Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 декабря 2018
Золото, не подвластное времени

Золото, не подвластное времени

Есть поверье, что в Пасхальную ночь звонят колокола даже заброшенных и снесенных храмов…
Александр Музафаров
22.04.2011
Золото, не подвластное времени

Пасхальная ночь. Тишина, пение хора и огоньки множества свечей в руках людей вокруг храма. Идет крестный ход. И наступает самый волнующий момент – священники молятся у запертых дверей храма. Впервые звучит радостное – «Христос Воскресе!» и люди радостно откликаются – «Воистину Воскресе!», а сверху доносится раскатистый и низкий звук колокола…. Пасха – праздник для колоколов. По традиции в этот день на колокольню может подняться любой желающий, чтобы лично ударить в колокол…

Весной 2004 года довелось мне плыть по узкой и извилистой реке Киржач, что протекает почти по границе Московской и Владимирской областей. Светило яркое весеннее солнце, берега покрылись свежей зеленой травой, а деревья окутались дымкой распускающейся листвы. Вдруг впереди над лесом что-то сверкнуло, как будто солнечный луч разбился в воздухе о невидимую преграду. Река сделала новый поворот, и теперь уже ясно стал виден золотой, чуть покосившийся крест, золотое яблоко основания и черная полоска купола. Колокольня! Вот оно что! Мы подплывали все ближе, и колокольня все больше выступала над левым берегом реки. Крест сиял на солнце так ярко, что казался новым, поставленным совсем недавно. Что же, подумалось тогда, - видно рядом есть село, и его жители восстанавливают старый храм. Колокольня, между тем, поднималась все выше, огромная трехъярусная, с обвалившейся местами штукатуркой и пустыми колокольными балками.

Но где же церковь? Рядом со столь величественной колокольней должен был стоять и храм, но храма не было.

Река сделала очередной поворот, и колокольня предстала перед нами от основания до вершины. Сразу стало понятно, что ни о каком восстановлении речь не идет – обвалившиеся перекрытия, свисающая лестница, проломанная стена, в том месте, где сбрасывали колокола…. И не то что церкви, ничего кругом нет! Ни руин, ни домов, ни дороги проезжей, только остатки насыпи, говорившей о том, что некогда тут был и мост, и дорога и село.

А сейчас безлюдность этого места нарушали только двое мальчишек, гонявших по полю на мотоцикле. Огромная колокольня с так и не потускневшим за годы забвения золотым крестом стояла одна, как памятник ушедшей в прошлое цивилизации...

Современная карта ничего не прояснила. На подробной «километровке» фирмы «Арбалет» на этом месте – только перекресток двух грунтовых дорог. Но ведь такая большая колокольня не могла быть построена в чистом поле. При ней должен был быть храм, при храме село, и село немалое – раз в нем построили столь величественное сооружение. Может, старые карты подскажут? На подробной «генштабовской» карте 1947 года на этом месте только значок церкви, но ни села, ни названия. И лишь карта Владимирской губернии 1896 года дает ответ – Никольское (Аргуново) и пометка – волостной центр.

Название помогло найти в краеведческой литературе и историю села. Впервые село Никольское на Киржаче было упомянуто в писцовых книгах Московского государства в 1621 году. Тогда оно было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Александру Еремеевичу Сицкому «за московское осадное сидение в королевичев приход под Москву», т.е. за оборону столицы от войск польского королевича Владислава, который в 1618 году предпринял последнюю попытку добыть себе русскую корону.

После князя Сицкого селом владели бояре Морозовы, а последней владелицей была знаменитая Феодосья Прокопьевна Морозова, ставшая одним из вождей старообрядцев.

После заточения все ее владения, в том числе и Аргуново, были «отобраны в казну», т.е. конфискованы.

В состав прихода Никольской церкви в Аргуново входили вотчины и других дворян, оставивших свой след в русской истории. Так, соседняя деревня принадлежала дворцовому дьяку Никите Моисеевичу Зотову – первому учителю Петра Великого. Его соседями братья Савеловы, старший из которых – Иван Петрович Большой Савелов в 1674 году избрал для себя духовное поприще и в 1674 году возглавил Русскую православную церковь под именем патриарха Иоакима. Младший – Павел Петрович Савелов, был известным военачальником во времена царя Алексея Михайловича.

Основным занятием жителей Аргуновской волости было не земледелие, а плотницкая работа. Каждый год тысячи крестьян, как государственных, так и помещичьих оставляли родные дома и отправлялись на заработки. Аргуновские плотники были хорошо известны не только в своей губернии, но и в Москве, Ярославле, Костроме и Санкт-Петербурге. Их мастерство, сметка, добросовестное отношение к работе обеспечивали прекрасную репутацию и обилие заказов. В словаре В.И. Даля слово «аргун» объясняется как плотник, причем плотник именно Владимирский.

И хотя куда только ни забрасывала судьба владимирских плотников, они не теряли связи с малой родиной, регулярно возвращаясь в родное село и прилагая немало усилий для его украшения.

В 1795 году вместо двух небольших деревянных храмов в селе на средства прихожан строится величественный пятиглавый храм Николая Угодника, с приделом Святых Апостолов Петра и Павла. В 1813 году рядом ставится величественная колокольня, а в 1833-м – храм и колокольню соединяет теплая трапезная.

Отмена крепостного права в 1861 году еще больше повысила благосостояние аргунов, теперь плотникам не надо было отдавать значительную часть своего заработка в качестве оброка помещику. С ближайшими селами Аргуново связывали мощеные камнем дороги (их остатки и сейчас можно увидеть в лесу), через Киржач был перекинут крепкий деревянный мост, в волостном центре появились церковно-приходская, а затем и земская народная школы, медицинский пункт, народная библиотека и чайная – что-то вроде досугового центра.

В 1903 году благодарные жители волости поставили около храма величественный памятник царю-освободителю императору Александру II. Автором скульптуры был знаменитый А.М. Опекушин, а постамент проектировал архитектор Павел Александрович Зарушин. Величественный монумент, который мог бы украсить площадь и губернского города, был свидетельством не только верноподданнических чувств местных крестьян, но наглядным свидетельством их благосостояния.

Постоянно в волостном центре проживало не так уж и много жителей. Но по воскресным и праздничным дням село просто преображалось. Открывался базар, из окрестных деревень приезжал народ на богослужение, и население села увеличивалось в разы.

Особенным многолюдно было на Пасху. Где бы ни работали местные мастера, на Святой день они обязательно старались хоть ненадолго вернуться на родину. Встретить главный христианский праздник в своем храме.

Священник одной из церквей Покровского уезда (в котором находилось и Аргуново) в 1886 году на страницах «Владимирских епархиальных ведомостей» подробно рассказал, как встречали Пасху аргуновские плотники:

«Домой они являются на последних днях Страстной недели. Затянутые хозяевами и подрядчиками, некоторые приходят даже в Великую субботу, но зато все являются к утрени Первого дня. Этот день есть исключительный в годовом кругу, когда приходящий люд бывает в полном церковном собрании. Подход богомольцев начинается с раннего вечера и продолжается до первого удара церковного колокола, возвещающего о наступлении всерадостного и всепразднственного дня. Трезвон колоколов замолк, и началась полуночная служба. В храме все засуетилось. Церковный староста со своими подручными спешит зажигать пред местными иконами массивные свечи, весом до 30 фунтов в каждой, налепки, свечи на подсвечниках, на паникадилах. В то же время каждый богомолец вынимает из кармана целый пук принесенных белых свечей, ставит их пред св. иконами и зажигает.

После того  становится на свое место с зажженною в руках свечою в ожидании крестного хода. Таким образом, в один момент, от тысячи зажженных свечей церковь освещается необыкновенным ярким светом.

Но обход со святыми иконами вокруг церкви окончился. Слышится из уст священника радостная песнь «Христос Воскресе!» Все оживились, все осенили себя крестным знамением. Настала минута торжественная! Вся церковь соединилась воедино; все: и священнослужители, и певцы, и народ поют одну песнь: «Христос Воскресе»; все дышат одною любовию к Воскресшему; все восторгаются одною радостью Воскресения Христова. Теперь и на клиросах идет особенное, так сказать, народное пение, потому что не избранные певцы поют, а целая масса певцов поет, которые за неимением места на клиросах помещаются около них и на солее. Пение идет протяжное, громогласное, но в то же время стройное и воодушевленное. За исключением единиц, все поют плавно, прислушиваясь к общему тону. Удивляешься, когда слышишь стройное пение целой массы неученых певцов, но оно таково на самом деле.

Любимая нашим простым народом церковная песнь «Пасха священная нам днесь показася» положительно поется всею церковью – и старым, и малым; поется торжественно, величественно и воодушевленно.

Чтобы хотя отчасти понять торжественность этих минут и видеть воодушевление и восторг народный в это время, нужно быть очевидцем, так как мое слабое перо не в состоянии описать энтузиазм народный. Скажу откровенно, что, когда церковь оглашается стройным пением полутысячи разнообразных голосов, трепет невольно пробегает по телу».

Почему же столь богатое и важное для всей округи село практически исчезло с лица земли? Войны в этих краях не было, голодомора – тоже… Но отхожий крестьянский плотницкий промысел оказался несовместим с новой, советской системой хозяйствования. Спрос на услуги плотников в округе упал, а в крупных городах сезонных рабочих стали всеми силами удерживать на постоянной основе. Да и жизнь в советском городе была полегче, чем на селе, где даже паспортов до 50-х годов не было. Вот и запустел бывший Покровский уезд, а в особенности – Аргуновская волость. От некогда многолюдных деревень остались небольшие осколки, дома в которых активно покупают московские и владимирские дачники. Аргуново запустело полностью. В начале 50-х годов храм был еще действующим, местные жители бывали в нем, посещая кладбище с могилами предков. Но 18 марта 1957 года исполком владимирского облсовета принял решение о закрытии и сносе храма, по причине его якобы аварийного состояния.

В начале 60-х годов храм был взорван. На его месте сейчас – лишь груда битого кирпича. «Находящаяся в аварийном состоянии» колокольня выдержала взрыв 30 кг промышленной взрывчатки и стоит до сих пор.

Последний осколок некогда богатого и славного села...

Говорят, если подойти к ней в пасхальную ночь, то можно услышать еле различимый колокольный звон и пение: Пасха священная нам днесь показася…

Удивительно, но в начале XXI века значительная часть жителей Покровского района Владимирской области, подобно своим предкам, ездит на работу в Москву и Владимир, благо современные средства коммуникаций позволяют делать это достаточно быстро. А у окрестных дачников, которых много в этой живописной местности, большим спросом пользуются услуги местных плотников. В последние годы многие москвичи предпочитают на Пасху уезжать на дачи, и участвовать в Пасхальной службе не в переполненных сверх всякой меры столичных храмах, а в небольших сельских церквях, где когда-то молились их предки. Эти тенденции дают старинному селу Никольское-Аргуново неожиданный шанс на возрождение. И может быть, с верхних ярусов двухвековой колокольни еще зазвонят настоящие колокола, а внизу, в восстановленном на сохранившемся фундаменте храме громогласно провозгласят: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!».

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
Анна, житель поселка Санинского ДОКа, учитель местной средней школы.
18.10.2014 14:33
Большое спасибо за Ваши теплые слова в адрес нашего края. Постарайтесь побывать в Санино весной. Храм Черниговской иконы Божией Матери преобразился в сентябре 2014 года до неузнаваемости. А по поводу Никольской колокольни могу добавить, что Шканов Николай Иванович впоследствии работал директором нашей школы. К сожалению, он умер. Но по рассказам его Жены Фаины Васильевны Шкановой, ныне тоже покойной, он много сил приложил к тому чтобы колокольня в Аргуново осталась.
Анатолий
23.05.2011 12:45
Сергею. В нике вашем указано число спасаемых при наступлении конца света, а именно 144 тысячи из всех колен израилевых.Сомневаюсь, я что попадёте в их число.Возлюбите ближнего и увидите, что молятся они не за себя, а за всех нас и это есть их великий подвиг, от слова подвижничество, идти вперёд. Мы же, простые миряне, не сильно утруждаем себя постом и молитвой надеясь на то, что за нас всё сделают другие. Оттого и появляется ненависть к людям, радеющим за других, себя не жалея.
елена
06.05.2011 15:32
сергею. Лишний раз убеждаешься, что многим просто недоступно понятие христианской любви, любви к ближним. С такой злобой нив одной вере не спасешься.Съешь себя сам.  Слушай сердце!Не хули Господа нашего! Не оскорбляй людей ....
сергей144
03.05.2011 18:04
Много суесловий на тему ай да мы... На земле живут 6 иль 7миллиардов народу и если слушать Вас то только Православные спасутся да и то некоторые кои преуспели в садо-мазопервенстве православной святости. Основа основ пр.славия борьба с помыслами - невидимая брань, но помыслы, по словам др.святого, есть то, что отделяет нас от животных т.е борьба с помыслами - невидимая брань - молитвенная война с разумом за превращение в животного. Вам Ваш Бог не указ с Его - "не будьте аки язычники, которые в могословии своем думают, что будут услышаны" - да ср...ть Вам на слова Христа, у Вас традиция... Дудоня часами, сутками молитвенные правила, сходя с ума, соревнуясь в самоистязаниях, со страхом своим уподобляетесь Вы лукавому рабу из притчи зарывшему талант господина своего в землю.
УГОДНЫ ЛИ БОГУ "ИНЫЕ" ВЕРЫ?
28.04.2011 19:41
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Как поют православные арабы, празднуя Пасху Господню в храме Воскресения Господня в Иерусалиме: "Наша Вера правая, Вера Православная!"

Истина только одна. Истинная вера только одна. Это — вера православ- ная. Всякая неправославная вера имеет в себе или примесь лжи, или вся ложна. Отец лжи есть диавол, а Бог ненавидит ложь.
             Кажется, все это для православного христианина самые простые, самые неоспоримые истины. Если он верует во Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то он должен веровать и в то, что она одна есть столп и утверждение спасительной истины, что в нее, как в сокровищницу, апостолы и богоносные мужи — учители Церкви — вложили все, что православному христианину нужно для спасения. А стало быть: слушайся Церкви, пользуйся ее таинствами, делай то, что она тебе заповедует, и спасешься. А заповедует она соблюдать и исполнять заповеди Божии. Вот и всё...
             К чему же после этого православному христианину еще вопрошать: «Угодны ли Богу другие веры: лютеранство, латинство и прочия, им же несть числа?» Ответ ясен сам по себе. Не говорю уже о язычестве, магометанстве, иудействе с его талмудом. Даже о христианских исповеданиях верный сын Церкви скажет то, что говорил незабвенный святитель Феофан: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, — одно знаю: если я оставлю Православие и уйду в латинство, то — несомненно погибну». Бог всем хочет спастись и в разум истины прийти; Его пути неисповедимы; кто не мог познать истины чистой, какова истина нашего святого Православия, с того меньше и взыщется, а все же взыщется, кто же и имел к тому полную возможность и познал сокровище православной истины, но изменил сей истине, тому нет прощения: он погибнет, аще не покается.
             Казалось бы: ясно как Божий день: «Высших себе не ищи и крепльших не испытуй: яже ти поведена суть — в сих пребывай» и — довлеет тебе! Кто ты, что хочешь знать неиспытуемые суды и судьбы Божии? Знай себе, и будет с тебя.
             Но вот есть такие пытливые люди, которые не довольствуются такими бесспорными истинами и готовы спорить даже против них. Они хотят проникнуть в суды Божии и как бы возражать Самому Господу Богу. Забывают мудрое слово апостола: Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? (Рим. 9, 21). Или ты недоволен, что ты являешься сосудом для «почетного употребления»? Смирись в уме своем, возблагодари, что обладаешь чистым сокровищем истины, молись, да пребудеши во истине, и предоставь Богу судьбы тех людей, которые не принадлежат к твоей Матери-Церкви, хотя бы они и родные тебе по плоти. Тебе тяжело это слышать? Но ужели думаешь, что ты милостивее Господа Бога, премудрее Церкви, сей таинницы мудрости Божией? Укоряй себя, что ты не хочешь, не умеешь, нерадишь о том, чтобы родных своих делать соучастниками сокровищ благодати, столь преизобильно изливаемой от Церкви в ее таинствах, в ее богослужении, в ее учении о спасении нашем. Это твой долг, ты должен озаботиться присоединить к Церкви наипаче присных тебе по крови, но еще чуждых по духу людей. А ты как будто хочешь, чтобы Церковь насилием привлекла их к себе, в свои недра, помимо их воли и соизволения, и притом уже после их смерти? Ты хочешь, чтобы Бог, Господь наш Иисус Христос, создавший Церковь Свою для хранения чистой истины, допустил пребывать в ней сознательной, упорной лжи в виде тех заблуждений, коих держатся латины, лютеране и другие инославцы, держатся столь крепко, что считают Православную Церковь причастною какой-то ереси: возможно ли это? Конечно, един Ведущий сердца человеческие знает, насколько сознательно кто из неправославных отстоит от православной истины и держится лжи: ожесточенный фанатик-иезуит, называющий Православие «песьей верой», ставящий ложь в ряд нравственно-допустимых понятий чрез свое правило: «Цель оправдывает средства», или же простой французский крестьянин, едва умеющий читать и вовсе не знакомый с тонкостями богословских споров, верующий в простоте сердца, как его учит духовный отец, и с верою принимающий таинства своей Церкви? Известно слово Господа, что ведевый волю господина своего и несотворивый биен будет много, а неведевый и несотворивый по воли его биен будет мало. Кто ведает пути Господни? Пути милосердия Его? Вот, может быть, для таких-то простецов, почти неповинных в своем уклонении от Православия, «земные перегородки», по выражению митрополита Киевского Платона, «и не доходят до неба», но это уж дело Божие, а не наше, и надеяться на сие рассуждение православному, и в этой надежде искать оправдания измене Православию для себя — было бы преступно...
             Для православного христианина нет и нужды углубляться в исследования: можно ли спастись в неправославии? Если бы было можно, то Церковь и принимала бы инославных в свои недра без всякого отречения от лжеучений, которые она считает еретическими, неправославными. Не было бы и разницы исповеданий. Очевидно, Церковь уклоняется от общения в молитве и таинствах с инославными как чуждыми ей, как не чадами ее. И чада ее не имеют права мудровать по-своему и должны склоняться пред ее Божественным авторитетом. Спасение было бы возможно даже и для сатаны, но Бог не насилует свободы Своих созданий, а сатана, по своей богопротивной гордыне, никогда не склонит свою волю к смиренному признанию своего богоотступничества. Прочтите поучительную повесть в житии преподобного Антония Великого о том, как два беса приходили к нему с вопросом: возможно ли для них покаяние? Ангел Божий возвестил угоднику Божию, что Господь не отвращается никого, кто приходит к Нему в покаянии, хотя бы и сам сатана пришел, но «злоба древняя не может быть новою добродетелью». Люди — не бесы, не духи злобы: они имеют полную возможность смириться и принести покаяние, но надо, чтоб это они приняли своим произволением, открыли свое сердце для благодати, которая всегда готова помочь нам в деле спасения нашего. А мы, любя их, должны все меры употреблять, чтоб содействовать им в сем деле, располагая их к общению с Церковию, раскрывая им, если, конечно, не станут отвергать, все сокровища благодати, Церковью хранимые. И сие будет бесконечно благотворнее пытливых вопрошений о том: угодны ли Богу веры, в коих, по свидетельству нашей Матери-Церкви, ложные мудрования примешаны к чистой истине Православия. Надо жалеть заблуждающихся, а не потворствовать им в заблуждениях. Тем паче беречь себя от заражения сими заблуждениями. Ереси, конечно, Богу не угодны: это плевелы среди пшеницы чистого учения. И как вредные семена, примешанные к пшенице, делаются отравою, когда пшеница обратится в хлеб, так и ложные учения, воспринятые в сердце вместе с чистым учением Церкви, вредят душе христианина.
             Можно ли даже и спрашивать: угодны ли Богу такие, отравленные ложным учением, исповедания веры? Ясно, что неугодны. На вопрос о возможности спасения в сих исповеданиях общий ответ: только в Церкви Православной обрести можно спасение. Так учит сама Церковь. Так и должно быть. Ибо спасение только в истине, а истина только в Церкви, только одна, как и Церковь — одна: верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь, говорит наш Символ Веры.
Старый учитель истории - studentу
27.04.2011 9:18
Вы на каком курсе, уважаемый, если не секрет?.. Или Вы, как Петя Трофимов - "вечный student"... Только без обид... Ладно?.. Не серчайте на старика... До слёз обидно за всё и за всех...
student
26.04.2011 14:39
Как будто перечитал " Историю города Глупова" Салтыкова- Щедрина.

Святая российская даль...
лена
26.04.2011 13:12
я рада что ктото затронул эту тему.спасибо вам большое.
Воин - Старому учителю
26.04.2011 12:20
Воистину Воскресе Христос!
СпасиБог за добрые слова.
Старый учитель истории
25.04.2011 9:38
Когда-то в нашем поселке Барвиха в здании церкви размещались баня, прачечная, милиция, паспортный стол, спортзал... Сейчас храм реставрировали... Служба идет каждый день... Народ понял, без Бога не прожить... И я хорошо помню, когда в детские годы подходил к этому зданию почему-то становилось теплее и радостнее на душе... Свято место святым остается даже после осквернения... Христос Воскресе, православные!.. Здоровья, радости и счастья всем, кто любит людей и у кого болит душа о другом человеке... С нами Бог и всё будет хорошо!.. Обязательно... А иначе и не может быть...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
09.12.2018
Игорь Друзь
О вредных иллюзиях некоторых российских публицистов и экспертов.
Фоторепортаж
10.12.2018
Подготовила Мария Максимова
В Выставочных залах Сытного двора в Коломенском проходит выставка, посвященная Александру I.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».