни. Дали свободу -- мужик тотчас же очутился в лапах мироедов и кулаков. Вы думаете, это многим лучше крепостного права? Дали некоторый надел. Для богатого населения, для немца или китайца при их интенсивном (очень дорогом) хозяйстве земли было бы достаточно, но с кобылой, которую весной приходится вытаскивать за хвост из конюшни, -- от голода не стоит на ногах, с деревянной сохой, без навоза, без отборного зерна, что может мужик поделать на своем клочке? Он теряет ежегодно по крайней мере девять десятых урожая, девять десятых своей энергии -- зря. Правительство дало свободу волостного самоуправления. Богатое крестьянство устроилось бы недурно, но бедное тотчас попало в рабство писарей и живоглотов. Заморенный мужик по самому существу -- раб, и сколько ни освобождайте его, пока он нищий, он хуже крепостного. Ведь и крепостное рабство развилось из кабалы, и через сорок лет народ опять вошел чуть не целиком в новую кабалу. Кое-какие проникшие в печать сведения о частной задолженности крестьян прямо ужасающи! Большинство народа Бог знает на сколько лет вперед в долгу у богачей, и где же тут выплатить. Долги перейдут в потомство, нарастая снежным комом, и, чего доброго, опять приведут к крепостным отношениям. Возьмите народное здоровье. Посылайте отряд за отрядом врачей-героев, святых девушек, согласных, живя впроголодь, обмывать крестьянские струпья и язвы. Но если у мужика один полушубок на всю семью, если моются в той же печи, где пекут хлеб, если едят из одной чашки и доедают объедки друг друга -- что при этих условиях поделать с сифилисом и со всякою вообще заразой? "Сифилизацию населения, -- пишет д-р Масловский, -- невозможно предотвратить никакими мерами". Сифилизация! Какое зловещее созвучие с цивилизацией! Эпидемии дают около 38% смертности, что, по признанию врачей, равносильно постоянно действующей холере. Дети повально мрут -- и уже прямо от голода, от прокисшей соски, наполненной жеваным хлебом. Не немеет ли наука перед условиями, где ее истины превращаются в горькую насмешку?
       Возьмите такую сторону крестьянской жизни, как пожары. В стране зажиточной пожары -- сущий вздор; выстроили каменные хоромы, завели пожарные инструменты, застраховались -- вот и нет беды. Но нашему крестьянину не по средствам не гореть. Как строительный материал, ему доступно только дерево и солома. Ни бочек, ни насосов не на что завести, страховка -- соблазняет самому поджечь свою хибарку. Немудрено, что страхование развито у нас в тысячу (ровно в тысячу) раз слабее, чем в Англии, и что число пожаров увеличивается в 2,5 раза быстрее, чем дворов и строений" (1903 г)

Может потом лучше стало? Тот же Меньшиков в 1914 году:

"Перестанемте, господа, обманывать себя и хитрить с действительностью! Неужели такие, чисто зоологические обстоятельства, как недостаток питания, одежды, топлива и элементарной культуры у русского простонародья ничего не значат? Но они отражаются крайне выразительно на захудании человеческого типа в Великороссии, Белоруссии и Малороссии. Именно зоологическая единица -- русский человек во множестве мест охвачен измельчанием и вырождением, которое заставило на нашей памяти дважды понижать норму при приеме новобранцев на службу. Еще сто с небольшим лет назад самая высокорослая армия в Европе (суворовские "чудо-богатыри"),-- теперешняя русская армия уже самая низкорослая, и ужасающий процент рекрутов приходится браковать для службы. Неужели этот "зоологический" факт ничего не значит? Неужели ничего не значит наша постыдная, нигде в свете не встречаемая детская смертность, при которой огромное большинство живой народной массы не доживает даже до трети человеческого века? ...
Плохо обдуманная реформа раскрепощения крестьянства выпустила "на волю" десятки миллионов народа, предварительно обобранного, невежественного, нищего, не вооруженного культурой, и вот все кривые народного благосостояния резко пошли книзу. Малоземелье, ростовщический кредит у кулаков и мироедов, разливанное море пьянства, организованное одним оптимистическим ведомством под предлогом сокращения его, стремительный рост налогов, еще более стремительная распродажа национальных богатств в руки иностранцев и инородцев, -- все это повело к упадку и духа народного, и физических сил его. Стоило народу лишь немного пошатнуться, как давление всех готовых обрушиться бедствий подтолкнуло падающего. Потянулся длинный ряд голодных лет и холерных и тифозных эпидемий. Они объясняются не только физическими причинами, но и психическим упадком расы, пониженной способностью бороться с бедствиями и одолевать их" - конец цитаты. Меньшиков народник или нет?

//При ближайшем рассмотрении эти «бесспорные факты» оказываются либо полными фикциями либо, в лучшем случае, некорректными упрощениями// - можно рассмотреть и поближе. Итак, «провал Столыпинской аграрной реформы» - а разве нет? Община не разрушена (общинных земель было 100 млн. дес. - стало 85 млн. дес.), свободного крестьянства выделился мизер, половина из них только для того, чтобы сразу продать свой надел, а деньги промотать. Своей главной цели реформа не достигла - не захотели крестьяне покидать общину.  
Далее «малоземелье» - средний надел 2.6 дес. на мужскую душу это наверное многоземелье?
«непосильные платежи» - в первую очередь имеются в виду выкупные платежи - откровенный грабеж. По ним всегда были долги и недоимки. Иногда платежи снижали, долги списывали, но все равно недоимки накапливались вновь. Шибко "посильные" видать были платежи.
«голодный экспорт» - если из страны вывозят хлеб, а ее население голодает, то такой экспорт однозначно голодный. "Оптимисты" не признают никакого голода, кроме 1891-92 года. Был ли экспорт зерна в эти годы? Был. И только в октябре 1891 года под давлением либеральной общественности Александр III приостановил экспорт на 8 месяцев. Но до этого в 1891 году уже было вывезено 6 млн. т. зерна. Но естественно, это "явно не был угрозой, как сейчас модно выражаться, «продовольственной безопасности» Российской империи. Вывоз был именно частью процесса обмена, торговли – не более того!". Ничего личного, только бизнес.  Конечно же вывозили только от избытка. Кто считает иначе, то "пессимист" и жертва "массовой психопатии".

//Масштабы этой массовой психопатии потомкам представить очень трудно// - как говорили в одном известном мультике "с ума поодиночке сходят, это гриппом все вместе болеют". Поэтому, да, трудно представить себе то чего не было.

//Мы стоим с вами на разных позициях и авторитеты у нас разные// - я вообще-то имел в виду научный авторитет. История пока еще наука, и мнение научного сообщества, т.е. большинства ученых, очень важно и оно не на стороне Давыдова, Миронова и Фельштинского. Хотя вам никто не запрещает верить во что угодно. У нас свобода вероисповеданий. Вот Suslik, например верит в динозавров в ботинках. И это его право. Но ученые считают по-другому.

//М.б. вы желаете испытать на себе крестьянский быт// - нет, я "пессимист", я-то считаю, что до революции большинство крестьян центральной России жили в аду, и поэтому имели право на восстание и революцию, которое в итоге реализовали, результатом чего стал НЭП - "золотой век" русского крестьянства.

Сирожа - Вере
03.06.2015 13:58
\О такой советской власти не желаете вспомнить? \
А чего ж не вспомнить-то.  Сколько еще подобных примеров приведете при Советах за 70 лет? А вот за 10 лет и это не полный список:

- расстрел рабочих в Ростове 1902г. 1902 г убито - 6 ранено - 20
- расстрел рабочих в Екатеринбурге 1903г. убито - 16, ранено - 48
- расстрел демонстрации в Златоусте 1903г. погибли 69 человек, более 250 были ранены
- расстрел рабочих в Баку 1904г. убито - 5, ранено - 40
- кровавое воскресенье 1905г. 96 убитых и 333 раненых
- расстрел демонстрации рабочих в Риге 1905г. Убито — 127, ранено — свыше 200
- карательная экспедиция Семеновского полка в Москву и Московско-Казанскую железную дорогу. Убито около 800 человек.
- расстрел матросов восставшего крейсера "Очаков" 1905г. убито 700 человек экипажу
- расстрел бастующих рабочих на Ленских приисках 1912г. убито 254 человека
- расстрел антивоенной демонстрации в Иваново-Вознесенске 1915г. убито - 30 ранено-53

Майдан будем вспоминать?
var
03.06.2015 13:13
Совершенно искренне восхищаюсь диалектичностью ВЕРЫ.
Которая чудесным образом игнорирует все рекомендации определения сущности власти в принципе.

В силу явной неспособности к самокритике могу помочь:
Не желаете ли аналогичным повторяемому в качестве мантры эпизоду рассмотреть достижения причисленного к лику святых последнего монарха РИ?
Там, помнится, эпизодов было достаточно.

Но без дополнения модели живописанием подвигов тарана катастройки (помним о том, какой вклад в успех операции внесли московские гастроли шахтёров) анализировать эпизод с Новочеркасском НЕЛЬЗЯ!
ortodox
03.06.2015 12:27
ПРЕДЛАГАЮ РАДИ ОБЪЕКТИВНОСТИ РАССМОТРЕТЬ ТЕМУ: "Тайна смерти Павлика Морозова".

Павлик ( 13 лет) и его брат (7 лет ) приняли мученическую смерть от бандитов.
За правду !  По канонам Церкви, если бы сии каноны  действительно ныне соблюдались, они должны были бы считаться детьми-мучениками.

НО !   Предвижу бесовский гогот и насмешки "патриотов"- где уж там..... Смерть детей стала в наше время тайной, которая никому не интересна. Более того, расхожий-сальный-патриотический анекдотец можно рассказать "про Павлика".

       А Савва ?  Пожил Савва неплохо, достиг немалого. Принял смерть в 43 года. АМИНЬ.... Все там будем, в конце-то концов.
СОВЕСТЬ НАДО ИМЕТЬ -ГОСПОДА ПАТРИОТЫ !
Сирожа
03.06.2015 3:06
/Кстати, неплохое экстремальное реалити-шоу получилось бы (жаль что название "Голод" уже занято другим шоу). И всем верующим в райскую крестьянскую жизнь до революции предложить в нем поучаствовать./
Надо Эрнсту предложить! Супер будет реалити! А можно ВЕРЕ, кроме 5 мешков, еще книжку Давыдова выдать, а то она ещё не всю её скопипастила?
Я прям представил: Старая изба. Тусклый свет лучины. ВЕРА, доедая жмых лебеды, полушопотом зачитывает любимые строки из Данилова:
"Особо отмечу масштабный рост внутреннего рынка для пшеницы в конце XIX - начале XX вв., экспортное отправление которой увеличивается в 1,4 -1,6 раза, а внутреннее – в 4,7- 4,2 раза в зависимости от точки отсчета."
Отображены комментарии с 1 по 10 из 39 найденных.

Эксклюзив
15.10.2019
Матвей Славко
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова.
Фоторепортаж
16.10.2019
Подготовила Мария Максимова
По всей стране проходит фестиваль «Наука 0 +».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».